Экология 5 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (5 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Экология 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_5_.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы Курса «Природа. Введение в биологию и экологию» (авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов) ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Рабочая программа для 5 класса предусматривает изучение экологии в объеме 1 часа в неделю.

Рабочая программа предусматривает целенаправленное  формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса, вырастить «главные ветви знаний», а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи экологического образования представляются в совокупности с процессами обучения, воспитания и развития личности.

Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы: способности к целевому, причинному и вероятному анализу экологических ситуаций;

                 эмоциональной сферы: эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;

                 волевой сферы: убеждение в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний

                 и личному участию в практических делах по защите окружающей среды

 Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать: особенности методов наблюдения, эксперимента.

Уметь:

  • Наблюдать за экологическими явлениями, влиянием деятельности человека на экосистемы;
  • Описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;
  • Проводить опыт в соответствии с задачами, объяснять результаты;
  • Измерять с помощью различных приборов.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Природоведение» Т.С.Сухова, В.И.Строганов, М.:изд-во «Вентана-Граф», 2011 год

                                                                             Список литературы.

  1. Акифьева программно-методические материалы: Экология, 5-11 класс, Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005
  2. Чередниченко И.П. «Экология», Волгоград, «Учитель», 2010
  3. Швец И.М. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ, М.: «Вентана-Граф» 2005

Тема курса.

Тема урока.

Кол.

во

ча-сов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля.

Измерители.

Элементы

допол.

содержа-ния.

Приме-ча-ния

Д/З

Дата

проведения

  1. Введение

  3

план

факт

1

Как идет жизнь на земле. Экскурсия. Живая и неживая природа.

  1

Урок усвоения новых  знаний

Живые организмы. Биология.

Знать понятия: биология, живые организмы.

С. 81-83 Вырас-тить пле-сень на хлебе

2

Прибор, открывающий тайны.

  1

Урок усвое-ния навыков и умений

Обьектив, окуляр, тубус, микропре-парат.

Знать понятия: клетка, единица строения и размножения живых организмов.

Л/Р №1 «Устройство микроскопа. Рассматрива-ние под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»

С. 83-88

3

Изучение состояния деревьев и кустарников в парке

 1

Урок - практи-кум

Знать признаки жизни

П/Р  №1

«Состояние деревьев и кустарников в парке»

 II Как размножаются живые организмы

 6

1

Одинаково ли размножаются разные животные.

 1

Урок усвое-ния нов. знаний

Однополые обоеполые организмы

Знать: однополые, обоеполые организмы

Эвристичес-кая беседа

С. 89-97

2

Как размножаются растения

 1

Урок усвое-ния навыков и умений

Яйцеклетка спермии

Знать: яйцеклетка, спермии, размножение, зародыш, оплодотворение, плод и т.д.

 Л/Р №2 «Строение семени фасоли»

С.93-100

 3

Перекрестное опыление – условие появления здорового потомства

 1

Комби-нирован-ный урок

Перекрест-ное опыление насекомы-ми и ветром

Знать: в чем необходимость перекрестного опыления

Фронтальный опрос

Работа по карточкам

С.95-97

 4

Расселение потомства у животных и растений

 1

Комби-нированный урок

Приспособления к распространению

Знать: приспособление растений к распространению

Индивидуаль-ный опрос

 5

Уход за комнатными растениями

1

Урок – практи-кум

Уметь: осуществлять уход за комнатными растениями

П/Р №2

«Уход за комнатными растениями»

ИКТ

6

Экскурсия «Распространение плодов и семян»

1

Урок обобще-ния знаний

Знать: приспособление растений к распространению

Индивидуаль-ный и фрон-тальный опрос

III Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

 3

 1

Приспособленность организмов к условиям среды

 1

Урок усвое-ния нов. знаний

Разнообра-зие жизни, среда обитания.

Знать: благоприятные и неблагоприятные условия обитания

Эвристичес-кая беседа

 2

Регуляция численности организма. Роль растений в жизни животного и человека

 1

Урок провер-ки знаний

Знать : роль растений в жизни животного и человека

Фронтальный опрос

Работа по карточкам

ИКТ

 3

«Контроль санитарного состояния классных комнат»

 1

Урок – практи-кум

П/Р №3

«Санитарное состояние классных комнат»

 

IV Как питаются живые организмы

 7

 1

Пища – источник энергии

 1

Урок усвое-ния новых знаний

Органические вещества, хлорофилл

Знать: расход питательных веществ приходится на  построение тела и получение энергии

