ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ»
рабочая программа по экологии на тему

Зубкова Елена Георгиевна

Модифицированная программа дополнительного образования "Окружающий мир с основами экологии" изучается в 3-4 классах Лицея и направлена на системное познание природы.  Программа не предназначена для опережающего изучения предметов естенного цикла (географии, биологии, химии), а для развития целостного понимания многообразии природы, формировании ориентирочной основы системного мышления, развития экологического сознани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_s_osnovami_ekologii.docx46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ  ЮНЫХ  НАТУРАЛИСТОВ Г. НЕВИННОМЫССКА

                                                                                     

                                                                       УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета учреждения

                                                                   Протокол № __ от «  ____»   _________ 2013 г

                                                                                 Директор МБОУ ДОД СЮН _____________

Н.Ф. Смурова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 

КУРСА  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ»

Срок  реализации: 1 год

Рассчитана: на детей школьного возраста (3-4 класс)

                                             

Составил  педагог дополнительного образования  Зубкова Е.Г.

г. НЕВИННОМЫССК, 2013 - 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Модифицированная программа  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ»  изучается в 3-4 классах и рассчитана на 36 часов, по 1 часу в неделю и  направлена на системное познание природы.     Программа концептуально и содержательно «стыкуются» с любым из предметных курсов образовательной области «Естествознание» и обусловлена стандартом «Природоведение», «Окружающий мир» и «Экология» и направлена показать учащимся, что в лабиринте путей познания курс естествознания помогает понять целостность, системное устройство природы и место человека в природе.

     Миссия программы  не в опережающем обучении содержания линейных учебных курсов (физики, химии, биологии), а в развитие у учащихся целостного понимания всего многообразия природы, формирование у них ориентировочной основы системного мышления, развитие экологического сознания. Миропонимание учащихся должно быть основано на знании о взаимодействиях в системе «природа — человек». Такой подход приводит учащихся к пониманию того, что нравственные идеалы современного общества глубоко зависимы от экологического императива (только научно обоснованное природопользование обеспечит выживание и дальнейший путь развития человечества).

     В то время, когда живое играет ведущую роль в функционировании биосферы, а деятельность человека давно сравнялась по масштабам с геологическими процессами. Только исходя из этих позиций,  и возможно понять сущность глобальных проблем современности.

     Сверхзадача программы — развитие у учащихся системно-целостного понимания всего многообразия природы, формирование у них стиля мышления, соответствующего современной естественно-научной картине мира, а также создание базы образовательной области «Естествознание».

Ведущие идеи программы:

  • Идея единства, целостности и системной организации природы.
  • Идея взаимозависимости человека и природы.
  • Идея гармонизации системы «природа — человек».

Сквозные содержательные линии программы:

  • Природа — это единая развивающаяся система.
  • В природе все компоненты взаимодействуют между собой и влияют друг на друга.
  • Все компоненты природы состоят из одних и тех же химических элементов, но они образуют многообразие в природе.
  • Все в природе подчиняется общим физическим и математическим закономерностям.
  • Человек — часть природы и подчиняется ее законам.
  • Разум человека познает законы природы и применяет их для научно обоснованного природопользования.
  • Наука о природе и человеке — это единая наука.

Задачи программы:

  • развитие у учащихся начал системного мышления в контексте современной естественно-научной картины мира;
  • формирование у учащихся знаний об объектах и явлениях природы, о закономерностях процессов и о законах природы в системе учения о единстве природы;
  • развитие у учащихся способности к наблюдению как специфическому методу познания в естествознании, экспериментальных умений и навыков выполнения лабораторных работ;
  • выработка у учащихся системы убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «природа — человек», как основы экологического образования и воспитания учащихся — важнейшего звена в понимании сущности глобальных проблем современности;
  • развитие умственной самостоятельности учащихся как способности формулировать проблемы и находить пути их решения; развитие способности к абстрактному мышлению и обобщению знаний (анализ и синтез, сопоставление, аналогия, установление причинно-следственных связей); развитие системности мышления;
  • развитие эстетического восприятия природы учащимися как средства духовного развития и как одного из способов постижения природы;
  • формирование у учащихся гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

Программу отличают:

Самодостаточность содержания — сопрягается с любой образовательной областью «Естествознание» основной школы независимо от «издательской линейки».

Экологизация содержания — значительно усилена «экологическая составляющая» занятий, экскурсий.

