Рабочая программа ОУД.17 Экология
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии  387  от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).

        Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 36 часов; самостоятельной учебной работы обучающегося  18 часов.

Форма промежуточной аттестации  - дифференцированный зачет.

Наименование разделов дисциплины:

1.Введение

2.Экология как научная дисциплина

 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность

 4. Концепция устойчивого развития

5. Охрана природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_117_n_oud.17_ekologiya_.docx77.17 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) естественных дисциплин

Протокол  от   14.03.2017г.

№ 7

Утверждено

педагогическим советом

Протокол  от 23.03.2017

№ 58

    Утверждено

     приказом от 29.03.2017

    №  85 - ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины  ОУД.17     Экология

индекс            наименование учебной дисциплины

для специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

  код                         наименование

наименование цикла общеобразовательная подготовка        

                                                                                            (согласно учебному плану)

Номер группы: 117Н 1,  117  Н2

Максимальная учебная нагрузка обучающихся

54 ч

Самостоятельная работа

18ч

Обязательная учебная нагрузка (всего)

36 ч

в том числе:

теоретическое обучение

24 ч

практические занятия

12 ч

лабораторные занятия

-

курсовая работа (проект)

Форма промежуточной аттестации                                                                                                        

-

2 семестр – дифференцированный зачет

г. Нижневартовск

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии  387  от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

стр. 4

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.5

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

стр.5

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.6

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.7

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

стр.10

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

стр.16

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.17

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

стр.18

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения общеобразовательной дисциплины в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы(ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии  387  от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).

Содержание программы учебной дисциплины «Экология» направлено на достижение следующих целей:

• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной

жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей профессиональной деятельности.

Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии: естественнонаучные и гуманитарные аспекты.

  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Экология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Экология» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для

человека и общества;

− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной

деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их

 достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения сведений эко-

логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения

поставленных целей и задач;

предметных:

− сформированность представлений об экологической культуре как условии

достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы,

экологических связях в системе «человек—общество—природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать и

оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и

 обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,

моральной ответственности за экологические последствия своих действий в

окружающей среде;

− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических  исследованиях .Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

  1. Экология как научная дисциплина

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Законы экологии: закон минимума Ю.Либих, закон толерантности Шелфорд. Популяция. Показатели популяции: статические и динамические.  Экологические стратегии выживания. Понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Основные компоненты экосистемы. Энергия экосистемы: трофический уровень, трофические сети, трофические цепи. Экологические пирамиды: пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида энергии. Экологическая сукцессия. Биосфера. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе.

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

Прикладная экология. Прикладная экология. Основные направления. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы.

Биотические взаимоотношения организмов

Практическое занятие

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

  1. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Среда обитания человека. Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.  Понятия: адаптация человека, адаптированность. Адаптационные типы человека. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

Демонстрация Схема агроэкосистемы.

Практическое занятие. Отдельные загрязнители окружающей среды и их влияние на здоровье человека. "Экологические ловушки"

  1. Концепция устойчивого развития

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.

Демонстрации

Использование ресурсов и развитие человеческого потенциала.

Индекс «живой планеты».

Экологический след.

Практическое занятие

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.

  1. Охрана природы

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Экологическое право. Система экологического законодательства в России. Основные этапы развития экологического законодательства. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).

Демонстрации

Ярусность растительного сообщества.

Пищевые цепи и сети в биоценозе.

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

Особо охраняемые природные территории России.

Практическое занятие

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Экскурсия

Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего

 обучающегося.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Экология » в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: по специальностям СПО  44.02.02 Преподавание в начальных классах профиля профессионального образования -  36 часов, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия  - 12часов, самостоятельная работа студентов - 18часов.


