Экология 9 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (9 класс) на тему

Кяжина Виктория Витальевна

Экология 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_9.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы курса «Экология» (авторы: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов) ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Рабочая программа  9 класса предусматривает обучение экологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих экологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие  биосферы и человечества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы.  Знание экологических законов,  их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях из успешного разрешения и преодоления.

Раздел «Общая экология» рассматривает закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфику механизмов, обеспечивающих устойчивость экологических систем на популяционном  и биоценотическом уровнях.

В разделе «Экологические основы охраны природы» рассматривают фундаментальные экологические законы и социальные закономерности. Знание этих законов необходимо для рационального природопользования, сознательной реализации мер, предотвращающих саморазрушение системы «общество-природа», а также дает возможность восстановления уже нарушенных связей и процессов на местном, региональном и глобальном уровнях. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

- о типах взаимодействий организмов, разнообразии биотических связей, количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений а природе, правила конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношении организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции, и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятие «экосистема», «прогноз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция, факторы ее лемитирующие, экологические пирамиды, биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования  биосферы  и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- современные проблемы охраны природы;

- о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды).

 Учащиеся должны уметь:

- решать простейшие экологические задачи;

- использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- строить графики простейших экологических зависимостей;

- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

- определять уровень загрязнения воздуха и воды;

- устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

- охранять пресноводных рыб в период нереста;

-  охранять полезных насекомых;

- подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

- охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.

Список литературы.

  1. Акифьева Е.В. Программно-методические материалы: Экология 5-11 класс, Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005
  2. Галушин В.Б., Чернова Н.М. учебник «Основы экологии» 10 (11) класс. М.: Дрофа, 2001
  3. Чередниченко И.П. «Экология» 6-11 классы, Волгоград, издательство «Учитель», 2010
  4. Швец И.М. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе, М.: «Вентана- граф», 2005

Тема курса.

Тема урока.

Кол-

во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля.

Измери-те ли.

Элементы

допол. содер-жания.

Примечания

Д/З

Дата

проведения

план

факт

I Организм и среда.

 7

1

Потенциальные возможности размножения организмов и их ограничения средой.

 1

Урок изуче-ния нового материала

Самовоспроизведе-ние, геометрическая прогрессия размножения.

Знать: главное свойство жизни.

Уметь: строить графики.

График

С.13-14

П.1

 2

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

 1

Комби-нированный урок

Экологические факторы. Закон оп-тимума. Пессимум. Экстримальные условия.Ограничи-вающий фактор.

Знать: основные понятия.

Использовать количественные показатели в экологических вопросах.

График.

С.19-21

П.2

3

Основные пути приспособления организмов к среде.

 1

Комби-нированный урок.

Анабиоз. Скрытая жизнь.Постоянство внутренней среды.

Основные среды жизни. Планктон. Паразитизм.

Знать: главные пути выживания организмов.

С.28-29

П.3

 4

Пути воздействия организмов на среду обитания.

 1

Комби-нированный урок.

Средообразующая деятельность организмов. Фильтрационное питание. Самоочищение водоемов.

Объяснять принципы обратных связей в природе.

Дискуссия

С.44-45

П.5

 5

Почвенные обитатели и их средообразующая деятельность.

 1

Комби-нированный урок.

Фотосинтез. Почва. Почвенный гумус. Структура почвы. Микроорганизмы.

Л/Р №1

«Почвен-ные обита-тели»

 6

Приспособитель-ные формы организмов.

 1

Комби-нированный урок.

Жизненные формы видов, конвергенция

Знать: приспосо-бительные формы, жизненные формы организмов

Л/Р №2

«Жизнен-ные формы живот-ных»

ИКТ

П.6

 7

Приспособитель-ные ритмы жизни.

 1

Урок обобще-ния

Суточные ритмы. Годовые ритмы. Фотопериод. Фотопериодизм.

Знать: ритмы жизнедеятельности организмов. Уметь строить графики экологических зависимостей.

Тест.

С.57-59

П.7

 

Сообщества и популяции

16

 1

Типы взаимодействия организмов.

