Проектная деятельность на уроках географии, экологии
статья по экологии на тему

Дорогая Надежда Михайловна

У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

Эти слова очень актуальны в настоящее время. Не секрет, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к школе. Это и понятно: ведь учитель перестал быть единственным источником знаний.

С экранов телевизоров, со страниц книг, журналов и газет на детей обрушивается мощный поток самой разнообразной информации. И, заметим, информации яркой, запоминающейся, интересной. Для учителя географии ситуация осложняется еще и тем, что на фоне других предметов география нередко проигрывает за счет того, что школьники, особенно старшеклассники, изменяют свое отношение к изучаемым в школе предметам.

Таким образом, основной задачей становится активизация познавательного интереса учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках географии, экологии

У Василия Александровича Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

Эти слова очень актуальны в настоящее время. Не секрет, что в последние годы все заметнее спад интереса учащихся к школе. Это и понятно: ведь учитель перестал быть единственным источником знаний.

С экранов телевизоров, со страниц книг, журналов и газет на детей обрушивается мощный поток самой разнообразной информации. И, заметим, информации яркой, запоминающейся, интересной. Для учителя географии ситуация осложняется еще и тем, что на фоне других предметов география нередко проигрывает за счет того, что школьники, особенно старшеклассники, изменяют свое отношение к изучаемым в школе предметам.

Таким образом, основной задачей становится активизация познавательного интереса учащихся.

Поисково-исследовательская работа учащихся.

Поисково-исследовательскую работу для активизации интереса у школьников начинаю с изучения своего края, своей «малой родины». Это способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, к истории, к прошлому и будущему своей местности.

Исследовательскую работу провожу в разных направлениях:

  1. Изучение истории края, в какие годы проходило освоение местности, как развивался край, его современность и перспективы на будущее.
  2. Исследование природы своей местности, изучение ландшафтов, растительного и животного мира, структуры почв.
  3. Антропогенная нагрузка и последствия ее влияния на природу и здоровье населения.
  4. В лабораторных условиях разведение калифорнийских червей, выращивание растений и создание оранжереи с помощью биогумуса и т.д.

Для проведения исследовательской  работы несколько лет подряд в школе ведется экологический кружок, цель которого: формирование личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, воспитание ответственности за судьбу своей Родины.?

Каждый год кто-то из выпускников школы связывает свою судьбу с географией и экологией.  На смену им  приходят новые ребята,  первую встречу  с которыми я начинаю с вопросов «Кто мы?» «Откуда мы?»  На первом занятии мы определяем где мы живем, чем знаменито это место, что его окружает и т.д. Исследовательская работа нужна, так как все,  что делается по изучению своего родного края, западает в душу ребят, они с гордостью будут рассказывать о том месте, где живут. Есть еще плюс, все что ребята узнают из собранной информации, они не найдут в учебниках.

За годы исследовательской работы, которую мы провели с учащимися, были написаны работы, которые участвовали в районных, региональных, республиканских конкурсах и были отмечены грамотами, дипломами, сертификатами.

Исследовательская работа имеет эколого-географический аспект. Для работы использую многие способы и методы. При определении экологического состояния окружающей среды применяем методы: ощущение человека, возникающее при контакте со средой обитания; биоиндикация; химический анализ проб различных компонентов среды.

  1. Воспиятие человека.

Не надо быть специалистом, чтобы взглянув на ландшафт, определить его состояние – деградация или органическое сохранение компонентов.

  1. Метод биоиндикации

Использование методов биоиндикации позволяет получить более объективную информацию об экологической ситуации, исследуемой территории. Пример: метод лихеноиндикации (высокая чувствительность лишайников к загрязнению среды обитания); метод фитоиндикации (определение загрязнения водоема при помощи ряски).

  1. Метод химического анализа.

При составлении программы местность должна быть обследована в ландшафтном отношении с выбором точек постоянных и сезонных наблюдений. Успешное проведение полного комплекса работ требует наличие тематических карт.