3.2. Тематический план учебной дисциплины Экология

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Уровень освоения

Объем часов

2

3

Тема 1.Введение

Содержание учебного материала

Объект изучения экологии - взаимодействие живых систем. История развития экологии. Методы, используемые в экологических исследованиях. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

2,3

2

Лекционные занятия

2

1.Предмет и задачи экологии. История развития экологии

1

1

 2. Методы, используемые в экологических исследованиях: полевые наблюдения (маршрутные методы, стационарные методы, экспериментальные методы), эксперименты, математическое моделирование

Лабораторные работы

0

Практические занятия

0

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

1

1.Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

1

Тема 2. Экология как научная дисциплина

Содержание учебного материала

Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Законы экологии: закон минимума Ю.Либих, закон толерантности Шелфорд. Популяция. Показатели популяции: статические и динамические.  Экологические стратегии выживания. Понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Основные компоненты экосистемы. Энергия экосистемы: трофический уровень, трофические сети, трофические цепи. Экологические пирамиды: пирамида чисел, пирамида биомассы, пирамида энергии. Экологическая сукцессия. Биосфера. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе. Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды». Прикладная экология. Основные направления. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.

Уровень освоения

2,3

Объем часов

8

Лекционные занятия

6

3.Понятие о среде обитания и экологических факторах.

1

4. Популяция. Показатели популяции: статические и динамические.  Экологические стратегии выживания.

1

5.Понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Основные компоненты экосистемы. Энергия экосистем. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия

1

6.Биосфера. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе

1

7. Предмет изучения социальной экологии

1

8.Прикладная экология. Основные направления.

1

Лабораторные работы

0

Практические занятия

2

1.Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося

1

1

2. Биотические взаимоотношения организмов

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

5

2.Демография и проблемы экологии

1

1

1

1

1

3.Понятие «загрязнение среды»

4.Природные ресурсы, используемые человеком

5.Экологические проблемы: региональные и глобальные

6.Возможные способы решения глобальных экологических проблем

Тема 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность

Содержание учебного материала

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.  Понятия: адаптация человека, адаптированность. Адаптационные типы человека. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания. Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов. Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем

 Лекционные занятия

Уровень освоения

2,3

Объем часов

7

6

9.Окружающая человека среда и ее компоненты.

1

1

1

1

1

1

10.Социальная среда. Понятия: адаптация человека, адаптированность. Адаптационные типы человека.

11.Городская среда. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека.

12.Экологические требования к организации строительства в городе

13.Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе

14.Сельская среда

Лабораторные работы

0

Практические занятия

1

3. Отдельные загрязнители окружающей среды и их влияние на здоровье человека. "Экологические ловушки"

1

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

6

7.Контроль за качеством строительства  в  городе

1

1

1

1

1

1

8.Контроль за качеством строительства дорог

9.Городская квартира и требования к ее экологической безопасности

10.Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека

11.Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе

12.Сельское хозяйство и его экологические проблемы

Тема 4. Концепция устойчивого развития

Содержание учебного материала

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость»

и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к

модели «Устойчивость и развитие». «Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологические след и индекс человеческого развития.

Уровень освоения

2,3

Объем часов

5

Лекционные занятия

3

15. Глобальные экологические проблемы и способы их решения

1

1

16.Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие».

17.Экологические след и индекс человеческого развития

1

Лабораторные работы

Практические занятия

2

4-5.Решение экологических задач на устойчивость и развитие

2

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

1

13.Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»

1

 Тема 5. Охрана природы

Содержание учебного материала

Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Экологическое право. Система экологического законодательства в России. Основные этапы развития экологического законодательства. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природные ресурсы и их охрана. Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем. Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России.

Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и

водных биоценозов).

Уровень освоения

2,3

Объем часов

14

Лекционные занятия

7

18  История охраны природы в России. Экологическое право.

1

1

1

1

1

1

1

19. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

20. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы

21. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус

22.Природные ресурсы и способы их охраны

23.Охрана лесных ресурсов в России

24.Охрана почвенных ресурсов в России

Лабораторные работы

0

Практические занятия

7

6.Ярусность растительного сообщества

1

2

1

1

2

7-8.Пищевые цепи и сети в биоценозе

9. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

10.Особо охраняемые природные территории России

11- 12. Дифференцированный зачет

Контрольные работы

0

Самостоятельная работа обучающихся

5

14.Экологические кризисы и экологические ситуации.

