урок экологии 7 класс ФАКТОРЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
план-конспект урока по экологии (7 класс) на тему

Елена Викторовна Чернякова

Сценарий урока экологии в 7 классе "Факторы живой природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekologii_7_klass_faktory_zhivoy_prirody.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ФАКТОРЫ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

Класс:7

Тип  урока: изучение нового материала

Цели урока:

1.Образовательная:  способствовать формированию представления о типах взаимодействий между живыми организмами

2. Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы

3.Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, развивать навыки работы в коллективе, в парах, формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация к уроку

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений

Предметные:

Формирование представления о типах взаимодействий между живыми организмами;

Формирование навыков нахождения, использования и презентации экологической информации.

Метапредметные:

Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,

Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах.

КОНСТРУКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Виды деятельности  учащихся

Продукт

(результат)

познавательная

коммуникативная

регулятивная

I.Организаци-онный момент

Проверяет готовность учащихся

Приветствуют  учителя, готовят  свое рабочее место

II.  Актуализация знаний

Устанавливает правильность, полноту и осознанность домашнего задания

Отвечают на вопросы 1-4 на стр. 58 учебника.

Слушают, дополняют, оценивают ответы товарищей

Осуществляют самоконтроль

Оценка знаний

III.Изучение нового материала.

1.Мотивация и целеполагание

- Задает проблемный вопрос: к какой группе экологических факторов относятся взаимоотношения в стихотворении? (слайд 1)

Соседи, соседи: жуки и медведи,

Орлы и козявки, деревья и травки.

Прожить без соседей — увы! – невозможно,

Иных обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде!

- Могут ли живые организмы существовать без влияния биотических факторов?

- Можете ли вы дать характеристику разных типов взаимоотношений между организмами?

Корректирует  тему и цели урока.

(слайд 2)

Анализируют,

доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Решают проблемную ситуацию

Строят речевые высказывания

Исследуют условия учебной задачи

Формулируют тему и цели  урока

Запись  учащимися темы урока в тетради

2.Изучение внутривидо-вых взаимодейст-вий.

Организует работу в парах с учебником  на стр.61-64.

Подведение итогов работы -  беседа с учащимися по вопросам:

- на какие две группы можно разделить взаимоотношения особей в популяции? (полезные и вредные - конкуренция)

- приведите примеры полезных взаимосвязей. Когда они сильнее проявляются: при одиночном образе жизни или совместном проживании?

- что такое конкуренция? (борьба за жизненно важные ресурсы). Приведите примеры внутривидовой конкуренции. (слайд 3)

Анализируют текст и рисунки учебника,  составляют схему типов внутривидовых взаимодействий с примерами, дают определение конкуренции.

Работают в парах и индивидуально

Участвуют в обсуждении содержания материала

Осуществляют самоконтроль

Схема типов внутривидовых взаимодействий в тетради

3. Изучение  межвидовых взаимодейст-вий.

Организует работу  в группах по заполнению таблицы «Типы межвидовых взаимодействий»

Типы

взаимо-действий

Характе-ристика

Примеры

 

 

 

- межвидовые взаимоотношения более разнообразны. Основные их типы на рис. 32 учебника.

Четыре группы изучают по одному типу взаимодействий. Дают характеристику, приводят свои примеры. Пятая группа должна предложить еще один тип, не указанный на рисунке (вредно-нейтральные)

Контролирует работу учащихся в группе

Осуществляют работу по выполнению отдельных исследований

Работают в группах

Готовят отчет о своем исследовании

Дополняют ответы товарищей

Осуществляют самоконтроль

Заполненная учащимся таблица

( по своему исследованию)

4.Стадия осмысления

Организует объединение результатов работы,  выполненной на уроке.

(слайды 5-17)

Дополняют знания по отчетам других групп

Слушают, записывают

Строят речевые высказывания.

Слушают отчеты товарищей

Рефлексия своих действий

Полная  таблица «Типы межвидовых взаимодействий»

IV. Закрепление нового материала

- Вернемся к началу урока.  Может ли организм существовать без влияния на него других организмов?

Какие типы взаимодействий между организмами представлены в стихотворении? (слайд 18)

Приведите примеры.

Аргументируют свою точку зрения.

Контролируют и корректируют ответы товарищей

Рефлексия своих действий

Самопроверка

V.Итог урока

1.Саморефлек-сия

2. Домашнее задание

Диалоговое общение

(методика незаконченное предложение: сегодня я узнал, что …, мне больше всего понравилось…,  я достиг (не достиг) цели, потому что…)

Объяснение домашнего задания

§7, ответить на вопрос раздела «От первого лица».

Творческое задание – приготовить карточки-иллюстрации типов биотических взаимосвязей.

(слайд 19)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений,

Рефлексия своих действий

Самооценка знаний и достигнутых целей

Учащиеся записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 5 классе "Царства живой природы".

Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.   Задачи:  1. расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных ...

сценарий урока 6 класс. "Взаимодействие живых организмов в различных сообществах. Биотические факторы среды. "

Сценарий урока по УМК Сонина. Урок построен с использованием технологии КСО....

Презентация к уроку "Биология - наука о живой природе", биология, 5 класс

В контексте данного урока учащиеся знакомятся с понятиями "биология", "биосфера", "экология", "атмосфера", "озоновый слой", "гидросфера", "литосфера". Обучающиеся на примере красочно оформленных ...

Урок по биологии в 5 классе."Царства живой природы"

На уроке учащиеся узнают о существовании классификации живых организмов,  о существовании царств клеточных организмов: бактерий, грибов, растений, животных и о вирусах ....

Разработка урока 5 класс .Царство живой природы

Урок 9. Царства живой природыЦель: дать представление о систематике как науке; ученом К.Линнее – отце систематики;            классификации...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ. 5 КЛАСС. ЦАРСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Презентация "Царство живой природы" является наглядным материалом к проведению урока.Она сопровождает рассказ учителя на протяжении изложения нового материала...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...