Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я-исследователь» для учащихся 5 класса
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему

Кремнева Елена Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я-исследователь» для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-_issledovatel.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Судженская основная общеобразовательная школа №36»    

Приложение к ООП ООО

утвержденной приказом

МБОУ «Судженская ООШ № 36»

№___от «__»______________201__г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Я-исследователь»

для учащихся 5 класса

Количество часов -34 часа.

Составитель:

учитель начальных классов

Овчинникова Елена Сергеевна

Принята

Педагогическим советом

Протокол №___

От «__» ___________201__г

2017г

Содержание

  1. Планируемые результаты
  2. Содержание внеурочной деятельности
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

  1. Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

1).Личностные:

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-расширение кругозора учащихся;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

2).Метапредметные:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

-владение умениями работать с  различными источниками информации (анализировать и обобщать факты, составлять план);

-способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект, реферат, доклад, эссе и др.);

-готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

3).Предметные:

- освоение  способов исследований  как необходимой основы для ведения научно-исследовательской деятельности в будущем;

- владение базовым понятийным аппаратом исследовательской деятельности;

- умение правильно употреблять и объяснять научно-исследовательские термины и понятия;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

- владение навыками создания аргументации для подкрепления собственной точки зрения на  основе собранного материала;

- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных   источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности, аргументированное высказывание   собственные суждения (в письменном, наглядном и вербальном виде).

.

  1. Содержание внеурочной деятельности

Название тем

Количество часов

Темы практических работ

1

Знакомство с предметом

3

2

Типология исследовательских работ

6

Проверочная работа по теме «Типология исследовательских работ»

3

Работа над проектом

14

Проверка исследовательской работы на соответствие требованиям

4

Защита и представление исследования

11

Конференция юных исследователей «Путь в науку»

Раздел 1. Тренинг исследовательских способностей предполагает овладение учащимися специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска (видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты докладов; объяснять, доказывать и защищать  собственных идеи).

Раздел 2.Самостоятельная исследовательская практика. Основное содержание работы на данном этапе – это проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Данная подпрограмма является   центральной и занятия в ее рамках выстраиваются таким образом,   чтобы в процессе исследовательского поиска степень самостоятельности ребенка постепенно возрастал. 

Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности является самой небольшой, в сравнении с другими частями программы, но она не менее важна, чем две предыдущие. Мониторинг предполагает проведение  мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Учащийся  должен знать, что результаты его работы интересны другим  и он  будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов своих исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения. 

 

  1. Тематическое планирование

№ п/п

№ по разделу

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

РАЗДЕЛ 1.Знакомство с предметом

2

1

1

1.1

Что такое  исследовательская деятельность

1

2

1.2

Проблема соответствия содержания  требованиям

1

3

1.3

 Этапы исследовательской работы

1

РАЗДЕЛ 2.Типология исследовательских работ

4

2

4

2.1

Какими бывают исследования

1

5

2.2

Проект как тип исследования.

1

6

2.3

Доклад и реферат.

1

7

2.4

Эссе как тип исследовательской работы

1

8

2.5

Представление результатов исследования

1

9

2.6

Проверочная работа по теме «Типология исследовательских работ»

1

РАЗДЕЛ 3. Работа над проектом

5

9

10

3.1

Разработка проекта

1

11

3.2

Составление плана работы над проектом

1

12

3.3

Сбор информации

1

13

3.4

Как и где собирать нужную информацию

1

14

3.5

Что такое устные источники

1

15

3.6

Систематизация полученных данных

1

16

3.7

Систематизация информации

1

17-18

3.8

3.9

Обработка данных

1

1

19-20

3.10

3.11

Создание конкретного типа исследования.  

2

21

3.12

Редактирование исследовательской работы

1

22

3.13

Что такое список источников и литературы

1

23

3.14

Проверка исследовательской работы на соответствие требованиям

1

РАЗДЕЛ 4.Защита и представление исследования

4

7

24

4.1

Как защищать проект

1

25

4.2

Структура речи

1

26

4.3

Подготовка защитной речи по проекту

1

27

4.4

Оформление защиты проекта

1

28

4.5

Для чего нужна презентация

1

29-30

4.6

4.7

Создание презентации

1

31

4.8

Подготовка к конференции

1

32-33

4.9

4.10

Конференция юных исследователей «Путь в науку»

2

34

4.11

Итоговый урок по основам исследовательской деятельности

1


Календарно – тематический план  внеурочной деятельности  «Я-исследователь »

5 класс  34 часа (1 час  в неделю)  

№ п/п

№ по разделу

Тема,

 раздел

Кол-во часов

дата

Планируемые результаты (УДД):

К- коммуникативные

П- познавательные

Л- личностные

Р- регулятивные

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Формы контроля

РАЗДЕЛ 1. ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТОМ

1

1.1

Что такое  исследовательская деятельность

1

П.: Раскрывать значение терминов исследование, деятельность, источники.

