Рабочая програма по дисциплине "Скульптура" художественного отделения ДШИ 1-5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме

 Павлова Марина Владимировна.

Рабочая программа разработа автором для проведения занятий в ДШИ на основании нормативно-правовых документов министерства образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obucheniya_skulptura1.08.2012.doc284.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Березовский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

комитет по культуре и средствам массовой информации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Игримская детская школа искусств»

 

 

Рабочая программа по дисциплине

«Скульптура»

Художественное отделение

1-5 класс

 

Исполнитель:  Павлова М.В.,

преподаватель

художественного      отделения

пгт. Игрим

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по  дисциплины «Скульптура» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».

Учебный курс художественного отделения школы искусств по скульптуре (лепке) рассчитан на пятигодичное обучение детей. Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке. Для создания лепного изделия используются различные материалы. Самым распространенными для  детского творчества является пластилин, глина, соленое тесто. Существует ещё один прекрасный поделочный материал – опилочная масса. Доступный, экологически чистый, пластичный, благородный и достаточно прочный, из которого можно выполнить самые разнообразные по форме, величине и замыслу лепные изделия.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребёнка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук. Именно лепка учит выражать свои чувства и мысли.

Новизна программы

В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность. В процессе творческой деятельности изменяется форма и способы мышления, личностные качества, поэтому важно знакомить учащихся с интересным миром декоративно-прикладного искусства, помочь им реализоваться в деятельности, способствующей духовному развитию.

Актуальность программы

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы – воспитание интереса и любви к народному творчеству, вовлечение учащихся в активную творческую деятельность через воспитание стойкого интереса к художественной культуре посредством декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

1. Развить интерес к предмету и обучить основным приёмам и навыкам работы в скульптуре (лепке);

2. Познакомить с древними промыслами Дымковской, Филимоновской, Каргопольской, Чернышенской игрушками и современными видами декоративно-прикладного искусства России;

3. Воспитывать бережное отношение к народной культуре;

4. Обучение детей разнообразным художественным техникам в работе с глиной (соленое тесто, опилочная масса), лепка изделия из одного куска, лепка при помощи пласта и др., роспись изделия акварелью, гуашью, роспись по объемному изделию и плоскому и т.д.

5. Развивать творческие способности, эстетический вкус, познавательный интерес учащихся;

6. Формирование общечеловеческих ценностей, посредством прикладного искусства.

Основная задача занятий – развить интерес к предмету и дать навыки работы в скульптуре (лепке). Это дает импульс для творческой инициативы, развивает эстетическое и образное мышление, наблюдательность, зрительную память, понимание скульптурных материалов. Определяет возможные пути для дальнейшего обучения.

Учебная нагрузка 1-го и 2-го классов - 2 часа в неделю, 72 часа в год, 3-го, 4-го и 5-го классов по 1 часу в неделю. Занятие  проходят один раз в неделю. Не рекомендуется разделять недельную нагрузку на части, это уменьшает результативность занятий. Для обучения принимаются мальчики и девочки 9-15 лет, усидчивые, склонные к выполнению тонкой кропотливой работы. Оптимальное количество детей в группе 7-9 человек, так как при большем количестве воспитанников преподаватель не сможет уделить необходимое количество времени для индивидуальной работы с каждым ребёнком. Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия, экскурсии); контрольные (подготовка и проведение выставки). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом деятельности является практическое занятие.

В вопросе освоения дисциплины дети младших классов на разных возрастных этапах реализуют себя по-разному, согласно психофизиологическим особенностям возраста и индивидуального развития. Изобразительная деятельность протекает преимущественно на эмоционально-чувственной основе. Но уже в 4 классе начинается постепенный переход к пространственно-объемному изображению. Весь первый год обучения посвящен введению в общие способы создания и восприятия целостности – основы художественной формы в скульптуре.

С первого по пятый классы формируется способность к обобщенному восприятию целостности.

