Конспект занятия "Травянистые растения луга"
план-конспект по экологии на тему

Сапрыкина Альфия Равиловна

В данном занятии учащиеся знакомятся с некоторыми травянистыми растениями луга: нивняк, колокольчик, клевер луговой, лютик ползучий; о значении травянистых растений луга в жизни природы и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл travyanistye_rasteniya_luga.docx310.61 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ ЛУГА».

Цель:  познакомить учащихся с растительным миром луга.

Задачи:

  1. Формировать знания обучающихся о некоторых растениях луга: нивняк, колокольчик, клевер луговой, лютик ползучий; о значении травянистых растений луга в жизни природы и человека.
  2. Развивать наблюдательность, речь, мышление.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: 

видеофильмы “Луговые травы”, «Цветущий луг»; иллюстрации с изображением луговых трав: нивняк, колокольчик, клевер луговой, лютик ползучий; инструктивные карточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

  • Я сижу в высокой траве, как на мягкой постели. Вокруг меня раскачиваются своими  головками цветущие травы. Вот белая ромашка, это синий василёк, а вот высокий, с прямым стеблем мятлик, а это-тысячелистник.
  • Ребята, как вы думаете, где я нахожусь?

Бежит тропинка через луг,

Ныряем влево, вправо.

Куда ни глянь - цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

  • Сегодня мы узнаем, что такое луг, в каких местах он встречается, познакомимся с растениями, которые растут на лугу. Поговорим о том, какую пользу луг приносит животным и человеку.

  1. Введение в тему занятия
  • Послушайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь запомнить, какие растения растут на лугу.

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер - кашка!

Что ещё? Гвоздика. Смолка,

Колокольчик, хвощ - как ёлка.

А ещё? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Грамофончики - вьюнки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

  • Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик…).
  • Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений - цветы).
  • Давайте поближе познакомимся с этими растениями.
  1. Изучение нового материала
  • Ребята, а кто знает, что такое луг?
  • А теперь посмотрим, как выглядит луг. 

Просмотр видео фильма «Цветущий луг».

  • Отгадайте загадку: «Что не сеяно родится?»  Правильно – это трава.
  • На лугу растут только травянистые растения.  Чтобы узнать, какие, надо отгадать загадки.

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик.)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчик.)

Стоит кудряшка,

Белая рубашка.

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка.)                                                

ФИЗМИНУТКА

Руки к солнцу подниму,                                  

Лучики поймаю,                                              

Их я с пальчиков стряхну,

С ними поиграю.

А потом я протопчу

На песке дорожку

И колечки начерчу

Кругленькие ножкой.

Покружусь я, как пчела

Сяду на купавку

И поглажу нежно я

Мягонькую травку.

Солнышком посыплю я

Всё вокруг, что знаю.

Все узнали вы меня?                                                                            

Это я - гуляю!

  • А знаете ли вы, что луга образуются по берегам рек и озер. Как правило, луга бывают заливные, поэтому люди в таких местах не селятся. А из-за увлажненной почвы, деревья не растут. Поэтому на лугах растут только травянистые растения. Луга имеют большое значение для сельского хозяйства. Многие из них служат пастбищами для домашних животных, на других заготавливают сено. Особенно ценные кормовые растения – мятлик, тимофеевка, лисохвост, клевер.

Просмотр фильма «Природоведение. Луговые травы».

  • Растительность луга очень разнообразна, но сегодня мы  познакомимся лишь с некоторыми из них.
  • Ребята, прослушайте внимательно рассказ, и постарайтесь догадаться, о каком растении идёт речь?

Клевер луговой     Это растение травянистое. Листья с белым треугольником в виде буквы «Л». Высота растения 15-60 см. Цветет с середины мая до осени. Соцветия бывают красными, розовыми, белыми, испускающими еле уловимый медовый запах, над ним вечно кружатся и парят крупные, симпатичные, мохнатенькие насекомые - шмели. Только они да бабочки своими длинными хоботками могут достать сладкий нектар со дна узкой трубочки, образованной отдельными цветками шаровидного соцветия. При этом происходит опыление, а потом и завязываются семена в маленьких плодиках - бобах.

