Программа внеурочной деятельности "Экологический университет"
рабочая программа по экологии (5, 6 класс) по теме

Чернова Оксана Михайловна

Программа внеурочной деятельности "Экологический университет" составлена для учащихся 5-6 классов. ЕЕ реализация направлена на формирование экологической грамотности  учащихся через системно - деятельностый подход. Позволяет использовать различные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5-6_klassekologicheskiy_universitet.docx44.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пристень»

Курская область Пристенский район

Программа

внеурочной деятельности

«Экологический университет»

Возрастная категория : 5-6 класс

Разработала

Чернова О.М., учитель биологии

Пояснительная записка

  В условиях  экологического кризиса,  развивающегося в стране и мире в целом,  усиливается значение экологического образования подрастающего поколения.  Анализ  состояния  экологического образования в  школе  свидетельствует о необходимости совершенствования  системы работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать    создание условий для   становления экологически  грамотной  личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место  в природе,  обеспечить экологическую безопасность  достижений цивилизации.

Актуальность  программы внеурочной деятельности  продиктована также отсутствием в  базовом учебном плане образовательного учреждения  предмета «Экология», который  гарантировал бы обеспечение получения  основ экологических знаний в течении  всего периода обучения в школе.  

Рабочая программа  внеурочной  деятельности «Экологический университет» составлена  в  соответствии с требованиями   к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре программы внеурочной деятельности, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-­нравственного развития и воспитания гражданина России.

Цели:  

  1. формирование у обучающихся необходимость  понимая ценности образования, значимость экологических  знаний для каждого человека;
  2. формирование у обучающихся целостного представления о  окружающем мире; умения объяснять процессы окружающей действительности, используя для этого экологические  знания;  обосновывать собственную позицию;
  3. приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, навыков измерений, безопасного обращения с объектами живой и неживой природы.

Задачи:

• освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний  из различных источников информации и жизненного опыта;

• воспитание  экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений  для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический университет» является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования. Содержание программы  предусматривает  формирование  научных  знаний  об экологических связях в окружающем мире,  целесообразности  его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.

Деятельностным  этапом формирования у учащихся  экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие   у них экологического мышления, готовности к  общественной деятельности экологической направленности.

 Рабочая программа  внеурочной деятельности «Экологический университет»   имеет свою специфику, которая обусловлена  возрастными особенностями и индивидуальными способностями  учащихся  5-6 классов. Программа направлена на  развитие  познавательных УУД, расширение  видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Расчитана на 70 часов, из них 35  - 5класс, 35 – 6 класс.

  1. Результаты освоения внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность  в течении всего периода  обеспечит формирование у учащихся УУД.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

Первый уровень - воспитательные результаты.

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

Второй уровень - познавательная деятельность.

Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

Третий уровень - познавательная деятельность.

Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

Содержание курса

5 класс. Развиваем экологическую зоркость

Введение. Анкетирование. Предмет и задачи экологии. Правила поведения

 Земля – наш общий дом. Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, их особенности. Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Многообразие организмов. Экскурсия «Этот удивительный мир»

Взаимоотношения живых организмов

Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин», конкуренция, «нахлебничество». Сезонные изменения в биоценозах.

Очевидное – невероятное. Микро- и макро- мир в природе.  Приспособленности  их относительный  характер. Способы ориентации  живых организмов.

Человек как часть природы

Природа как источник жизни человека. Человек – существо биосоциальное.

 Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Охрана природы в Курской области.

6 класс   Расширяем экологическую грамотность

Введение.Анкетирование. Экологические проблемы родного края. Экологическая терминология Ученые экологи.

Азбука народной мудрости.  Законы природы в пословицах  и поговорках. Биоиндикация и биозащита. Ритмы жизни. Живые   часы и барометры. Лекарство или яд. Правила сбора и использования лекарственных растений, грибов.

Экологическая  опасность и безопасность.  Понятие опасности и безопасности. Загрязнение воздуха, воды, почвы: виды загрязнения, последствия, пути решения проблемы. Видовое разнообразие – стабильность жизни.  Моя Красная книга. Безопасность ближайшего  окружения (  продукты питания, химия в быту, ядовитые животные и растения).

Экологический практикум. Распознавание объектов живой природы. Этапы исследования. Определение загрязненности воздуха и воды.  Биогеоценоз и его компоненты. Определение качества  продуктов питания.

Тематическое планирование  5 класс

№ п.п

Тема занятия

Дата

Примечание

1

Введение

Анкетирование.

2

Экология – наука о доме

Земля наш общий дом

3

Легко ли жить в атмосфере?

эссе

4

Вода как среда обитания  

Мини исследование

5

Подземные жители

видеофильм

6

Сколько жителей на Земле?  

7

Экскурсия «Этот удивительный мир»

8

Практикум: решение задач

9

Взаимоотношение  живых организмов

Основные типы взаимоотношений

Лекция

10

Есть ли в природе дружба? (симбитики)

11

Хищники животные и растения  

видеофильм

12

В борьбе за жизнь (паразитизм)

13

Экскурсия «Я иду тебя искать»

14

Очевидное – невероятное

Микро и макро мир

Пр.р с микроскопами

15

Рекордсмены в  дикой природе

Работа в группах с информацией

16-17

Читаем книгу леса  (библиотечный час)

 Выпуск газеты

18-19

Шипы, клыки,  когти и многое другое

игра

20

Где  у птицы компас?

Мини исследование

21-22

Почему они так называются?

игра

23

Ведьмины кольца

24

Практикум: решение задач

25

Человек как часть природы

Человек – существо биосоциальное

лекция

26-27

Созидатель или потребитель  

беседа

28

Посредники между небом и Землей

29

Человек и мир растений

30

Человек и мир животных

31

Красная книга Курской области

32-33

 Акция « Чистая планета: начни с себя»

34

Практикум: решение задач

35

Итоговое занятие

Тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

1

Введение

Анкетирование. Правила поведения

2

Экологические термины

словарик

3

Галерея ученых

4-5

Экологические проблемы родного края

газета

Азбука народной мудрости

6-7

Законы природы в пословицах и поговорках

Интеллектуальная игра

8

Биологические способы защиты растений

Работа с информацией

9

Лишайники – показатели чистоты воздуха

Мини исследование

10

Практикум «Жаворонок или сова»

11

У природы нет плохой погоды…

Мини проект

12

История аптекарского дела

Лекция

13

Лекарственные растения

Час общения

14

Правила сбора растений и грибов

обсуждение

15

Экологическая  опасность и безопасность

Понятие опасности и безопасности

Лекция

16

Читаем книгу леса

Практ. раб.

17

Читаем  состав используемых товаров

Практ.раб.

18

Человек -  царь природы или….

Эколог сказка

19

Свалка по имени Земля

Эколог игра

20

Акция «Чистая  планеты – начни с себя»

Трудовой десант

21

Это должен знать каждый

Газета

22

Уникальность планеты Земля

Видео лекция

23

Сохраняя видовое разнообразие – бережем планету

24

Моя Красная книга

Мини проект

25-26

Экологический практикум.

Этапы проведения экологического  исследования

Алгоритм

27

Определение загрязненности воздуха в кабинете

28

Определение качества питьевой воды

29

Определение качества и  срока годности продуктов по упаковке, внешнему виду.

30

Определение условий для жизни дрожжей хлебопекарных

31

Определение видового состава  злаковых на пришкольной территории

32

Определение  взаимосвязей компонентов живой и неживой природы

33

Влияние человека на  природу

34

Итоговое тестирование

35

Достижения  года

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности по экологии для 5-7–х классов «Экологический университет»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения экологии в 5 классе обучающиеся научатся:1.освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;2. развитие познават...

Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»

Основные характеристики программы внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»:Направленность: ОбщеинтеллектуальноеВид деятельности Познавательная деятельностьАдр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Программа работы родительского университета «Азбука » ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» предназначена для родителей учащихся и их законных представителей на 2020-2021г.

Психолого-педагогическое и правовое  просвещение родителей;создание единства воспитательного воздействия школы и семьи;совместная деятельность педагогов, родителей и детей; мониторинг и диаг...

«Реализация программы внеурочной деятельности «Детский онлайн университет Kinder Uni"

laquo;Реализация программы внеурочной деятельности «Детский онлайн университет Kinder Uni"...