Экология 6 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (6 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Экология 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_.6.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы курса «Экология растений» 6 класс (автор ИМ. Швец) ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение экологии в объеме одного часа в неделю.

Рабочая программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в экологию и биологию» Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений. От общих представлений о среде обитания и условий существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни. Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразий растений.

Задачи экологического образования представляются в совокупности процессом обучения, воспитания и развития личности.

Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения.

Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций;

                 эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды;

                 волевой сферы  убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний  и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по курсу «Экология растений»:

  1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.
  2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
  3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
  4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
  5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.
  6. Определять антропогенное воздействие на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
  7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений.
  8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.
  9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.
  10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
  11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

Список литературы.

  1. 1.Акифьева Е.В. Программно-методические материалы: Экология, 5-11 классы, Саратов:: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005 год
  2. .Былова А.М.,  Шорина Н.И.. «Экология растений» 6 класс, М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2002 год
  3. Горская Н.А.    Рабочая тетрадь «Экология растений» : 6 класс. М.: Изд.центр «Вентана-Граф», 2011 год
  4. Чредниченко И.П. «Экология», 6-11 классы, Волгоград: издательство «Учитель», 2010 год
  5. Швец И.М.  Экологическая составляющая курса биологии в основной школе, М.: «Вентана-Граф», 2005

Тема курса.

Тема урока.

Кол

во

ча-сов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля

Измери-тели.

Элемен-ты доп. содержания

Приме-чания

Д/З

Дата

проведения

Введение

   2

 1

Что изучает экология растений

   1

Урок усвое-ния новых знаний

Среда обитания, растительные сообщества

Знать: экологические факторы

Фронталь-ный опрос

Исп. ИКТ

П. 1

 2

Особенности взаимодействия растений и животных со средой

   1

Комби-нированный урок

Глубокий и вынужденный покой, водные растворы.

Знать: среда обитания, взаимосвязи, условия существования.

Индиви-дуальный опрос

П.2

I  Свет в жизни растений

   3

 1

Для чего нужен свет растениям

   1

Урок усвое-ния новых знаний

Растения длинного и короткого дня,  нейтральные растения, воздушное питание растений

Знать: свет, фотосинтез, условия освещения

Письмен-ная работа по карточкам

Д.О. «Влия-ние све-та на рост и развитие

расте-ний»

Исп, ИКТ

П.3

 2

Свет, как экологический фактор

   1

Комби-нированный урок

Прямой и рассеянный солнечный свет, световые, теневые и летнезимнезеле-ные листья.

Знать: особенности строения  светолюбивых и теневыносливых растений

Л/Р №1

«Изуче-ние строения листьев светолюб. и теневыносливого растений под микроскопом»

П.4-6

  3

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения.

   1

Урок- практи-кум

Эфемероиды, подснежники, летнезеленые и вечнозеленые листья, глубокий покой.

Знать: особенности стоения светолюбивых и теневыносливых растений

П/Р №1

«Опреде-ление ко-личества солнеч-ных дней в году в своей мест-ности»

П 7-8

II Тепло в жизни растений

   3

  1

Для чего нужно тепло растениям

   1

Урок усвое-ния новых знаний

Температурные границы, промораживание, вторичное цветение.

Знать: тепло, как необходимое условие для жизни

Работа по вопросам учебника

Точеч-ный термо-метр

П. 9 -11

  2

Приспособление растений к высоким и низким температурам.

  1

Комби-нированный урок

Вегетативный период, тепловые пояса:тропический, умеренный, полярный. Полюса холода.

Знать: теплолюбивые растения, тепловые пояса.

Фронтальный опрос

П. 12

 3

Улучшение температурных условий для растений

   1

Урок – практи-кум

Жаровыносливые,нехолодостойкие неморозостойкие, льдоустойчивые растения. Закалка растений, точечный термометр.

