Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Wir studieren Deutsch» 5 класс. УМК «Горизонты» (М.М. Аверин и др.)
рабочая программа по немецкому языку (5 класс)

Рыбкина Юлия Григорьевна

Рабочая программа курса «Мы изучаем немецкий» составлена на основе Примерной программы по немецкому языку для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО для применения ее во внеурочной деятельности по предмету немецкий язык.

Курс имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_nemetskiy.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Wir studieren Deutsch» (Мы изучаем немецкий)

5 класс

2019-2020 учебный год

УМК «Горизонты» для 5 класса (М.М. Аверин и др.)

учитель иностранного языка Рыбкина Ю.Г.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Мы изучаем немецкий» составлена на основе Примерной программы по немецкому языку для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО для применения ее во внеурочной деятельности по предмету немецкий язык.

Курс имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности, позволяет проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и количеством часов, имеющемся в учебном плане на изучение немецкого языка как второго иностранного, а также обусловлена потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цели программы

1) Формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей пятиклассников.

2) Развитие личности учащихся, их речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

3) Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения.

4) Освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке.

5) Приобщение к новому социальному опыту с использованием иностранного языка.

6) Формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, а также общеучебных умений.

Задачи программы

1) Развитие коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).

2) Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы.

3) Приобретение социокультурных навыков через знакомство с культурой и достопримечательностями англоговорящих стран.

4) Развитие познавательных способностей младших школьников, их интереса к изучению английского языка через применение разнообразных методов и форм обучения.

5) Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом.

6) Создание условий для развития творческих интересов детей и включения их в игровую и творческую деятельность.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебного плана МБОУ Черемушкинская СОШ на изучение немецкого языка в рамках внеурочной деятельности в 5 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности по немецкому языку как второму иностранному в 5-ом классе.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам иноязычного образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты должны отражать:

освоение социальной роли обучающегося,

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты должны отражать:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирование и регуляцию своей деятельности;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметными результатами изучения немецкого языка на начальном этапе являются:

В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения):

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

говорение:

вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию;

уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом школьном предмете, школьных принадлежностях, покупке;

описывать предмет, картинку;

кратко характеризовать персонаж;

вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам;

уметь дать оценочное суждение или выразить своё мнение и кратко аргументировать его;

выразить сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность;

аудирование:

понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;

чтение:

читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;

читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание;

находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём;

письменная речь:

владеть техникой орфографически правильного письма;

писать с опорой на образец короткое личное, в том числе электронное, письмо;

заполнять формуляры;

делать записи для устного высказывания;

использовать письменную речь для творческого самовыражения (в общем постере).

Языковая компетенция (владение языковыми средствами):

адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

соблюдение особенностей интонации основных типов предложений применение основных правил чтения и орфографии; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.

Социокультурная осведомлённость (межкультурная компетенция):

знание названий стран и некоторых городов изучаемого языка;

знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен);

знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка;

представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;

представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; понимание роли владения иностранными языками в современном мире на доступном учащимся уровне.

В познавательной сфере:

овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических);

владение общеучебными и специальными учебными умениями на доступном школьникам уровне;

умение сравнивать языковые явления родного, первого иностранного и второго иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;

умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах курса;

совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка и первого иностранного (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. д.);

умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);

умение пользоваться словарём; умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных пределах.

В ценностно-ориентационной сфере:

представление об изучаемом иностранном языке — немецком — как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций; приобщение к культурным ценностям немецко-говорящих народов через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в проводимых праздниках, экскурсиях и туристических поездках.

В эстетической сфере:

владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке; развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной иноязычной детской художественной литературы, в процессе описания картинок, животных.

В трудовой сфере:

умение следовать намеченному плану в своём учебном труде; участие в подготовке реквизита для инсценирования сценок, сказок.


 Содержание курса внеурочной деятельности

Коммуникативно-речевое развитие учащихся 5 класса

Развитие умения понимать немецкую речь.

Знакомство детей с иноязычной средой начинается с формирования звукового (фонетического и интонационного) образа немецкого языка: звуковых образов слов, слов-предложений, звуков, детских рифмовок и речитативов, детской поэтики, интонационных образов стереотипных диалогических реплик и монологических высказываний.

Детей тренируют в различении звуков немецкого и родного языков, в распознании долгих и кратких гласных, в опознании утвердительных, отрицательных, вопросительных и повелительных предложений по их интонационно-синтаксическому рисунку, в имитации учебных материалов и песенно-игрового фольклора. Всё это соотносится с обучением технике восприятия немецкой речи.

