Ресурсный подход управления образованием
статья по экологии на тему

  Школа – это удивительный мир, в котором каждый человек учится, развивается и воспитывается. Каждая школа имеет свою, непохожую на другие  школьную жизнь – интересную, захватывающую, полную энергии детских улыбок и радости.  Сегодня директор развивающейся  сельской школы выполняет наряду с традиционными функциями и достаточно новые: коммуникативные, мотивационные, диагностические, прогностические.
Он осуществляет свою деятельность и в области дополнительных компетенций: культурно-просветительской, социально-педагогической, менеджерской, хозяйственно-экономической, производственной, проектной.
Одна из педагогических задач  сельской школы  – воспитание гражданина на селе, способного вести собственное хозяйство, быть конкурентоспособным, обеспечение образованности, общекультурного уровня развития личности и выявление и развитие индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Для ее решения нужны существенные коррективы содержания изучаемых дисциплин, пересмотр учебных планов. Организация обучения и воспитания  строится с учетом местного материала, социально-экономических условий и запросов местного производства, населения. Исходя из имеющихся ресурсов, мы пытаемся выстроить соответсвующую программу обучения учащихся сельской школы. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Школа – это удивительный мир, в котором каждый человек учится, развивается и воспитывается. Каждая школа имеет свою, непохожую на другие  школьную жизнь – интересную, захватывающую, полную энергии детских улыбок и радости.  Сегодня директор развивающейся  сельской школы выполняет наряду с традиционными функциями и достаточно новые: коммуникативные, мотивационные, диагностические, прогностические.

Он осуществляет свою деятельность и в области дополнительных компетенций: культурно-просветительской, социально-педагогической, менеджерской, хозяйственно-экономической, производственной, проектной.

Одна из педагогических задач  сельской школы  – воспитание гражданина на селе, способного вести собственное хозяйство, быть конкурентоспособным, обеспечение образованности, общекультурного уровня развития личности и выявление и развитие индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Для ее решения нужны существенные коррективы содержания изучаемых дисциплин, пересмотр учебных планов. Организация обучения и воспитания  строится с учетом местного материала, социально-экономических условий и запросов местного производства, населения.

Для достижения этой цели необходимо решение трех групп задач:

 Воспитательные задачи:

-Формирование целостного и гармоничного  представления о ценностях материальной и духовной культуры, различных сферах искусства, экономической, правовой, политической, коммуникативной культуры, культуры быта и семейных отношений;

-Обучение учащихся умелому сочетанию деятельности в сельском хозяйстве с заботливым, бережным отношением к земле, технике, окружающей природе как основе жизнедеятельности человека;

-Развитие навыков, обеспечивающих для выпускников школ включение в общественную жизнь на основе принципов гуманизма, демократии;

-Формирование потребности в получении профессионального образования и самосовершенствовании.

  Организационно-педагогические задачи:

-Создание условий и возможностей для получения сельскими школьниками образования, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта и удовлетворяющего основным образовательным потребностям учащихся;

-Разработка и использование программ, обеспечивающих разностороннее образование с учетом региональных  факторов и тенденций развития науки и техники в сельском хозяйстве и обществе в целом;

-Разработка методик, повышающих эффективность обучения и воспитания в сельской школе;

- Организация и мониторинг инновационной деятельности в сельских школах;

-Обеспечение взаимодействия школы и окружающего социума.

   Управленческие задачи:

-Развитие образовательного пространства на селе;

-Рациональное использование всех имеющихся на селе ресурсов;

-Специальная подготовка и повышение квалификации педагогов;

   Решение указанных задач предусматривает достижение следующих результатов:

Для ребенка – получение полноценного  образования, конкурентоспособность, подготовленность к организации собственного дела, рефлексивное отношение к окружающему миру и к себе;

Для педагога – рост профессионализма, социально-педагогической защищенности, сотрудничество с коллегами;

В учебно-воспитательном процессе – обновление  содержания, создание учебно-методической базы, вариативных программ с учетом специфики работы сельской школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения учебно-воспитательного процесса, обусловленная интересами и потребностями учащихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды, взаимодействие с учреждениями села, культурными центрами и другими школами;

Для села - укрепление и развитие местного производства, экономики села за счет роста качества подготовки специалистов, обогащение духовного и культурного потенциала села, развитие и укрепление положительных традиций, рациональное использование имеющихся на селе ресурсов.

 По результатам социологического исследования  многие родители, работодатели, да и сами педагоги сегодня говорят о том, что школа недостаточно эффективно готовит детей к жизни, пока слишком много того чего в мире не существует. Оторванность школы от общественной жизни, приводит к тому, что дети, получают слишком теоретизированные  узкопредметные знания, которыми  большинство не воспользуются  в реальной жизни. Исходя из вышеизложенного и с учетом тех целей и задач, которые ставит перед нами государство, педсовет школы, управляющий совет школы пришел к мнению, что обучение и воспитание молодого поколения Посольской средней школы будет осуществляться исходя из местных условий, потребностей, ресурсов поселения, школы.

