"Школа-центр экологической культуры"
проект по экологии на тему

программа формирования экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_programma.docx55.6 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

п/п

Наименование Программы

Программа развития Муниципального образовательного учреждения «Ковардицкая средняя общеобразовательная школа» Муромского района Владимирской области на 2013-2017 годы «Школа-центр формирования экологической культуры» (далее – Программа)

1

Законодательная база для разработки Программы развития школы

  • Закон «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 22. 08. 2004г. № 122–ФЗ)
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  • Материалы государственного Совета РФ «Образовательная политика России на современном этапе»
  • Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
  • Конституция Российской Федерации
  • Конвенция о правах ребенка
  • Закон РФ «О правах ребенка»
  • Устав школы
  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

2.

Основные разработчики Программы

Стратегическая

 команда:  Москвина Н.И.-учитель биологии и химии, Гаврилова О.И. –учитель географии

Ершова Е.В.-учитель начальных классов

                                                                             

3

Идея Программы

Проектирование образовательного пространства школы как системы связей участников образовательного процесса и социального окружения, построенных на принципах экологической культуры

4

Миссия школы

 Создание условий для развития личности обучающихся с высоким уровнем экологической культуры и социального интеллекта через экологизацию  образовательной и внеурочной деятельности  в школе

5

Концепция Программы

Переориентация структуры и содержания образования на природосообразное, здоровьесберегающее обучение и воспитание обучающихся посредством создания единого образовательного пространства взаимодействия участников образовательного процесса, построенного на принципах экологической культуры.

6

Цель Программы

Создание условий для формирования и развития  экологической культуры всех участников образовательного процесса , их ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. 

7

Основные задачи Программы

  • Формирование знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений, взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения.

*Воспитание ценностных ориентиров личности в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды.

  • Вовлечение всех групп учащихся в проектную и научно-исследовательскую деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

8

Сроки реализации

2013-2017 годы

9

Исполнители основных

мероприятий

  • Администрация, педагогический коллектив школы
  • Коллектив обучающихся
  • Родители (законные представители) обучающихся

10

Механизм  управления и контроля за

исполнением и корректировкой Программы

Исполнители отвечают за своевременное проведение мероприятий и реализацию Программы и ежегодно отчитываются на сайте школы, перед Советом образовательного учреждения, общественностью.

  • Корректировка программы осуществляется стратегической командой с последующим обсуждением на педагогическом совете и Совете школы;
  • Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебно-воспитательной и воспитательной работе.

11

Ожидаемые

результаты Программы

В процессе реализации Программы развития  предполагается:

Создание модели выпускника с высоким уровнем экологической культуры, владеющего приемами и способами здоровьесберегающей, учебно-исследовательской и проектировочной  природоохранной деятельности.

Формирование оптимальной структурно-организационной модели экологического образования и воспитания обучающихся и просвещения взрослых.

Создание линейных (сквозных) программ по физике, химии, географии, литературе, ИЗО, естествознанию, биологии, трудовому обучению, физической культуре, в которые органично вносится экологический компонент.

Создание спецкурсов, интегрированных курсов, позволяющих внедрять экологическое образование в общем объёме без повышения нагрузки обучающихся.

Создание образовательной среды, способствующей оптимальной реализации целей экологического образования и воспитания.

 Актуальность экологического воспитания детей и молодежи

Анализ динамики отношения к природе, выявленной на базе данных диагностических исследований института семьи и воспитания Российской академии образования, указывает на неуклонное снижение интереса к экологической деятельности, разрушение экокультурных ориентиров и деэкологизацию сознания у учащихся общеобразовательной школы.

Главное место в экологическом образовании должно занять содержание, направленное на воспитание определенных черт личности, формирование системы ценностей, развитие метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий).

Проблема разработки содержания экологического воспитания, которое,

во-первых, было бы направлено на приобщение школьников к культурному опыту человечества, отражающему взаимоотношения человека, общества и природы;

во-вторых, позволяло бы на интегративной основе формировать систему универсальных учебных действий, приобретает в настоящее время особую актуальность.