Обучение аудированию как виду речевой деятельности начинается с развития умений:

погружаться в иноязычную песенную, стихотворно-игровую среду ровесников;

внимательно следить за своей речевой ролью в игре при учебной драматизации мини-диалогов, сказочных историй;

прослушивать и воспроизводить мини-диалоги и мини-монологи;

понимать содержание учебных видеоматериалов, построенных на стандартных ситуациях общения детей с детьми, детей с взрослыми в семье, в школе, в городской среде.

Развитие умений беседовать на немецком языке.

Обучение говорению строится с ориентацией на стандартные ситуации общения в семье, школе, транспорте, магазине, на игровых площадках и в игровых центрах. При этом основное внимание уделяется формированию у учащихся представлений о речевой вежливости на немецком языке и желания быть вежливыми при общении с другими людьми, а также оказанию дидактической помощи детям в преодолении речевой застенчивости и развитии у них коммуникабельности.

Развитие умений читать на немецком языке.

Развитие умений читать на немецком языке начинается с развития умений озвучивать слова-предложения, этикетные реплики, односложные реплики, учебные тематические рифмовки с опорой на сформированный у детей слуховой образ этих речевых произведений, а затем осуществляется переход к традиционным аспектам обучения технике чтения, выразительному чтению и чтению как виду речевой деятельности.

Развитие умений письменной речи.

Интенсивность обучения письму на немецком языке определяется, исходя из уровня обученности письму на родном и английском языках в конкретной учебной группе.

Языковое развитие учащихся 5 класса

Навыки фонетического и интонационного оформления речи:

идентификация немецких и русских гласных, согласных;

слуховое вычленение в речи дифтонгов;

соблюдение словесного ударения в знакомых словах;

соблюдение ударения во фразе (ударение на указательных, вопросительных местоимениях, числительных, наречиях, полнозначных глаголах и т. п., произнесение без ударения артиклей, предлогов, союзов, вспомогательных глаголов, личных, притяжательных местоимений и пр.);

правильное членение предложений на смысловые и ритмические группы;

правильное использование нисходящего, восходящего и ровного тонов для оформления различных коммуникативных типов предложения;

правильное озвучивание диалогических и монологических клише, построенных на знакомом лексико-грамматическом материале.

Орфографические навыки:

правильное написание заглавных и прописных букв немецкого алфавита. Правописание дифтонгов: ei, ai, au, eu, au;

правильное написание f, z, ck, s, ss, ß. Умение грамотного списывания лексических единиц

правильное прочтение основных орфограмм и их написание в изученных ранее словах;

правильное написание по памяти активной лексики;

правильное чтение знакомых и незнакомых слов, содержащих известные ученику орфограммы.

Навыки употребления в речи:

  1. Имя существительное:

категория рода, категория числа, способы образования форм множественного числа, существительные с формой одного числа; падежи в немецком языке. Сложные имена существительные, образование множественного числа сложных имен существительных, склонение имён существительных.

  1. Артикль:

Формы артикля (понятие определённого, неопределённого и нулевого артикля, правила употребления артикля с различными типами нарицательных существительных.

Общие случаи употребления неопределённого артикля.

Общие случаи употребления определенного артикля.

Различия в употреблении определённого и неопределённого артикля с нарицательными исчисляемыми существительными, с существительными, обозначающими национальность, Общие случаи употребления нулевого артикля. Склонение артиклей.

3.Местоимения:

Разряды местоимений.

Семантические различия в употреблении определённого артикля и указательных местоимений.

Категория падежа личных, притяжательных и указательных местоимений. Склонение личных, притяжательных и указательных местоимений.

4.Глагол:

Глаголы сильные и слабые.

Грамматические категории времени.

Неличные формы глагола: инфинитив, причастие.

Модальные глаголы können, müssen, wollen, mögen.

5.Числительные:

Количественные и порядковые числительные.

6.Основные способы словообразования существительных, прилагательных, наречий, глаголов.

Основные типы немецкого предложения (простые, сложносочинённые, сложноподчинённые с союзами).

Понятие о прямом и обратном порядке слов.

Грамматическое оформление различных типов вопросов.

Грамматические навыки.

Учащиеся должны:

уметь грамматически правильно оформлять иноязычную речь, не допуская ошибок, препятствующих речевому общению на немецком языке;

уметь делать исправления в грамматических диктантах, содержащих типичные грамматические ошибки;

уметь сформулировать грамматическое правило (с опорой на грамматическую схему).

Тематическое планирование

№п\п

Тема

Кол-во часов

Примечание

1

Знакомство

8

2

Мой класс

8

3

Животные

6

4

Мой день в школе

3

5

Хобби

2

6

Моя семья

3

7

Сколько это стоит?