    Село Посольское находится на южном побережье Байкала. В комплексной программе признается  исключительная возможность охраны, как экологических, так и историко-культурных ресурсов Байкальского региона, так как  они неразрывно взаимосвязаны.

 Кроме природной уникальности в селе Посольское находится архитектурный памятник XVIII  века Спасо-Преображенский монастырь, который внес огромный вклад в развитие не только православия в Забайкалье, но и в налаживании дипломатических отношений стран России, Монголии и Китая.

 Программа развития школы на 2007-2012 годы разрабатывалась с учетом ресурсного подхода в управлении.

 Ресурсное обеспечение программы развития школы:

  • Организационно – управленческий ресурс;
  • Кадровый ресурс;
  • Материально-технический ресурс;
  • Инновационные процессы как ресурс повышения качества образования;
  • Миссия и имидж школы;
  • Контроль как условие ресурсного обеспечения;
  • Социокультурное взаимодействие школы и среды как основополагающий ресурс;
  • Финансовый ресурс;

1. Организационно – управленческий ресурс реализуется  через структуру управления образовательным учреждением на основе компетентностного подхода.

Первый уровень стратегический: директор, педагогический совет, управляющий совет, общешкольный родительский комитет, ученическое самоуправление.

Второй  уровень (тактический)- методический совет, аттестационная комиссия, заместитель директора по УВР.

Третий уровень (организаторский)- методические объединения, библиотека,  краеведческий музей. Четвертый уровень (исполнительский) – обучающиеся, родители (законные представители), общественные организации.

Особенностью  данной структуры является то, что руководитель свои управленческие воздействия направляет на координацию деятельности управляющей команды.

Вся структура управления обеспечена локальными актами. При определении функциональных обязанностей сотрудников учитывается:

  • соответствие возлагаемых полномочий и представляемых прав;
  • организаторские способности; личные намерения работника  и потребности в профессиональном росте.

Нами реализуется идея  совместного участия в воспитании молодого поколения  через деятельностный подход. Зная проблемы нашего сельского поселения инициативная группа учащихся составила свой проект на основе программы развития школы «Палаточный экогородок на берегу Байкала», участвовали в разработке проектов «Чистый берег» (15000 рублей) «Мы-дети Байкала» администрации МОСП «Посольское»(250000руб.), наш проект «Мы –дети Байкала» вошел в реализацию проекта «Дельта реки Селенги-птичий рай», где нам по программе «Энегосбережение» из этого проекта было выделено 560000 рублей на установку 26 евроокон..

2. Кадровый ресурс.

Образовательный процесс осуществляет 14 педагогов.

В Посольской средней школе обеспеченность кадрами 100 %.  

Высшая квалификационная категория – 1 учитель  

Первая квалификационная категория – 7 человек

Вторая квалификационная категория -  6 человек  

Отличник народного просвещения -1

Почетный работник общего образования-1

Средний возраст учителей 44 года.

Учителя школы активно участвуют в различных конкурсах и конференциях, проводят районные семинары по предметам, повышают  квалификацию.

Выделим основные подходы работы администрации школы с учителем:

-Своевременное обеспечение информационными потоками

-Делегирование прав, обязанностей, ответственности решаемых задач коллектива

-Обсуждение и принятие правил, норм, положений,  

-Создание условий для экспериментальной, исследовательской  деятельности

-Создание ситуации «успеха»

-Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда экспертной группой

-Совместная разработка критерий для экспертного листа учителя

-Систематическая диагностика затруднений и успешности учителя

-Поддержка положительной мотивации

-Поддержка инициативы учителя

-Награждения.

3. Материально-технический ресурс.

Одним из важнейших ресурсов управления является материально-технический ресурс, который нуждается в постоянном обновлении, улучшении, пополнении.

Техническое состояние здания, оборудование и оснащенность кабинетов наглядными пособиями позволяет успешно проводить учебно – воспитательный процесс в школе в режиме реализации программы развития.

 4. Миссия и имидж школы, как ресурс.

Миссия школы:

Воспитание компетентного, коммуникативного человека, который видит общую картину мира, понимает динамику процессов социального, природного развития и умеющего воздействовать на них, адекватно ориентироваться в социуме, в том числе в национальных вопросах и отношениях.

Имидж школы

Проведение экскурсий

Прием туристических групп

Выпуск школьной газеты

Положительная динамика результатов участия в муниципальных, региональных, российских олимпиадах, конкурсах, собственный сайт в Интернете, участие в международной олимпиаде «Дети Азии», положительная динамика результатов ЕГЭ.


Для нас ценно:

  1. Выполнение образовательного государственного заказа.
  2. Положительная динамика образовательных результатов.
  3. Комфортность обучения и работы всего коллектива школы.
  4. Удовлетворённость образовательными услугами учащимися и родителями.

