Основы экологии
методическая разработка по экологии (10 класс) на тему

Набиуллина Флорида Загидулловна

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков научно-исследовательской работы. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunye_ekologi.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯНАО

«ТАРКО-САЛИНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Рассмотрено:

На заседании НМ совета

Зам.директора ___________Л.В. Пасько

     №--- от     «  »          -------          2017года

Утверждаю:

Директор ГБПОУ  ЯНАО

«Тарко-Салинский профессиональный колледж»

__________________                   А.И. Голозубов

        Приказ № __от  ____2017года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОНАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

 «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»

                            Автор составитель:

                                                          Набиуллина Флорида Загидулловна,

                                                             педагог дополнительного образования

                                                              2017

Раздел №1.  «Комплекс основных характеристик программы»

 Пояснительная записка.

Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна  проблема: ухудшения качества среды обитания человека.  Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения.  Состояние окружающей среды, экология родного края, растущее промышленное производство и рост числа нездоровых детей вызывают необходимость научить обучающихся чувствовать ответственность за собственное здоровье и здоровье будущих поколений.

Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей, так как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения. Современная пищевая промышленность также не обходится без широчайшего использования химических веществ.

Эмоциональное, нравственное, физическое здоровье человека напрямую зависит от состояния его окружающей экосистемы, причём физическое здоровье стоит на первом месте. Здоровье или нездоровье определяет всю дальнейшую жизнь человека, его успешность в работе, карьере. Умение с юности   жить в гармонии с природой, противостоять влиянию негативных факторов окружающей среды позволит вырасти человеку здоровым, полноценным членом общества.
      Поэтому сегодня образовательные учреждения  призваны заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде - экологическим.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у обучающихся устойчивых установок на гармоничную связь с природой, укрепление здоровья и формирование основ здорового образа жизни. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача современного образования.

Направленность программы – Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её практическая и исследовательская направленность. Большая часть учебного времени отводится на практические и самостоятельные работы учащихся с целью развития и закрепления навыков научно-исследовательской работы. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка.

Отличительные особенности программы: 

Данная программа построена с учетом возрастных особенностей детей на интегративной, междисциплинарной и проблемной основе, с учетом региональных особенностей. Программа позволяет показать учащимся место человека в природе и обществе, его разносторонние связи с ними, приобщить к культуре поведения человека в природном и социальном окружении. Опыт показывает, что экологические знания школьников остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково-исследовательская деятельность обучающихся. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе.  Данная программа позволит им ощутить себя полноправным субъектом природоохранной деятельности. На занятиях в «Эколого-краеведческом» объединении ребята получат материалы, позволяющие объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике.

Адресат программы.

Программа разработана для учащихся среднего школьного возраста (12-15 лет). В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.

Объем программы:

п/п

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество часов в месяц

Количество часов в год

1

1-й год обучения

9

36

324

Формы организации образовательного процесса.

-лекционные и лабораторно-практические занятия;

-изучение и описание природных объектов родного края;

-экскурсии в природу;

-семинары, диспуты, викторины, игры;

-защита экологических проектов;

-выпуск экологической газеты;

-участие в научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах);

-научно-исследовательская работа;

-экологический мониторинг

Срок освоения программы. Программа рассчитана на один год.

Прогнозируемые результаты:

Цель работы кружка:

1. формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.

2. формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся.

Задачи: 

Обучающие:

  1. Усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его посредством взаимодействия с природой.
  2. Изучение методов научно-исследовательской деятельности.
  3. Раскрыть закономерности развития организма человека о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.

Развивающие:

1.Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению.

2.Развитие творческого мышления и навыков самостоятельной работы учащихся.

3. Развитие понимания многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества, а так же приобретения здоровья.

4. Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия на организм человека.

Воспитывающие:

1.Воспитание ответственного отношения  к природе родного края, ориентированного на практическую деятельность по защите окружающей среды.

2.Формирование навыков здорового образа жизни.

Исследовательские:

- работать с литературой;

- составлять конспект;

- ставить простейшие экологические эксперименты;

- проводить микроисследования растений и насекомых;

- раскрывать социальную роль исследовательской деятельности;

- обеспечивать научными знаниями учащихся о проблемах экологии и направлениях их разрешения.

Ожидаемые результаты:

1.Предметные: 

  1. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, уверенное пользование экологической терминологией и символикой;
  2. владение основными методами научного познания, используемыми при научных исследованиях экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений, научного эксперимента; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
  3. сформированность умений объяснять результаты научно-исследовательских экспериментов
  4. сформированность собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

2.Метапредметные:

  1. повышение интеллектуального уровня в процессе изучения экологических явлений;
  2. способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
  3. способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных и локальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  4. способность применять экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
  5. способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
  6. способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
  7. Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез.