4


Календарно-тематическое планирование

Планирование составлено на основе авторской программы курса немецкого языка «Горизонты» немецкий язык как второй иностранный, авторы: Аверин М.И., Джин Фредерике, Рорман Лутц, Милена Збранкова.

№п\п

Дата

Название темы

Кол-во часов

Примечание

Раздел 1.Знакомство

1

04.09

Как тебя зовут?

1

2

11.09

В гостинице.

1

3

18.09

Произносим по буквам

1

4

25.09

Кто я?

1

5

02.10

Игра: бросаем кубик и говорим о себе.

1

6

09.10

Картинки с загадками

1

7

16.10

Приветствуем друг друга

1

8

23.10

Много городов-много хобби.

1

Раздел 2. Мой класс

9

30.10

Новенькая.

1

10

13.11

На перемене.

1

11

20.11

Цифры в стиле рэп.

1

12

27.11

Считаем до тысячи.

1

13

04.12

Школьные принадлежности

1

14

11.12

Мои друзья и моя школа

1

15

18.12

Угадываем слова

1

16

25.12

Анкета

1

Раздел 3. Животные

17

15.01

Любимые животные.

1

18

22.01

Грамматическая игра.

1

19

29.01

Интервью с одноклассниками

1

20

05.02

Называем цвет животных.

1

21

12.02

Животные в Германии и в России

1

22

19.02

Маленькая перемена. Повторение. Проект.

1

Раздел 4. Мой день в школе.

23

26.02

Время.

1

24

04.03

Расписание уроков.

1

25

11.03

Школа в Германии и в России

1

Раздел 5. Хобби

26

18.03

Свободное время

1

27

25.03

Какое у тебя хобби

1

Раздел 6. Моя семья.

28

08.04

Семейное фото.

1

29

15.04

Профессии

1

30

22.04

Семьи в России и в Германии

1

Раздел 6. Сколько это стоит?

31

29.04

Покупки и деньги.

1

32

06.05

Подарки на день рождения.

1

33

13.05

Большая перемена. Повторение.

1

34

20.05

Большая перемена. Повторение.

1

Список литературы:

1.Аверин М. учебник для 5 класса серия «Горизонты». Москва, Просвещение, 2019.

2.Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р., книга для учителя: 5 класс: пособие для общеобразоват. организаций-М.: Просвещение,2017. -135 с. - Горизонты.

3. Немецкий язык. Рабочая программа. 5-9 класс. Аверин М.М., Гуцалюк Е.Ю., Харченко Е.Р.,.2013.

Дополнительная литература:

  1. Немецкий язык. Время грамматики. Артемова Н.А.,2013
  2. Контрольные задания. Немецкий язык. 5-6 классы, М., Просвещение, 2013
  3.  Немецкий язык. Сборник упражнений по грамматике для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - Просвещение, 2009
  4. Краткий грамматический справочник немецкого языка. М.М.Васильева, М., Просвещение, 2010.

Ресурсы Интернет:

  1. Копилка уроков: сайт для учителей http://kopilkaurokov.ru/
  2. Сайт издательства «Просвещение» http:// http://prosv.ru
  3. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
  4. http://pedsovet.su/ Педсовет орг. Всероссийский интернет-педсовет.
  5. http://festival.1september.ru/  Фестиваль 1 сентября. Открытый урок.
  6. http://infourok.ru/ Инфоурок.ру. Материалы для учителей.
  7. http://iyazyki.ru/ Иностранные языки в школе.
  8. http://www.youtube.com/user/StartDeutsch   Видео уроки по немецкому языку.

Сайты педагогических сообществ учителей немецкого языка:

http://elenashiryaeva.ucoz.ru/ Сайт учителя немецкого языка Ширяевой Елены Николаевны

http://galinalamova.ucoz.ru/ Сайт учителя немецкого языка Галины Харламовой.

http://startdeutsch.ru/ Сайт для учителей немецкого языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик

Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Занимательная математика" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности по математике «От развлечения к знаниям»

Рабочая программа внеурочной деятельностиобщеинтеллектуальной направленности  по математике«От развлечения к знаниям»...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная математика»

Программа внеурочной деятельности предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. Влияет на общее развитие детей, так как позволяет использова...

Рабочая программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Реальная математика» для 9 класса

Программа составлена на основе: программы общеобразовательных учреждений Алгебра. 7-9 классы, 3-е изд., составитель: Т.А. БурмистроваМ.: «Просвещение», 2015г. Учебно-методический комплект: учебник...