РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КРАЕВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ» 6 КЛАСС.
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Программа курса рассчитана на учащихся 6 класса - возраст, когда расширяется кругозор учащихся и , конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_6_kl.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КРАЕВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ» 6 КЛАСС.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Образовательной программой МОУ СОШ №2, на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы А.Б.Эртель « Краеведение с основами экологии» для 6-х классов общеобразовательной школы (журнал «Практические советы учителю». №4, 2007 год). Она реализует возможность Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ по использованию 1 часа в неделю учебного предмета «География» в 6 классах для разработки региональных программ практической направленности. Структура не только полностью содержит основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии, но и учитывает проект регионального стандарта географического образования Ростовской области (журнал «Практические советы учителю». №3, 2005 год)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 часов в 6-х классах, из расчета 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
1. Авторская программа А.Б.Эртель « Краеведение с основами экологии», журнал «Практические советы учителю». №4, 2007 год
2. Атлас Ростовской области, Ростов: ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004.
3. Нагорный Б.А., Левченко В.С. На донском меридиане. Учебное пособие для учащихся средней школы. Ростов,1984.
4. Прирола, население и хозяйство Ростовской области. Учебное пособие под ред. Т.А.Смагиной, М.И. Кизицкого. Ростов: изд-во
Рост.облИУУ, 1995.
5. Ресурсы Интернет и презентации по Ростовской области.
6. Бутов Владимир Борисович «Зверевская летопись. От сотника Зверева до Обуховских бригад».
Программа курса рассчитана на учащихся 6 класса- возраст, когда расширяется кругозор учащихся и , конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему городу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как целостности, предоставленной во всем многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины окружающей среды, целостного отношения к родному краю.
Изучение курса направлено на:
• формирование у школьников целостного, неповторимого образа территории Донского края и города Зверево;
• освоение знаний о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины, об особенностях природных характеристик и влиянии деятельности человека на состояние природы города Зверево, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни;
• овладение умениями ориентироваться на местности по характерным признакам донской природы, составлять план местности, применять географические знания для объяснения и оценки природных, социальных и экологических явлений на территории Ростовской области. Работать с географо-краеведческими источниками информации для решения практических задач;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- Особенности географического положения объектов природы Ростовской области и города Зверево;
- Существенные признаки плана местности и его отличие от рисунка, план--схемы; различие планов и карт по масштабу, содержанию;
- Главные формы рельефа Ростовской области;
- Горные породы и полезные ископаемые своей местности;
- Антропогенные формы рельефа региона;
- Рельефообразующие процессы и природные явления, характерные для территории нашего края;
- Особенности внутренних вод Ростовской области и города Зверево;
- Антропогенные водные объекты нашего района;
- Элементы и явления, по которым характеризуется погода;
- Приводить примеры смены погоды в зависимости от изменения направления ветра;
- Особенности растительного и животного мира, почв области и района, их использование человеком;
- Охраняемые природные объекты на территории нашего края;
- Причины загрязнения окружающей среды в своей местности и меры по ее охране;
- Меры по хранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- Определять на местности, плане и карте Ростовской области расстояния, направления, абсолютную высоту точки, географические координаты и местоположение объектов литосферы, гидросферы;
- Описывать и объяснять особенности географических объектов и явлений своей местности;
- Составлять план своей местности, краткую географическую характеристику своего населенного пункта на основе разнообразных источников информации;
- Приводить примеры охраны природы на территории района, влияния деятельности человека на окружающую среду и формирование культуры населения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Оценивание устного ответа по курсу:
Оценка «5» ставится при полном раскрытии ответа и показывает умение анализировать и объяснять причинно-следственные связи, учащийся сопровождает свой ответ показом объектов на карте.
Оценка «4» ставится при раскрытии вопроса, уч-ся частично объясняет причинно-следственные связи и сопровождает ответ показом на карте объектов.
Оценка «3» ставится при пересказе текста учебника или лекции из тетради, ответ сопровождает показом на карте объектов.
Оценка «2» при случае, когда уч-ся не смог раскрыть вопрос.