К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужны исследования.

Коллективная

Групповая

опрос

2

1.2

Проблема соответствия содержания  требованиям

1

П.: Понимать необходимость соответствия содержания, требованиям и теме исследования.

К.: Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего необходимо данное соответствие.

Л: Формирование дисциплинированного отношения к исследовательской деятельности

Коллективная

Опрос

3

1.3

 Этапы исследовательской работы

1

П.: Составить примерный план работы над исследованием

Р.: Разрабатывать различные варианты исследовательской работы.

Индивидуально-обособленная

Парная

Опрос, проверка плана (соседи по парте проверяют работы друг друга)

РАЗДЕЛ 2.ТИПОЛОГИЯ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

4

2.1

Какими бывают исследования

1

П.: Комментировать и формулировать понятия: сообщение, доклад, реферат, защита, эссе, проект, презентация. Знать отличия указанных видов исследовательских работ.

К.: определять значение и роль исследований в жизни человека

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос, составление схем

5

2.2

Проект как тип исследования.

1

П.: Раскрывать значение терминов: проект, проектная  деятельность.

К.: Обсуждение тем проектов.

Л.: Осознавать свои способности, интересы в исследовательской сфере.

Коллективная

составление общей схемы проекта

6

2.3

Доклад и реферат.

1

П.: Охарактеризовать разницу между рефератом и докладом как типами исследовательских работ.

Р.: Схематически изобразить структуру реферата.

Индивидуально-обособленная

Заполнение таблицы «Отличие доклада и реферата»

7

2.4

Эссе как тип исследовательской работы

1

П.: Определение разницы между эссе по литературе и истории, обществознанию.

Р.: аргументированное изложение своей точки зрения.

Индивидуально-обособленная

Парная

Написание эссе

8

2.5

Представление результатов исследования

1

П.: Использовать электронные ресурсы для создания наглядной презентации исследования. Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Л.: Уметь обосновать необходимость применения конкретных видов представления результата исследования.

Индивидуально-обособленная

Коллективная

 

Опрос,  инд. карточки с заданиями (4шт.)

9

2.6

Проверочная работа по теме «Типология исследовательских работ»

1

П:Понимать и знать разницу между изученными понятиями

Л: Развитие саморефлексии

Индивидуально-обособленная

 

Письменные ответы на вопросы

РАЗДЕЛ 3. РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

10

3.1

Разработка проекта

1

П.: Отличать структурные части проекта.

Р.: Определить тему проекта, различать понятия проблема, тема, проект.

Л.: Осознавать свои  интересы в исследовательской сфере.

Индивидуально-обособленная

Коллективная

 

Опрос, формулировка темы проекта

11

3.2

Составление плана работы над проектом

1

П.: планирование собственной деятельности в соответствии с имеющимся временем        

Л.: развивать понимание необходимости планирования собственных действий для достижения конкретного результата

Индивидуально-обособленная

Групповая

Опрос, составление плана работы над проектом

12

3.3

Сбор информации.

1

К.: знать и понимать термины: источники (их типы), литература, электронный ресурс, сайт, каталог.

Р.: уметь объяснить разницу между указанными источниками информации

Индивидуально-обособленная

Коллективная

 

Опрос, задание по сбору информации

13

3.4

Как и где собирать нужную информацию

1

К.: Понимать различия в понятиях: интервью, библиотека, электронный и систематический каталог, источники материальной культуры

Л.: расширить знания о возможных источниках информации

Индивидуально-обособленная

Коллективная

 

Опрос, задание по сбору информации  

14

3.5

Что такое устные источники

1

П.: Понимать и уметь объяснить сущность интервью, правила его проведения.

Л.: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

К.: Исполнять роль в соответствии  с позицией интервьюера.

Индивидуально-обособленная

Коллективная

 

Опрос, задание по сбору информации

15

3.6

Систематизация полученных данных

1

К.: Находить и группировать  информацию по избранной теме из различных источников. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их.

Л.: расширить знания о возможных источниках информации

Р.: Группировать информацию

Индивидуально-обособленная

Групповая

Парная

опрос

16

3.7

Систематизация информации

1

П.: Понимать различия и уметь комментировать понятия: группировка, классификация, типология, признак, критерий

Р.: Группировать информацию на основании критериев: источник информации,  содержание

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос,  инд. карточки с заданиями (4шт.)

17-18

3.8

3.9

Обработка данных

2

П.: Определение основной проблемы исследования.

Р.: Выделить главные вопросы темы.                                    

Индивидуально-обособленная

Опрос, практикум по  проекту

19-20

3.10

3.11

Создание конкретного типа исследования.  

2

К.: составлять избранный вид исследовательской работы как основы проекта (индивидуально и в сотрудничестве с другими обучающимися).