В народе его называют «кашкой». По народным приметам, такое растение приносит счастье. С наступлением темноты листья складываются, поднимаются вверх, «засыпают». На свету листочки распрямляются и занимают горизонтальное, нормальное положение - растение «просыпается».

Это ценное кормовое растение. Самыми лучшими лугами считаются такие, где в большом количестве произрастает это растение.

  • Кто узнал растение? Правильно – это клевер. Это ценное кормовое и лечебное растение. Посмотрите видеофильм «Клевер луговой».

Просмотр видеофильма «Клевер луговой».

Колокольчик     Высота стеблей у этого травянистого растения от 15 до 150 см. Цветки всех оттенков синего и фиолетового цвета.

У них цветки имеют форму колокола, образованного пятью сросшимися лепестками. В народе их называют звонцами, звоночками, бубнами. Раскрывающиеся цветки обращены вниз, пыльца и нектар предохранены от сырости. Вниз смотрят и плоды-коробочки, имеющие поры, через которые при порывах ветра высыпаются семена. Но как только погода начинает портиться, собираются дожди, отверстия закрываются, и семена остаются сухими.

  • Что же это за растение? Узнали? Правильно, это колокольчик. Приточной травой называется колокольчик от слова «приток» (недуг, болезни) - он активно употребляется в медицине.

Лютик      Это травянистое растение имеет высоту от 15 до 50 см. На верхушках стеблей располагаются небольшие, но яркие золотисто-желтые цветки, каждый с пятью лепестками и пятью чашелистиками. Листья разные: около почвы, у основания стебля, округлые, на стеблях - разрезанные на узкие дольки. Цветут они с середины апреля до середины мая.

Их можно встретить везде: вдоль дорог, на опушках леса, по берегам водоемов, на лугах. Его название происходит от слова «лютый». То есть жесткий, режущий, едкий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок этого растения. «Куриная слепота» - таково его народное прозвище. Это одно из самых ядовитых растений. Особенно едок он бывает во время цветения.

У основания лепестков есть медовые ямки с нектаром, множество тычинок образуют обильную пыльцу, которая питает насекомых. Размножается он и семенами, и с помощью длинных побегов, которые, разрастаясь в разные стороны, укореняются, формируют почки, и из них вырастают новые растения, захватывая новые и новые пространства луга. Один цветок за год может дать до 70 молодых растений.

  • Кто назовет это растение? Правильно, это лютик едкий. Но, несмотря на «скверный» характер лютика, это удивительно красивое растение - его желтые цветки словно бы светятся нежным, но в то же время ярким пламенем.

Нивяник обыкновенный: поповка     Растет на всех лугах. Среди высоких трав вполне может затеряться, так как его средняя высота редко превышает 30-50 см. Но когда растение зацветет, а это происходит в конце мая, то сразу выделяется среди лугового разнотравья своими бело-желтыми соцветиями. В соцветии много цветков: по краям белых, а внутри - желтых.

Люди называют его ромашкой, отмечая сходство их соцветий. Вроде бы растения действительно похожи! Но нет, это растение имеет только одно соцветие на конце стебля и цельные листья, а ромашки хоть и красуются с похожими бело-желтыми соцветиями, но их обязательно несколько на стебле, листья - перистораздельные. Кроме того, век ромашки - одно лето, а это растение долгожитель. В народе его называют по-разному: белица-трава, белюшки, белинница, белоголовник, солнешник, тягун и пр.

На лугах он образует большие заросли и в полном расцвете своей красы радует взор белыми сугробами цветков, однако весьма недолго - всего лишь двенадцать дней. Плодиков-семянок образуется очень много: одно растение приносит их до 25 ООО штук.

  • Это нивяник или нивняк, оно всегда будет расти на лугах, если только мы - люди - не будем уносить с прогулок охапки этого красивого и полезного растения. Нивяник активно используется в народной медицине: отваром из соцветий лечат простуду, головную боль, кашель. Ценят нивяник и пасечники.

Игра  «пчелка села на цветок»

На полу раскладывают разные цветы.  