Оценка «1» - учащийся отказался отвечать.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИЯ 6 класс (35часа)
№ | Тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования. | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы Контроля. | Практ. работы. | Домашнее задание | Дата прове-дения | Электр. средства обучения |
Введение (1 час) |
1 | Что изучают в курсе «Краеведение с основами экологии» | 1 | Изучение нового. | Что изучают в курсе. Источники географ. и краеведческих знаний. История геогр.изучения края. | Знать: предмет изучения. Уметь: называть основные объекты природы области и города, источники различной информации | конспект |
Люди на Дону (2 часа) |
2 | Древние поселения на Дону | 1 | Комбинированный урок, Лекция, | Древние поселения на Дону. Выбор места поселения. Типы поселений в крае. Народы на Дону. Традиционные жилища людей. Отношение людей к природе. | Знать: названия древних поселений, народы, проживающие на Дону. Знать: основные этапы заселения территории. | устный опрос | конспект | Эл. ресурсы |
3 | Влияние природы на развитие хозяйства, традиции, обычаи и быт людей. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный устный опрос | конспект | Эл. ресурсы |
План местности (5 часов) |
4 5 | Определение направлений и расстояний на местности, плане , карте. | 2 | Урок изучения нового материала, практикум | Определение направлений и расстояний. Способы ориентирование на местности, используемые на Дону. План местности, его чтение и составление. Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера- каменные оболочки земли Разнообразие форм рельефа. Движение земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна Дна океанов. Человек и земная кора Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли | Знать: содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности. Знать: определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. Уметь: определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, лини градусной сетки; определять географическую | Выполнение проблемных заданий. Моделирование ситуаций и их анализ | Пр.раб №1 | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
6 | Способы ориентирование на местности, используемые на Дону. | 1 | Урок изучения нового материала | Понятийный диктант, тестовые задания | Работа в тетради |
7 | План местности, его чтение и составление | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | Пр.раб №2 | Эл. ресурсы |
8 | Чтение топографического плана. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный устный опрос | Эл. ресурсы |
Географический адрес на карте Ростовской области(3 часа) |
9 | Древние карты Ростовской области | 1 | Урок изучения нового материала | Древние карты Ростовской области, их авторы-составители. Многообразие географических карт области, особенности работы с ними. Методы получения географической информации о Ростовской области | Уметь проводить самостоятельную работу по поиску географической информации о своей местности из различных источников . | Работа с картами, Фронтальный устный опрос | конспект |
10 | Многообразие географических карт области. | 1 | Урок практикум | Индивидуальный устный опрос, работа с картами | конспект |
11 | Методы получения географической информации о Ростовской области. | 1 | Урок - практикум | Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос. | Пр.раб №3. | конспект |
Литосфера и человек (5 часов) |
12 | Минеральные ресурсы области. | 1 | Урок изучения нового материала | Минеральные ресурсы области . Характерные черты рельефа области. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Человек и его воздействие на природу. | Называть и показывать: основные формы рельефа, Объяснять понятия: литосфера рельеф, горные породы, полезные ископаемые, шахты, карьер. Объяснять: образование оврагов, влияние рельефа на жизнь человека. | Индивидуальный устный опрос. | Пр.раб №4 | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
13 | Характерные черты рельефа области. | 1 | Урок - практикум | Индивидуальный устный опрос. | Работа в тетради |
Индивидуальный устный опрос, работа с картами | Работа в тетради |
14 | Природные и антропогенные формы рельефа. | 1 | Урок - практикум |
устный опрос, работа с картами | Работа в тетради |
15 | Образование и развитие оврагов области и нашей местности | 1 | Изучения нового материала |
16 | Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления | 1 | Урок обобщение знаний и умений | Индивидуальный устный и письменный опрос, тесты. | Пр.раб №5 | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
Гидросфера и человек (7 часов) |
17 | Подземные воды, их использование и охрана в области | 1 | Урок изучения нового материала | Подземные воды, их использование и охрана в области Особенности гидрографической сети. Дон и его притоки. Озера области. Маныч – Гудило – уникальный водоем. Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря. Использование водных ресурсов области Мелиорация. Влияние хозяйственной деятельности человека. Охрана | Знать: состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод. Уметь: определять географическое положение объектов гидросферы, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины её происхождение. | Индивидуальный устный опрос. | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
18 | Особенности гидрографической сети. Дон и его притоки. | 1 | Урок изучения нового материала | Индивидуальный устный опрос. | Пр.раб №6 | Работа в тетради |
19 | Озера области. Маныч – Гудило – уникальный водоем. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с контурными картами, Индивидуальный устный опрос. | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