 1

Урок изуче-ния нового материала

Биотические связи, пищевые отношения, конкуренция, мутуализм, симбиоз.

Знать: типы взаимодействия организмов. Объяснять принципы обратных связей в природе.

В.1-4 с.65

С.63-64

П.8

 2

Типы взаимодействия организмов

 1

Урок-практи-кум

Биотические связи, пищевые отношения, конкуренция, мутуализм, симбиоз.

Знать: типы взаимодействия организмов. Объяснять принципы обратных связей в природе.

Решение экол.

задач.

 3

Законы и следствия пищевых отношений

 1

Урок изуче-ния нового материала

Хищники, пара-зиты, собиратели, отношения хищник-жертва, экологический бумеранг.

Знать: законы конкурентных отно-шений в природе.

Уметь объяснять механизмы регуля-ции и устойчивости.

В.1-3 с. 73

С.70-73

П.9

 4

Законы и следствия пищевых отношений

 1

Урок-практи-кум

Хищники, пара-зиты, собиратели, отношения хищник-жертва, экологический бумеранг.

Знать: законы конкурентных отно-шений в природе.

Уметь объяснять механизмы регуля-ции и устойчивости.

Решение экол.

задач.

 5

Законы конкурентных отношений в природе.

 1

Комби-нированный урок.

Закон Гаузе, правило конку-рентного исклю-чения, правило Тинеманна.

Знать: законы конкурентных отно-шений в природе.

Уметь объяснять механизмы регуля-ции и устойчивости.

В.1-3 с.79

С.77-78

П.

10

 6

Законы конкурентных отношений в природе.

 1

Урок-практи-кум

Закон Гаузе, правило конку-рентного исклю-чения, правило Тинеманна.

Знать: законы конкурентных отно-шений в природе.

Уметь объяснять механизмы регуля-ции и устойчивости.

Решение экол.

задач.

 7

Популяции.

 1

Урок изуче-ния нового материала

Внутривидовые взаимодействия, численности популяции, плотность и струк-тура популяции.

Знать: об отношениях организмов в популяциях.

Дискуссия.

С.83-84

П.

11

 8

Законы конкурентных отношений в природе.

 1

Урок-практи-кум

Внутривидовые взаимодействия, численности популяции, плотность и струк-тура популяции.

Знать: об отношениях организмов в популяциях.

Решение экол.

задач.

 9

Демографическая структура популяций.

 1

Комби-нированный урок.

Иммиграция, эмиграция, мета-морфоз, демог-рафия , пирамида возрастов.

Знать: демографическую структуру попу-ляции.

№1-4 с.91

С.89-90

П.

12

10

Законы конкурентных отношений в природе.

 1

Урок-практи-кум

Иммиграция, эмиграция, мета-морфоз, демог-рафия , пирамида возрастов.

Знать: демографическую структуру попу-ляции.

Решение

экол.

задач.

11

Рост численности и плотности популяций.

 1

Комби-нированный урок.

Емкость среды, саморегуляция чис-ленности попу-ляции, отрицательная обратная связь.

Знать: динамику численности популяции и ее регуляцию  в природе.

Уметь объяснять ме-ханизмы регуляции

Задания

1-2 стр 98

С.96-98

П.

13

12

Рост численности и плотности популяций.

 1

Урок-практи-кум

Емкость среды, саморегуляция чис-ленности попу-ляции, отрицательная обратная связь.

Знать: динамику численности популяции и ее регуляцию  в природе.

Уметь объяснять ме-ханизмы регуляции

Решение эколог. задач.

13

Динамика численности популяций и ее регуляция в природе.

 1

Комби-нированный урок.

Стабильный, изменчивый, взрывной ход; ре-гуляция числен-ности, немедленная и запаздывающая регуляции.

Знать: об отно-шениях организмов в популяциях, де-мографическую структуру популяции.

Дискуссия

С.106

С.104-106

П.

14

14

Динамика численности популяций и ее регуляция в природе.

 1

Урок-практи-кум

Стабильный, изменчивый, взрывной ход; ре-гуляция числен-ности, немедленная и запаздывающая регуляции.

Знать: об отно-шениях организмов в популяциях, де-мографическую структуру популяции.

Решение эколог. задач.