На занятиях используют два вида учебных работ: лепка с натуры (куб, шар, орнамент, листик, и др.), второй – лепка по представлению и на основах фантазии, но большее предпочтение в начальном классе отдается урокам лепки по представлению. Занятие это общение с учащимися в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. На каждом занятии перед практической работой, когда учащиеся готовят скульптурный материал (глина, тесто, масса), проводится небольшая вступительная беседа с разъяснением задания и последовательностью этапов выполнения задания. Учащимся предлагают зрительный ряд, включающий реппродукции профессиональных художников и скульпторов, работы самих учащихся. Такая организация учебного занятия становится стимулом к художественной творческой активности учащихся. Кабинет и выставочные стенды оформляются лучшими работами по скульптуре (лепке).

В дальнейшем даются общие понятия о скульптуре, что она имеет объемную трехмерную форму и существует в пространстве, а не на плоскости, и это дает возможность обойти ее со всех сторон. Также учащиеся знакомятся с рельефом (вид скульптуры). Рельеф – объемное изображение на плоскости, в переводе с латинского означает «поднимаю». Важнейшим свойством рельефа является развертывание объемной композиции на плоскости, возможности перспективного построения пространственных планов, создание иллюзии полного объема.

Особого внимания заслуживает лепка мастеров народного промысла – Дымковская, Филимоновская,  Каргопольская, Чернышенская игрушки, и т.д. Игрушка создана для общения старшего и младшего поколения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушки. Обобщенный образ игрушки дает возможность домысливать игрушку по-своему. Народная игрушка была плодом коллективного творчества женщин-мастериц. Она учит любить родину и знать свои корни. В народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире магическом и обрядовом. Глина давала, возможность лепить разнообразные игрушки применяя, различные приёмы (вытягивание, заглаживание и т.д.). Роспись игрушек лаконична, условна, каждое изображение, каждый элемент орнамента заключает в себе определенный смысл и связан с мировоззрением наших далеких предков. Для полного понимания лепки и росписи игрушек используют дидактические пособия. Это таблицы с возможными вариантами народной символики, образцы работ. В начальных классах очень важно как можно чаще показывать детям, чего они достигли, чему научились. Поэтому в конце урока в течение 5 минут подводятся итоги проделанной работы, даются общие характеристики достижений всего класса и демонстрируются удачные изделия.

В занятия внесены игровые элементы. Программа предполагает использовать на занятиях музыкальное сопровождение, что побуждает к творчеству.

Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:

-принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;

-принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков, обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);

-принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;

-принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;

-принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.

- принцип деятельностного обучения – важным моментом является то, что учебные занятия взаимодополняемы и имеют практическую направленность. Успешное усвоение знаний происходит, если учащийся проявляет познавательную активность. Использование этого принципа заключается в том, что учащимся предлагается на каждом этапе обучения основная и дополнительная литература по темам декоративно-прикладного искусства.

Предполагаемые результаты выполнения программы

Обучающиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с основным материалом, пластмассовыми ножами, стеками;

- основы изготовления лепных изделий из различных материалов;

- способы украшения и росписи лепных изделий;

- народные промыслы игрушки, а также узнать о других ведущих промыслах России.

Обучающиеся должны уметь:

- делить тесто на части разными способами;

- выполнять базовые формы (шар, лепёшка, яйцо, колбаска, жгутик);

- соединять детали;

- аккуратно вырезать детали из теста по шаблонам;

- использовать полученные знания при выполнении творческих заданий;

- обобщать, стилизовать животные и растительные формы;

- трансформировать объемное изделие плоское и наоборот;

- изготавливать скульптурные композиции разными способами украшения лепных изделий.

- анализировать свою работу, исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу, умело, используя приемы и изобразительные формы.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  1. вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  2. текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
  3. рубежный, который проводится после завершения изучения каждого блока. Он закрепляет знания и умения, связанные технологической характеристикой изделия;
  4. итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

        Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты обучения учащихся, усвоение ими знаний и практических навыков, определяются при выполнении контрольных заданий. Дополнительным способом определения результативности учебного процесса является участие в конкурсах различного уровня. Формами промежуточной и итоговой аттестации является просмотры и выставки работ учащихся, организуемые в конце каждой четверти и по итогам учебного года.

