Проект по экологии для учащихся старшей школы «Сохрани озоновый слой России»
учебно-методический материал по экологии (9 класс) на тему

Сашина Элла Леонидовна

Проект по экологии для учащихся 8-10 классов «Сохрани озоновый слой России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt_po_ekologii.zip73.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Судогодская средняя общеобразовательная школ №1»

Проект по экологии для учащихся 8-10 классов

«Сохрани озоновый слой России»

Разработчики проекта:

учитель биологии Сашина Э.Л.

учитель географии Любезнова И.Е.

Город Судогда

2013 год.

Введение.

           Экологическая ситуация в городе Судогда, Владимирской области вызывает серьезную озабоченность общественности, т.к.  с 2000 года в городе открылось ряд предприятий, которые представляют серьезную угрозу для экологической обстановки города.

  В местной печати неоднократно поднимался вопрос о выбросах, которые делает предприятие в черте микрорайона «Красный Химик» «Лауша Файбер».

        Это не оставило равнодушными учащихся школы, которые на протяжении трех лет осуществляли реализацию проекта «Город, в котором я живу», направленный на изучение экологической ситуации родного города.

В ходе реализации  данного проекта были в полной мере достигнуты цели и задачи, поставленные его авторами.

Работа над данным проектом заставила задуматься о влиянии выбросов химических предприятий и автомобилей на загрязнениене только атмосферы, но и  состояние озонового слоя Земли.

 Информированность учащихся о состоянии озонового слоя Земли недостаточна, т.к. рассматривается в старших класса,  но в тоже время вызывает интерес у детей начальной и основной школы.

Для ознакомления с состоянием и необходимостью охраны озонового слоя России  был задуман и реализован данный проект.

Школьники могут  принять активное участие в сборе  информации по охране озонового слоя, в  анкетировании и проведении мероприятий по пропаганде охраны озонового слоя России.

        Проект «Сохрани озоновый слой России» рассчитан на 3 месяца.

В  работе  участвовали  учащиеся 8-10-х классов, проявляющие интерес к биологии, географии и проблемам охраны озонового слоя России.


Цель:

Изучить мероприятия по организации пропаганды по охране озонового слоя в России.

Задачи:

- Изучить состояние пропаганды по охране озонового слоя в России;

- Изучить осведомленность жителей города по проблеме истощения озонового слоя;

- Выявить факторы риска  истощения озонового слоя для здоровья человека;

- Провести анкетирования среди учащихся школы, города, анализ полученных данных;

-Повысить социальную компетентность подростков.

Методы исследования:

  • Изучение теоретических основ;
  • Анкетирование;
  • Статистическая обработка результатов

Механизм реализации, основные этапы и сроки реализации проекта

Этап

Сроки

Участники

Содержание деятельности

  1. этап

10-18 января 2013 г.

 учащиеся 8-11 классов, преподаватели биологии, географии

Определение участников проекта.

Изучение теоретического материала по охране озонового слоя в России

  1. этап

21-26января 2013

Рабочая группа

Разработка анкеты для опроса учащихся и жителей города (приложение №1)

  1. этап

28 января-

8 февраля 2013 г.

Рабочая группа

Проведение анкетирования

  1. этап

11-16 февраля 2013 г.

Рабочая группа

Обработка результатов анкетирования

  1. этап

18-28 февраля 2013 г.

Рабочая группа

Подготовка и выпуск листовки «Защити озоновый слой России!»

  1. этап

1 марта-

16 марта 2013 г.

 Рабочая группа, учащиеся  8-10 классов

Подготовка  выступления агитбригады «Экологический бумеранг»

  1. этап

18-22 марта 2013 г.

 Учащиеся 8-10 классов

Выступление агитбригады «Экологический бумеранг»

Заключение.

Среди учащихся школы проведено анкетирование, в котором приняло участие 197 учащихся 4-11 классов. Анализ результатов анкетирования представлен в приложении №2.