20 | Водохранилища, каналы, пруды. Водный объект г.Зверево – пруд. | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с контурными картами, Индивидуальный устный опрос. | Пр.раб №7 | Работа в тетради |
21 | Экологические проблемы рек, озер, Азовского моря. | Урок актуа- лизации знаний и умений. | Фронтальный опрос. | Пр.раб №8 | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
22 | Использование водных ресурсов области и нашего города. | Работа в тетради |
23 | Мелиорация. Влияние хозяйственной деятельности человека. Охрана | Пр.раб №9 | Работа в тетради |
Атмосфера и человек (5 часов) |
24 | Характеристика основных метеоэлементов Ростовской области | 1 | Урок - сказка | Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода, климат. Распределение тепла и света на территории области. | Называть и показывать: причины, влияющие на климат. Уметь объяснять: распределение тепла и света, смену времен годы, дня и ночи, причины образование ветра, атмосферных осадков. Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур. Описывать погоду и климат своей местности. | Индивидуальный устный опрос. | Работа в тетради |
25 | Сезоны года на Дону. Особенности времен года в городе Зверево | 1 | Урок - викторина | Работа с графиками, Индивидуальный устный опрос. | Пр.раб №10 | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
26 | Опасные климатические явления и их предупреждения в области и нашей местности | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | тест, Индивидуальный устный опрос. | Работа в тетради |
27 | Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения области и малой территории. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
Работа с статистическим материалом, | Работа в тетради |
28 | Влияние хозяйственной деятельности человека на климат нашего края и города Зверево | 1 | практикум |
Биосфера и человек (4 часа) |
29 | Особенности животного мира области и окрестности города | 1 | Урок изучения нового материала | Биосфера: распространение растений и животных на территории области, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека. | Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле. Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов на Земле, приводить примеры. Объяснять: воздействие организмов на земные оболочки. Понятие «природный комплекс» Взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах. | фронтальный опрос | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
30 | Растительность области и малой Родины | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с картами | Работа в тетради |
31 | Почвы области и нашей местности | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с картами атласа, заполнение таблиц, тестирование. | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
32 | Сохранение растительного и животного мира Ростовской области
| 1 | практикум | Работа с картами, Индивидуальный устный опрос | Пр.раб №11 | Работа в тетради | Эл. ресурсы |
Экологические проблемы родного края (3 часа) |
33 | Что изучает экология? | 1 | Урок изучения нового материала |
| Знать: численность Земли, основные расы. Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий крупнейших по численности и населению стран | Работа с картами, Индивидуальный устный опрос Понятийный диктант, тестовые задания | Эл. ресурсы |
34 | Соблюдения правил поведения человека в природе | 1 | Урок изучения нового материала, практикум | Работа с картами, Индивидуальный и письменный опрос. |
35 | Заключительный урок курса. | обобщение материала | Эвристическая беседа. |
Практические работы в 6 классе. № 1. Ориентирование в черте города. № 2. Составление плана местности. № 3. Чтение физической карты области. № 4. Изучение горных пород своей местности. № 5. Описание форм рельефа своей местности. № 6. Характеристика речной системы – река Дон. № 7. Описание пруда города Зверева. № 8. Описание географического положения Азовского моря. №9. Организация наблюдений за погодой своей местности. №10. Описание типичных растительных сообществ в нашей местности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу краеведения 9 класс общеобразовательной школы Республика Хакасия
Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расш...
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) С учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с
Данная рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов (4 часа в неделю)...
Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 6 класс
Данная рабочая программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края» в 6 классе, утвержденного законом Красноярского края...
Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 7 класс
Данная программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края», утвержденного законом Красноярского края о национально-регион...
Рабочая программа элективного курса "Краеведение"
Программа предназначена для учащихся 9 класса.Составлена на основе учебного пособия по краеведению «Клепиковская земля. История родного края», под редакцией профессора Б.В.Горбунова, Рязан...
Рабочая программа учебного курса «Краеведение»
Данный курс позволяет учащимся приобрести знания о географических особенностях своей местности и соответствующие приемы ознакомления с рельефом, водоемы, погодой, растительным и животным м...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы "Экология и безопасность"
Рабочая программа элективного курса для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы "Экология и безопасность"...