Учебный план

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Скульптура

2 ч

1 ч

Учебно-тематический план


п/п

Наименование темы

Общее

кол-во

 часов

В том числе

Теория

Практика

1 класс

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Азбука скульптурного материала (соленое тесто).

2

1

1

3

Лепка медальона «Цветок»

3

1

2

4

Лепка птички

4

1

3

5

Лепка Чернышенской игрушки. Кукушечки.

4

1

3

6

Лепка орнамента в полосе.

4

1

3

7

Роспись медальона «Цветок»

4

-

4

8

Роспись птички.

2

-

2

9

Роспись кукушечки

2

-

2

10

Роспись орнамента

2

-

2

11

Лепка Дымковской игрушки. Конек

6

1

5

12

Лепка Дымковской игрушки. Индюк.

6

1

5

13

Роспись конька

4

-

4

14

Роспись индюка.

4

-

4

15

Лепка на свободную тему.

6

1

5

16

Лепка плоского декоративного яблока

4

0.5

3.5

17

Лепка плоской декоративной груши

4

0.5

3.5

18

Роспись изделий на свободную тему

2

-

2

19

Роспись декоративного яблока, груши

2

-

2

20

Итоговое занятие

2

1

1

21

Подведение итогов, выставка-просмотр

3

-

3

Итого:

72

12

60

2 класс

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Азбука  скульптурного материала (глина).

2

1

1

3

Анималический жанр. Лепка зверей и птиц.

2

0,5

0.5

4

Изразцы. История возникновения. «Фантастическая птичка».

2

0.5

1.5

5

Ветка рябины в круге. Рельеф.

2

0.5

1.5

6

Лепка листика (береза, дуб, клен, на свой выбор)

2

0.5

1.5

7

Роспись плитки, «Фантастическая птичка».

2

0.5

1.5

8

Роспись ветки рябины в круге.

2

0.5

1.5

9

Роспись листика.

2

0.5

1.5

10

Лепка Дымковской игрушки. Козла, конька.

2

1

1

11

Лепка пряничных птиц. Петух

1

1

1

12

Роспись козла, конька

2

0.5

1.5

13

Роспись петуха

2

0.5

1.5

14

Лепка изразца. Имитация, рельеф. «Фантастический лев».

3

1

2

15

Роспись рельефа.

2

0.5

1.5

16

Лепка куклы на конусе.

3

1

2

17

Роспись куклы.

2

1

1

18

Итоговое занятие

1

1

-

19

Подведение итогов, выставка-просмотр

1

-

2

Итого:

36

8

28

3 класс

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Азбука скульптурного материала (глина).

2

1

1

3

Лепка насекомых (Бабочка, божья коровка, пчела, паук).

4

0.5

3.5

4

Лепка сосуда «Рыбка».

4

0.5

3.5

5

Лепка чернышенской игрушки. Барыня.

5

0.5

4.5

6

Народная сказка. Лепка героев сказки.

5

0.5

4.5

7

Роспись насекомого.

2

-

2

8

Роспись сосуда «Рыбка».

2

-

2

9

Роспись чернышенской игрушки. Барыня

3

-

3

10

Роспись героев сказки.

3

-

3

11

Итоговое занятие

2

1

1

12

Подведение итогов, выставка-просмотр

2

-

2

Итого:

36

6

30

4 класс

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Азбука скульптурного материала (глина).

1

-

1

3

Изготовление полых сферических форм.

8

1

2

3.1Техника соединения деталей

-

2

3.2Изготовление раковины (полая форма).

0.5

2.5

4

Лепка изразца. Части лица (нос).

12

0.5

2.5

4.1 Брови, глаз

0.5

2.5

4.2 Ухо

0.5

2.5

4.3 Губы

0.5

2.5

5

Создание скульптуры

10

5.1Изготовление каркаса

0.5

1.5

5.2 Прямая лепка на проволочном каркасе

2

6

6

Итоговое занятие

2

1

1

7

Подведение итогов, выставка-просмотр

2

-

2

Итого:

36

8

28

5 класс

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Современное декоративное искусство

4

2

2

3

Применение различных технологий и материалов в декорировании лепных изделий

27

6

21

3.1Украшение лепных изделий элементами из кожи.

