Урок критического мышления по теме "Экономить электроэнергию?"
план-конспект урока по экологии (7, 8, 9 класс) на тему

Кайибханова Анастасия Сергеевна

Материал подготовлен для проведения всероссийского урока по теме "Свет в нашей жизни"Предназначен для проведения в 7-9 классах. В ходе урока затрагивается вопросы о том, стоит ли экономить электроэнергию в районах крайнего севера, об экологичности использования энергосберегающих ламп, об истории развития электрического освещения. Урок проводится в форме лекции и дальнейшей беседы с обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в рамках программы «Свет в нашей жизни» по теме «Беречь электроэнергию?»

Международной организацией ЮНЕСКО 2015 год объявлен годом света. По всей стране, сегодня 15 декабря проходит урок посвященный теме электросбережения.  Регулярно на экранах телевидения нас с вами призывают беречь электроэнергию, а вместе с ней и природу. Часто между сбережением природы и сбережением электроэнергии ставится знак равенства. В теме урока знак вопроса стоит не случайно. Предлагаю вам сегодня взглянуть на проблему энергосбережения критично, с  учетом условий региона, в котором мы проживаем и с учетом новых обстоятельств, о которых пойдет речь дальше.  

    На мой взгляд, любой грамотный, образованный человек должен уметь формировать собственное мнение касательно любой проблемы или темы с которой он сталкивается.

Начнем обсуждение темы с самого понятия  - свет. Нажав кнопку выключателя, комната, помещение в котором вы находитесь озаряется светом. Что это такое? Это нельзя потрогать, ощутить, попробовать на вкус. Источник света – естественный или искусственный служит только одному органу чувств – зрению Свет нужен человеку для того чтобы изучать окружающий его мир. Исключим все источники света и изучение мира станет затруднительным.

  1. Энергосберегающие лампы

Поэтому издревле человек использовал различные источники света. Днем – естественные – солнце, а вечером и ночью искусственные –они претерпели значительные изменения от костра, лучины, лампады, свечи, лампы накаливания до современных энергосберегающих ламп. Я прошу вас запомнить саамы первый источник света – костер – в ходе лекции мы к нему еще вернемся. В последнее время нас с вами усиленно убеждают использовать экономичные энергосберегающие лампы. Взглянем на это предложение с двух сторон. Несомненно, плюсом использования таких ламп является то, что они потребляют меньше электроэнергии. Но, как и другие лампы обладают рядом недостатков – во-первых, часть ламп, не все, содержат пары ртути – т.о. сами являются неэкологичными, во-вторых, неприспособленны для работы при низких температурах, что актуально для нашего региона и срок службы у них далеко не такой, как говорят производители. Минус обычных ламп накаливания, а состоит он в том, что они значительную часть потребляемой электроэнергии тратят на нагревание помещения, именно для нас, северян, оказывается скорее плюсом. Конечно, качество энергосберегающих ламп с каждым годом растет, сейчас на рынке появляются лампы с маркировкой ЭКО, вот они считаются безопасными для окружающей среды, так как не содержат ртути.

Сделаем первый вывод из нашей лекции – энергосберегающие лампы, призванные сохранить нашу экологию сами не являются экологичными.

  1. Источники электроэнергии.

Откуда к нам поступает электроэнергия? Электроэнергия вырабатывается на различного рода элекростанциях – тепловых, гидроэлектростанциях, атомных электростанциях, солнечных и ветровых.

При этом часть из них являются экологичными, а часть нет. Самыми неблагополучными с точки зрения экологии являются тепловые электростанции – вспомним первый источник света – костер. Как вы думаете, строят ли сейчас такого рода электростанции? Да. Их строительство гораздо дешевле и менее сложно с точки зрения технологий. Сейчас доля таких электростанций в стране очень велика

Второй вывод – наша страна продолжает использовать неэкологичные тепловые электростанции.

  1. Недостаток электроэнергии

Обратимся к нашему региону, а именно к Мурманской области или Кандалакшскому району. Большинство электростанций, которые находятся в нашем регионе, построены в советские времена. Электростанции строились с учетом того, что страна стремительно развивалась, развивалось производство, строились заводы. Например, сейчас трудно представить, что в таком маленьком поселке, как Лесозаводский – был собственный порт, деревообрабатывающий завод, в школе происходило обучение в две смены. Или в поселке Зеленоборский – огромный деревообрабатывающий завод, РМЗ, воинская часть, совхоз. Тоже можно сказать и о вашем поселке, где закрыто основное предприятие – Беломорская нефтебаза. Заводов нет, и некому потреблять электроэнергию. Особенность выработки электроэнергии состоит в том, что ее нельзя накопить про запас, если она вырабатывается, то сразу должна поступать к потребителям.  Переизбыток производства электроэнергии, тоже приводит к негативным последствиям. Например, в связи с тем, что Зеленоборская ГЭС не используется на полную мощность, ежегодно происходит сброс воды, что приводит к тому что происходит подтопление большого количества территорий, разрушение моста в селе Ковда. При этом Зеленоборская ГЭС не обеспечивает электричеством данный поселок, электричество поставляется на границу.

В отличие от нашего региона, есть области нашей страны, которые испытывают недостаток электроэнергии – это регионы, которые стремительно развиваются, где существенный прирост населения – это регионы южных республик – Крым, Дагестан и другие.

Вывод третий – наш регион не испытывает недостатка в электроэнергии, экономия электроэнергии тоже может приводит к негативным для экологии последствиям.

  1. Полярная ночь

В данный период времени, мы с вами живем за полярным кругом, в период полярной ночи. Сейчас, как никогда наш организм испытывает недостаток солнечного света, что в свою очередь негативно сказывается на состоянии здоровья. Чем старше человек, тем более остро он ощущает реакцию организма – это сонливость, депрессии, быстрая утомляемость.

Вывод четвертый – в период полярной ночи  в районах крайнего севера низкая освещенность негативно сказывается на здоровье человека.

По итогам сегодняшней лекции, каждый из вас может сделать собственные выводы о проблеме энергосбережения. Я, конечно, не призываю вас не экономить электроэнергию. Этим уроком, я хотела призвать вас ко всему относиться критично и иметь собственное мнение, собственный взгляд на любую проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок критического мышления в 4 классе

Вашему вниманию предлагается урок закрепления знаний и способов деятельности (совершенствование лексико-грамматических навыков чтения и говорения) с использованием технологии критического мышления. Дл...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Урок "Критическое мышление"

В современной методической литературе технологию развития критического мышления рассматривают в рамках технологии личностного интеллектуального развития....

Урок. Критическое мышление. Усиление Московского княжества.

Урок. Критическое мышление. Усиление Московского княжества....