Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство формирования начал экологичесой культуры у дошкольников"
консультация по экологии на тему

Решетникова Людмила Алексеевна

Экологический театр - это новое направление в работе детского сада, целью которого является помочь ребенку обрести статус экологически воспитанного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»

структурное подразделение «Детский сад №5»

Консультация для педагогов

«Театрализованная деятельность

как средство формирования

начал экологической культуры

у дошкольников»

Подготовлена педагогом дополнительного образования Решетниковой Л.А.

2017 – 2018 учебный год

       Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобрело приоритетное значение. Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения планеты. Главная цель  экологического воспитания – это формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая ориентируется на общие человеческие ценности и ставит задачу личностного развития ребенка на первый план, а это значит, что в дошкольном возрасте необходимо заложить экологическую культуру, чтобы ребенок с детства понимал значимость природы. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанного правильного отношения к самой природе, к ее многообразию, к людям, которые охраняют, создают материальные и духовные ценности, а также отношение самого ребенка к самому себе, как к части природы. Первоначальные элементы экологической культуры у ребенка складываются под руководством взрослых, когда тот знакомит ребенка с окружающим природным миром.

   В настоящее время, как исследователями, так и практиками продолжается творческий поиск методов работы с детьми, которые позволяют сформировать у них зачатки экологической культуры. К числу таких методов можно отнести театрализованную деятельность экологического содержания (или экологический театр), в которой будут заняты и взрослые. В процессе исполнительско-театральной деятельности ребенок постигает и законы науки - экологии, вырабатывает умение правильно принимать решение и строить свои отношения с природой. Театрально-исполнительское искусство привлекает всех – оно вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение. Тем более театрализованная деятельность в комплексе с экологией необходима в системе дошкольного воспитания – ведь она является неотъемлемой частью деятельности ребенка этого периода жизни. Поэтому исследователи и практики уделяют большое внимание взаимодействию театрализованной деятельности с экологией, ибо оно выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры-драматизации или экологической игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми и самой природой. Иначе говоря, театрализованная деятельность экологического содержания - это альтернатива действительности, и потому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Главные её функции воспитывающая, развивающая, познавательная, которые способствуют развитию интеллекта, решению различных учебных задач: формированию навыков умственной деятельности детей, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретенных знаний в различных ситуациях, развитию умственной активности детей дошкольного возраста, чувственному восприятию мира, эмоциональному благополучию ребенка, формируют у них активную жизненную позицию, воспитывают те нравственные критерии, которые в жизни определяют их отношение к окружающему миру природы. Каким образом можно использовать театр в процессе ознакомления дошкольников с природой? Каково его место среди методов и приемов, способствующих формированию у детей реалистических представлений о растительном и животном мире, об экологической культуре? В детском саду для реализации рассматриваемого вопроса используются все существующие виды театра (кукольный, пальчиковый, перчаточный, плоскостной, теневой, с применением костюмов, шапок-масок и пр.). Дети очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одна часть детей является артистами, а другая – зрителями. В репертуар театра могут входить различные экологические сказки, постановки (например, «Не рвите цветы», «Земля наш дом родной», «Чрезвычайное происшествие в государстве Лес»). Встречи с литературными героями радуют детей, помогают им лучше понять произведение, обогащают язык, способствуют развитию творческого воображения, уверенности в себе, смелости, находчивости, а главное развивают чувство сопричастности с природой, понимание экологических проблем, способствуют воспитанию экологической культуры.

   Большое значение для организации игр-драматизаций экологической направленности имеют декорации. Они помогают развить творчество детей, создать впечатления настоящего спектакля и среды природного окружения. Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Поэтому в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал.  Театрализованные представления, являются универсальным средством гармоничного развития дошкольника и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развертывающимся сюжетом, побуждает малышей принять активное участие в действии и оказать практическую помощь природе. Дети имеют возможность в эмоциональной форме соприкоснуться с природой, почувствовать сопричастность с ней: потанцевать, как листья, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, т.е. воспроизвести многоголосие леса, попеть, как птицы, поиграть в подвижные и пальчиковые игры, как играют животные и т.д. Исполняя «роли растений», дети знакомятся с совершенно иной, чем человеческая, формой жизни, начинают видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет холодной водой или теплой. Так с помощью взрослого и непосредственного участия в театральном действии ребенок может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света, воды. Приобщаясь к "царству природы" посредством игровой роли, ребенок постигает тайны жизни и ее проявления, учится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего "лечения".  Кроме того, такое театральное исполнительство решает и познавательные задачи: дети закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, знакомятся с повадками домашних и диких животных, учатся бережно относиться к природе, стимулируется активная речь за счет расширения словарного запаса, совершенствуется артикуляционный аппарат. Игровые театрализованные досуги помогают малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус. В процессе театрализованной деятельности экологического содержания особое внимание уделяется физическому развитию детей: включению в них (как для актеров, так и зрителей) двигательных упражнений, привитию навыков правильной ходьбы и бега, умению пользоваться пространством всего зала, развитию общей и мелкой моторики. Театрализованная деятельность с экологическим содержанием организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.), могут вноситься в содержание праздников и развлечений. К комплексным мероприятиям примыкают экологические праздники и досуги. Педагогический смысл веселых мероприятий заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом. Например, бледное, вытянувшееся растение с редкими листьями, не дающее новых побегов, нельзя отнести к красивым: взор и чувства не могут ими наслаждаться. При систематическом участии в экологических мероприятиях дети начинают регулярно общаться с растениями, проявляют к ним сочувствие, оказывают помощь, у детей формируются элементарные представления о растениях и животных как организмах, живущих во взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Организация досуга в учреждении позволяет приучить детей в свободное время заниматься интересной и содержательной деятельностью в уголке природы, способствует развитию творческого и познавательного потенциала ребенка. Экологические знания, полученные детьми в процессе театрализованной деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер, накапливается индивидуальный опыт. Эта форма работы очень интересна и полезна, и, безусловно, заслуживает всяческой поддержки и внимания со стороны взрослых.

   Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении рекомендуется с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста. Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Взрослый должен понимать, что слова - это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними - только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.   Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста заложить первые ориентиры в мире природы - растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни. Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке — зерна и вода, березе на участке — вода, а воробьям зимой — крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях — это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними.  Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».  С самого начала года педагоги и в первой, и во второй младших группах многократно рассказывают и разыгрывают с куклами сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомятся дети с самыми разными плодами, участвуют в их обследовании.   Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Педагог  дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.  Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

   Дети среднего возраста в театрализованных играх объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива; то есть происходит развитие «дипломатических» качеств общения. Этот вид игр даёт возможность охватить всех детей группы. Дети – зрители не являются пассивными созерцателями, они сопереживают  героям, ищут пути решения сложных ситуаций, а значит, учатся общению, взаимоотношениям, которые могут им встретиться на жизненном пути. Авторских сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. Чаще авторы сказки решают развлекательные задачи: повеселить, разжечь фантазию и т. п. Поэтому авторы при отборе содержания не ставят перед собой цель дать точную, научную информацию. В таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще больше авторских фантазий. Авторские сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления о закономерностях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

 План проведения развлечений на экологическую тему с использованием театральной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема

Задачи

Время проведения

«Был у зайца огород»

Стихотворение В.Степанова

Формировать знания о сообществах: лесе, луге, огороде. Развивать творческую и познавательную активность, пантомимические навыки, способность понимать собеседника. Учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу или находя другие варианты

Сентябрь

«Война грибов с ягодами»

Сказка В. Даля

 Закреплять знания детей о грибах и ягодах. Создавать атмосферу радости от общения с природой. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить находить выход из конфликтных ситуаций

Октябрь

«Яблоко»

Сказка  В. Сутеева

Расширять знания детей о животном мире. Развивать коммуникативные навыки, воспитывать чувства справедливости и доброты. Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Совершенствовать выразительность в передаче образов персонажей сказки.

Ноябрь

«Двенадцать месяцев».

Сказка С.Маршака

 Закреплять знания о временах года, их характерных особенностях и периодичности. Стараться вызывать эмоциональный отклик. Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев. Развивать социальные навыки общения. Привлекать к совместной работе родителей

Декабрь

«Кто сказал «мяу».

Сказка В.Сутеева

Расширять кругозор  детей о  животных, среде их обитания. Поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя роль и играть ее.

Развивать умение детей характеризовать героев сказки. Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций

Январь

«Назови меня по имени».

Сказка Н.Павлова

Закреплять знания детей о различных породах деревьев, роли растений в жизни живой природы.  Побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу. Учить сочетать движения и речь. Совершенствовать умения детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности. Воспитывать уверенность  в своих силах

Февраль

Экологическая сказка «Ручеек»

Закреплять знания о весенних изменениях  в природе.  Воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи. Учить выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску.

Март

«Серая шапочка и Красный волк».

Сказка Н.Рыжовой

 Формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи. Развивать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека. Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание прийти на помощь другу), чувство осознанной необходимости друг в друге, понимание взаимопомощи, дружбы

Апрель

«Честное гусеничное».

Сказка В.Берестова

Расширять  знания детей о весне, насекомых. Развивать представления о том, что в природе нет ни вредных, ни полезных, нет некрасивых животных, все необходимые, о связи всего живого в природе. Развивать подражательные навыки, учить сочетать движения и речь. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать умение передавать настроение персонажей сказки, используя разнообразные средства выразительности.

 Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. Привлекать родителей к совместной театральной деятельности

Май

   ВЫВОД: в заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее  до других.  Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников. В  работе по формированию основ экологической культуры хочется добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём. Человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу через сказки. А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет, в конечном счете, любовь к Отечеству. Главная цель - это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова: «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому, что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не задев, не затронув».  (Е.Леонов)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.        Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005

2.        Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 10 – 15.  

3.        Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 6. – С. 16 – 20.  

4.        Картушина Ю.М. Театрализованные представления для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ. – М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...

Хоровая деятельность как средство формирования культуры школьников.

Юный возраст отличается яркой эмоциональной памятью, особенным ощущением единства с окружающим миром. Это самое благодатное время для закладки основ экологического мировоззрения, это время созидательн...

«Проектная деятельность - как средство формирования познавательно – речевого развития дошкольника».

Метода проектов позволяет:·         развивать у дошкольников умения наблюдать, анализировать явления, делать выводы, проводить сравнения, обобщения;&midd...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...