1

15.Природно-территориальные аспекты экологических проблем

1

16.Социально-экономические аспекты экологических проблем

1

17.Возможности управления экологическими системами

1

18.Охрана водных ресурсов в России.

1

Всего:

Аудиторных занятий – 36 часов:

Теоретических занятий-24 часа

Практических занятий – 12 часа

Самостоятельной работы -18часов.

Максимальная нагрузка – 54 часов


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

Введение

Знакомство с объектом изучения экологии. Определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей.

Демонстрация значения экологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования

1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Общая экология

Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм. Получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере

Социальная экология

Знакомство с предметом изучения социальной экологии.

 Умение выделять основные черты среды, окружающей человека

Прикладная экология

Умение выявлять региональные экологические проблемы

и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду. Знать основные направления развития прикладной экологии

2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Среда обитания человека

Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу

Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды

Городская среда

Знакомство с характеристиками городской квартиры как основного местообитания современного человека.

Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища.

Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города

Сельская среда

Знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности

3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Возникновение концепции устойчивого развития

Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения.

Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие».

Устойчивость и развитие

Знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие».

Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде

4. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Природоохранная

деятельность

Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы.

Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. Уметь сравнивать режим ООПТ.

Природные ресурсы

и их охрана

Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение программы учебной дисциплины «Экология» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, кабинета Экологии и природопользования, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет  требованиям Санитарно эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется  мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по Экологии, создавать презентации, видеоматериалы .

В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета Экологии и природопользования входят:

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов вы-

дающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую

систему и др.);

• информационно-коммуникационные средства;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экология», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками,

словарями, научной, научно-популярной и другой литературой по разным вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам)

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов:

1.Валова (Копылова), В. Д. Экология [Электронный ресурс] : Учебник /. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.

2.Кузнецов, А. Е. Прикладная экобиотехнология [Электронный ресурс] : учебное пособие : - 2-е изд. (эл.). - М.-2011

3.Малахова, Н.А. Экология [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Н.А. Малахова. - Новосибирск: НГАУ, 2011

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012

№ 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с

учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».

Аргунова М. В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.

Аргунова М. В., Колесова Е. В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011.

Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012.

Интернет-ресурсы:

www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

Аннотация  рабочей программы

дисциплины «Экология»

по специальности  44.02.02   Преподавание в начальных классах

                                                     код                         наименование

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Регистрационный номер рецензии  387  от 23 июля 2015 г. и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 06-259).

Содержание рабочей программы включает в себя следующие разделы:

  1. Пояснительная записка
  2. Общая характеристика учебной дисциплины
  3. Место учебной дисциплины в учебном плане
  4. Результаты освоения учебной дисциплины
  5. Содержание учебной дисциплины
  6. Тематическое планирование
  7. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

программы учебной дисциплины

  1. Рекомендуемая литература.

        Максимальная учебная нагрузка обучающегося 54 часа, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 36 часов; самостоятельной учебной работы обучающегося  18 часов.

Форма промежуточной аттестации  - дифференцированный зачет.

Наименование разделов дисциплины:

1.Введение

2.Экология как научная дисциплина

 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность

 4. Концепция устойчивого развития

5. Охрана природы

Разработчик: Нигматуллина А.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Экология растений" 6 класс

Настоящая  рабочая  учебная программа  курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...

Рабочая программа "Экология и автомобиль"

дисциплина входит в общеобразовательный цикл. Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для профессий техническог...

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"

Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"  является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....

Рабочая программа «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов

Рабочая  программа (пояснительная  записка  и  календарно-тематическое  планирование)  курса  "Экология  Москвы  и  устойчивое  развития"  1...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...

Рабочая программа "Экология Алтайского края"

Рабочая программа «Экология Алтайского края» разработана на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования АКИПКРО, (авторы составители доцент кафедры естественно-г...