рабочая программа по экологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по экологии (8 класс) на тему

рабочая программа по экологии 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щенниковская основная школа

Рассмотрено

 На педсовете  

«__»____________2017 г.                

Протокол № _________                                          

Утверждаю

Директор школы    

  _______________ Г.Н. Бобыкина

Рабочая  программа

по экологии

8 класс

на 2017 – 2018 учебный год

Учитель:  О.С. Колбина

                                                                                                                                                                         количество часов – 35

село Щенники

2017 год

Пояснительная записка

Цель программы:

  • освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;
  • овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи:

  • развитие экологического мышления учащихся;
  • формирование экологической культуры и мировоззрения;
  • изучение многообразия природы;
  • изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;
  • анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;
  • формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;
  • продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки -  биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 и 6 классах в учебном курсе «Природоведение», «Экология растений» и «Экология животных». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах.

В 8 классе выбор лабораторных и практических занятий основан на важности получаемой информации для учащихся как участников учебно-воспитательного процесса (определение запыленности воздуха, шумового и радиационного фона) и как членов своей семьи (определение влияния сигаретного дыма на легкие курящего человека или выявление индивидуальных биоритмов). Таким образом, в 8 классе отрабатываются в большей степени практические умения по использованию полученной теоретической информации для практических целей различных социальных групп.

Лабораторные и практические работы позволяют отслеживать формирование следующих компетентностных сфер: коммуникативной (от умения видеть и слышать в 6 классе до ведения дискуссий и дебатов в 8 классе), гражданственной (от понимания целей различных социальных групп до выработки согласованности между ними в 8 классе) и культурнодосуговой (выявление культурного контекста в любой информации).

После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Тематический план

Тема

Количест

во часов

Введение

1

Дифференциация вида человек

4

Человек и окружающая среда

4

Вода и здоровье человека

2

Почва и здоровье человека

2

Воздух и здоровье человека

3

Биотические факторы и их влияние на человека

7

Человек и социальные факторы

4

Человек и культура

2

Реакции человека на факторы окружающей

2

Резервное время

1

 Итого

35

Содержание учебной программы:

1. Введение (1 час)

Цели и задачи курса. Предмет и современное понимание науки экологии человека. Историческая справка о становлении науки и предмета.

2. Дифференциация вида человек (4 часа)

Типы внутривидовой дифференциации. Особенности внутривидовой дифференциации человека, обусловленные биопсихосоциальной природой человека. Основные направления изучения человека по Н.Ф. Реймерсу. Характеристики основных адаптивных типов человека. Антропологические типы. Хозяйственно-культурные типы. Представления Л.Н. Гумилева об этносах.

3. Человек и окружающая среда (4 часа)

Показатель гармоничности взаимоотношений человека и окружающей среды – здоровье природы и человека. Резервы здоровья человека. Особенности восприятия человеком окружающей среды.

Основные абиотические экологические факторы. Реакции человека на их изменения.

Климат (температура, влажность, освещенность) и здоровье человека. Биологические загрязнения среды и здоровье человека.

4. Вода и здоровье человека (2часа)

Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод.

Основные химические загрязнители и их влияние на индивидуальное здоровье.

Вода как совокупность физических факторов, влияющих на здоровье человека.

Лабораторная работа. Сравнительный анализ проб воды из разных источников водоснабжения.

5. Почва и здоровье человека (2 часа)

Неоднородность строения земной коры и ее проявление в медико–экологических явлениях. Влияние литосферы на здоровье людей через проявление вулканизма, радиоактивности, сейсмической активности. Антропогенные нарушения литосферы. Геопатогенные зоны. Плодородие почвы, роль почвы в круговороте веществ в природе, сохранение биогеоценозов. Влияние ландшафта на экономическую и экологическую деятельность человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на изменение ландшафта.

6. Воздух и здоровье человека (3 часа)

Основные воздушные факторы, влияющие на индивидуальное здоровье. Химические воздушные загрязнители. Шум и здоровье человека. Вибрации, ультразвук и здоровье человека.

Радиация как экологический фактор. Радиация и здоровье человека.

Лабораторная работа. «Изучение загрязненности воздуха с помощью биоиндикаторов»

7. Биотические факторы и их влияние на человека (7 часов)

Биотические факторы и их влияние на человека. Взаимодействие с растениями. Роль и воздействие растений на жизнедеятельность человека. Значение растений в снабжении человека питательными веществами, энергией, кислородом.

Лекарственные растения. Растительность и ионизация воздуха. Растения и санитарно-гигиеническое состояние воздуха (противошумовой, противопылевой факторы и т.д.). Эстетическое, психофизическое и санитарно-гигиеническое значение растений для человека.

Взаимодействие с микроорганизмами. Человек как среда обитания микроорганизмов. Бактериально-вирусное сообщество с человеком. Трофическая, ферментативная, иммунорегулирующая роль микроорганизмов в жизнедеятельности человека. Нейтральное, симбиотическое, паразитическое взаимодействие микроорганизмов и человека.