Практическая направленность содержания — курс сопровождает 10 практические работы и 2 экскурсии.

Реализация компетентностного подхода — содержание ориентировано на становление компетенций исследователя природы.

Методическая новизна:

  • отказ от системы понятий в логике предметного обучения линейных курсов, опора на ведущие идеи и сквозные содержательные линии;
  • приоритетное использование дедуктивного подхода;
  • отказ от акцентирования условного деления природы на живую и неживую;
  • элементы опережающего обучения предметам естественно-научного цикла не самоцель, а средство для усвоения системы сведений о природе.

     Программа  курса направлена на формирование у учащихся стиля мышления, соответствующего современной естественно-научной картине мира (системное мышление), который позволяет осознать актуальные проблемы современного мира, требующие гуманистических путей своего решения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  (36 часов)

Введение в программу и курс «Окружающий мир с основами экологии». (1 ч)

Тема 1. Что изучает естествознание (12 ч)

      Как появились знания о природе. Роль природы в жизни человека. Роль человека в жизни природы. Современное естествознание как комплекс наук о природе, использующих достижения всей науки и техники. Экология как отрасль естествознания и как комплексная наука. Сущность и глобальный характер экологических проблем. Причины исчезновения видов растений и животных. Красная книга. Ответственность человека за сохранение природы. Проблема загрязнения природы отходами промышленности, автотранспорта, бытовыми отходами. Глобальные проблемы современного мира. Сохранение природы — личный долг Гражданина и Землянина. Современное естествознание как научная основа понимания места и роли человека в природе, в ее познании и организации научно обоснованного природопользования.

Тема 2. Естествознание: методы научного познания природы (5 ч)

      Как появились научные знания о природе. Методы изучения природы как составная часть науки. Наблюдение как метод научного познания. Эксперимент как специфический метод естествознания. Объективность и достоверность естественнонаучного знания. Организация и проведение лабораторного эксперимента. Лабораторное оборудование. Техника безопасности при работе в лаборатории. Научные гипотезы, теории, законы. Наука как система знаний, ее объяснительная и прогнозирующая роль.

Тема 3. Природа: общая характеристика (3 ч)

      Что называется системой. Признаки системы. Природа как система. Многообразие компонентов природы. Системный подход к их изучению. Взаимосвязь компонентов природы на примерах жизнедеятельности растительных и животных организмов и их сообществ (луг, болото, пруд). Общая характеристика природы.

Тема 4. Физические и химические процессы в природе (6 ч)

      Физические тела и их изучение. Организация и проведение лабораторного эксперимента на примере изучения физических и химических свойств веществ. Лабораторное оборудование. Техника безопасности при работе в лаборатории.

       Количественные методы в естественно-научном познании. Лабораторные способы измерения при изучении тел. Шкала деления. Масса, объем, плотность. Вычисление плотности. Вещества и их изучение. Физические свойства веществ. Очистка веществ. Способы фильтрования. Очистка воды. Экологическая проблема сбережения воды.

       Физические и химические явления как изменения тел и веществ. Физические явления в природе, технике, быту. Многообразие физических явлений (механические, электрические, тепловые и др.).

       Строение вещества. Атомно-молекулярные представления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах и зависимость ее от условий.

       Химические явления (реакции) как образование новых веществ. Условия возникновения и протекания химических реакций. Энергетические эффекты химических реакций. Внешние признаки химических реакций. Закон сохранения материи и энергии. Химические реакции в природе, технике, быту. Многообразие химических реакций. Изменение условий в природе как фактор, определяющий протекание физических и химических процессов. Физико-химические процессы в атмосфере, водоеме, почве, живых организмах как примеры всеобщих связей в природе. Единство физических и химических явлений в реальных природных процессах.

       Общее представление о веществе и поле — основных видах материи. Виды полей (на примере гравитационного, электромагнитного). Материальность мира (материя, энергия, информация).

       Общее представление об энергии и многообразии ее форм (механическая, электрическая, тепловая энергия; космическое и другие виды излучений). Экологические проблемы использования энергии. Экономия энергии.

Тема 5. Земля — планета Солнечной системы (9 ч)

      Изучение природных явлений как сложный комплексный подход: использование знаний из области физики, химии и биологии. Световые явления. Источники света. Солнечный луч. Видимая и невидимая части спектра. Отражение, преломление и поглощение лучей. Цвет прозрачных и непрозрачных тел. Многообразие видов излучений в природе. Свет и цвет в природе. Солнечные лучи — источник энергии для растений. Приспособленность растений (адаптация) к получению солнечной энергии.