Существующее сегодня экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, не способно переломить природоразрушительные мотивы в мировоззрении населения, поскольку сохраняет прагматический и потребительский характер формирующихся у обучающихся представлений. Знания о законах совместимости общества и природы, их взаимодействии как целостной системы в учебниках экологии фактически отсутствуют.

Основные нормативно правовые документы по экологическому воспитанию школьников

Юридические аспекты, связанные с экологическим образованием, воспитанием и просвещением, раскрываются:

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды».

Отдельный раздел Закона «Об охране окружающей среды» - «Основы формирования экологической культуры»

статья 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования» - «в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».

«Экологическая доктрина Российской Федерации»

Основная задача экологического образования и просвещения - повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии. В соответствии с «Экологической доктриной» провозглашается установка на «государственное содействие экологизации гражданского общества».

- Указы Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);

-   Федеральным законом  «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);

-   Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);

-    Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);

- материалами конференции, проведенной департаментом природопользования и  образования администрации Владимирской области (2010),  опытом работы педагогов, размещенном  на образовательном портале (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения.

Оптимальным решением реализации поставленных задач является создание модели реализации экологического воспитания в условиях школы полного дня.

Основные характеристики модели

Она включает два основных компонента:

содержательный

- представляет собой инновационную деятельность школы по следующим направлениям: отражение основополагающих положений концепции в содержании основных, элективных и факультативных курсов; организация взаимодействия в системах «школа — учреждения дополнительного образования», «школа — семья», «школа — образовательные, научно-исследовательские, производственные и иные учреждения» (социальное партнерство), а также организация сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса школы и между различными школами, работающими в режиме внедрения данной модели, основанного на использовании современных информационно-коммуникативных технологий.

организационный

включает условия реализации концепции экологического воспитания в школе полного дня (кадровое, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение, финансовое обеспечение) и механизмы реализации концепции (основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, разработанная с учетом концепции экологического воспитания, план-график работ по реализации концепции, программа экологического воспитания по ступеням образования, применение современных педагогических технологий для реализации концепции экологического воспитания.

Основные научно-педагогические принципы реализации модели экологического воспитания:

 учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей в разработке содержания экологического воспитания, важной составляющей которого является включение обучающихся в созидательную практическую деятельность экологической направленности, в работу по изучению своего края, его культурного наследия;

 системность в экологическом воспитании детей разного возраста, которая обеспечивает непрерывность и преемственность развития экологической культуры на разных возрастных этапах детства, отрочества, юности;

 комплексный подход к содержанию экологического воспитания, т.е. одновременное и согласованное педагогическое воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и деятельностную сферы личности;

 дифференциация при выборе содержания, форм и методов экологического воспитания в

зависимости от уровня развития экологической культуры, индивидуальных интересов и склонностей воспитанников, степени их информированности о состоянии экологической ситуации своего региона и готовности осуществить личный вклад в ее улучшение.

 Цель экологического образования и воспитания: формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности.
Исходя из концептуальных идей, педагогический коллектив видит миссию школы в следующем: «Создание условий для развития личности обучающихся с высоким уровнем экологической культуры и социального интеллекта через экологизацию образовательного процесса в школе, что помогает обучающимся успешно жить в быстро меняющимся мире».

^ Главная цель Программы:

Создание условий для формирования и развития  экологической культуры всех участников образовательного процесса , их ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. 

^ Задачи Программы:

 *Формирование знаний о единстве природы, закономерностях природных явлений, взаимодействии природы, общества, человека, об экологических проблемах и способах их разрешения.

*Воспитание ценностных ориентиров в сфере экологии, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природной среды.
* Приобретение практического опыта природопользования  способствующего социально-экономическому и экологически безопасному развитию села .