Эвристичес-кая беседа

 2

Питание хищников и паразитов

1

Комби-нирован-ный

урок

Растения - хищники

Знать: способы питания животных, уметь их сравнивать

Фронтальный опрос

ИКТ

 3

Цепи питания

 1

Комби-нирован-ный

урок

Создатели и потреби-тели орган. вещества

Уметь составлять цепи питания

Индивидуальный опрос

Работа по карточкам

 4

Разнообразие движения животного

1

Комби-нирован-ный

урок

Способы передвижения

Беседа

С. 147-150

ИКТ

 5

Движение и расход энергии

 1

Комби-нирован-ный

урок

Движение к свету

Уметь проводить наблюдения

Фронтальный опрос

Опыт: «Изуч. роста корней»

 6

«Подкармливание птиц»

1

Урок – практи-кум

Уметь: сооружать кормушки.

П/Р №4

«Пдкармливание птиц»

Зимующие птицы.

 7

Экскурсия «Живые организмы зимой»

1

Урок закрепления

Фронтальный опрос

V Дыхание живых одноклеточных и многоклеточных организмов

3

 1

Наличие кислорода – необходимое условие для жизни на земле. Дыхание растений, животных, человека.

1

Урок усвое-ния новых знаний

Вдох, выдох, газообмен, устьица, чечевички

Уметь сравнивать процесс газообмена у живых организмов

Состав воздуха.

 2

Клетка – единица жизнедеятельности.

 1

Урок усвое-ния новых знаний

Дрожжи, инфузории-туфельки, хламидома-нада

Уметь работать с микроскопом, сравнивать, делать выводы

Л/Р №3 «Рассматривание клеток одноклеточ-ных и многоклеточ. организмов»

 3

Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения

 1

Урок усвое-ния новых знаний

Питатель-ные вещества, вредные вещества, газообмен

Уметь работать с микроскопом, сравнивать, делать выводы

Л/Р №4

«Ранообразие клеток одноклеточ-ных организмов»

 

VI Многообразие животного мира

7

 1

Условия, необходимые для поддержания жизни

 1

Урок усвоен. новых знаний

Экологичес-кие факторы

Знать: экологические факторы.

Уметь: характери-зовать различные среды обитания

Эвристичес-кая беседа

ИКТ

 2

Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания

 1

Урок усвое-ния новых знаний

Растения- создатели органичес-кого вещества

Знать: царства, вид, систематика, систематические единицы.

Л/Р №5

«Простейшие под микро-скопом»

 3

Жизнь в лесах, пустыне, водоемах,  воздухе, почве, на суше.

 1

Урок обобще-ния

Приспособление к среде обитания

Уметь: характеризовать различные среды обитания.

Индивидуаль-ный и фронтальный опрос

ИКТ

 4

Организм, как среда обитания

 1

Комби-нирова-нный

урок

Хищник, паразит

Знать: хищник, паразит

Индивидуаль-ный опрос

 5

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие

 1

Комби-нирова-нный

урок

Биологичес-кое разнообразие

Фронтальный опрос

ИКТ

 6

Биологическое разнообразие – условие устойчивости жизни на земле

 1

Урок провер-ки знаний

Устойчи-вость жизни

Знать: царства – простейшие, бактерии, вирусы, растения, животные, грибы.

Индивидуальная работа по карточкам

 7

Экскурсия «Многообразие живых организмов. Живые организмы весной»

 1

Урок обобще-ния

Царства живых организмов

Тестирование

VII  Жизнь в сообществах. Экосистема.

5

 1

Приспособленность к

совместному обитанию: способы защиты у растений и животных.

1

Урок

усвое-ния новых знаний

Ярусное

расположение, сигнальные и пищевые взаимоотношения, цепи питания

Знать: сообщество,

экосистема.  Приспособлен-ность к совместному обитанию.

 2

Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.

 1

Урок провер-ки знаний

Хищник, паразит, сапрофит

Знать: какова роль хищников, паразитов и сапрофитов в сообществе

Фронтальный опрос

Работа по карточкам.

 3

Современные проблемы охраны природы.

 1

Урок обобще-ния

Человек – часть природ, разумное вещество.

Знать: биосфера, человечество.

Эвристичес-кая беседа

ИКТ

 4

Урок рисования «Красота и гармония в природе»

 1

Гармония

Уметь: увидеть в обыденном окружающем мире прекрасное, красивое

Творческая работа

ИКТ

 5

«Уход за комнатными растениями»

 1

Урок – практи-кум

Уметь: производить уход за комнатными растениями

П/Р №5

«Уход за комнатными растениями»

Всего  - 34 часа

Резерв – 1 час

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.

Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...

введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс

некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...

Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,

Содержит: основные идеи и особенности курса экологии  6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...