Рабочая программа по экологии 7 класс
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему

Ермошина Любовь Ивановна

Рабочая программа по экологии 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_7_b_kl.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» Ивантеевского района Саратовской области

  «Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 МОУ «Гимназия с. Ивантеевка»

___________/Щербинина Е.А./

«29» августа  2016 г.

           «Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназии с. Ивантеевка»

_____________________/Джавадова Н.В../

       Приказ 132 № от «29» августа   2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЭКОЛОГИИ  

КЛАСС 7«Б»

УРОВЕНЬ базовый

учителя биологии, экологии

первой  квалификационной категории

Ермошиной Любови Ивановны

 

Рассмотрено:

на заседании МС

Протокол № 3 от «29» августа 2016 г.

____________________/Бородастова И.В./

2016 – 2017 уч.г

Рабочая программа по экологии для основной школы составлена на основе:

  1. Фундаментального ядра содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
  2. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года, №273 (Федеральный закон  «Об образовании в РФ»);
  3. Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
  4.  Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  5. Учебного плана МОУ «Гимназия с.Ивантеевка» на 2016-2017 уч. год;
  6.  Положения о рабочей программе, разработанного в МОУ «Гимназия с.Ивантеевка»;
  7.  Устава образовательного учреждения МОУ «Гимназия с.Ивантеевка».
  8. За основу рабочей программы взята программа  курса экологии для  5-11 классов общеобразовательных учреждений,  опубликованная издательским центром «Вентана-Граф» в 2010  году (Сборник программ курса экологии к учебникам экологии авторов В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолова, С.П.Шаталова, А.О.Шубина)

Программа адресована учащимся 7 класса МОУ «Гимназия с.Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области.

Планируемые результаты изучения курса экологии

По окончанию 7 класса обучающийся научится:

  • называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов;
  • описывать многообразие условий обитания животных;
  • объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов;
  • давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным экологическим факторам;
  • объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных;
  • понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, в изменении численности отдельных видов животных;
  • объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля;
  • называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

По окончанию 7 класса обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять закономерности действия экологических факторов на животных;
  • находить важнейшие связи животных с другими компонентами природных систем;
  • выявлять влияние антропогенных факторов на численность животных.
  • приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм  взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
  • применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
  • называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1 час)

Раздел 1. Влияние абиотических факторов на животных (7 часов)

Основные абиотические факторы: свет, температура, влажность. Понятие толерантности, законы оптимума и минимума. Адаптация животных к экстремальным условиям.

Свет как один из важнейших абиотических факторов. Ультрафиолетовое, видимое и инфракрасное излучение. Приспособление животных к изменению светового режима. Свет как условие ориентировки животных. Разнообразие светочувствительных органов. Сигнальное значение света. Биолюминесценция. Фотопериодизм у животных.

Температура. Влияние температуры на животных. Понятие терморегуляции. Химическая и физическая терморегуляция. Поведение животных и терморегуляция. Приспособления животных к экстремальным температурам.

Влажность. Роль воды в жизни животных. Приспособления животных к водному балансу наземно-воздушной среды. Экологические группы организмов по отношению к влажности на примере животных Нижнего Поволжья. Приспособления к недостатку воды.

Другие экологические факторы и их роль в жизни животных. Ветер, гравитация, давление, концентрация солей и пр.

Биологические ритмы животных. Суточные, сезонные и многолетние биологические ритмы и определяющие их факторы. Приспособления животных к неблагоприятным сезонным условиям (на примере местной фауны). Сезонные миграции.

Практическая работа. «Изучение  влияния факторов среды (света) на животных » «Характеристика экологических групп организмов по отношению  к влажности» «Изучение типов биологических ритмов»

Раздел 2. Среды жизни и приспособления к ним животных (6 часов)

     Принципы экологической классификации животных. Формообразующая роль факторов среды. Жизненные формы и адаптивные типы. Способы передвижения и добычи пиши у животных.

Водная среда обитания и ее физико-химические особенности (плотность, вязкость, рН, соленость, температура и пр.). Гидробионты, их приспособления к водной среде. Водно-солевой обмен у морских и пресноводных животных. Обитатели дна и толщи воды. Свободноплавающие и прикрепленные формы. Особенности газообмена в водной и воздушной среде. Солевой состав воды. Животные пресных и соленых водоемов.

Наземно-воздушная среда обитания, ее основные физико-химические свойства. Разнообразие приспособлений животных к наземно-воздушной среде. Способы передвижения (ползание, бег, полет) и добычи пищи.

Почва как среда обитания животных. Состав, структура и формирование почв, их классификация. Физико-химические особенности почвенной среды. Животные - обитатели почвы. Микро-, мезо- и ме-гафауна почв, ее приспособленность к условиям обитания. Влияние животных на состав и структуру почв.

Живые организмы как среда обитания. Симбиоз, квартиранство, паразитизм. Приспособления паразитов к жизни внутри организма хозяина.

Практическая работа. Изучение адаптации животных к среде обитания.

Раздел 3. Особенности животных различных ландшафтно- климатических зон.     (6 часов)

Сравнительная биогеографическая характеристика различных природных зон.

Экологические особенности животных высокогорий, арктических льдов, тундры. Тундра как относительно неустойчивая экологическая система.

Экологические особенности животных тайги и лесов умеренной зоны. Сезонные изменения фауны. Морфофункциональные и поведенческие особенности лесных животных.