*Вовлечение всех групп учащихся в проектную и научно-исследовательскую деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

Принципы экологизации образования:

В основе модели «Школа-центр формирования экологической культуры» лежат следующие принципы:

Принцип демократизма и всеобщности экологического образования: означает доступность и многообразие содержания, видов и форм экологического образования и воспитания в школе.

Принцип гуманизации экологического образования, который предполагает создание такого уклада школьной жизни, в котором осуществляется совместная творческая деятельность, взаимообучение, диалогическое общение участников образовательного процесса и т.д.

Принцип вертикальной интеграции экологического образования: его реализация обеспечит непрерывный рост экологической культуры личности.

Принцип связи экологического образования с потребностями практическо-преобразовательной деятельности человека и общества, который предполагает переход от абстрактного просветительства в области экологии и охраны окружающей среды к деятельностной модели образовательного процесса.

Принцип гибкости, вариативности, проблемности, системности и междисциплинарности содержания экологического образования. Гибкость требует периодического пересмотра содержания в соответствии с изменяющимися потребностями человека и общества в экологическом образовании, вариативность – разнообразия образовательных программ; проблемность является необходимым условием развития экологического мышления в процессе обучения и воспитания; системность и междисциплинарность отражают уникальность экологии как науки – её способность интегрировать теоретические знания и практическую деятельность человека, олицетворять единство экосистемы.

Принцип преемственности образовательных программ и педагогической технологией обеспечивает непрерывность развития экологической культуры.

Принцип учёта в экологическом образовании национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей: касается как отбора содержания обучения и воспитания, так и представление для школы необходимой экологической информации – реальной для данного региона, города.

ОБУЧЕНИЕ

РАЗВИТИЕ

ВОСПИТАНИЕ

Экологическая культура личности - качественно новое культурообразование реализуемое совокупностью идей.

В процессе формирования принимают участие интеллектуальная, эмоционально-чувственная, а также деятельностная сфера личности.

Под экологической культурой (в широкой ее трактовке) понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.

Ядро экологической культуры личности - экологическое сознание, которое охватывает совокупность чувств, взглядов и представлений о проблемах взаимосвязей в природе и в системе взаимоотношений «человек (общество) – природа», а также пути оптимального их решения в соответствии с социальными и природными возможностями.

Фундамент экологического сознания составляет естественнонаучное знание, формирующее взвешенное, грамотное понимание окружающего мира и разумное отношение к явлениям и процессам, происходящим в нем.

Актуальная составляющая - экологическая компетентность, которая проявляется в демонстрируемых учащимся умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, выполнять проектные работы, анализировать информацию, включаться в экологическую деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными группами, организациями.

«Искусство»

«Естествознание»

«Трудовое обучение»

В начальной школе

«Математика»

«Обществознание»

Во внеурочной деятельности

«Филология»

В системе дополнительного образования

Психолого-педагогическая лаборатория

Практическая природоохранная деятельность учащихся

                            Краткое содержание видов природоохранной деятельности

1-сбор природного материала, изготовление поделок, панно, изобразительное, литературное, музыкальное творчество экологического содержания, выставки, конкурсы

2-изучение природных сообществ, фенологические наблюдения, разработка эколого-краеведческих маршрутов

3-беседы, выступление агитбригад, распространение листовок экологического содержания, рейды патрулей, деятельность волонтерского отряда

4-акции по защите природы: «Покормите птиц зимой», «Осторожно, муравейник!», «Будь осторожен с огнем в лесу!»

 

5-озеленение школьных кабинетов ,улиц села, работа на школьном УОУ.

6-составление экологических паспортов кабинетов, пришкольной территории, оценка экологического состояния почвы УОУ, водоемов села, питьевой воды.

  • Мероприятия по реализации Программы:
  • Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, административно-хозяйственный, материально-технический.

