Рабочая программа учебного курса «Краеведение»
рабочая программа (география, 6 класс) по теме

Протопоп Светлана Васильевна

 

Данный  курс позволяет учащимся приобрести знания о географических особенностях своей местности и соответствующие приемы ознакомления с рельефом, водоемы, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением и его хозяйственной деятельностью с условиями быта, культуры, с взаимосвязями в системе «природа-человек».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraevedenie_6_kl._tem_planir.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

Рабочая программа учебного курса

«Краеведение»

(для учащихся 6 класса)

Учитель географии

МОБУ СОШ №4, г.п. Пойковский,

Нефтеюганский район, ХМАО

Протопоп Светлана Васильевна

Пояснительная записка

Курс «Краеведение»

6 класс

(35 часов; 1 час в неделю)

        Изучение краеведения становится актуальным и кроме познавательного имеет важное воспитательное значение, так как расширяет и углубляет знания учащихся о родном крае, прививает навыки исследовательской работы, способствует формированию осознанного патриотического чувства.

Данный  курс позволяет учащимся приобрести знания о географических особенностях своей местности и соответствующие приемы ознакомления с рельефом, водоемы, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением и его хозяйственной деятельностью с условиями быта, культуры, с взаимосвязями в системе «природа-человек».

Цель данного курса: 

  • способствовать воспитанию патриотических чувств, стремлению к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края

Задачи данного курса:

  •  заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях.
  • формировать умения и навыки бережного отношения к окружающему миру.

        Краеведческий  принцип в содержании курса и в технологии его изучения выполняет  двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов  и явлений, при котором взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся  приобретают знания о  конкретном геокомплексе (на локальном  уровне: «Наша местность»), как  составной части земных оболочек.

        Одновременно формируются основные общие  предметные понятия     (горы, равнины, река, климат и т.д.), элементарные знания  о причинно-следственных связях между  компонентами природы, между природой и человеком. Эти теоретические знания и важные составные  части содержания курса, приемы учебной  работы,  приобретенные учащимися при непосредственном контакте с  изучаемыми  объектами и явлениями в процессе практических работ, в дальнейшем используются ими для  самостоятельного приобретения новых знаний.

Календарно-тематическое планирование

занятия

Название тем

Кол. часов

теория

практика

Раздел I. Изображения земной поверхности.

Тема 1.

План местности  (3 часа)

Урок 1.

 Особенности изображения своего населенного пункта

1

Урок 2.

Определение местонахождения своей школы

1

Урок 3.

Практическая работа №1. «Глазомерная съемка участка – школьного двора»

1

Тема 2.

Географическая  карта (2 часа)

Урок 4.

Географические координаты своего населенного пункта и  его высота  над уровнем моря

1

Урок  5.

Практическая работа № 2. «Проведение  на контурной карте меридианов и  параллелей, проходящих через свою местность»

1

Раздел II. Оболочки  Земли.

Тема 1.

Земная  кора (5 часов)

Урок 6.

Особенности рельефа своей местности

1

Урок 7.

Горные породы своей местности

1

Урок 8.

Практическая работа № 3. «Изучение рельефа своей местности»

1

Урок 9

Практическая работа № 4. «Изучение свойств горных пород своей местности»

1

Урок 10.

Определение и  объяснение изменения  земной коры под воздействием  хозяйственной деятельности  человека на примере своей  местности

1

Тема 2.

Гидросфера (5 часов)

Урок 11.

Практическая работа № 5. «Описание путешествия капельки по большому «круговороту» из своего населенного пункта»

1

Урок 12.

Воды, суши своей местности

1

Урок 13.

Использование и охрана поверхностных вод своей местности

1

Урок 14.

Практическая работа № 6. « Определение на карте расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря»

1

Урок 15.

Практическая работа № 7. «Определение географического положения одной из крупных рек своей местности»

1

Тема 3.

Атмосфера (4часа)

Урок 16.

Практическая работа № 8. «Установление особенностей суточного хода температуры  воздуха своей местности»

1

Урок 17.

Практическая работа № 9. « Наблюдение за облаками и облачностью «зарисовка облаков»

1

Урок 18.

Климат  своей местности

1

Урок 19.

Определение причин особенностей климата своей местности (географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф…)

1

Тема 4.

Разнообразие и распространение организмов  по Земле. (4 часа)

Урок 20.

Растения своей местности

1

Урок 21.

Животные своей местности

1

Урок 22.

Почвы своей местности

1

Урок 23.

Практическая работа № 10. «Описание растительности, животного мира и  почв своей местности»

1

Тема 5.

Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы (3 часа)

Урок 24.

Природные комплексы своей местности

1

Урок 25.

Воздействие человека на компоненты и природные комплексы своей  местности

1

Урок 26.

Правила отношения к окружающей природе

1

Раздел III. Население ( 4 часа)

Тема 1.

Численность населения. Расовый состав. (1 час)

Урок 27.

Население  своей местности, численность, народы, язык, обычаи

1

Тема 2.

Человек и природа (3часа)

Урок 28.

Хозяйственная деятельность населения  своей местности

1

Урок 29.

Основные типы населенных пунктов своей местности

1

Урок 30.

Практическая работа № 11. «Составление полного описания географического комплекса своей местности»

 

1

Раздел IV.  Повторение и обобщение (4 часа)

Урок 31.

Главные особенности географических комплексов своей местности

1

Урок 32.

Влияние  природы на жизнь и  хозяйственную деятельность населения своей местности

1

Урок 33.

Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

1

Урок 34.

Мероприятия по охране природы своей местности

1

Список используемых источников:

  1. Орлова Т. К., Мясоедова В. П. Программа курса «География Ханты-Мансийского автономного округа» (8-9 классы). ГУИПП «Политграфист» Ханты-Мансийск, 1999
  2. Примерные программы по учебным предметам. (6-9 классы). Москва «Просвещение», 2010
  3. Болотникова Н. В. Рабочие программы по географии. (6-9 классы). Москва, издательство «Глобус», 2008
  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1985
  5. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984
  6. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981
  7. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. – 1990

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «КРАЕВЕДЕНИЕ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ» 6 КЛАСС.

    Программа курса рассчитана на учащихся 6 класса - возраст, когда расширяется кругозор учащихся и , конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, ...

Рабочая программа по курсу краеведения 9 класс общеобразовательной школы Республика Хакасия

Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расш...

Рабочая программа элективного курса "Краеведение"

Программа предназначена для учащихся 9 класса.Составлена на основе учебного пособия  по краеведению «Клепиковская земля. История родного края», под редакцией профессора Б.В.Горбунова, Рязан...

Рабочая программа учебного предмета « Краеведение» для 6-7 класса базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « Краеведение»  для 6-7 класса базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа по курсу "Краеведение. "Мой родной Пермский край"

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией своего региона.  Краеведение помогает расширить  и дополнить  знания учащихся, получених на уроке географии.Главная цель курса являет...