       Хлорофилл — зеленый растительный пигмент растений. Общее представление о внутреннем (микроскопическом) строении листа и о растительной клетке. Использование энергии солнечных лучей растением с помощью хлорофилла (фотосинтез). Распознавание крахмала в листьях. Понятие об органических и неорганических веществах.

       Зеленый цвет растений как результат адаптации в процессе эволюции к поглощению оптимальной части спектра.

       Фотосинтез как источник кислорода в атмосфере. Космическая роль зеленых растений: аккумуляция солнечной энергии в органическом веществе — сущность космической роли зеленых растений.

       Солнце — источник энергии для образования органического вещества растений и животных. Закон сохранения материи и энергии при фотосинтезе.

      Общее представление о Вселенной, Галактике, Солнечной системе. Солнце как источник энергии для жизни на Земле.

       Методы изучения Космоса. Общие представления о космических телах (Луна — спутник Земли, планеты, звезды, астероиды, кометы и др.).

       Земля в Солнечной системе. Форма, размер Земли, расположение земной оси. Движение Земли. Смена дня и ночи, времен года.

       Единство Земли и Космоса: общность химического состава, физических законов, истории возникновения и развития.

       Проблемы освоения космического пространства. Уникальность планеты Земля: наличие условий, обеспечивающих существование жизни. Мы — земляне.

Экскурсии в природу

      Придавая большое значение экскурсиям в природу как одной из важнейших форм естественно-научного образования, которая позволяет не только удовлетворить естественную потребность учащихся в общении с природой, но и решить целый ряд педагогических задач — от развития интереса к предмету до формирования ценностного отношения к природе. Все экскурсии сопровождаются заданиями, играми, практическими работами. Наблюдения учащихся оформляются с помощью анкет и специальных таблиц.

     

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 Тема 1. Что изучает естествознание.  Планируемые результаты

      Учащимся важно знать:

  • как появились знания о природе;
  • какие факторы жизнеобеспечения (воздух, свет, тепло, вода, пища, материалы, сырье, источники энергии, лекарственные вещества и т. д.) дает человеку природа;
  • что природа дает человеку для его духовного, эстетического, эмоционального и интеллектуального развития;
  • значение естественно-научных знаний для практической деятельности человека (медицина, сельское хозяйство, техника, освоение космического пространства и др.);
  • роль человека в жизни природы;
  • глобальные проблемы современности (экологическая, энергетическая, сырьевая и др.);
  • что современное естествознание — это множество наук о природе и человеке.

      Учащимся нужно уметь:

  • с помощью творческих работ (рисунков, плакатов, лозунгов, сочинений) выражать свое отношение к природе и всем обитателям Земли.

       Учащимся необходимо осознавать:

  • жизнь как уникальную особенность планеты Земля;
  • природу как величайшую ценность;
  • эстетическое, эмоциональное и духовное восприятие природы как условие интеллектуального развития человека;
  • что человек — разумная часть природы, познает ее законы и обязан подчиняться им;
  • что человек, используя ресурсы природы, обязан регулировать антропогенную нагрузку на биосферу;
  • свой долг как землянина, способного внести личный вклад в сохранение жизни на Земле, участвуя в программах по охране природы.

Тема 2. Естествознание: методы научного познания природы. Планируемые результаты.

      Учащимся важно знать:

  • как появились научные знания о природе;
  • роль наблюдений в познании природы (наблюдение за движением небесных тел, климатические наблюдения, наблюдения за ростом и развитием животных);
  • условия проведения наблюдения;
  • что эксперимент — важнейший метод естествознания;
  • условия проведения эксперимента, его целенаправленность;
  • учет условий проведения эксперимента, как теоретически интерпретировать результаты (гипотеза, теория);
  • основные правила техники безопасности в лаборатории;
  • как пользоваться шкалой деления, определять цену деления;
  • роль измерения в изучении объектов и явлений природы, единицы измерения массы, объема, температуры.

      Учащимся нужно уметь:

  • проводить и обсуждать фенологические наблюдения;
  • проводить наблюдение в лабораторном эксперименте и описывать его на языке науки (качественно и количественно), оформлять результаты лабораторной работы;
  • обращаться с лабораторным оборудованием (лабораторной посудой, принадлежностями, нагревательными приборами и т. д.);
  • ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
  • участвовать в природоохранной деятельности.