9

2

7

3.2Украшение лепных изделий элементами их различных материалов.

9

2

7

3.3Декупаж

9

2

7

4

Итоговое занятие

2

1

1

5

Подведение итогов, выставка-просмотр

2

-

2

Итого:

36

8

28

Содержание курса

1 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 2 часа

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

Азбука скульптурного материла – 2 часа

Беседа о соленом тесте, его свойствах, способ приготовления, инструменты необходимые для лепки, элементы техники безопасности.

Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: грамотно и правильно приготовить материал к работе.

Задание № 3.

Лепка медальона «Цветок» – 3 часа

Освоение приема работы с пластом, с использованием приема прилепов капельками, листиками.

Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, отработка навыков работы с мелкими деталями.

Задание № 4.

Лепка птички – 4 часа

Лепка из целого куска. Организация цельного гармоничного, законченного изделия. Внимание на деталировку, декоративность изделия. Тщательное заглаживание изделия.

Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, отработка навыка заглаживания, вытягивания, сдавливания.

Задание № 5.

Лепка Чернышенской игрушки. Кукушечки – 4 часа

Знакомство с народным промыслом Чернышенская игрушка. Лепка из одного куска. Умение соблюдать пропорции при лепки кукушечки.

Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием народных промыслов.

Задачи: концентрация внимания на качество исполнения, законченность, соблюдение пропорции и четкости выполнения задания.

Задание № 6.

Лепка орнамента в полосе – 4 часа

Знакомство с системой построения орнамента в полосе. Повторение предыдущей темы, прилепы в лепке орнамента. Понятие симметрии, равновесия, баланса.

Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: построение орнаментального рисунка.

Задачи: грамотное аккуратное выполнение работ, соблюдение симметрии и соразмерности в повторяющихся элементах.

Задание № 7.

Роспись медальона «Цветок» – 4 часа

Навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.

Задание № 8.

Роспись птички – 2 часа

Продолжение знакомства с игрушкой и ее росписью. Полосатость, праздничность, близость к родной природе.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, освоить методы смешивания красок.

Задание № 9.

Роспись кукушечк – 2 часа

Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить полосатую кукушечную роспись.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, освоить методы смешивания красок.

Задание № 10.

Роспись орнамента – 2 часа

Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы над декоративной композицией.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, аккуратное выполнение работы.

Задание № 11.

Лепка Дымковской игрушки. Конек – 6 часов

Учить видеть характерные особенности формы и пропорций; удлиненное туловище, несколько вытянутые шея и ноги. Учить передачи этих особенностей во время лепки, самостоятельно применяя способ лепки туловища и ног из одного куска.

Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием  народных промыслов.

Задачи: зрительное обследование игрушки с анализом формы и пропорций.

Задание № 12.

Лепка Дымковской игрушки. Индюк – 6 часов

Пользуясь натурой и уже известными способами лепки, передовать характерную форму игрушки, массивное туловище с длинной шеей и большими крыльями, большой  дискообразный с лепными украшениями хвост, бородка по всей длине шеи и гребешок в виде короны.

Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: определить способы лепки основной формы и деталей.

Задачи: грамотное выполнение работ, зрительное обследование игрушки с анализом формы и пропорций.

Задание № 13.

Роспись конька – 4 часа

Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить конька. Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.

Задание № 14.

Роспись индюка – 4 часа

Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить индюка. Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, передача характерных особенностей.

Задание № 15.

Лепка на свободную тему – 6 часов

Обобщить полученные знания и использовать их в свободной теме. Правильно поставить композиционную задачу. Выделить главное. Решить мысль в материале. Уметь декорировать, загладить изделие.

Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: обобщение полученных знаний.

Задачи: умения применять полученные знания.

Задание № 16.

Лепка плоского декоративного яблока – 4 часа

Дать понятие различий между объемным изделием и трансформации его в плоско-декорированную композицию

Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: изучение нового материала.

Задачи: зрительное обследование с анализом формы и пропорций, четкое поэтапное  выполнение работы.

Задание № 17.

Лепка плоской декоративной груши – 4 часа

Освоение приемов лепки пластом и приемом прилепа, при помощи различных приемов и материалов.

