РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КРАЕВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ» 6 КЛАСС.
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

 

      Программа курса рассчитана на учащихся 6 класса - возраст, когда расширяется кругозор учащихся и , конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_6_kl.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КРАЕВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ» 6 КЛАСС.

Пояснительная записка

              Программа составлена в соответствии с Образовательной программой МОУ СОШ №2, на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,  авторской программы А.Б.Эртель    « Краеведение с основами экологии» для 6-х классов общеобразовательной школы (журнал «Практические советы учителю». №4, 2007 год).    Она реализует возможность Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ по использованию 1 часа в неделю учебного предмета «География» в 6 классах для разработки региональных программ практической направленности.   Структура не только полностью содержит основные идеи  и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, но и учитывает проект регионального стандарта географического образования Ростовской области (журнал «Практические советы учителю». №3, 2005 год)

               Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 часов в 6-х классах, из расчета 1 час в неделю.

Используемый учебно-методический комплект:

        1. Авторская  программа А.Б.Эртель    « Краеведение с основами экологии»,  журнал «Практические советы учителю». №4, 2007 год

          2. Атлас Ростовской области, Ростов: ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004.

                 3. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов,1984.

                 4.  Прирола, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие под ред. Т.А.Смагиной, М.И. Кизицкого. Ростов: изд-во        

                                      Рост.облИУУ, 1995.

     5.   Ресурсы  Интернет и презентации по Ростовской области.

     6.   Бутов Владимир Борисович «Зверевская  летопись. От сотника Зверева до Обуховских бригад».

                 

Программа курса рассчитана на учащихся 6 класса- возраст, когда расширяется кругозор учащихся и , конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как целостности, предоставленной во всем многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это  наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины окружающей среды, целостного отношения к родному краю.

Изучение курса направлено на:

формирование у школьников целостного, неповторимого образа территории Донского края и города Зверево;

• освоение знаний о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины, об особенностях природных характеристик и влиянии деятельности человека на состояние природы города Зверево, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни;

• овладение умениями ориентироваться на местности по характерным признакам донской природы, составлять план местности, применять географические знания для объяснения и оценки природных, социальных и экологических явлений на территории Ростовской области. Работать с географо-краеведческими источниками информации для решения практических задач;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

   Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения курса  ученик должен

знать/понимать

  1. Особенности географического положения объектов природы Ростовской области и города Зверево;
  1. Существенные признаки плана местности и его отличие от рисунка, план--схемы; различие планов и карт по масштабу, содержанию;
  2. Главные формы рельефа Ростовской области;
  3. Горные породы и полезные ископаемые своей местности;
  4. Антропогенные формы рельефа региона;
  5. Рельефообразующие процессы и природные явления, характерные для территории нашего края;
  6. Особенности внутренних вод Ростовской области и города Зверево;
  7. Антропогенные водные объекты нашего района;
  8. Элементы и явления, по которым характеризуется погода;
  9. Приводить примеры смены погоды в зависимости от изменения направления ветра;
  10. Особенности растительного и животного мира, почв области и района, их использование человеком;
  11. Охраняемые природные объекты на территории нашего края;
  12. Причины загрязнения окружающей среды в своей местности и меры по ее охране;
  13. Меры по хранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. Определять на местности, плане и карте Ростовской области расстояния, направления, абсолютную высоту точки, географические координаты и местоположение объектов литосферы, гидросферы;
  2. Описывать и объяснять особенности географических объектов и явлений своей местности;
  3. Составлять план своей местности, краткую географическую характеристику своего населенного пункта на основе разнообразных источников информации;
  4. Приводить примеры охраны природы на территории района, влияния деятельности человека на окружающую среду и формирование культуры населения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Оценивание устного ответа по курсу:

Оценка «5» ставится при полном раскрытии ответа и показывает умение анализировать и объяснять причинно-следственные связи, учащийся сопровождает свой ответ показом объектов на карте.

Оценка «4» ставится при раскрытии вопроса, уч-ся частично объясняет причинно-следственные связи и сопровождает ответ показом на карте объектов.

Оценка «3» ставится при пересказе текста учебника или лекции из тетради, ответ  сопровождает показом на карте объектов.

Оценка «2» при случае, когда уч-ся не смог раскрыть вопрос.

Оценка «1» - учащийся отказался отвечать.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИЯ   6 класс  (35часа)

Тема урока

Кол-во час.

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования.

Требования

к уровню подготовки

учащихся

Формы

Контроля.

Практ.

работы.

Домашнее задание

Дата прове-дения

Электр. средства обучения

Введение (1 час)

1

Что изучают в курсе

«Краеведение с основами экологии»

1

Изучение нового.