На протяжении двух лет мы проводили наблюдения за состоянием качества воды в р.Аллах-Юнь, химический анализ которой проводили в лаборатории водозаборной станции п.Солнечный. Из анализов следует, что вода имеет предельно допустимую концентрацию

С помощью исследовательской работы мы рассмотрели следующие особенности нашей местности:

  1. Как протекает процесс сукцессии. Выяснили, что за сорок лет существования поселка вокруг Солнечного  вырос вторичный лес, после его вырубки в 30-50 годы на дрова. Обследовали отвалы, которые имеют разные ступени сукцессии и составили перечень растений, которые с течением времени залечивают «лунный» ландшафт, т.е. места. Где не проводилась рекультивация.
  2. Создали план местности п.Солнечный и указали зоны, которые подвержены загрязнению и соответственно имеют повышенную радиацию в следствие работы котельной и накопления сажи в снежном покрове.
  3. Составили карту поселков, которые существовали в 30-60 годы в горной зоне Аллах-Юньского района. Собираем краеведческий материал для создания поселкового музея.
  4. В ходе многодневных походов собрали коллекцию (гербарий) растений гольцового пояса хребта Улахан-Бом, а также видеоматериал.
  5. Изучали горизонты почвенного покрова, собирали образцы почв и минералов.

При серьезном подходе к работе по поисково-исследовательской работе не следует ограничиваться констатацией фактов о состоянии  компонентов окружающей среды и оценкой экологической ситуации местности. Желательно включить школьников в конструктивно-преобразовательную деятельность, направленную на улучшение этой ситуации. Это могут быть работы по озеленению улиц поселка, создание кормушек для птиц, очистка водоемов от бытовых отходов и т.д.

Только так можно формировать личностное отношение к окружающей среде и экоцентрический тип сознания.

Нетрадиционные уроки.

Нетрадиционные формы уроков появились вследствие реакции учительства на новые цели общеобразовательной школы, связанные с развитием личности учащихся, на сложившийся шаблон проведения уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе, откровенную скуку. Гуманистические тенденции  в народном образовании привели к пониманию того, что в центре учебного процесса стоит ученик.

Именно поэтому, в последние годы в учительской практике особую популярность приобрели нетрадиционные формы уроков. Однако их использование имеет как недостатки, так и плюсы. Недостатками можно назвать: бессистемность  использования, отсутствие роста качества формируемых знаний и умений, перегрузка уроков учебным материалом и др. Плюсами можно назвать то, что такие уроки привлекают внимание необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников. Ученик не декларативно, а действительно становится в центре учебного процесса.

В зависимости от планируемых целей отдельные формы уроков можно проводить при изучении нового материала или обобщения какой-либо темы. К примеру, в 10-х классах при изучении регионов мира, провожу нетрадиционные уроки «Страны Азии», на которых каждый ученик представляет какую-либо страну. Встреча происходит в гостях у Японии. В чайном домике тясицу. Во время чайной церемонии, учащиеся в спокойной, уютной атмосфере узнают много нового, интересного о странах Азии. Во время урока используем видеоматериал, разыгрываем театральные сцены и т.д. Такие уроки лучше проводить в течение  2-х часов. Самое главное. что за 90 минут ни один ученик не остается в стороне, каждый проявляет себя и, конечно,  материал. Который готовит школьник, запомнится ему на долгие годы. Учитель должен планировать, когда в учебном плане будет использована нетрадиционная форма урока. Только согласованная и обоснованная система уроков географии и экологии нетрадиционной формы – существенный фактор усвоения географической картины мира и развития личности учащихся.

Интегрированный урок по географии по теме «Культура, традиции народов Азии»

(на примере стран Японии, Китая, Индии, Монголии) – 2 часа

Метод урока: нетрадиционный, в форме встречи делегаций от стран в японском домике чайной церемонии – тясицу.

Задачи урока: средствами географии, этнографии, истории, литературы сформировать представления об особенностях быта, традиций, нравов народов Азии. Развивать способности эмоционально откликаться на прочитанное, увиденное. Учить чувствовать и понимать образ жизни других народов.

Оборудование: карта мира (политическая), картины с видами стран Азии, инсценированный японский чайный домик.

Ход урока: В вступительном слове учитель географии говорит, что встреча делегаций из стран Китая, Индии, Монголии, Японии пройдет в японском чайном домике, где каждый будет рассказывать о своей стране.

  1. Японская чайная церемония.