Учащимся необходимо осознавать:

  • ограниченность непосредственного эмпирического наблюдения (на примере гелио- и геоцентрической систем);
  • что воспроизводимость эксперимента обеспечивает достоверность полученных знаний;
  • значение правила техники безопасности;
  • объективность и достоверность естественно-научных знаний, полученных при наблюдении объектов и явлений природы в научном эксперименте.

Тема 3. Природа: общая характеристика. Планируемые результаты.

      Учащимся важно знать:

  • признаки системы;
  • термины «компонент», «функция», «взаимодействие», «система», «качество», «целостность», «единство», «открытая система»;
  • что природа — открытая, развивающаяся и саморегулирующаяся система;
  • принцип иерархии в природе;
  • особенности экосистем;
  • примеры природных экосистем.

      Учащимся нужно уметь:

  • обсуждать принцип системной организации на простейших примерах различных физических устройств (наличие компонентов, их взаимодействие, функции) и объяснять целостность системы как новое качество;
  • изображать на рисунках и схемах взаимосвязи в различных природных системах;
  • отражать в стихах, рисунках, лепке и других творческих работах красоту природы;
  • подбирать стихи, афоризмы, картинки, отражающие красоту природы.

      Учащимся необходимо осознавать:

  • неполноту научного знания, бесконечность процесса познания и объяснять их многообразием связей между компонентами природы;
  • значение целостности экосистем для сохранения и поддержания жизни на Земле;
  • место человека в природе и долг человека по сохранению жизни на Земле;
  • свои экологические ориентиры в общении с природой.

Тема 4. Физические и химические процессы в природе. Планируемые результаты

      Учащимся важно знать:

  • различия понятий «физическое тело»  и «вещество»;
  • способы очистки веществ;
  • особенности физических явлений;
  • особенности химических явлений (реакции);
  • о многообразии физических явлений (на примерах механических, электрических, тепловых, световых, звуковых явлений);
  • о многообразии химических явлений (реакций) на примерах реакций окисления меди, железа, горения магния, парафина, горючих газов, разложения сахара при нагревании;
  • об индикаторах на примере лакмуса (кислотно-щелочного) и иода (крахмальная проба);
  • условия возникновения и протекания химических реакций, внешние признаки реакций;
  • о физических и химических явлениях с позиций атомно-молекулярных представлений в самом общем виде;
  • о силах притяжения и отталкивания между частицами и разной величине этих сил в зависимости от агрегатных состояний веществ;
  • о явлениях диффузии, испарения, конденсации;
  • о сущности химических реакций как образовании новых веществ при сохранении числа атомов в системе (как первая ступень к пониманию существования законов сохранения в природе).

      Учащимся нужно уметь:

  • описывать свойства веществ, сравнивать их;
  • пользоваться индикаторами в лабораторном опыте;
  • объяснять явления диффузии, испарения, конденсации на основе атомно-молекулярных представлений; проводить простейшие опыты по диффузии, испарению, конденсации;
  • объяснять качественный и количественный состав вещества по его молекулярной формуле, пользуясь химическими знаками кислорода, водорода, серы, углерода, меди, железа, азота, фосфора, кальция, кремния;
  • проводить иодо-крахмальную пробу;
  • готовить экстракты природных индикаторов (соки ягод и др.) и использовать их для определения кислотных и щелочных растворов;
  • наблюдать химические реакции и физические явления в природе и в быту;

Учащимся необходимо осознавать:

  • единство протекания физических и химических явлений в реальных природных процессах и их многообразие как пример существования всеобъемлющих связей в природе;

материальность окружающего мира

Тема 5. Земля — планета Солнечной системы. Планируемые результаты

      Учащимся важно знать:

  •  о свете,  источниках света,  световом луче и его распространении;
  • о происхождении солнечных и лунных затмений;
  • об опытах Ньютона;
  • о спектре и его составляющих; о природе цвета и световых явлений (радуга, цвет неба, зорь);
  • о клеточном строении организмов; о системной организации клетки;
  • о фотосинтезе; о приспособлениях растений к улавливанию солнечных лучей;
  • об органических веществах как аккумуляторах солнечной энергии, образующихся в растениях в процессе фотосинтеза;
  • о космической роли растений на Земле.
  • о Вселенной, Галактике, космических телах (звездах, планетах и др.); общую характеристику Солнечной системы
  • методы астрономических исследований;
  • о первых ученых, изучавших космос, и о первых космонавтах;
  • что Земля — планета Солнечной системы;