Дети, взявшись за руки, встают вокруг них.

На лугу  цветут ромашки,

Колокольчики и кашка,

Лютик едкий и нивняк.

Желтые и синие -

Все цветы красивые.

Бабочки, жуки летают,

Себе домик выбирают.  

Раз – цветок,  два  – цветок.  

У кого вкуснее сок?

Раз, два, три! Раз, два, три!

Свой цветок скорей найди!

Учащиеся идут вокруг цветов хороводным шагом

Бегают врассыпную, взмахивая руками, как крыльями

Быстро находят свой цветок и встают вокруг него. Побеждает  команда, чей кружок быстрее построится.

  1. Первичное закрепление материала

Работа с инструктивными карточками

Инструктивная карточка по программе «Экология» 1 год обучения

Тема: «Травянистые растения луга»

Задание: найдите травянистые растения луга и обведите их в синий кружок, травянистые растения леса обведите в зеленый кружок.

1

2

3

4

5

6

7

8

Экологическая минутка.

  • Луг-это украшение нашей земли. Послушайте, что однажды произошло.

Пришли дети на луг. Сколько кругом красивых цветов!

  • Нарвём букет большой-большой! - сказала Зоя.
  • Нельзя! - строго сказал Петя.
  • Почему? Посмотри, сколько кругом цветущих растений! Разве уменьшится луг от того, что мы нарвём букет?
  • Но если мы их сорвём, то другие не увидят этой красоты! -  поддержала Петю Марина. –Да и мы, когда будем приходить на луг, не сможем долго любоваться цветами.
  • Кто из детей прав?
  • Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы сохранить луга?
  • Пасти небольшое количество животных, чтобы травы успевали восстанавливаться.
  • Косить траву после того, как поспеют семена, чтобы при косьбе они упали на землю.
  • Необходимо подсевать полезные травы — (клевер, донник, люцерну).
  • Выкашивать ядовитые растения до цветения.
  • Ни в коем случае нельзя распахивать луга - они очень долго не восстанавливаются.
  • При сборе букетов цветов нужно брать немного, т. к. сорванный цветок — это загубленные семена.
  • Брошенные банки — источник опасности, о ржавую банку легко можно порезаться, стекло долго не пропадает и опасно, пустые банки и бутылка могут сфокусировать солнечные лучи и поджечь сухую траву.
  • Нельзя выжигать сухую траву — при пожаре гибнут семена трав даже на земле.
  • Косить траву надо от середины к краям луга, чтобы зверята и птицы успели убежать. Если косить от краев к центру луга по кругу, то животные сбиваются в середину, испытывая страх перед людьми и шумом машин, и когда островок травы становится мал, от ужаса они бросаются куда попало и попадают под косы, ножи косилок, колеса машин.

Итог занятия

  • Что такое луг?
  • С какими растениями луга мы сегодня познакомились?
  • Какими ценными свойствами обладают растения луга?

Рефлексия

  • У вас на партах лежат цветочки. Если вы отлично запомнили обитателей луга, возьмите цветок зелёного цвета, если не очень - жёлтого, если вообще не запомнили, то красного. Поместите их на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Растения, животные луга и водоемов"

Вашему вниманию представлен урок обобщения и систематизации знаний обучающихся, воспитанников по теме: «Растения, животные луга и водоемов». По форме это был урок путешествие. Цели урока бы...

Конспект "Дыхание растений"

Конспект урока по теме "Дыхание", 6 класс ФГОС...

Опорный конспект "Значение растений"

В табличной форме представлена информация по теме "Значение растений"...

Конспект урока «Растения и животные Свердловской области»

Конспект интегрированного урока географии и биологии для обучающихся 5 класса....

Внеклассное мероприятие Игра – путешествие:Дикорастущие растения луга, водоема и леса.

Внеклассное мероприятие   Игра – путешествие:Дикорастущие растения луга, водоема и леса....

Конспект урока"Растение -как целый организм!"

Методическая разработка, конспект урока по биологии, 7 класс...

Кроссворд "Животные и растения луга"

Кроссворд "Животные и растения луга"...