По итогам проекта было организовано выступление агитбригады «Экологический бумеранг» для учащихся 4-9-х классов школы. Сценарий выступления представлен в приложении №3.

Творческая группа разработала и распространила  по классам листовки «Защити озоновый слой России!» Приложение №4.

По результатам  реализации проекта «Защити озоновый слой России!» проведено повторное анкетирование среди учащихся школы. Результаты анкетирования показали, что вырос процент учащихся компетентных в вопросах охраны озонового слоя Земли. Результаты в приложении №5.

Список использованных источников и  литературы:

1.     Никитин Д.П., Новяков Ю.В. Окружающая среда и человек.– М.: Высшая школа, 1980.

2.     Реймерс Н.Ф. Экология (тория, законы, правила, принципы и гипотезы). – М.: Журнал «Россия Молодая», 1994.

3.  
Э. Александров, Озоновый щит Землии его изменения. СПб. Гидрометиоиздат2002.

4. Интернет ресурсы

Приложение №1

Анкета.

  1. Знаете ли Вы  что такое озоновый слой Земли?
  1.  Да
  2.  Нет
  1. Знаете ли Вы что такое «озоновая дыра»?
  1. Да
  2. Нет
  1. Из каких источников Вы знаете о существовании «озоновых дыр»?
  1. Телевидение
  2. Печатные издания
  3. Интернет
  4. Уроки в школе
  1. Какова толщина озонового слоя Земли?
  1. 2 мм
  2. 3 мм
  3. 3 см
  4. 3 м
  1. В результате чего возникают  «озоновые дыры»?
  1. Увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа
  2. Увеличение выбросов в атмосферу пыли
  3. Увеличение выбросов в атмосферу фреонов
  4. Уменьшение в атмосфере доли кислорода
  1. Что поможет защитить озоновый слой?
  1. Запретить выпуск аэрозольных дезодорантов
  2. Запретить запуск космических ракет
  3. Использование экологически чистового топлива для автомобилей
  4. Парниковый эффект

Приложение №2

Результаты анкетирования.

  1. Знаете ли вы, что такое озоновый слой Земли?

2. Знаете ли Вы, что такое «озоновая дыра»?

3. Из каких источников Вы знаете о существовании «озоновых дыр»?

4. Какова толщина озонового слоя?

5. В результате чего образуются «озоновые дыры»?

  1. Что поможет защитить озоновый слой?

Приложение №3

Агитбригада: «Экологический бумеранг»

Цель: Формирование экологической культуры школьников

Задачи:

- Формирование экологической культуры, знаний и мышлений уч-ся;

- формирование представлений о формах взаимодействия природы и развитие экологического мышления учащихся.

        

Сценарий         

Стихотворение Шахова В.Г.

Человек – дитя природы,

Очень страшное дитя,

Все в округ уничтожил,

лишь свободу обретя.

Лес боится дровосека,

зверь уходит в глухомань.

Человек – дитя природы или это лишь обман?

Черный дым коптит Вселенную,

задыхается Луна,

В душном небе птицы пленные,

Смог над лугом не туман.

Человек – дитя природы,

она жизнь ему дала,

Очень щедрая, очень умная,

терпеливая она.

Как ты можешь быть безжалостным?

Жечь, стрелять.

Скажи, пожалуйста?

Им бы неба только синего,

Им бы речку, лес, луга

Да деревья в белом инее,

А не с пылью города…

Ведущий 1: Сегодня мы будем говорить на тему экологии. А что это за наука, что она изучает?

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой, взаимодействие человека и природы

Ведущий 2: С чего же нам начать разговор? Пожалуй, с загадки:

«О нем говорят, что он вечный путешественник, незнающий границ. Назовите его». (Воздух)

Воздушная оболочка Земли – одно из важнейших условий жизни. Без пищи человек проживет месяц, без воды неделю, а без воздуха и 2-х минут не проживет. На земле практически не осталось чистого воздуха, а в некоторых промышленных центрах состояние атмосферы просто угрожающе для здоровья.