      Учащимся нужно уметь:

  • отражать свои представления о свете и природных явлениях в рисунках и других творческих работах (сочинять небольшие сказки о приключениях фотона, светового луча и т. п.);
  • собирать и оформлять коллекции природных объектов, имеющих различную окраску или форму (листья, цветки, плоды, птичьи перья, раковины, минералы);
  • работать со школьным микроскопом;
  • распознавать крахмал с помощью иодной пробы;
  • делать рисунки листьев с различным расположением их на стебле;
  • изготавливать схему или макет, иллюстрирующие фотосинтез.
  • приводить примеры названий созвездий;
  • находить на карте звездного неба созвездие Большой Медведицы и Полярную звезду.

       Учащимся необходимо осознавать:

  • существование невидимых, но существенных для жизни связей в природе;
  • красоту природных объектов;
  • роль методов изучения природы (физических, химических, метода микроскопирования);
  • системную организацию растения и функции отдельных его компонентов (на основе анализа содержания басни И. А. Крылова «Листы и корни»).
  • единство Земли и космоса по общему происхождению, химическому составу, общим физическим законам движения;
  • долг человека-землянина по сохранению жизни на Земле.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  КУРСА

 урока

Тема урока

Количество часов

Практическая работа

1

Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

1

Что изучает естествознание (12 часов)

2        

Как  появились  знания о природе        

1

Экскурсия в парк.

Коллекция отпечатков листьев

3        

Роль природы в жизни человека        

1

 

3         

Человек   учится   у природы        

1

4         

Воздействие человека на природу        

1

 

5         

Роль человека в жизни природы        

1

 

6         

Современное  естествознание — это множество наук о природе и человеке

1

7         

Что  изучает  наука экология

1

8         

Почему  экологические проблемы так сложны

1

Оценка чистоты воздуха с помощью лишайников или биоиндикация воздушного загрязнения по хвое сосны.

9         

Внимание:  бытовые отходы        

1

Исследование состава мусорной корзины. Исследование упаковки товара  или  экскурсия в продовольственный магазин

10         

Почему исчезают растения и животные        

1

Знакомство с разнообразием видов деревьев

11         

Как сохранить растительный и животный мир

1

Экскурсия на особо охраняемую территорию или в краеведческий музей

12         

Ответственность  человека за прирученных животных        

1

Сбор кормов для подкормки зверей и птиц.

13         

Глобальные  проблемы современного мира        

1

Влияние автотранспорта на окружающую среду

Естествознание: методы научного познания природы (5 часов)

14         

Как появились научные знания о природе, и происходило развитие научных представлений о мире

1

15         

Методы — это составная часть науки

1

16         

Наблюдение как метод научного познания        

1

Наблюдение за прорастанием семян гороха и развитием растения.

17         

Эксперимент помогает изучать природу        

1

Зависимость урожая листьев лука от величины луковицы

18

Как работают в лаборатории        

1

Работа со штативом.

 Работа со спиртовкой.

Природа: общая характеристика (3 часа)

19

Природа — это система.

 Что называется системой

20

Взаимосвязь  компонентов в природе Учимся   применять системный подход        

21

Общая характеристика природы

Физические и химические процессы в природе (6 часов)

22         

Физические  тела  и их изучение. Определение массы и объема тела        

Определение цены деления шкалы приборов. Определение массы тела. Определение объема тела

23         

Как можно доказать сложное строение вещества и тела. Явления природы.

Ознакомление с физическими свойствами веществ. Знакомство со свойствами   сфагновых мхов

24         

Как можно очистить воду.        

Сбережение воды.

Способы фильтрования.  Очистка  воды от   нерастворимых примесей.

25         

Физические явления. Виды физических явлений        

Изменение объема газов, твердых и жидких тел при нагревании

26         

Химические явления. Как  можно объяснить химические реакции

27         

Экологические проблемы использования энергии        

Земля — планета Солнечной системы  (9 часов)

28         

Объясняем природные явления. О чем рассказывает солнечный луч

29         

Как растение получает энергию солнечных лучей.        