15

Биоценоз и его устойчивость.

 1

Урок обобще-ния и система-тизациизнаний.

Доминанты, доми-нирующие виды, малочисленные виды, ярусность, опушечный эффект.

Знать: о строении и функционировании биоценоза.

Исследовательская работа

С.112-114

П.

15

16

«Лесной биоценоз и экологические ниши видов»

 1

Экскур-сия

Биоценоз, эколо-гическая ниша, ярусность, видовая структура биоценоза.

Объяснять меха-низмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах.

Отчет по экскурсии

Экосистемы.

11

1

Законы организации экосистем.

 1

Урок изуче-ния нового материала

Экосистема, потоки вещества и энер-гии,биологический круговорот ве-ществ, продуценты, консументы, реду-центы.

Знать: законы орга-низации экосистем.

Объяснять: принципы обратных связей.

Дискуссия

С.121

П.

16

 2

Законы организации экосистем.

 1

Урок – практи-кум

Экосистема, потоки вещества и энер-гии,биологический круговорот ве-ществ, продуценты, консументы, реду-центы.

Знать: законы орга-низации экосистем.

Объяснять: принципы обратных связей.

Решение экол.

задач.

 3

Законы биологической продуктивности

 1

Комби-нированный урок.

Цепи питания, трофические уровни, биомасса, белковое голодание

Знать: законы биологической продуктивности.

№1-2 на с.128

С.126-128

П.

17

 4

Законы биологической продуктивности

 1

Урок – практи-кум

Цепи питания, трофические уровни, биомасса, белковое голодание

Знать: законы биологической продуктивности.

Решение экол.

задач.

 5

Продуктивность агроценозов

 1

Решение экол.

задач.

Агроценозы, биологический метод борьбы, агроэкосистемы.

Знать: законы биологической продуктивности.

Дискуссия

С.136

С.133-135

П.

18

6

Саморазвитие экосистем

 1

Комби-нированный урок.

Сукцессии. Незрелые, зрелые,сообщества,восстановительные смены.

Знать: о само-развитии экосистем.

Уметь решать простейшие экологические задачи.

Л/Р №3

«Смены простей-ших в сенном настрое»

С.140-142

П.

19

 7

Саморазвитие природных экосистем и процессы восстановления нарушенных сообществ.

 1

Экскур-сия

Автотрофы, гетеротрофы, регу-ляторные связи, не-зрелые, зрелые сообщества, сукце-ссии.

Знать: законы биологической продуктивности.

Отчет  по экскурсии

 8

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций.

 1

Комби-нированный урок.

Экологические ниши, межвидовые отношения, разно-образие жизни, функции биоло-гического разнообразия.

Знать: о биоло-гическом разно-образии, как важ-нейшем условии устойчивости биоценозов, экосистем.

Мини-проект

С.146-147

Исп. ИКТ

П,

20

 9

Биосфера как глобальная экосистема.

 1

Урок обобще-ния и система-тизациизнаний.

Биосфера, озоновый экран, живое существо, органогенные породы, круговорот углерода, азота. Кислорода.

Знать: о биосфере как глобальной экосистеме.

Тест

С. 155-156

П.

21

10

Человек и биосфера

 1

Урок – конфе-ренция

Экология как наука, человечество.

Знать: о месте чело-века в экосистеме Земли.

Сообще-ния

П.

22

11

Роль человеческого общества в использовании ресурсов и преобразовании биосферы.

 1

Урок котроля знаний.

Экологические проблемы, экологическая грамотность населения, возможности биосферы.

Знать: экологи-ческие проблемы, экологическая грамотность населения, возможности биосферы.

Итоговое тестирование.

Всего – 33 часа

Резерв – 1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Календарно-тематическое планирование по экологии "Экология Москвы и устойчивое развитие" 10 класс.

Календарно-тематическое планирование по экологии"Экология Москвы и устойчивое развитие" для 10 класса.Учебник: Г.А.Ягодин, М.В.Аргунова, Т.А.Плюснина, Д.В.Моргун«Экология Москвы и устойчивое развитие»...

введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс

некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...

Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,

Содержит: основные идеи и особенности курса экологии  6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...