Мероприятия

сроки

ответственный

Укрепление материально-технической базы школы

1

Огораживание и благоустройство школьного двора

Администрация школы

2

Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними

ежегодно

Администрация школы, учителя

3

Оборудование кабинетов естественного цикла (приобретение лабораторного оборудования для экологических исследований)

Администрация школы, Учитель биологии, географии

4

Участие в конкурсах экологических социальных проектов

Ежегодно

Администрация школы

Укрепление учебно-методической и законодательной базы

1

Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке

ежегодно

библиотекарь

2

Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки

Ежегодно

Учителя-предметники, зам.директора по ИКТ, зам. Директора по ВР

3

Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий в методическом кабинете, выставление методических находок на школьный сайт

ежегодно

Зам.директора по ВР

4

Разработка и утверждение должностных инструкций учителя, руководителя эколого-краеведческого кружка, руководителя учебно-опытного участка

Администрация школы

5

Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников

Постоянно по мере необходимости

Администрация школы

6

Разработка программы  профильной экологической группы летнего пришкольного оздоровительного лагеря

Зам.директора по ВР

Мероприятия в рамках учебного процесса

1

Непрерывное экологическое образование в 1-11 классах

весь период

Зам. директора по УВР

2

Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины»

весь период

Учителя-предметники, руководители ШМО

3

Проведение предметных недель, месячника экологии.

ежегодно

Учителя-предметники, Учитель биологии, географии

4

Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах.

ежегодно

Зам. директора по УВР

5

Участие в районной экологической конференции школьников

Ежегодно

Учителя-предметники

6

Участие в районных мероприятиях по экологии

ежегодно

Учитель биологии, географии

7

Ведение элективных курсов экологической направленности

В соответствии с планированием

Учителя-предметники

Внеклассные мероприятия

1

Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат

ежегодно

Зам.директора по ВР

2

Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет»

ежегодно

Зам.директора по ВР

3

Школьная  туристическая  эколого-краеведческая игра

«Берендеи»

1 раз в два года

Зам.директора по ВР

4

Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам

ежегодно

Зам.директора по ВР

5

Участие в акции «Неделя в защиту животных»

ежегодно

Зам.директора по ВР

6

Участие в районных и областных экологических мероприятиях, конкурсах, туристических слетах.

ежегодно

Зам.директора по ВР

7

Трудовые десанты, экологические субботники

ежегодно

Администрация школы

8

Летняя трудовая четверть

ежегодно

Администрация школы

9

Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере  «Веселый туристенок»  

ежегодно

Начальник лагеря

10

Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации.

ежегодно

Зам.директора по ВР

11

Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу

ежегодно

Кл. руководители

12

Разработка маршрутов  эколого-краеведческой тропы  

ежегодно

Рук. кружка

13

Экологические экспедиции

ежегодно

Учитель биологии, географии

14

Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора»

Ежегодно

Руководитель пришкольного участка, классные руководители

15

Школьный день туризма

Ежегодно, 27 сентября

Зам. директора по ВР

Научно-методическая работа

1

Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей)

ежегодно

Зам.директора по УВР, по ВР

2

Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива.

ежегодно

Администрация школы, зам.директора по ВР

3

Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников»

Зам. директора по ВР

4

Участие в районных и областных методических  семинарах по проблемам экологического воспитания.

по мере необходимости

Зам. директора по ВР, Учитель биологии, географии

5

Работа творческой группы по реализации Программы

Постоянно

Члены творческой группы

6

Руководство секцией экологии в НОУ

Постоянно

Учителя-предметники

 

III. Прогнозируемый результат

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника, обладающего экологической культурой.

Модель выпускника

^

 МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

В обобщённом виде модель выпускника школы –центра формирования экологической культуры выглядит так.


Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:


  • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);

  • освоить общеобразовательные программы с экологическим компонентом по отдельным предметам школьного учебного плана;

  • овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи;

  • овладеть начальными экологическими знаниями и обладать достаточным уровнем экологической культуры.