Р.: анализировать проблему исследования.  

Л.: работать над конкретной проблемой самостоятельно или в группе.

Индивидуально-обособленная

Групповая

Опрос, практикум по  проекту

21

3.12

Редактирование исследовательской работы

1

П.: привести свою работу в соответствие с требованиями к ней. Л.: Формирование понимания необходимости соблюдения требований к оформлению.

Индивидуально-обособленная

Парная

Опрос, практикум по  проекту

22

3.13

Что такое список источников и литературы

1

П.: Понимать различия понятий: источники, литература, электронный ресурс, а также разницу в их оформлении в рамках работы. Л.: Формирование дисциплинированного подхода и четкости формулировок в исследовательской работе

Индивидуально-обособленная

Парная

Опрос, практикум по  проекту

23

3.14

Проверка исследовательской работы на соответствие требованиям

1

П.: Привести работу в соответствие с требованиями к ней, проверить на соответствие заявленной теме.

Л.: развитие способностей к самостоятельной оценке своей работы. Р.: Уметь анализировать свою работу и приводить ее в соответствие с требованиями.

Индивидуально-обособленная

Парная

Опрос, практикум по  проекту

РАЗДЕЛ 4.ЗАЩИТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

24

4.1

Как защищать проект

1

П.: Определение понятий защита, презентация, доклад, дискуссия, вопросы, речь.

К.: Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысления нового материала.

Коллективная

опрос

25

4.2

Структура речи

1

П.: Обязательные и вариативные составляющие защитной речи к проекту. Р.: Составление плана своей речи – к защите проекта.

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос, составление схем речи

26

4.3

Подготовка защитной речи по проекту

1

П.:   Создание речи к защите своего проекта.

Р.: Выделять ключевые понятия и элементы исследования.

Индивидуально-обособленная

Парная

Опрос, выборочная проверка речей

27

4.4

Оформление защиты проекта

1

П.: Определение наиболее оптимальных способов представления своего проекта.  Понимание различий понятий: презентация, выступление,   наглядность.

К.: Аргументировать выбор средств представления проекта.

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос

28

4.5

Для чего нужна презентация

1

П.: Понимать сущность и различия терминов и явлений: презентация, компьютерная презентация, аудио- и видео-сопровождение, схемы, графики, иллюстрации.

Л.:  Аргументировать выбор средств представления проекта.

Индивидуально-обособленная

Групповая

Опрос, практикум по  проекту

29-30

4.6

4.7

Создание презентации

1

П.: Владение навыками создания презентаций и компьютерных презентаций.

Р.: Составлять презентации.

Л:Обмениваться необходимыми знаниями  по созданию презентаций с одноклассниками

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Опрос, практикум по  проекту

31

4.8

Подготовка к конференции

1

П.: Знакомство с правилами зашиты проекта, понимание сути терминов: регламент, этика, ответы и вопросы из зала. К.: Следование нормам и правилам ведения защиты, дискуссии. Л.:  Формирование дисциплинированного отношения к защите и дискуссии.

Коллективная

Групповая

Опрос, участие в «репетиции»

32-33

4.9

4.10

Конференция юных исследователей «Путь в науку»

1

П.: Представление результатов проведенного исследования. К.: Работа с аудиторией, ответы на вопросы зала по представленному проекту. Л.: Чувство значимости проделанной работы, осознание себя как исследователя.

Индивидуально-обособленная

Коллективная

Групповая

 

Представление проектов

34

4.11

Итоговый урок по основам исследовательской деятельности

1

К.:  Развитие саморефлексии, сравнения с работами других ребят – способность выявить преимущества и недостатки. Р.:  Составить краткий отзыв на свою работу. Л.: Оценить свою исследовательскую работу и работы сверстников

Коллективная

опрос

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ» для учащихся 5 класса

Программа для учащихся 5 кл, в которых ранее не преподавался курс "Шахматы" на 2 часа в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Весёлый английский» для 1 класса общеобразовательных школ

Данная программа была разработана в связи с отсутствием государственной  программы  внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса. В ходе ее прохождения создается база для дальне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире Английского языка. Занимательная грамматика» 1й год обучения для учащихся 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В мире Английского языка. Занимательная грамматика» 1й год обучения для учащихся 5 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Wir studieren Deutsch» 5 класс. УМК «Горизонты» (М.М. Аверин и др.)

Рабочая программа курса «Мы изучаем немецкий» составлена на основе Примерной программы по немецкому языку для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО для применения ее во внеурочно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДОМАШНИЙ КОМПЬЮТЕР» В 8 КЛАССЕ

Многие наши современники заняты в сфере обработки информации и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, учёбе или в быту. Человеку, являющемуся ча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "ЮНЫЙ МАТЕМАТИК" В 5 КЛАССЕ

Программа курса «Юный математик» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого к...