Сегодня на нашем вечере гость – профессор по вопросам загрязнения воздуха, который расскажет нам о состоянии атмосферы и даст ответы на вопросы прессы.

Профессор: Атмосфера очень болезненно реагирует на любые изменения. Основным источником загрязнения является автотранспорт. Один легковой автомобиль за час выбрасывает в атмосферу в среднем примерно 1 кг. выхлопных газов.

Значительная роль в загрязнении атмосферы принадлежит также промышленности, в особенности черной и цветной металлургии, нефтяной и химической. Это привело к появлению такого явления, как кислотные дожди. Они образуются в результате выбросов в атмосферу окислов серы и азота во время работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей.

Ведущий 1: Какой вред наносят кислотные дожди?

Профессор: Кислотные дожди снижают урожайность сельскохозяйственных культур, вымывают из грунта кальций, калий, магний, из-за них гибнут леса, отравляются воды рек и озер, в которых гибнет рыба, исчезают насекомые.

Ведущий 2: Мы бы хотели знать, чем опасны для человечества озоновые дыры?

Профессор: Озоновый щит Земли защищает нас от ультрафиолетовых лучей. Но этот слой разрушает химическими соединениями, которые имеют в своем составе фреон, используемый в холодильниках, освежителях. Уменьшение содержимого озона атмосфере приводит к снижению урожайности, заболеванию животных и людей. Если озоновый слой исчезнет, это приведет к гибели всего живого.

Ведущий 1: Профессор, какие меры применяются для защиты и улучшения атмосферного воздуха?

Профессор: Давайте спросим у ребят.

Учащиеся выполняют задание на листочках

Ведущий 2: Заслушаем предложения учащихся  о мерах по защите и улучшения воздуха.

Ведущий 1: И снова загадка.

Назовите самый ценный минерал на Земле?  (вода)

Как вы уже догадались, следующей экологической проблемой является состояние водной оболочки Земли. С проблемами гидросферы нас познакомит другой профессор экологической академии.

Профессор: Главным источником жизни на Земле является вода. Без нее невозможно существование ни растений, ни животных, ни человека. Она способствует формированию климата на Земле, помогает нам придерживаться правил гигиены, готовить пищу, восстанавливать наши силы. Но бесконтрольное сбрасывание промышленных отходов превышает реки и моря в сточные канавы. Ежегодно в речные системы Земли сбрасывается около 450 куб. км. загрязняющих веществ разного происхождения. В мировой океан уже выбросили около 20 млрд. тонн мусора. Для того чтобы сберечь гидросферу, необходимо перейти к рациональному использованию водных ресурсов. Одним из основных направлений борьбы с загрязнением гидросферы является очищение сточных вод.

Воды на Земле 79%, но это воды Мирового океана, нам нужна пресная вода, а ее всего около 2%. Потребление воды растет, еще в 2000 г. превышало норму 4 тыс. куб. м. в год.

Ведущий 1: Я хочу прочитать мое стихотворение о сохранении водных запасов:

В кране капает вода это вам не ерунда!

Почините кран скорей, позовите слесарей.

День и ночь бежит вода это вам не ерунда!

Кто-то моется с утра, душ холодный принимает,

Кто-то стиркой занялся, воду всюду разливает.

Мама ужин вам готовит – Без воды не обойтись.

Чтоб вода не убегала, кран закрыть поторопись!

На Земле пять океанов, там соленая вода.

Воду мы берем из крана, она пресная всегда.

Никогда не забывайте кран с водою закрывать

Очень важно два процента всем в достатке поставлять

Нас сто сорок миллионов – это вам не ерунда:

В кружке, ванне и сифоне, каждому нужна вода.

Знай, что пресная вода – очень ценный минерал.

Надо чтобы человек кран закрыть не забывал!