Материал – соленое тесто, стеки, бумага, иллюстративный материал, клей.

Цель: изучение нового материала.

Задачи: зрительное обследование игрушки с анализом формы и пропорций, четкое поэтапное выполнение работы.

Задание № 18.

Роспись изделий на свободную тему – 2 часа

Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы над декоративной композицией.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, умение составлять сложные цвета путем смешивания, верно передать характерные особенности работы.

Задание № 19.

Роспись декоративного яблока, груши – 2 часа

Овладение навыков работы с акварелью, гуашью в декоративной композиции, цветовым решением фактуры.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.

Задание № 20.

Итоговое занятие – 2 часа

Цель: закрепление изученного материала.

Задание № 21.

Подготовка к выставкам – 3 часа

Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки.

Цель: закрепление изученного материала.

2 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 1 час

Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

Азбука скульптурного материла – 2 часа

Беседа о глине, его свойствах, инструменты необходимые для лепки, способы работы с глиной, элементы техники безопасности, гигиена труда.

Материал – глина, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: грамотно и правильно подготовить материал к работе.

Задание № 3.

Анималический жанр. Лепка зверей и птиц – 1 час

Развитие наблюдательности. От простой геометрической формы (цилиндр, шар) к фигуре животного или птицы.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, четкая передача формы и пропорции.

Задание № 4.

Изразцы. История возникновения. «Фантастическая птичка» – 2 часа

Выполнение декоративной пластины. Невысокий рельеф. Выполнение эскиза композиции, создание несложной орнаментальной композиции «плоскость, линия”» условность объема, использование музыки.

Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, соблюдение и применение законов композиции.

Задание № 5.

Лепка ветки рябины в круге. Рельеф – 2 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями.

Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, работа с мелкими деталями, отработка четкости выполнения работы.

Задание № 6.

Лепка листика (береза, дуб, клен, на свой выбор) – 2 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Умение использовать все приемы и навыки в лепке листика.

Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления верно передать характерные особенности определенного листа.

Задание № 7.

Роспись изразца, «Фантастическая птичка» – 2 часа

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, передача характерных особенностей, грамотное смешивания основный цветов для получения сложных цветов.

Задание № 8.

Роспись ветки рябины в круге – 2 часа

Навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме. Развитие фантазии, выразительности, цветового решения.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, передача характерных особенностей.

Задание № 9.

Расписать листик – 2 часа

Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить листик. Поиск цветовой гармонии.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, повторение ранее изученного материала.

Задание № 10.

Лепка Дымковской игрушки. Козла, конька – 2 часа

Рассмотреть игрушку, обратив внимание на пластичность формы и ритм в расположении деталей. Подробно разобрать форму, пропорции, путем вопросов выяснить способ изображения.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: научить передавать особенности формы данной игрушки.

Задачи: зрительное обследование игрушки с анализом формы и пропорций.

Задание № 11.

Лепка пряничных птиц. Петух – 2 часа

Понимание выразительности силуэта, вписанного в заданную форму (круг, квадрат).

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: выполнение декоративной пластины.

Задачи: выполнение эскиза композиции, создание несложной орнаментальной композиции.

Задание № 12.

Роспись козла, конька – 2 часа

Освоение росписи Дымковской игрушки.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, передача характерных особенностей.

Задание № 13.

Роспись петуха – 2 часа

Умение работать красками по рельефу.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.

Задание № 14.

Лепка изразца. Имитация, рельеф. «Фантастический лев» – 3 часов

Умение фантазировать, стилизовать, искать выразительные средства для решения данной темы.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: повышение творческого потенциала учащихся.

Задачи: выполнение работы не по образцам.

Задание № 15.

Роспись рельефа – 2 часа

Навыки работы цветными глинами.

Материал – карандаши, кисти, краски.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.

Задание № 16.

Лепка куклы на конусе – 3 часов

Умение использовать различные приемы в лепке куклы. Лепка пластом, лепка на конусе. Прием прилепов, форма куклы предельно проста, тщательно обработана и заглажена.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: повышение творческого потенциала учащихся.

