экология 6 класс рабочая програма
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему

Елена Викторовна Чернякова

Рабочая программа по экологии 6 класс на основе авторской программы Самковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_6_klass_rabochaya_programa.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дубровская №2 средняя общеобразовательная школа

Принято                                                                                         Утверждаю

Педагогическим советом школы                                                 Директор школы

Протокол №_____от_______ 2013                                               ____________К.Н. Василенко

                                Приказ №_____от_______

 

Рабочая программа

по (предмету)_________________________экология___________________________

     Класс______6_____

     Всего часов на учебный год_____35______

     Количество часов в неделю_____1______        

Составлена в соответствии с программой (название программы с указанием автора и года издания)

Самкова, В.А. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9 классов основной школы: Концепция. Программа. Тематическое планирование. — М. : Академкнига/учебник, 2011. — 46 с.______________________________________________

УМК:

Экология. Природа, человек, культура: Учебное пособие для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ В.А.Самкова, Л.И.Шурхал. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

              Учитель:

                        ФИО_____Е.В.Чернякова___

РАССМОТРЕНО                                                                      СОГЛАСОВАНО

районным методическим объединением                          

Руководитель РМО                                                                заместитель директора по УВР

_________________                                                     __________________Е.С. Савченкова

Протокол №_____от__________                                                                                      


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа носит интегративный характер и объединяет темы из области различных дисциплин: биологии, географии, литературы, предметов эстетического цикла.

        Основная идея, объединяющая разделы программы — неразрывная связь и глубокое исторически сложившееся взаимовлияние в системе "природа — человек".

        Изучение истории развития взаимоотношений человека и природы, истории природопользования, культурных традиций, связанных с природой, выступает побуждающим мотивом к участию в деятельности по изучению, оценке состояния и охране экосистем своей местности, способствуют становлению экологически ценностного отношения учащихся к окружающему миру.

        Программа "Природа. Человек. Культура" направлена на решение ряда задач: формирование у учащихся представлений о природе как универсальной ценности; изучение истории природопользования, национальных традиций, связанных с природой; развитие умений, связанных с изучением и охраной природы родного края; вовлечение учащихся в конкретную экологически направленную деятельность.

Планируемые результаты

В результате изучения данного курса учащиеся получат возможность овладеть следующими предметными, метапредметными и личностыми учебными действиями:

ОПИСЫВАТЬ: 

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом, используемым в экологии:         экосистема, элементы экосистемы,   экологическое взаимодействие, экологическое равновесие, развитие экосистем, экологический мониторинг;  
  • определять типы наземных и водных экосистем своей местности;
  • уметь использовать приборы, необходимые для изучения экологических факторов и  компонентов экосистем: термометр, барометр, гигрометр, анемометр, люксметр; дозиметр, рН-метр и другие индикационные приборы (исходя из возможностей материальной базы); бинокулярная лупа, микроскоп.  

ОБЪЯСНЯТЬ: 

  • экологические взаимодействия в  экосистемах своей местности;
  • изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;
  • необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
  • зависимость здоровья человека от качества окружающей среды.

ПРОГНОЗИРОВАТЬ И ПРОЕКТИРОВАТЬ:

  • анализировать данные, полученные при изучении состояния экосистем своей местности;
  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
  • прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;
  • планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем местного уровня;
  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, научных сообщений, рефератов, проектов.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Содержание программы

Дата

Введение (2 ч)

1.

Человек – часть природы

Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.

2.

Человек – часть природы

Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека.

Тема 1. Наши древние корни (4 ч)

3.

Наша планета до появления человека

Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.

4.

Происхождение человека

Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель). Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и ближайших к нему человекообразных обезьян: шимпанзе и горилл. Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные заболевания и процессы старения и др.). Отличительные особенности человека как биологического вида: S-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство).

5.

Наши древние предки – дети природы

Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный. Все мы – «наследники по прямой»: биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару.

6.

