Экологическое воспитание школьников
методическая разработка по экологии по теме

Проблемы экологического воспитания школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_shkolnikov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ШКОЛЬНИКОВ

Поддубская Е.Н.

В настоящее время проблемы экологии носят масштабный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает более сильную остроту, чем ранее. Основной причиной этого является всеобщая экологическая безответственность. Исходя уже из этого, необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых классов обучения детей

Сейчас существует более 130 определений экологии. Вот некоторые из них.

"Экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизационных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы"- Биологический Энциклопедический Словарь, 1986 год.

"Экология - наука о сообществах" - Ф. Клементс, 1920 год.

"Экология - научная естественная история, имеющая дело с социологией и экономикой животных" - английский эколог Ч. Элтон, 1937 год.

"Экология - изучение структуры и функции природы" - американский ученый Х. Одум, 1959 год.

"Экология - наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания" - советский эколог С. Шварц, 1972 год.

Давайте определим, что же все-таки такое - "экология"?

Стандартное понятие, приводимое во всех научных и популярных изданиях: "Экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания". Это подтверждается этимологией данного слова "экос" – в переводе с греческого - "жилище", "логос" - наука. То есть можно сказать, что экология – это наука о "жилищных условиях" обитания организмов. Экологи стремятся раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями и средой их обитания. Но до полного раскрытия этих тайн еще далеко.

Наука «экология» относительно молодая. Она возникла  из потребности сохранить природу и самих себя. В аспектах изучения данной науки  широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, получился из-за уже существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.

Экологическое воспитание – это составная и главная часть нравственного воспитания. Именно поэтому под понятием экологического воспитания мы понимаем единство экологического сознания и поведения, которое гармонично с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Молодое поколение (младшие школьники) олицетворяет наше ближайшее и отдаленное будущее. Поэтому обучающихся надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего. Прежде чем стать знатоком экологии, учителю необходимо экологизироваться - то есть приобщиться к природе, к ее логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.

Из трех проблем складывается процесс формирования экологической культуры, причем и у учителей, и у обучающихся. Рассмотрим эти проблемы: широкая огласка ужасающих последствий загрязнения среды обитания; приобретение экологического подхода к организации сферам жизни и деятельности общества; формирование экологического сознания.

Также можно выделить две основные стороны в экологическом воспитании: первая - экологическое поведение, вторая - экологическое сознание. Формирование экологического сознания происходит в основном на уроках, с помощью учителя. [1] Экологическое поведение формируется с годами в основном во внеклассной и внешкольной деятельности и с помощью родителей обучающихся.

Стараясь определить сущность экологического воспитания можно выделить: особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; 2) длительность процесса; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность; во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих

1 - Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980.

потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Мы снова приходим к первоначальному выводу - формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, благодаря этому можно говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все без исключения учебные предметы начальной школы направлены вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

Важно понимать, что создание нового отношения человека к природе - задача и социально-экономическая, и техническая, и нравственная. Одним из средств решения этих трудных задач является экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания должна достигаться по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). [2]

Современное многообразие школ, варианты программ обучения, творческих разработок образуют множество проблем и вопросов. Основными

2 - Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.

из них являются: чему учить? Каков общий состав знаний, который будет доступен  школьнику? Каковы требования к экологической подготовке младших школьников?  

Вспомним историю. Зарождение современных тенденций экологического образования и воспитания в начальной школе относится к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «природоведение». Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у учителей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные причины плохих результатов заключаются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может. В то время возник о привлечении других школьных предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания младших школьников. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические учебно-воспитательные цели.  

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были сформированы различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на три группы: а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные. Рассмотрим каждую группу.

Массовые формы – это работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

Групповые формы – различные клубы и секции юных экологов; факультативы по охране природы и основам экологии; экскурсии.

Индивидуальные формы - доклады, беседы, наблюдения за животными и растениями в жизни; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Каждому учителю необходимо усиливать экологического воспитания младших школьников. Усиление - важное требование реформы школы. Это важнейшее условие, которое вытекает из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

1.          Всеобщая связь с живой природой.

2.          Принцип потенциальной полезности.

3.          Принцип разнообразия.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

В курсе изучения окружающего мира в начальной школе можно выделить три основных уровня изучения природы:

1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными друг от друга. Это начальный уровень, без которого невозможны другие.

2 уровень: объекты природы рассматриваются во  взаимосвязи. Важно акцентировать внимание на деталях: например, чем питаются животные, которые обитают на одной территории.

3 уровень: изучаются не только предметы природы, а процессы. Этот этап является заключительным, именно на нем отслеживается связь и понимание экологических знаний.

Существенным элементом формирования бережного отношения к природе является фактор, который раскрывает многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей.

Вопрос и проблема экологического воспитания младших школьников существовала, и скорее всего, будет существовать на протяжении всего развития общества. Правильное экологическое воспитание обучающихся позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; именно здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-либо существенное, то эти пробелы появятся позже и никогда не останутся незамеченными. Показателями экологически воспитанной личности служат следующие критерии: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Сейчас наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии, которые могут проводиться как на пришкольном участке, так и в различных биологических и экологических музеях. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Каждому учителю важно интересно и оригинально преподнести информацию о музее или же об экскурсии на пришкольном участке.

Очень хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют существенную роль в воспитании младших школьников.