Изучаем хлорофилл в растении

30         

Что представляет собой клетка

31        

Космическая роль зеленых растений  на планете

32        

Задаем вопросы природе.

Круглый стол

33        

Земля — компонент Солнечной системы. Как астрономы изучают Космос        

34         

Наши представления о Вселенной

35         

Земля — наш Дом

Викторина

36         

Защита проектов

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

http://www.prosv.ru/ebooks/Aleksashina_Estestvozn_5-10-11_Progr/

      Алексашина И. Ю. Глобальное образование: проблемы и решения / И. Ю. Алексашина. — СПб.: СпецЛит, 2002.

       Алексашина И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования / И. Ю. Алексашина. — СПб., 1997.

       Алексашина И. Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко, Н. И. Орещенко. — М.: Просвещение, 2005.

       Алексашина И. Ю. Естествознание с основами экологии: 5 кл.: раб. тетрадь / И. Ю. Алексашина, О. И. Лагутенко, Н. И. Орещенко. — М.: Просвещение, 2005.

       Ахмалишева А. X. Естествознание в таблицах и схемах / А. X. Ахмалишева. — М.: Лист, 1998.

       Белова Н. И. Экология в мастерских / Н. И. Белова, Н. Н. Наумова. — СПб.: Паритет, 2004

       Бялко А. В. Наша планета Земля / А. В. Бялко. — М., 1989.

       Груздева Н. В. Окружающий мир: мироздание: интегративное учеб. пособие / Н. В. Груздева. — СПб., 1999.

       Игры по естествознанию: как познавать природу, играя и путешествуя / под общ. ред. И. Ю. Алексашиной. — СПб.: СМИО Пресс, 2001.

       Клушанцев П. В. Одиноки ли мы во Вселенной? / П. В. Клушанцев. — Л., 1981.

       Лебединский В. И. В удивительном мире камня / В. И. Лебединский. — М.: Недра, 1985.

       Пакулова В. М. Работа с терминами на уроках биологии / В. М. Пакулова. — М.: Просвещение, 1990.

       Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины / Н. Ф. Реймерс. — М.: Просвещение, 1988.

       Сухова Т. С. Как повысить результаты в обучении: учителю биологии и природоведения / Т. С. Сухова. — М.: Столетие; Мир, 1997.

       Флиндт Р. Биология в цифрах / Р. Флиндт. — М.: Мир, 1992.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА.

  • Экология. Энциклопедия для детей. Том 19.
  • 101 ключевая идея: Экология. Пол Митчелл
  • ispu.ru - Экология. Курс лекций. Тихонов А.И., 2002г. (электронное on-line  пособие,

● msuee.ru - Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию  (on-line версия).

●  gymn415.spb.ru - Основы экологии. Школьный курс  

●  biodat.ru – BioDat


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций, направленных на социальную адаптацию обучающихся к окружающим условиям на основе личностно ориентированного подхода посредством уроков основ безопасности жизнедеятельности

применение личностно ориентированного подхода на уроках ОБЖ является неотъемлемой частью процесса социальной адаптации обучающихся и формирования у них необходимых в повседневной жизни практических ум...

"Сельскохозяйственная деятельность и окружающая среда" презентация по экологии по учебнику А.Т.Зверева

В презентации даны определение и структура прикладной экологии.Определение и классификация агроэкосистем. Может быть использована на уроках экологии (если такой предмет ведется в  школе отдельно)...

План- конспект урока по теме «Окружающая среда» на основе текста “Why throw away so much?”, проблемных ситуаций по теме, психотехнических игр.

План- конспект урокапо теме «Окружающая среда» на основе текста “Why throw away so much?”, проблемных ситуаций по теме, психотехнических игр. Содержит очень подробный пошаговый материал по проведению ...

Влияние продуктов нефтехимической переработки на окружающую среду, человека и экологию планеты.

Влияние промышленных предприятий нефтеперерабатывающей промышленности на человека и экологию в целом, на примере г.Ярославля...

Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»

Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и  промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ...

"Зависимость от углеводородного сырья" (урок развития критического мышления по теме "Защита окружающей среды" на основе развития навыков чтения и письма)

Данный урок разрабатывался в рамках курса "Критическое мышление" и апробировался в 10 классе (углубленный уровень изучения, УМК "English X", Афанасьева, Михеева; Unit 3).Урок нацел...