Обучающиеся, получившие основное общее образование должны:


  • освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана, в том числе экологизированные программы по отдельным предметам ;

  • приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации, умения использовать информационные ресурсы;

  • овладеть основами экологической грамотности, уметь делать выбор, аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • овладеть системой общеучебных умений (сравнение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

  • знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.

  • обладать оптимальным уровнем экологической культуры;

  • быть готовым к самообразованию.


Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование, - это человек который:


  • освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана, в том числе экологизированные и междисциплинарные;

  • овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил начальные навыки технического обслуживания вычислительной техники;

  • знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважает своё и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

  • готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;

  • умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их, обладает чувством социальной и экологической ответственности;

  • способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям, готов к социальному партнёрству;

  • ведёт здоровый образ жизни;

  • обладает повышенным уровнем экологической культуры и эколого-коммуникативной компетентности.

^ Желаемый образ школы.

Школа-центр формирования экологической культуры это:


  • школа педагогического поиска эколого-валеологического, эстетического и социально-экологического направлений с предпрофильной подготовкой (и в перспективе с профильными классами);

  • школа с воспитывающей средой и успешным (качественным) обучением;

  • школа духовно-нравственного, физического и психологического здоровья;

  • культурный центр микрорайона, формирующий благоприятную социальную среду (центр социально-экологического образования микрорайона);

  • база летнего отдыха, занятости и оздоровления детей;

  • школа ученическо-педагогического и государственно-общественного соуправления;

  • школа сотрудничества и развития внутренних и внешних связей;

  • коллектив педагогов-профессионалов, единомышленников, создающих комфортные психолого-педагогические условия для гармонического развития личности обучающегося;

  • школа, ставящая перед собой цель воспитания выпускника с высоким уровнем экологической культуры и социального интеллекта и успешно реализующая эту цель;

  • творческая лаборатория по созданию и внедрению модели «Школа-центр формирования экологической культуры», базовая школа по экологическому образованию обучающихся в районе.



Ожидаемые конечные результаты Программы:

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:


  • стабилизация здоровья обучающихся школы и позитивная динамика;

  • повышение уровня мотивации обучающихся, улучшение уровня качества обученности, уровня их воспитанности и социализации;

  • вовлечение обучающихся и взрослых в научно-исследовательскую деятельность (в т.ч. по экологическим и социальным вопросам);

  • привлечение всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и их родителей) к соуправлению школой;

  • привлечение внимания социума к экологическим проблемам, к посильному участию в их решении;

  • обеспечение обмена опытом работы учителей-экспериментаторов по разработке и реализации личностнозначимых проектов, использования интерактивных и коммуникативных технологий;

  • совершенствование эколого-образовательной среды школы, способствующей повышению экологической культуры;

  • соответствие поведения школьников модели выпускника с повышенным уровнем экологической культуры (реальное повышение уровня экологической культуры);

  • расширение экологического движения старшеклассников и старших подростков; создание детской экологической организации в школе, внедрение активных (проектных) форм деятельности;

  • создание системы отслеживания результатов опытно-экспериментальной работы и её коррекции.


Оценка результативности программы

Показателями результативности программы могут служить:

         Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ

         Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

         Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

         Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы

 

Оценка результативности

Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года)

Рейтинговая система

Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)

Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта"

В работе представлено планирование работы школы в рамках проекта  "Школа- центр физической культуры и спорта". В плане описаны основные направления , контрольные мероприятия по реализации пр...

планирование работы школы в рамках проекта "Школа- центр физической культуры и спорта"

В работе представлено планирование работы школы в рамках проекта  "Школа- центр физической культуры и спорта". В плане описаны основные направления , контрольные мероприятия по реализации пр...

ПРОЕКТ «Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»

Повышение эффективности работы школы в формировании здорового образа жизни через систему внеклассных мероприятий физкультурно-оздоровительной направленности...

Региональных проектов: «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни»

Напряженные и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребенка, ...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Статья на тему: Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни

Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни.      При всей значимости урока, как основы процесса физического воспитания в школе главенствующую роль в прио...