Уметь: определять среднегодовую и среднесезонную температуру своей местности

П/Р №2

«Определение среднегод и среднесе-зонной  t-ры своей местности и расте-ний, приспо-соблен-ных к ним»

Улучше-ние тем-ператур-ных ус-ловий для растений

 П.13

III  Вода в жизни растений

  3

  1

Для чего нужна вода растениям

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Внутренний запас воды, завядание растений, внекорневая подкормка, эпифиты, суккуленты.

Знать: влияние экологических факторов на жизнедеятельность  растений

Работа по вопросам учебника

стр.44

Эфемеры эфеме-роиды

Презентация

П. 14-15

  2

Влажность – как экологический фактор

  1

Комби-нированный урок

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Знать: особенности строения листьев засухоустойчивых и влаголюбивых растений.

Л//Р №2

«Знаком-ство с водными, влаголю-бивыми и засухоус-тойчивы-ми расте-ниями»

П.16-19

  3

Приспособления растений к различным условиям влажности

   1

Урок – практи-кум

Плавающие, земноводные, влаголюбивые растения.Суккуленты, рассеченные листья.

Уметь: обьяснять причины приспособления растений к различным экологическим факторам

П/Р  №3

«Опреде-ление количест-ва дожд-ливых и засушли-вых дней в своей местнос-ти»

П.16-20

IV Воздух в жизни растений

   3

  1

Газовый состав воздуха и ветер в жизни растений

  1

Урок усвое-ния новых знаний

Сернистая кислота, сернистый газ, кислотные дожди. Ветровал, бурелом, флагообразная крона.

Знать: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветровал, бурелом, флагообразная крона.

Работа по вопросам учебника

П.21-22

  2

Приспособления растений к опылению и распространению ветром.

   1

Урок – практи-кум

Цветковые растения, пыльца, рыльца, тычинки, соцветия.

Знать: основные приспособления к опылению и распространению ветром.

Л/Р №3

«Изучени приспо-соблений  растений к опы-лению и распостранению ветром»

П.23-24

  3

Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха

  1

Комби-нированный урок

Фитонциды, ветроустойчивые растения.

Знать: фитонциды, ветроустойчивые растения.

Л/Р №4

«Опреде-ление с помощью домашних растений степень запылен-ности воздуха»

П.25

V Почва в жизни растений.

   3

  1

Что представляет собой почва, для чего она нужна растениям.

   1

Урок усвое-ния новых знаний

Почвы: лесные, суглинистые, сероземы, супесчаные.

Знать: органические и минеральные вещества.

Фронталь-ный опрос

Исп. ИКТ

П.26-27

  2

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

   1

Урок – практи-кум

Плодородие почвы, ее питание.

Знать: плодородие, почвенное питание, гумус, растения засоленных почв.

П/Р №4

«Влияние механи-ческого состава почвы на прораста-ние семян, рост и развитие пророст-ков»

В.1-6 на с.80

П.28

  3

Улучшение почв человеком, способы улучшения.

   1

Экскур-сия

Водная, ветровая, овражная эрозия.

Знать: эрозия почв, виды удобрений.

Отчет по экскурсии

П. 29-30

VI Животные и растения.

   2

  1

Животные – опылители.

Распространение плодов и семян животными и растениями.

   1

Комби-нированный урок

Перекрестное опыление, венчик, тычинка, пыльник, нектар.

Уметь: показывать взаимосвязь животных и растений.

Л/Р №5

«Способы распрост-ранения плодов и семян»

П.31-33

  2

Растения-хищники

   1

Комби-нированный урок

Минеральное питание растений, желудочный сок, сверхдальнее распыление, соплодия, сфагновые мхи.

Уметь: показывать взаимосвязь животных и растений.

Л/Р №6

«Изуче-ние защитных приспо-соблений растений»

Сообще-ния

Исп. ИКТ

П.34

VII Влияние растений друг на друга

   1

  1

Формы влияния растений друг на друга

   1

Урок – практи-кум

Растения-полупаразиты, корневые присоски.

Уметь: характеризовать взаимосвязи внутри растительного сообщества

Л/Р  №7

«Взаимо-действие лиан с другими расте-ниями»

П.35-36

VIII  Грибы и бактерии в жизни растений

   2

  1

Круговорот веществ

   1

Урок усвое-ния новых знаний

Круговорот веществ, сапрофиты.