Что изучают в курсе. Источники географ. и краеведческих знаний. История геогр.изучения края.

Знать: предмет изучения.

Уметь: называть основные объекты природы области и города, источники различной информации

конспект

Люди на Дону (2 часа)

2

Древние поселения на Дону

1

Комбинированный урок, Лекция,

Древние поселения на Дону.  Выбор места поселения.  Типы поселений в крае.  Народы на Дону. Традиционные   жилища людей.  Отношение людей к природе.

 Знать: названия древних поселений, народы, проживающие на Дону.

Знать: основные этапы заселения территории.


устный опрос

конспект

Эл. ресурсы

3

Влияние природы на развитие хозяйства, традиции, обычаи и быт людей.

1

Комбинированный урок

Фронтальный устный опрос

конспект

Эл. ресурсы

План местности (5 часов)

4

5

Определение направлений и расстояний на местности, плане , карте.        

2

Урок изучения нового материала, практикум

Определение направлений и расстояний. Способы ориентирование на местности, используемые на Дону. План  местности,  его чтение и составление.














Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера- каменные оболочки земли

Разнообразие форм рельефа. Движение земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна

Дна океанов. Человек и земная кора

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли


Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности  Земли


Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.











Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.

Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, лини градусной сетки; определять географическую

Выполнение   проблемных заданий. Моделирование ситуаций и  их анализ

Пр.раб

№1

Работа в тетради

Эл. ресурсы

6

 Способы ориентирование на местности, используемые на Дону.

1

Урок  изучения нового материала

Понятийный диктант, тестовые задания

Работа в тетради

7

План  местности,  его чтение и составление

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

Пр.раб

№2

Эл. ресурсы

8

  Чтение топографического плана.

1

Урок  изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

Эл. ресурсы

Географический адрес на карте Ростовской области(3 часа)

9

Древние карты Ростовской  области

1

Урок  изучения нового материала

Древние карты Ростовской  области, их авторы-составители.  Многообразие географических карт области, особенности работы с ними. Методы получения географической информации о Ростовской области

Уметь проводить самостоятельную работу по поиску географической информации о своей местности из различных источников .

Работа с картами,  Фронтальный устный опрос

конспект

10

Многообразие географических карт области.

1

Урок практикум

Индивидуальный устный опрос,  работа с картами

конспект

11

Методы получения географической информации о Ростовской области.

1

Урок  - практикум

Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос.

Пр.раб

№3.

конспект

Литосфера и человек (5 часов)


12

Минеральные ресурсы области.

1

Урок изучения нового материала

Минеральные ресурсы области . Характерные черты рельефа области. Разнообразие форм рельефа.  Движения земной коры. Главные формы рельефа.  Человек и его воздействие на природу.

Называть и показывать:  основные формы рельефа,

Объяснять понятия: литосфера

рельеф,  горные породы, полезные ископаемые, шахты, карьер.

Объяснять:  образование оврагов,  влияние рельефа на жизнь человека.

Индивидуальный устный опрос.

Пр.раб

№4

Работа в тетради

Эл. ресурсы

13

Характерные черты рельефа области.

1

Урок  - практикум

Индивидуальный устный опрос.

Работа в тетради

Индивидуальный устный опрос,  работа с картами

Работа в тетради

14

Природные и антропогенные формы рельефа.

1

Урок  - практикум

устный опрос,  работа с картами

Работа в тетради

15

Образование и развитие оврагов области и нашей местности

1

 Изучения   нового материала

16

Современные рельефообразующие  процессы и опасные природные явления

1

Урок  обобщение знаний и умений


Индивидуальный устный  и письменный опрос, тесты.

Пр.раб

№5

Работа в тетради

Эл. ресурсы

Гидросфера и человек (7 часов)

17

Подземные воды, их использование и охрана в области

1

Урок  изучения нового материала

  Подземные воды, их использование и охрана в области Особенности гидрографической сети. Дон и его притоки. Озера области. Маныч – Гудило – уникальный водоем. Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря.

Использование водных ресурсов области Мелиорация. Влияние  хозяйственной деятельности человека. Охрана







Знать:  состав вод суши,  особенности рек, озер, подземных вод.

Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины её происхождение.

Индивидуальный устный опрос.

Работа в тетради

Эл. ресурсы

18

  Особенности гидрографической сети. Дон и его притоки.

1

Урок  изучения нового материала

Индивидуальный устный опрос.

Пр.раб

№6

Работа в тетради

19

Озера области. Маныч – Гудило – уникальный водоем.

1

Урок  изучения нового материала

Работа с контурными картами, Индивидуальный устный опрос.