Задачи: выполнение работы различными приемами.

Задание № 17.

Роспись куклы – 2 часа

Научить последовательности росписи куклы.

  1. грунтовка изделеия водоэмульсионкой.
  2. выполнение рисунка карандашом.
  3. подмалевок.краски яркие, сочные.
  4. работа над деталями.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: повышение творческого потенциала учащихся.

Задачи: концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.

Задание № 18.

Итоговое занятие – 1 час

Цель: закрепление изученного материала.

Задание № 19.

Подготовка к выставкам – 1 час

Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки.

Цель: закрепление изученного материала.

3 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 2 часа

Беседа «Основы народного искусства». Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

Азбука скульптурного материла – 2 часа

Беседа о глине, его свойствах, инструменты необходимые для лепки, способы работы с глиной, элементы техники безопасности.

Материал – глина, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: грамотно приготовить материал к работе.

Задание № 3.

Лепка насекомых (Бабочка, божья коровка, пчела, паук) – 4 часа

Развитие наблюдательности. Передача характерных особенностей насекомых.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.

Задание № 4.

Лепка сосуда «Рыбка».– 4 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти.

Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.

Задание № 5.

Лепка чернышенской игрушки. Барыня – 5 часов

Поэтапное освоение лепки «Барыни». Пропорции. Декорирование.

Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.

Задание № 6.

Народная сказка. Лепка героев сказки – 5 часов

Развитие фантазии. Добиться остроты персонажа. Лепка человека, животных, птиц.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, верная передача характерных особенностей, детальная проработка мелких деталей.

Задание № 7.

Роспись насекомого – 2 часа

Передача цветовых особенностей насекомых.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.

Задание № 8.

Роспись сосуда «Рыбка» – 2 часа

Использовать прием выполнения различных фактур. Передача цветовых особенностей.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.

Задание №9.

Роспись чернышенской игрушки. Барыня – 3 часа

Освоение росписи чернышенской игрушки. Барыня.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.

Задание № 10.

Роспись героев сказки – 3 часа

Передача цветовых особенностей. Навык работы с гуашью.

Материал – изделие, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

Цель: раскрашивание готовых работ.

Задачи: навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме, концентрация внимания на качество исполнения, законченность, воспитание чувства цвета.

Задание № 11.

Итоговое занятие – 2 часа

Цель: закрепление изученного материала.

Задание № 12.

Подготовка к выставкам – 2 часа

Подведение итогов по теме в игровой форме. Практические занятия. Подготовка выставки.

Цель: закрепление изученного материала.

4 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 1 час

Беседа «Основы народного искусства». Правила поведения. Организация рабочего места. План и задачи на год. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила безопасного труда.

Задание № 2.

Азбука скульптурного материла – 1 часа

Источники вдохновения. Основы дизайна. Объем и масса, форма, линия, размер, рельеф.

Материал – глина, стеки, бумага, иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: грамотно приготовить материал к работе.

Задание № 3.

Изготовление полых сферических форм. – 2 часа

Отработка способов изготовления полых сферических форм.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность.

Задание № 3.1.

Техника соединения деталей – 2 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти.

Материал – Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: добиться четкого, поэтапного и аккуратного выполнения работы.

Задание № 3.2.

Изготовление раковины (полая форма) – 4 часа

Отработка способов изготовления полых сферических форм.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развить образного мышления, концентрация внимания на качество выполнения, законченность.

Задание № 4.

Лепка изразца. Части лица (нос) – 3 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, добиться четкого, поэтапного и аккуратного выполнения работы.

Задание № 4.1.

Лепка изразца. Части лица (брови, глаз) – 3 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, повторение ранее изученного материала.

Задание № 4.2.

Лепка изразца. Части лица (Ухо) – 3 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, повторение ранее изученного материала.

Задание № 4.3.

Лепка изразца. Части лица (губы) – 3 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, повторение ранее изученного материала.

Задание № 5.

Создание скульптуры. Изготовление каркаса – 2 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, соблюдение правил техники безопасности работы.

Задание № 5.1.

Прямая лепка на проволочном каркасе – 8 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, отработка навыков работы, повторение ранее изученных приемов и навыков работы.