5. Инновационные процессы как ресурс повышения качества образования.

1. Реализация программы развития школы: эколого-туристической школы.

2. Реализация  социально – значимого проекта «Мы –дети Байкала».

3. Проектная деятельность

4. Проведение экскурсий по достопримечательностям села, музею

5.  Экологическое образование с местным населением, детьми и отдыхающими.

6. Выпуск путеводителя по селу на английском языке.

 7. Дистанционные курсы

6. Система ценностных отношений как приоритетный ресурс.

Развитие и сохранение здоровья детей, обновление села, сельского поселения «Посольское».

Человек должен  знать историю своей малой родины, Родины, чтить и сохранять традиции, обычаи семьи, народа. Ценить семейные отношения, благоразумно относиться к природе, быть трудолюбивым, предприимчивым, проявлять гуманность, милосердие, терпимость к другому, проявлять чувства патриотизма.

7. Контроль как условие ресурсного обеспечения.

Цели контроля:

- соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования, исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждения;

- реализация принципов государственной политики в области образования;

- защита прав и свобод участников образовательного процесса;

- соблюдение конституционного права граждан на образование;

- обеспечение государственных образовательных стандартов;

- совершенствование механизма управления качеством образования;

- повышение эффективности результатов образовательного процесса;

- проведение анализа результатов  на предмет развития учреждения;

- повышение мастерства учителей;

Методы контроля:

-анкетирование;

- тестирование, социальный опрос;

- мониторинг;

- административные контрольные срезы;

- наблюдение, изучение документации;

- анализ самоанализа уроков;

- беседы, результаты учебной  и воспитательной деятельности;

- анализ исполнения принятых управленческих решений в школе;

Главный результат контроля – стремление учителя совершенствовать педагогическое мастерство.

Принципы:

-независимость;

- объективность;

- открытость.

8. Социокультурное взаимодействие школы и среды как основополагающий ресурс.

Школа выступает инициаторами социально-значимых проектов. С этой целью привлекаются заинтересованные люди, предприниматели, организации.   Расширяется список партнеров.

Учащиеся школы являются членами республиканского поискового отряда «Рысь».

9. Финансовый ресурс.

Для развития школы недостаточно бюджетного финансирования. Определяя разницу между реальными затратами для полноценной деятельности школы в целях реализации программы развития  и бюджетным финансированием, нами осознана задача поиска дополнительных источников.

Источниками внебюджетного финансирования определены:

- безвозмездная помощь в виде имущества через прием туристических групп;

- социальные партнеры;

- целевое финансирование по грантам и проектам.

Всего пополнилась материально-техническая база путем ресурсного подхода в управлении на сумму 1200000 рублей за 2 года реализации программы.

Что же получили в итоге метода ресурсного подхода в управлении на промежуточном этапе реализации программы развития школы?

- Пополнение внебюджетного фонда школы на 1200000 рублей, а это значит обновление материально-технического оснащения школы.

- Для школьников и взрослых всеобщими усилиями создается в социуме комплексная учебно-экологическая среда, объединяющая школу, ДК, библиотеку, МОСП «Посольское», трудовые коллективы.

- Жители села учатся зарабатывать деньги, оказывая услуги туристам. (продажа мяса, молочных изделий, дров, сельскохозяйственной продукции, съем жилья).

- Природоохранительный труд общедоступен для учащихся, разнообразен по выбору видов деятельности и физической нагрузке. Это обеспечивает интерес школьников, который способствует выявлению трудновыясняемых, но очень важных качеств личности, таких, как находчивость, сметливость, инициативность, трудолюбие, самостоятельность.

- Корректировка программ по предметам – наполнение  экологией, краеведением.

- 3серебряных медалиста, впервые за существование школы.

- серебряный призер международной олимпиады «Дети Азии».

- 20 учащихся получили профессиональную подготовку – парикмахер -10, тракторист- машинист -10.

- В школе выполняются требования Сан ПиН, правил противопожарной безопасности.

 - Повысились результаты ЕГЭ, поступление в ВУЗ(ы).

  -Появилась мотивация учащихся к получению качественного образования.

 - Усилилась роль управляющего совета школы.

 -  Учащиеся, учителя школы вовлечены в  проектную деятельность.

- Имеется свой сайт  в Интернете.

 - О нашей работе  пишут районные, республиканские СМИ.

- 100% учителей владеют компьютерной грамотностью.

- 70% используют ИКТ на постоянной основе.

 - Возросла потребность педколлектива в курсовой подготовке.

 - Стабильный коллектив.

МОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа» занесена в национальный  реестр «Ведущие образовательные учреждения России- 2009г, 2010г,2013,2015.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к управлению образованием

Разговор о новых подходах к управлению качеством образования...

Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)

Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...

Методические рекомендации для региональных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций по распространению лучших региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием

Одним из приоритетов государственной образовательной политики в России последних десятилетий является обеспечение открытости системы образования, вовлечение родительской общественности в управление об...