Работа в тетради

Эл. ресурсы


20

Водохранилища, каналы, пруды. Водный объект г.Зверево – пруд.

1

Урок  изучения нового материала

Работа с контурными картами, Индивидуальный устный опрос.

Пр.раб

№7

Работа в тетради

21

Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря.

Урок актуа-

лизации знаний  и умений.

Фронтальный опрос.

Пр.раб

№8

Работа в тетради

Эл. ресурсы


22

Использование водных ресурсов области и нашего города.

Работа в тетради

23

Мелиорация. Влияние  хозяйственной деятельности человека. Охрана

Пр.раб

№9

Работа в тетради

Атмосфера и человек (5  часов)

24

Характеристика основных метеоэлементов Ростовской области

1

Урок - сказка

Атмосфера:  ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от  атмосферного  давления, воздушные массы, погода, климат.  Распределение тепла и света на территории области.

Называть и показывать: причины,  влияющие на климат.

Уметь объяснять:  распределение тепла и света,  смену времен годы, дня и ночи, причины образование ветра,  атмосферных осадков.

Определять температуру воздуха,  атмосферное давление,

направление ветра,  облачность, основные виды облаков,  средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.

Описывать погоду и климат своей местности.

Индивидуальный устный опрос.

Работа в тетради

25

Сезоны года на Дону. Особенности времен года в городе Зверево

1

Урок - викторина

Работа с графиками, Индивидуальный устный опрос.

Пр.раб

№10

Работа в тетради

Эл. ресурсы

26

Опасные климатические явления и их предупреждения в области и нашей местности

1

Урок  изучения нового материала, практикум

тест, Индивидуальный устный опрос.

Работа в тетради

27

Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области и малой территории.

1

Урок  изучения нового материала

Фронтальный опрос

Работа в тетради

Эл. ресурсы






Работа с статистическим материалом,







Работа в тетради

28

Влияние хозяйственной деятельности человека на климат нашего края и города Зверево

1

практикум

Биосфера и человек  (4 часа)

29

Особенности животного мира области и окрестности города

1

Урок изучения нового материала

Биосфера: распространение растений и животных на территории области, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека.

Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов на Земле, приводить примеры.

Объяснять: воздействие организмов на земные оболочки.

Понятие «природный комплекс»

Взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.


фронтальный опрос

Работа в тетради

Эл. ресурсы

30

Растительность области и малой Родины

1

Урок изучения нового материала

Работа с  картами

Работа в тетради



31

Почвы области и нашей местности

1

Урок изучения нового материала

Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование.

Работа в тетради



Эл. ресурсы

32

Сохранение растительного и животного мира Ростовской области

 

1

практикум

Работа с картами, Индивидуальный устный опрос

Пр.раб

№11

Работа в тетради


Эл. ресурсы


Экологические проблемы родного края   (3 часа)




33

Что изучает экология?

1

Урок  изучения нового материала

 

Знать: численность Земли, основные расы.

Уметь: приводить примеры

крупнейших городов мира (3-4),

крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий крупнейших по численности и населению стран

Работа с картами, Индивидуальный устный опрос




Понятийный диктант, тестовые задания



Эл. ресурсы










































34

Соблюдения правил поведения человека в природе

1

Урок  изучения нового материала, практикум

Работа с картами, Индивидуальный и письменный опрос.


35

Заключительный урок курса.

обобщение  материала

Эвристическая беседа.




Практические работы в 6 классе.


№ 1. Ориентирование в черте города.

№ 2. Составление плана местности.

№ 3. Чтение физической карты области.

№ 4. Изучение горных пород своей местности.

№ 5. Описание форм рельефа своей местности.

№ 6. Характеристика речной системы – река Дон.

№ 7. Описание пруда города Зверева.

№ 8. Описание географического положения Азовского моря.

№9.  Организация наблюдений за погодой своей местности.

№10. Описание типичных растительных сообществ в нашей местности.













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу краеведения 9 класс общеобразовательной школы Республика Хакасия

Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расш...

Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края» в 6 классе, утвержденного законом Красноярского края...

Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 7 класс

Данная программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края», утвержденного законом Красноярского края  о национально-регион...

Рабочая программа элективного курса "Краеведение"

Программа предназначена для учащихся 9 класса.Составлена на основе учебного пособия  по краеведению «Клепиковская земля. История родного края», под редакцией профессора Б.В.Горбунова, Рязан...

Рабочая программа учебного курса «Краеведение»

Данный  курс позволяет учащимся приобрести знания о географических особенностях своей местности и соответствующие приемы ознакомления с рельефом, водоемы, погодой, растительным и животным м...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы "Экология и безопасность"

Рабочая программа элективного курса  для  учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы "Экология и безопасность"...