Задание № 6.

Итоговое занятие – 2 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления.

Задание № 7.

Подведение итогов, выставка-просмотр – 2часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления.

5 класс

Задание №1.

Вводное занятие – 1 час

Знакомство с программой обучения. Правила поведения. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в мастерской.

Задание № 2.

Современное декоративное искусство – 4 часа

Виды современного декоративного искусства. Знакомство с работами мастеров, выполненных в разных техниках. Обсуждение представленных работ

Материал – иллюстративный материал, презентации.

Цель: знакомство с многообразием современного декоративного искусства.

Задачи: разработка эскизов с применением современного декоративного искусства и дизайнерских находок.

Задание № 3.

Применение различных технологий и материалов в декорировании лепных изделий – 27 часов

Цель: знакомство с многообразием технологий и материалов в декорировании лепных изделий

Задачи: развитие образного мышления, концентрация внимания на качество исполнения, законченность.

Задание № 3.1.

Украшение лепных изделий элементами из кожи – 9 часов

Сочетание формы вазы и декоративной композиции. Абстракция в декорировании. Рисование эскизов напольной вазы. Выбор эскиза вазы. Изготовление вазы. Формы напольных ваз.

Материал – глина (опилочная масса), стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.  

Цель: ваза, как основа для декоративной композиции из кожи.

Задачи: добиться четкого, поэтапного и аккуратного выполнения работы. Напольная ваза, как часть интерьерной композиции.

Задание № 3.2.

Украшение лепных изделий элементами их различных материалов  – 9 часов

Использование цветного соленого теста в декорировании изделий. Технология исполнения настенной маски. Выполнение эскиза. Подбор материалов.

Материал – глина (соленое тесто, опилочная масса), стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развить образного мышления, концентрация внимания на качество выполнения, законченность.

Задание № 3.3

«Декупаж» – 9 часов

Знакомство с техникой «декупаж». Разработка эскиза изделия. Лепка изделия с применением техники «декупаж».

Материал – глина, опилочная масса, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.  

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления, добиться четкого, поэтапного и аккуратного выполнения работы.

Задание № 4.

Итоговое занятие – 2 часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.  

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления.

Задание № 7.

Подведение итогов, выставка-просмотр – 2часа

Умение обобщать и работать с мелкими деталями. Развитие образной памяти мышления.

Материал – глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

Цель: знакомство с многообразием скульптурного материала и работой с ним.

Задачи: развитие пространственного и образного мышления.

Технические средства обучения

На занятиях по «скульптуре» в данной программе обязательно использование видеоматериалов и слайд – комплектов с наглядными учебными пособиями; демонстрация печатных материалов (фотографии скульптур, репродукция картин, таблицы, схемы). Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы: 

Подборка наглядного материала: изделия народных мастеров, лучшие работы учащихся, методические пособия, фотографии и репродукции изделий.

Подборка технологических карт, схем:

  1. Схемы: Приемы лепки, Приемы лепки при соединении частей, Лепка «Дымковский конек, индюк, козел», «Чернышенской кукушечки, барыни», и т.д.
  2. Разработка рефератов.
  3. Разработка творческих проектов.
  4. Видеопроектор, экран, интерактивная доска, магнитофон с USB выходом

Видео материалы: тематические презентации. Музыкальные записи – шум природы, воды, лирическая музыка

Инструментарий и материалы, необходимые для работы по данной программе:

Для обеспечения работы учащихся в классе необходимо оборудование:

-помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, с естественным доступом воздуха, хорошо налаженной вентиляцией, по площади, рассчитанное на группу не менее 7-9 человек;

-столы, расположенные таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или спереди работающего;

-оформление мастерской должно быть тщательно продумано и соответствовало сочетанию отдельных элементов, масштабности;

-расходные материалы: простой карандаш, глеевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые, акварельные краски, краски «Батик», палитра, линейки, нитки мулине, пяльцы, ножницы, подрамник, бисер, леска и т.д.

- демонстрационный материал: альбом выставочных работ, готовые образцы изделий, репродукции картин, образцы рисунков.