Знать и понимать роль бактерий и грибов в круговороте веществ.

Эвристи-ческая беседа

Исп. ИКТ

П. 37

  2

Бактериальные и грибные болезни растений

   1

Комби-нированный урок

Фитофтороз, фитофтора.

Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия

Индиви-дуальный опрос.

Л/Р №8

«Грибные заболева-ния злаков»

Сообще-ния

П.38-39

IX Сезонные изменеия растений

   2

  1

Сезоны года в жизни растений

   1

Урок усвое-ния новых знаний

Глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, лесная подстилка.

Знать: растительные сообщества и взаимосвязи между ними.

Работа по карточкам

Исп. ИКТ

П.40-41

  2

Фенологические фазы. Фенология.

   1

Комби-нированный урок

Фенологические фазы. Фенология.

Знать: как изменяются по сезонам растения

Индиви-дуальный опрос.

В.1-5 с. 133

П.42

X  Изменение растений в течение жизни

   1

  1

Возраст растений, возрастные состояния, их значение.

   1

Урок усвое-ния новых знаний

Растения: цветущие, юношеские, полувзрослые, взрослые, вегетативные.

Знать: растения цветущие, юношеские, полувзрослые, взрослые, вегетативные

Работа по вопросам учебника

Опреде-ление возраста растений

П.43-45

XI Разнообразие условий существования и их влияние на растения

  1

  1

Где и как обитают растения и как меняются их размеры

   1

Урок – практи-кум

Жизненное состояние растений, широкая и узкая экологическая приспособленность

Понимать роль человека в сохранении биоразнообразия

П/Р №5

«Воздейст-вие чело-века на раститель-ность»

П. 46-47

XII  Жизненные формы растений

   1

  1

Разнообразие жизненных форм растений, деревьев.

   1

Урок – практи-кум

Деревья, кустарники, кустарнички, травы, растения-подушки, кутикулы, лианы.

Знать виды деревьев

П/Р №6

«Изуче-ние жиз-ненных форм рас-тений своей мест-ности»  

П.48-49

XIII  Растительные сообщества

   3

  1

Растительные сообщества, их состав

   1

Урок усвое-ния новых знаний

Устойчивость растительных сообществ.

Уметь: характеризовать разные растительные сообщества.

Работа по вопросам учебника.

Сообще-ния

П. 50-51

  2

Количественное соотношение видов в  растительном сообществе

   1

Урок – практи-кум

Обилие, плотность вида. Виды: господствующие, сопутствующие, строители сообщества.

Знать: взаимосвязи внутри растительного сообщества

П/Р №7

«Изуче-ние состояния сообщества парка»

П. 52-53

  3

Строение растительных сообществ, их изменения,  воздействие на них человека.

   1

Экскур-сия

Ярусность, горизонтальная расчлененность растительных сообществ.

Знать: горизонтальная расчлененность растительных сообществ.

Индиви-дуальный опрос.

П.54-56

XIV  Охрана растительного мира

   4

  1

Редкие и охраняемые растения.  Красная книга

   1

Комби-нированный урок

Редкие и охраняемые растения.  Красная книга.

Знать: редкие и охраняемые растения.  Красная книга.

Фронталь-ный опрос

Сообще-ния

Исп.ИКТ

П.57

  2

Охраняемые территории и их значение.

   1

Урок – практи-кум

Заповедники, национальные парки.

Знать:  редкие и охраняемые растения,  Красная книга, охраняемые территории

П/Р №8

«Охраняе-мые территории России»

Исп.ИКТ

П. 58

  3

Редкие и охраняемые растения нашей области

  2

Комби-нированный урок

Редкие и охраняемые растения Саратовской области

Знать:  редкие и охраняемые растения,  Красная книга, охраняемые территории

Сообще-ния

Исп. ИКТ

Всего – 34,

резерв - 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.

Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...

введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс

некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...

Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,

Содержит: основные идеи и особенности курса экологии  6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...