Огонь, очаг, жилище

Человек овладевает огнем. Способы добывания огня (высекание и трение). Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем. Появление пирогенных ландшафтов.

Тема 2. Природа и человек: у истоков культуры (5 ч)

7.

Хочешь выжить - думай

Способность человека познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.

8.

Хочешь выжить - думай

Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия.

9.

Почему человек заговорил

Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Сколько существует языков на планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения. Возникновение письменности. От пиктографического письма к буквенному

10.

Как человек получает информацию об окружающем мире

Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.), которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. «Метод пристального взгляда».  

11.

Человек познает природу и самого себя

Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.

Тема 3. Представления о взаимосвязи человека и природы в религиях различных народов (5 ч)

12.

Единство человека и природы в представлениях древних людей

Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы и покровительницы.

13.

Растения и животные – покровители рода

Растения и животные – покровители  рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое Древо (Древо Жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.п.) в мифологии различных народов мира.

14.

Природа и человек в верованиях древних славян

Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения (дуб, береза, лиственница) и животные (медведь, олень (лось), конь). Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род - древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика.

15.

Человек и его отношение к природе в различных религиях

Религия – часть мировой культуры человечества. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.

16.

Обобщение и проверка знаний по темам первого полугодия.

Тема 4. Научные методы в экологии (4 ч)

17.

Философия об отношении человека к природе

Философия — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы (одна из биографий по усмотрению учителя: Олдо Леопольд, Генри Торо, Альберт Швейцер).

18-19.

Методы экологических исследований

Методы экологических исследований: наблюдение, измерение, эксперимент. Научное предположение (гипотеза) и его проверка. Приборы, используемые в экологических исследованиях.

20.

Моделирование в экологии

Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Станция «Биосфера-2» - модель биосферы Земли. Математическое моделирование

Тема 5. Человек изменяет природу (4 ч)

21.

Человек и природа

Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека.

22.

Противоречия нарастают

Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем (сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др.). Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.

23.

Бездонна ли «кладовая природы»

Бездонна ли «кладовая природы». Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем

24.

Человек охраняет природу

Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты.

Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве (4 ч)

25.

Человек и природа в художественном творчестве

Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс). «Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др.

26.

Человек и природа в художественном творчестве

Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа – источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира.

27.

Архитекторы учатся у природы.

Природа и архитектура. Три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство..

28.

Природа в языке символов

Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран. Что могут рассказать о природе гербы городов России.

Тема 7. Экология, человек, культура – Брянская область

29.

Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Брянской области

Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Брянской области

30.

Памятники древней славянской культуры на территории Брянской области.

Памятники древней славянской культуры на территории Брянской области.

31.

Охраняемые территории и памятники природы Брянской области.

Охраняемые территории и памятники природы Брянской области.

32.

Азбука экологической культуры

Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас.

33.

Обобщение знаний  по курсу

34.

Итоговая контрольная работа

Резерв времени – 1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая програма по истории для 9 класса.

Рабочая программа по истории для 9 класса (УМК Сороко-Цюпа, Данилова)....

Рабочая програма по дисциплине "Скульптура" художественного отделения ДШИ 1-5 класс

Рабочая программа разработа автором для проведения занятий в ДШИ на основании нормативно-правовых документов министерства образования....

Рабочая програма по дисциплине "Композиция" художественного отделения ДШИ 1-5 класс

Рабочая программа разработанная автором для работы ДШИ 1-5 класс на основании нормативно-правовых документов министерства образования и культуры....

Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год

Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год...

Рабочая програма 1 класс ФГОС

Содержание программы учебного предметадля 1 классаОсновы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля...

Рабочая програма по алгебре и началам анализа в 10 классе.

Рабочая учебная программа разработана  в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента  госу...

Рабочая програма по географии Ступень обучения (класс) - основное общее образование, 5 – 9 класс

Пояснительная запискаДанная рабочая учебная программа по географии для 5-9 класса разработана  на основе:1.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N...