Животные тропических лесов и их экологические особенности. Видовое разнообразие фауны тропических лесов.

Характеристика зон степей, саванн и пустынь. Характеристика животных этих зон. Приспособление к жизни в аридных условиях. Сезонные и суточные изменения фауны степей и пустынь.

Особенности животного мира ландшафтно-климатических зон Саратовской области.

Раздел 4. Взаимодействие животных с другими организмами (7 часов)

Биотические факторы. Понятие о биоценозе и экосистеме.

Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими компонентами биоценозов. Взаимоотношения растительных и животных организмов. Отношения: хищник-жертва, паразит-хозяин, комменсализм, мутуализм, нейтрализм и др.

Трофические отношения в живой природе. Плотоядные и растительноядные животные. Детритофаги. Роль животных в регуляции круговорота веществ и потока энергии в экосистемах и биосфере. Экологические пирамиды.

Конкуренция животных как экологический фактор их эволюции. Конкуренция внутривидовая и межвидовая. Конкурентное вытеснение. Биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Симбиоз. Симбиотические взаимоотношения животных с растениями, микроорганизмами и другими животными.

Раздел 5. Экология популяций, биоценозов и экосистем (5 часов) 

Понятие о популяции. Основные экологические характеристики популяций. Внутрипопуляционные взаимоотношения.  Динамика и саморегуляция численности популяций. Оценка состояния и искусственное регулирование численности популяций животных.

Биоценоз. Примеры различных биоценозов. Видовое разнообразие биоценозов и его роль в устойчивости экосистем. Оценка состояния фауны биоценозов и мероприятия по ее сохранению.

Понятие экосистемы. Примеры зооценозов различных экосистем. Функции животных в экосистемах. Роль животных в пищевых цепях. Консументы I и П порядков, их роль в круговороте веществ и энергии в экосистемах. Животные-редуценты,

Фауна типичных экосистем Нижнего Поволжья. Фауна искусственных экосистем.

Практическая работа. Динамика численности животных

Раздел 6   Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на животных. (3 часа)

Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на животных в Нижнем Поволжье: изменение видового состава фауны в результате распашки земель и мелиорации; нарушения водных и пойменных экосистем при создании и эксплуатации Волгоградского и Саратовского водохранилищ; изменение видового состава фауны в результате промышленных загрязнений.

Экологические особенности домашних животных.

Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Охрана животного мира. Охраняемые территории и животные Саратовской области. Акклиматизация и реклиматизация животных. Применение экологических знаний в рыболовстве, организации охотничьих хозяйств, заповедников.

Экскурсии. Водоем как экологическая система. Приспособления животных к среде обитания Взаимодействие животных в биоценозе. Сезонные наблюдения за жизнедеятельностью птиц и млекопитающих.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДАТА

Тема урока

план

факт

1 четверть (8 часов)

1

5.09

Вводный урок.

Раздел 1.Влияние абиотических факторов на животных (7 часов)

2

12.09

Среда обитания и условия существования. Предельные условия существования животных.

3

19.09

Пища животных. Способы добычи пищи.

4

26.09

Вода в жизни животных.

5

3.10

Воздух в жизни животных.

6

10.10

Температура среды обитания.

7

17.10

Свет в жизни животных.

8

24.10

Жилища животных.

2 четверть (8 часов)

Раздел 2. Среды жизни и приспособления к ним животных (6 часов)

9

9.11

Водоем как многоэтажное жилище.

10

14.11

Взаимосвязи морских животных.

11

21.11

Животные пресных водоемов.

12

28.11

Свойства почвы как среды обитания животных. Животные – землерои.

13

5.12

Спячка и оцепенение.

14

12.12

Миграции животных.

Раздел 3. Особенности животных различных ландшафтно климатических зон(6ч)

15

19.12

Животные тундры.

16

26.12

Животные лесов умеренной зоны.

3 четверть (11 часов)

17

9.01

Животные степей, саванн и прерий.

18

16.01

Животные пустынь.

19

23.01

Животные тропических лесов.

20

30.01

Животные горных областей.

Раздел 4. Взаимодействие животных с другими организмами (7 часов)

21

6.02

«Своя» территория. Встреча будущих родителей.

22

13.02

Взаимодействие между родителями и детенышами. «Начальники» и «подчиненные» в группах животных.

23

20.02

Хищники и их жертвы.

24

27.02

Животные – паразиты и животные – хозяева.

25

6.03

Животные – нахлебники.

26

13.03

Конкурентные отношения между животными.

27

20.03

Взаимовыгодные отношения между животными.

4 четверть (8 часов)

Раздел 5. Экология популяций, биоценозов и экосистем (5 часов)

28

3.04

Популяции животных. Как и почему меняется численность животных.

29

10.04

Почему некоторые животные становятся редкими. Животные истребленные человеком.

30

17.04

Дикие животные и человек. Одомашнивание животных.

31

24.04

Животные в населенных пунктах.

32

8.05

Животные в доме человека.

Раздел 6. Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на животных.(3 часа)

33

15.05

Красная книга.

34

22.05

Заповедники и другие охраняемые территории России.

35

29.05

Заповедные территории зарубежных стран.

Практические работы

№ п/п

Вид контроля

Тема

1

Практическая работа № 1

«Изучение  влияния факторов среды (света) на животных »

2

Практическая работа № 2

Изучение адаптации животных к среде обитания.

3

Практическая работа № 3

Динамика численности животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...