Ученики – делегация из Японии, встречают гостей, пьют чай по правилам церемонии и рассказывают об особенностях своей страны (действие происходит на полу, покрытом циновками в японских традициях).

Угощение гостей японскими блюдами и рассказ о японской кухне.

Японские праздники, виды борьбы (айкидо, сумо – видеоматериал).

Кто такие самураи?

В заключении проводится викторина по Японии (на основе услышанного и увиденного материала, для закрепления знаний).

  1. Выступление делегации из Индии. Рассказ о праздниках, культурных памятниках, искусство танца (прослушивание аудиозаписи), кулинария Индии.
  2. Выступление делегации из Китая. Просмотр видеоматериала о китайской стене и других памятниках, рассказ о кулинарии из морских продуктов (рыба фугу).
  3. Выступление делегации из Монголии. Показ традиционной одежды монгола, экипировка всадника, монгольская юрта, ее убранство, кулинария монголов, проблемы низкой численности населения, религия – ламаизм.

В течение 2-х часов встречу в чаном домике проводят сами ученики, что является важным фактором. Учащиеся сами говорят, обсуждают, вживаются в роль, обобщают материал.

Такой урок, в котором задействованы все учащиеся,  останется на долго в памяти детей.

Подведение итогов: слово берет учитель, проводит общую викторину по блоку – страны Азии, выставляет оценки за урок.

О роли путешествий в жизни школьников.

Школьникам всех возрастов присуще желание путешествовать. В такой  склонности детей (как и взрослых) к путешествию заключены огромные возможности педагогического воздействия. Под путешествием исследователь понимает форму организации обучения, при которой учащиеся под непосредственным руководством учителя или самостоятельно, но под его контролем, наблюдают и исследуют окружающую действительность.

Специфика усвоения материала путешествий в подростковом возрасте связана, прежде всего, с психофизическим механизмом импринтинг (запечетлевание). Этот механизм служит причиной прочных фиксаций, которые могут влиять на поведение человека всю последующую жизнь. Импринтинг действует в процессе путешествия наряду с условно-рефлекторными механизмами и обуславливает особую легкость восприятия и запоминания наглядно-образных объектов.

Именно во время путешествий, экспедиций, экскурсий у школьников происходит формирование черт личности: расширение кругозора, понимание мира. Чувство нового, с которым путешественники соприкасаются ежедневно, стимулирует и активизирует познавательную деятельность учащихся и поддерживает силу и устойчивость внимания.

Нередко трудные для усвоения вопросы школьной программы во время путешествий становятся предельно ясными и понятными, а волнующие впечатления, полученные учащимися в походах, вызывают у них желание углубленного познания увиденного, формируют устойчивый интерес к предмету. Общение с живой природой развивает наблюдательность, внимание, память, критичность мышления.

Живя в походах, путешествиях в особых условиях, единым коллективом, возникает эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному, создается благоприятная среда, которая пробуждает лучшие личностные задатки каждого из путешественников.

Во время весенних и летних каникул мы совершаем с детьми много путешествий. Это однодневные и многодневные походы по нашей местности. Такие походы преследуют следующие цели:

  • изучение природы, особенностей растительного и животного мира;
  • историко-географические познания края;
  • приобретение навыков туризма;
  • выживание в экстремальных условиях.

Походы проводим пешие, на лыжах, на велосипедах. После каждого похода пополняется копилка наглядного материала, который потом применяется во время учебного процесса.

Таким образом, во время походов учащиеся получают широкую информацию, развивают творческие способности, расширяют свои знания и кругозор, овладевают исследовательскими умениями и навыками. Это имеет большое значение в формировании патриотических черт личности учащихся и развитие положительных эмоций и чувств.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Проектная деятельность на уроках географии

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности на уроках географии в 10-11 классах....

Проектная деятельность на уроках географии "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Открытый  урок  потгеографии в  7 классе  по теме  "Рельеф и полезные  ископаемые Африки"  Цель:познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г. Учебный проект для учащихся 6 класса.

Проектная деятельность на уроках географии. Разработка учителя географии МОУ«Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Старченко М.Г.Учебный проект для учащихся 6 класса....

Статья по географии на тему: "Проектная деятельность на уроках географии"

Проектная деятельность позволяет повысить эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, даёт возможность учащимся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету....