Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности по экологии для 5-7–х классов «Экологический университет»
    рабочая программа по экологии (5, 6, 7 класс) на тему

    Иванова Лидия Александровна

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     

    В результате изучения экологии в 5 классе обучающиеся научатся:

    1.освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;

    2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний  из различных источников информации и жизненного опыта;

    3. воспитание  экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;

    4. применение полученных знаний и умений  для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    5.формирование  научных  знаний  об экологических связях в окружающем мире,  целесообразности  его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.

    6.развитие   у них экологического мышления, готовности к  общественной деятельности экологической направленности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologiya_fgos_5-7_kl_2017_no2.docx71.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ  г. ДОЛГОПРУДНОГО

    АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

    (АОУ ШКОЛА №11)

                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                       директор АОУ школы №11

                                                                                    _________________ Арапиди М.А.

                                                                       “ ___ ” ____________  2017 г.

    Программа внеурочной деятельности

    по экологии  для 5-7–х  классов

    «Экологический университет»

    Составитель: Иванова Л.А.,

    высшая квалификационная категория.

                                                                     

    2017 год

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    В результате изучения экологии в 5 классе обучающиеся научатся:

    1.освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;

    2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний  из различных источников информации и жизненного опыта;

    3. воспитание  экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;

    4. применение полученных знаний и умений  для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    5.формирование  научных  знаний  об экологических связях в окружающем мире,  целесообразности  его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.

    6.развитие   у них экологического мышления, готовности к  общественной деятельности экологической направленности.

    К концу обучения в 5  классе обучающиеся получат возможность научиться:

    Личностными результатами изучения предмета «Экология»

    1. Результаты освоения внеурочной деятельности

    Внеурочная деятельность  в течении всего периода  обеспечит формирование у учащихся УУД.

    Личностные УУД:

    - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

    - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

    - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

    - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

    - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

    Регулятивные УУД:

    - способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

    - умения управлять своей познавательной деятельностью;

    - умение организовывать свою деятельность;

    - определять её  цели и задачи;

    - выбирать средства   и применять их на практике;

    - оценивать достигнутые результаты.

    Познавательные УУД:

    - формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

    -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

    - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    - создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

    - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

    Коммуникативные УУД:

    - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

    Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

    Первый уровень - воспитательные результаты.

    Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

    принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

    Второй уровень - познавательная деятельность.

    Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

    Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

    При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

    «Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

    Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

    Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

    Третий уровень - познавательная деятельность.

    Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

    Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Программа направлена на  развитие  познавательных УУД, расширение  видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Рассчитана на 68 часов, из них 34  - 5 класс, 34 – 6 класс.

    Содержание курса

    5 класс. Развиваем экологическую зоркость

    Введение. Анкетирование. Предмет и задачи экологии. Правила поведения

     Земля – наш общий дом. Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, их особенности. Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Многообразие организмов. Экскурсия «Этот удивительный мир»

    Взаимоотношения живых организмов

    Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин», конкуренция, «нахлебничество». Сезонные изменения в биоценозах.

    Очевидное – невероятное. Микро- и макро- мир в природе.  Приспособленности  их относительный  характер. Способы ориентации  живых организмов.

    Человек как часть природы

    Природа как источник жизни человека. Человек – существо биосоциальное.

     Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Охрана природы в Курской области.

    Тематическое планирование

    № п/п

    Название разделов и тем

    Ков-во час.

    Кол-во контр., лаборатор., практич. работ

    Введение

    6

    2+1

    Раздел 1.

    7

    5

    Раздел 2

    3

    Раздел 3.

    6

    3

    Раздел 4.

    12

    6

    Резерв

    0

    Итого

    34

    14лаб. Работ

    3 прак.раб

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № урока

    Тема урока

     Дата

    Вид деятельности

    План

    Факт

    1

    Введение

    Анкетирование.

     

    2

    Экология – наука о доме

     

    Земля наш общий дом

    3

    Легко ли жить в атмосфере?

    эссе

    4

    Вода как среда обитания  

    Мини исследование

    5

    Подземные жители

    видеофильм

    6

    Сколько жителей на Земле?  

    7

    Экскурсия «Этот удивительный мир»

    8

    Практикум: решение задач

    9

    Взаимоотношение  живых организмов

    Основные типы взаимоотношений

    Лекция

    10

    Есть ли в природе дружба? (симбитики)

    11

    Хищники животные и растения  

    видеофильм

    12

    В борьбе за жизнь (паразитизм)

    13

    Экскурсия «Я иду тебя искать»

    14

    Очевидное – невероятное

    Микро и макро мир

    Пр.р с микроскопами

    15

    Рекордсмены в  дикой природе

    Работа в группах с информацией

    16-17

    Читаем книгу леса  (библиотечный час)

     Выпуск газеты

    18-19

    Шипы, клыки,  когти и многое другое

    игра

    20

    Где  у птицы компас?

    Мини исследование

    21-22

    Почему они так называются?

    игра

    23

    Ведьмины кольца

    24

    Практикум: решение задач

    25

    Человек как часть природы

    Человек – существо биосоциальное

    лекция

    26-27

    Созидатель или потребитель  

    беседа

    28

    Посредники между небом и Землей

    29

    Человек и мир растений

    30

    Человек и мир животных

    31

    Красная книга Московской области

    32-33

     Акция « Чистая планета: начни с себя»

    34

    Практикум: решение задач

    35

    Итоговое занятие

    СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО

    Руководитель ШМО                                                              Заместитель директора по УВР

    _____________ Иванова Л.А                                                _____________   Лимберова Н.В.    

    «_____»  августа   2017 г                                                    « ____ »  августа  2017 г                                                                                        

     

    УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ  г. ДОЛГОПРУДНОГО

    АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

    (АОУ ШКОЛА №11)

                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                       директор АОУ школы №11

                                                                                    _________________ Арапиди М.А.

                                                                       “ ___ ” ____________  2017 г.

    Программа внеурочной деятельности

    по экологии  для 6–х  классов

    «Экологический университет»

    Составитель: Иванова Л.А.,

    высшая квалификационная категория.

                                                                     

    2017 год

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    В результате изучения экологии в 6 классе обучающиеся научатся:

    1.освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;

    2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний  из различных источников информации и жизненного опыта;

    3. воспитание  экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;

    4. применение полученных знаний и умений  для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    5.формирование  научных  знаний  об экологических связях в окружающем мире,  целесообразности  его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.

    6.развитие   у них экологического мышления, готовности к  общественной деятельности экологической направленности.

    К концу обучения в 6  классе обучающиеся получат возможность научиться:

    Личностными результатами изучения предмета «Экология»

    1. Результаты освоения внеурочной деятельности

    Внеурочная деятельность  в течении всего периода  обеспечит формирование у учащихся УУД.

    Личностные УУД:

    - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

    - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

    - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

    - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

    - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

    Регулятивные УУД:

    - способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

    - умения управлять своей познавательной деятельностью;

    - умение организовывать свою деятельность;

    - определять её  цели и задачи;

    - выбирать средства   и применять их на практике;

    - оценивать достигнутые результаты.

    Познавательные УУД:

    - формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

    -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

    - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    - создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

    - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

    Коммуникативные УУД:

    - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

    Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

    Первый уровень - воспитательные результаты.

    Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

    принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

    Второй уровень - познавательная деятельность.

    Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

    Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

    При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

    «Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

    Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

    Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

    Третий уровень - познавательная деятельность.

    Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

    Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    . Программа направлена на  развитие  познавательных УУД, расширение  видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Расчитана на 68 часов, из них 34 – 6 класс.

    Содержание курса

    6 класс   Расширяем экологическую грамотность

    Введение.Анкетирование. Экологические проблемы родного края. Экологическая терминология Ученые экологи.

    Азбука народной мудрости.  Законы природы в пословицах  и поговорках. Биоиндикация и биозащита. Ритмы жизни. Живые   часы и барометры. Лекарство или яд. Правила сбора и использования лекарственных растений, грибов.

    Экологическая  опасность и безопасность.  Понятие опасности и безопасности. Загрязнение воздуха, воды, почвы: виды загрязнения, последствия, пути решения проблемы. Видовое разнообразие – стабильность жизни.  Моя Красная книга. Безопасность ближайшего  окружения (  продукты питания, химия в быту, ядовитые животные и растения).

    Экологический практикум. Распознавание объектов живой природы. Этапы исследования. Определение загрязненности воздуха и воды.  Биогеоценоз и его компоненты. Определение качества  продуктов питания.

    Тематическое планирование

    № п/п

    Название разделов и тем

    Ков-во час.

    Кол-во контр., лаборатор., практич. работ

    Введение

    6

    2+1

    Раздел 1.

    7

    5

    Раздел 2

    3

    Раздел 3.

    6

    3

    Раздел 4.

    12

    6

    Резерв

    0

    Итого

    34

    14лаб. Работ

    3 прак.раб

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Тема занятия

     Дата

    Вид деятельности

    План

    Факт

    1

    Введение

    Анкетирование. Правила поведения

    2

    Экологические термины

    словарик

    3

    Галерея ученых

    4-5

    Экологические проблемы родного края

    газета

    Азбука народной мудрости

    6-7

    Законы природы в пословицах и поговорках

    Интеллектуальная игра

    8

    Биологические способы защиты растений

    Работа с информацией

    9

    Лишайники – показатели чистоты воздуха

    Мини исследование

    10

    Практикум «Жаворонок или сова»

    11

    У природы нет плохой погоды…

    Мини проект

    12

    История аптекарского дела

    Лекция

    13

    Лекарственные растения

    Час общения

    14

    Правила сбора растений и грибов

    обсуждение

    15

    Экологическая  опасность и безопасность

    Понятие опасности и безопасности

    Лекция

    16

    Читаем книгу леса

    Практ. раб.

    17

    Читаем  состав используемых товаров

    Практ.раб.

    18

    Человек -  царь природы или….

    Эколог сказка

    19

    Свалка по имени Земля

    Эколог игра

    20

    Акция «Чистая  планеты – начни с себя»

    Трудовой десант

    21

    Это должен знать каждый

    Газета

    22

    Уникальность планеты Земля

    Видео лекция

    23

    Сохраняя видовое разнообразие – бережем планету

    24

    Моя Красная книга

    Мини проект

    25-26

    Экологический практикум.

    Этапы проведения экологического  исследования

    Алгоритм

    27

    Определение загрязненности воздуха в кабинете

    28

    Определение качества питьевой воды

    29

    Определение качества и  срока годности продуктов по упаковке, внешнему виду.

    30

    Определение условий для жизни дрожжей хлебопекарных

    31

    Определение видового состава  злаковых на пришкольной территории

    32

    Определение  взаимосвязей компонентов живой и неживой природы

    33

    Влияние человека на  природу

    34

    Итоговое тестирование

    35

    Достижения  года

    Подведение итогов

    СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО

    Руководитель ШМО                                                              Заместитель директора по УВР

    _____________ Золотова Н.П.                                         _____________ Лимберова Н.В.    

    «_____»  августа   2017 г                                                    « ____ »  августа  2017 г                                                                                        

    УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ  г. ДОЛГОПРУДНОГО

    АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

    (АОУ ШКОЛА №11)

                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                       директор АОУ школы №11

                                                                                    _________________ Арапиди М.А.

                                                                       “ ___ ” ____________  2017 г.

    Программа внеурочной деятельности

    по экологии  для 7–х  классов

    «Экологический университет»

    Составитель: Иванова Л.А.,

    высшая квалификационная категория.

                                                                     

    2017 год

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    В результате изучения экологии в 7 классе обучающиеся научатся:

    1.освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;

    2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний  из различных источников информации и жизненного опыта;

    3. воспитание  экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;

    4. применение полученных знаний и умений  для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    5.формирование  научных  знаний  об экологических связях в окружающем мире,  целесообразности  его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.

    6.развитие   у них экологического мышления, готовности к  общественной деятельности экологической направленности.

    К концу обучения в 7  классе обучающиеся получат возможность научиться:

    Личностными результатами изучения предмета «Экология»

    1. Результаты освоения внеурочной деятельности

    Внеурочная деятельность  в течении всего периода  обеспечит формирование у учащихся УУД.

    Личностные УУД:

    овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

    - осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

    - сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

    - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

    - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

    - эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

    - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

    - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

    Регулятивные УУД:

    - способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

    - умения управлять своей познавательной деятельностью;

    - умение организовывать свою деятельность;

    - определять её  цели и задачи;

    - выбирать средства   и применять их на практике;

    - оценивать достигнутые результаты.

    Познавательные УУД:

    - формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

    -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

    - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    - создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

    - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

    Коммуникативные УУД:

    - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

    Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

    Первый уровень - воспитательные результаты.

    Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

    принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

    Второй уровень - познавательная деятельность.

    Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

    Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

    При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

    «Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

    Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

    Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

    Третий уровень - познавательная деятельность.

    Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

    Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    . Программа направлена на  развитие  познавательных УУД, расширение  видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Рассчитана на 35 часов- 7 класс.

    Содержание курса

    7 класс   Расширяем экологическую грамотность курса

     (35 часов, 1 час в неделю)

    1.        Введение (9 ч)

    История развития представлений о возникновение живых организмов. Научные объяснения возникновении новых живых организмов Земле.

    Основные понятия. Биология – наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов. 

    Лабораторные работы: знакомство с микроскопом, изучение пузырьков воздуха и плесени, изучение строения семени фасоли.

    2.        Как размножаются живые организмы (3 ч.)

    Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление  - условие появления здорового потомства.

    Основные понятия. Однополый и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермин. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.

    3.        Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (4 ч)

    Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

    Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитании. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.  

    Лабораторные работы: изучение клеток листа под микроскопом, изучение корней растений.

    4.        Как питаются живые организмы (5 ч.)

    Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергий. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль полы в питании живых организмов.

    Основные понятия. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Растения — созидатели органического вещества. Животные и человек — потребители органического вещества. Вода  - растворитель. Нитраты.

    5.        Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (4ч)

    Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Многоклеточный организм. Клетка— единица жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

     Лабораторные работы: изучение под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов, изучение под микроскопом клеток многоклеточного организмов.

    6.        Многообразие живого мира (3 ч)

    Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.

    Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы

     Лабораторные работы:  изучение простейших под микроскопом.

    7.        Жизнь в сообществах. Экосистема (7 ч.)
             
    Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.

               Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды,

    Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.

    Тематическое планирование

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Количество часов

    Теория

    Практика

    Всего

    1.

    Введение.

    6,5

    2,5

    9

    2.

    Раздел 1. Как размножаются живые организмы.

    2,5

    0,5

    3

    3.

    Раздел 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды.

    2,5

    1

    4

    4.

    Раздел 3.  Как питаются живые организмы.

    3,5

    1,5

    5

    5.

    Раздел 4.  Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы

    3

    1

    4

    6.

    Раздел 5. Многообразие живого мира

    2,5

    0,5

    3

    7.

    Раздел 6.  Жизнь в сообществах. Экосистема.

    6,5

    7

    8.

    Итого:

    27

    7

    35

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Тема занятия

     Дата

    Вид деятельности

    План

    Факт

    1

    Введение. О чем эта книга

    2

    Живая и неживая природа.

    Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы»

    словарик

    3

    Как идет жизнь на Земле.

    4

    Прибор, открывающий тайны.

    Лаб.р. №1 «Знакомство с микроскопом»

    5

    Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.

    Лаб.р. №2 «Рассматривание пузырьков воздуха и плесени»

    6

    Как размножаются живые организмы.

    Размножение животных.

    Интеллектуальная игра

    7

    Размножение растений.

     Лаб. р. №3 «Строение семени фасоли»

    Работа с информацией

    8

    Откуда у растений появляется зародыш.  Бывают ли обоеполые растения.

    Мини исследование

    9

    Могут ли переселяться растения.

    Экскурсия №1 «Распространение плодов и семян»

    10

    Почему всем хватает места на Земле

    Мини проект

    11

    Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия.

    Лекция

    12

    Растения кормят всех.

    Пр. р. № 2 «Уход за комнатными растениями»

    Час общения

    13

    Как питаются разные животные

    обсуждение

    14

    Как питаются растения.

    Лаб.р. №4 «Рассматривание клеток листа под микроскопом»

    Лекция

    15

    Только ли лист кормит растение. Лаб.р. №5 «Рассматривание корней растений».

    Практ. раб.

    16

    Как питаются паразиты

    Практ.раб.

    17

    Нужны ли минеральные соли животному и человеку.

    Эколог сказка

    18

    Можно ли жить без воды.

    Пр.р №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».

    Эколог игра

    19

    Можно ли жить не питаясь

    Как можно добыть энергию для жизни.

    Трудовой десант

    20

    Запасают ли живые организмы питательные вещества.

    Газета

    21

    Пр.р. №4 «Подкармливание птиц зимой»

    Экскурсии №2 «Живые организмы зимой»

    Видео лекция

    22

    Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

    Л.р. №6 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов»

    23

    Разнообразие клеток многоклеточного организмов.

     Л.р. №7 «Рассматривание под микроскопом клеток многоклеточного организмов»

    24

    Можно ли жить и не дышать.

    Алгоритм

    25

    Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.

    26

    Многообразие живого мира

    Деление живых организмов на группы.

    27

    Царство простейшие. Л.р.№8 «Рассматривание простейших под микроскопом»

    28

    Царство Бактерии, вирусы.

    29

    Среда обитания.  Факторы среды.

    30

    Кто живет в воде

    31

    Обитатели суши

    32

    Кто живет в почве

    33

    Организм как среда обитания

    Подведение итогов

    34

    Природное сообщество. Экосистема.

    Как живут организмы в природном сообществе. Экскурсия №3 «Живые организмы весной»

    35

    Человек – часть природы.

    Влияние человека на биосферу

    СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО

    Руководитель ШМО                                                              Заместитель директора по УВР

    _____________ Золотова Н.П.                                         _____________ Лимберова Н.В.    

    «_____»  августа   2017 г                                                    « ____ »  августа  2017 г                                                                                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

    Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

    Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

    Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

    Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

    Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

    Программа внеурочной деятельности "Экологический университет"

    Программа внеурочной деятельности "Экологический университет" составлена для учащихся 5-6 классов. ЕЕ реализация направлена на формирование экологической грамотности  учащихся через системно - де...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

    Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»

    Основные характеристики программы внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»:Направленность: ОбщеинтеллектуальноеВид деятельности Познавательная деятельностьАдр...