Взаимодействие человека с человеком. Многообразие отношений между людьми. Подражание, общение и взаимопонимание. Природа конфликтов. Совместная деятельность. Деловые и личные отношения. Антипатии и симпатии.

Лабораторные работы. Приготовление травяного лекарственного настоя и фиточая.

Определение запыленности воздуха с помощью домашних растений.

Практическое занятие. Игра «Напиши биографию» любого школьного предмета.

8. Человек и социальные факторы (4 часа)

Социализация человека. Социальные роли. Эгоизм, альтруизм, коллективизм. Антиобщественные поступки. Вредные привычки. Информационно-потребностная теория поведения человека П.К. Симонова. Здоровый образ жизни. Проблемы социального здоровья.

9. Человек и культура (2 часа)

Восприятие и преобразование человеком окружающего мира. Преобразованный материальный мир как мера познания человеком природного мира. Материальная и духовная культура человека.

10. Реакции человека на факторы окружающей среды (2часа)

Нормы реакции. Стресс. Биоритмы.

Практическая работа. Определение индивидуальных биоритмов.

Обобщающий урок по курсу «Экология человека. Человек в экосистеме».

Планируемые результаты изучения предмета «Экология человека. Культура здоровья»

В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:

  • о взаимосвязи здоровья и образа жизни;
  • о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
  • о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
  • об основных условиях сохранения здоровья;
  • о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;
  • о необходимости участия в охране окружающей среды.

     В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:

  • оценивать состояние здоровья;
  • находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
  • соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
  • применять способы закаливания и ухода за кожей;
  • уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
  • проводить наблюдения и самонаблюдения.

Календарно-тематическое  планирование по Экологии 8 класс

1 час в неделю (35 часов в год)

№/п

Тема урока

Лабораторные и контрольные работы

Домашняя работа

Дата

п

ф

Раздел I. Введение  (1 ч)

1.

Введение.

Стр. 5

Раздел II. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)

2.

Экология человека как научное направление. Классификация экологических факторов

1

3.

Здоровый образ жизни.

2

4.

История развития представлений о ЗОЖ.

3

5.

Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Лабораторная работа 1. Оценка состояния здоровья.

4

Стр. 12-13

6..

Этнография.

5

7.

Влияние климатических факторов на здоровье.

6-7

8.

Вредные привычки, пагубные пристрастия.

8

Раздел III. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22ч)

1. Опорно-двигательная система (2 ч)

9.

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы

Двигательная активность. Гиподинамия.

9

10.

Двигательная активность.

Лабораторная работа №2. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой

10

Стр. 46-47

  1. Кровь и кровообращение (5 ч)

11.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

11

12.

Изменение клеток иммунной системы.

Онкологические заболевания. СПИД

12

13.

Лабораторная работа №3. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета

12

Стр. 60-61

14.

Условия полноценного развития системы кровообращения.

13

15.

Профилактика нарушений  деятельности органов кровообращения.

Лабораторная работа №4. Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы.

14

Стр. 64-65

3. Дыхательная система (1 ч)

16.

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторная работа №5. Влияние холода на частоту дыхательных движений.

15

Стр. 69

4.        Пищеварительная система (4 ч)

17.

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы.

16

18.

Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

17

19.

Рациональное питание. Режим питания.

18

20.

Обобщающий урок по темам «Опорно – двигателная система», «Кровь и кровообращение», «Дыхательная система», «Пищеварительная система»

9-18

5.Кожа (3 ч)

21.

Воздействие на кожу солнечных лучей.

19

22.

Закаливание.

Лабораторная работа №7. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

20

23.

Роль кожи в терморегуляции.

21

6.        Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)

24.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

22

25.

Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности

25

25.

Биоритмы. Биологические часы.

Лабораторная работа №8. Развитие утомления.

27

Стр. 95-96

27.

Гигиенический режим сна.

Сны и сновидения.

Лабораторная работа №9. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей

28

Стр. 114-115

28.

Темпераменты.

26

7.        Анализаторы (2 ч)

29.

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

Лабораторная работа. №10 Острота слуха и шум.

24

30.

Обобщающий урок по темам «Кожа», «Нервная система. Высшая нервная деятельность», «Анализаторы»

19-24

Раздел IV. Репродуктивное здоровье (4 ч)

31.

Половые железы.  Вторичные половые признаки.

30

32.

Период полового созревания.

31-32

33.

Заболевания, передающиеся половым путем

34

34.

Здоровье как одна из главных ценностей.

35

35.

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Экология" 1 класс

Программа кружка внеурочной деятельности «Экология» предназначена для 1-4 классов начальной   школы и рассчитана  на 135  занятий: 1 класс – 33ч., 2-4 класс – 34 ч. Преподавание кр...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 6 класс

  Данная программа предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы, составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, ...

Рабочая программа по экологии 7 класс

Данная  программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва,...

Рабочая программа по экологии 6-8 класс

составлена на основе   авторских программ по экологии:6 класс - «Экология растений», И.М. Швец7 класс - «Экология животных», И.М. Швец8 класс – «Экология человека. Культура здоровья», М.З, Ф...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...