Список информационных источников

Основная литература

1. В помощь педагогу дополнительного образования: Сб. программ по дополнительному образованию / Отв. ред. М.А. Шуклина. М.: Методическая лаборатория доп. образования, 2004. выпуск 40 часть Ш. 127с.

2. Дополнительное образование: Научно-методический журнал. М.: ЗАО «Витязь», 2002 № 12. 64с.

3. Дополнительное образование и воспитание: Научно-методический журнал. М.: ООО «Витязь-М», 2006 № 3, 9. 64с.

4. Классный руководитель: Научно-методический журнал. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2007 № 2, 3, 6; 2009 № 1. 144с.

5. Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования: Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей». М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004, 64с.

6. Прикладное творчество: Сборник программ по дополнительному образованию / Отв. ред. Н.Г. Минько. М.: Южное окружное управление Московского комитета образования, 2000, 197с.

7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта. – М.: «Просвещение» 1986, 219с.

8. www. Spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php

9. naportal.ru

10. http://www.tnrk.ru

Дополнительная литература

Список рекомендованной литературы для педагога

  1. Антипова М. А. Солёное тесто. Красивые вещи своими руками. - М.: Ростов н/Д: «Владис», 2007, 357с.

2. Быков Ю.А., Крауц Т.И. С веком наравне. / Т5Книга о зарубежной скульптуре. – М.: Молодая гвардия, 1986. 303 с., ил.

3. Геронимус Т. « Я сделаю все сам». – М.: Изд. « Аст-пресс». 1998, 178с.

4. Гоголев О.Б. Лепим из глины – М.: Профиздат 2009, 96 с.

5. Горячева В. С, Нагибина М. Н. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». - Ярославль: Изд. «Академия развития» 1998, 260с.

6. Дронова Г.И., ЯкобсонС.Г. «Обучение детей рисованию, лепки, аппликациям и игре». - М.: Изд. «Просвещение». 1992, 193с.

7. Евстратова Е.Н. Скульптура: Научно-популярное издание для детей – М.: ООО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2002, 127с.

8. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста – М.: ОООТД Изд «Мир книги», 2009, 192 с., ил.

9. Кискальт И. Солёное тесто. - М.: Профиздат, 2007, 171с.

10. Михайлова И. Лепим из солёного теста. - М.: «Эксмо», 2004, 117с.

11. Романовская А. Л. Поделки из солёного теста. – М.: АСТ; 2006, 153с.

12. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. – М.: «Просвещение», 2000, 482с.

13. Федоров Г. Послушная глина. - М.: Изд. «АСТ-пресс». 1997, 311с.

14. Хананова И. Н. Солёное тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006, 140с.

15. Хессенберг К. Скульптура для начинающих. – М.: Изд. АРТ-РОДНИК. 2006, 128 с, ил.

Список рекомендованной литературы для детей

1. Альбом для раскрашивания «Разноцветные лошадки», «Городецкие узоры», «Дымковская игрушка».

  1. Рабочие тетради по основам народного искусства «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка».
  2. Учебное наглядное пособие «Учим детей лепить».
  3. Русские народные сказки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая програма по истории для 9 класса.

Рабочая программа по истории для 9 класса (УМК Сороко-Цюпа, Данилова)....

Рабочая програма по дисциплине "Композиция" художественного отделения ДШИ 1-5 класс

Рабочая программа разработанная автором для работы ДШИ 1-5 класс на основании нормативно-правовых документов министерства образования и культуры....

Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год

Рабочая програма с контрольными работами по французскому языку, 7 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год...

Рабочая програма 1 класс ФГОС

Содержание программы учебного предметадля 1 классаОсновы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля...

Рабочая програма по алгебре и началам анализа в 10 классе.

Рабочая учебная программа разработана  в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учетом требований федерального компонента  госу...

рабочие програмы по биологии 6-9 классы

разработки рабочих програм...

Рабочая програма по географии Ступень обучения (класс) - основное общее образование, 5 – 9 класс

Пояснительная запискаДанная рабочая учебная программа по географии для 5-9 класса разработана  на основе:1.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N...