3.Личностные:

  1. привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.
  2. осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.
  3. способность использовать полученные знания о современной экологической обстановке  в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
  4. владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
  5. способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
  6. обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
  7. способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  8. готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

  1. Словесный метод применяется при объяснении теоретического, для объяснения применения материала и методики исследования.
  2. Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются электронные презентации, творческие отчеты, научно – исследовательские статьи, выставки. .
  3. Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
  4. Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность.
  5. Исследовательская деятельность помогает развить у обучающихся наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

 

Педагогические технологии, используемые в обучении.

  1. Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
  2. Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности обучающихся.
  3. Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у обучающихся наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и  навыками.
  4. Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Подведение итогов: пополнение методической копилки тематическими разработками кураторских часов, презентациями, научно- исследовательскими работами, участием в конференциях и семинарах, создание тематических газет

Возрастная группа:16-18 лет.

Срок реализации: 1 семестр

2.КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА: «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»

Содержание

Кол-во часов

Примечание

Введение. План работы кружка: «Основы экологии»

Раздел 1. «Экологическая азбука».

Экология как наука. Экологические факторы. Среда обитания.

Природные сообщества. Экосистемы.

Правила работы с информационными источниками.

Правила оформления творческих работ: докладов, рефератов, презентаций.

Обсуждение тем творческих работ  по теме: «Глобальные экологические проблемы современности»

Подготовка творческих работ по теме: «Глобальные экологические проблемы современности»

Раздел 2 «Экология человека».

Обсуждение и выбор тем для научно –исследовательских работ по данной теме.

Виды и формы научных исследований. Работа с источниками информации. Структура исследовательской работы.

Правила оформления научно-исследовательской работы. Правила и формы защиты работы. Требования к выступлению.

Обсуждение литературного обзора к научно-исследовательской работе. Работа с информацией. Постановка проблемы исследования. Формулирование гипотезы.

Обсуждение методики научных исследований. Подготовка к эксперименту.

Проведение экспериментальных исследований.

Правила составления и проведения социологических опросов. Использование метода опросов в научных исследованиях.

Проведение социологических опросов, необходимых для написания научно-исследовательской работы.

Оформление исследований. Написание практической части. Формулирование выводов.

Написание краткого текста доклада выступления на конференции.

Правила подготовки публичного выступления. Создание презентаций.

Оформление презентации к выступлению.

Генеральная репетиция выступления на  конференции.

Раздел 2. «Природа родного края. Экологические проблемы  ЯНАО».

Памятники природы ЯНАО.

Красная книга ЯНАО.

Экологические проблемы  ЯНАО. Промышленное и сельскохозяйственное загрязнение водоемов, почвы, воздуха.

Обсуждение тем творческих работ по теме: «Природа родного края. Экологические проблемы ЯНАО»

Сбор материала по теме: «Природа родного края. Экологические проблемы ЯНАО»

Подготовка презентаций по выбранным темам.

Семинар: «Природа родного края. Экологические проблемы ЯНАО»

Постановка задачи научных исследований на летнее время. Выбор тематики работ. Планирование исследований на следующий учебный год.

Итого

324

3.МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

Кабинет, лабораторное оборудование (реактивы, химическая посуда, предметные стекла, микроскоп).

Интернет, компьютерный класс, множительная техника;

Литература:

  1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004.
  3. Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология: в 3т. М.: Мир, 1990. Т.3 - 286 с.
  4. Колесников С. И. Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.  -304 с.
  5. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2004. - 256 с.
  6. Резанов А.Г.  Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций / А.Г.Резанов, Е.А.Резанова, Е.О.Фадеева. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 20 с.
  7. Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. –  М.: Вентана - Граф, 2007- 368с. 
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего полного образования [Электронный ресурс] - режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/2365 
  9. ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.21/fgos.150415/st.1/index.php 
  10. Прохоров Б.Б. Экология человека: Учебник для студентов вузов. — 5-е издание, стереотипное. — М.: Академия, 2010. — 320 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (30 и 50 часов)

Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основамиэкологии и природоохранной деятельности(30 и 50 часов)...

Основы экологии человека

Биосфера - серьезно больна. Факты безумного, безответственного отношения к природе требуют не оставаться равнодушным всех граждан нашего государства. Поэтому возникла необходимость изменения х...

Основы экологии. 11 класс.

Презентация "Основы экологии" для учащихся 11 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КРАЕВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ» 6 КЛАСС.

    Программа курса рассчитана на учащихся 6 класса - возраст, когда расширяется кругозор учащихся и , конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, ...

Контрольная работа по теме: «Основы экологии». 11 класс

Работа     разноуровневая,         многовариантная...

Тестовая работа "Основы экологии"

Тест " Основы экологии" для 9 класса  в двух вариантах...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы экологии"

Рабочая программа внеурочной деятельности....