Профессор: Ребята, вам дается возможность предложить меры по охране воды на Земле. Учащиеся выполняют задание.

Ведущий 2: Заслушаем предложения учащихся о мерах по охране воды на Земле.

Ведущий 1: Мы  продолжаем. И следующим вопросом для вас будет «Что такое Гринпис»? (в переводе означает «Зеленый мир» - это международная экологическая организация).

Ведущий 2: Каждый час на планете две тысячи детей умирают от голода, 55 человек отравляются химическими веществами, тысяча человек умирает от отравлений водой. Каждую минуту уничтожается 50 га тропических лесов, выделяется в атмосферу 12 тыс. тонн углекислого газа.

Ни одна страна в мире не может сегодня самостоятельно решить свои экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем.

Ведущий 1: Сегодня на нашем вечере представители «зеленых» им слово.

1.Международное экологическое общество начало свою деятельность в 50-60 годах XX века, когда были подписаны первые законы об охране вод Мирового океана и охране естественных ресурсов.

В течение пятидесяти лет были созданы десятки организаций, центров и программ по охране окружающей среды

2.Очень важной Международной договоренностью является конференция ООН. В 1970 году возникла независимая международная организация Гринпис – «Зеленый мир» Больших успехов достигло движение «Зеленый пояс» в Африке. В 1991 году была начата грандиозная программа «зеленых» в Австралии – «Миллиард деревьев».

3.В 1948 году был учрежден Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Союз проводит огромную практическую и просветительскую деятельность в рамках ЮНЕСКО.

4.Гринпис основали активисты из Канады и США,  имеет отделения в 25 странах мира. Гринпис борется против ядерных испытаний и радиационной угрозы, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира и др.

Ведущий 2: Почему наша агитбригада названа «Экологический бумеранг»?

Все зависит от нас, от вас, будущих поколений.

И в заключение разрешите прочитать стихотворение Михаила Дудина:

Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, берегите…

 

                                                        

Приложение №5

Результаты, достигнутые  по результатам реализации проекта

Результаты анкетирования.

  1. Знаете ли вы, что такое озоновый слой Земли?

2. Знаете ли Вы, что такое «озоновая дыра»?

5. В результате чего образуются «озоновые дыры»?

  1. Что поможет защитить озоновый слой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционный курс для подготовки учащихся старшей школы к ЕГЭ.

Дистанционный курс для  самостоятельной подготовки учащихся 9, 11 классов к госдарственной (итоговой) аттестации.   ЗанЗанятие содержит лекционные материалы для самостоятельного изучени...

Система подготовки к ЕГЭ учащихся старшей школы на основе УМК "Английский в фокусе" Афанасьевой О.В.

Система подготовки к ЕГЭ учащихся старшей школы на основе УМК "Английский в фокусе" Афанасьевой О.В....

Эко-КВН для учащихся старшей школы.

ЭКО-КВН разработка внеклассного мероприятия по экологии для учащихся старших классов. Мероприятие направлено на привлечение внимания к экологическим проблемам и путям их решения....

Элективный курс по английскому языку для учащихся старшей школы “Бизнес и коммерция”

Элективный курс “Бизнес и коммерция” предназначен для учащихся старшей школы и нацелен на ознакомление с корпоративной культурой и этикой делового общения, а также в определенной степени прививает нав...

Проект по экологии с детьми старшего дошкольного возраста: "Знакомьтесь - паучок".

зкологический проект с детьми дошкольного возраста + фотопрезентация...

Проект «Формирование учебных компетенций учащихся старшей ступени общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по химии через электронное пособие».

Проект включает в себя тесты по основным разделам общей химии, задания которой включены в контрольно-измерительные материала ЕГЭ....

Разработка урока английского языка для учащихся старшей школы по теме "Избирательное право в России"

Технологическая карта урока и презентация по теме "Избирательное право в России". Подготовлено для Всероссийского конкурса "Атмосфера". Урок рекомендуется проводить для учащихся 8-...