Рабочая программа элективного курса для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы "Экология и безопасность"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Куба Ирина Анатольевна

Рабочая программа элективного курса  для  учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы "Экология и безопасность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_bezopasnost_-_programma.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса  для  учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы составлена на основе:

  1. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс/Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. – М.: Просещение, 2012
  2. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. 9 класс/ Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный,, Л.И. Колесникова и др..- М. :Просвещение, 2012
  3. Образовательной программы  МОУ ООШ №99  на 2015-2016 учебный год.

Экологическое воспитание  на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

-Создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских умений во внеурочной деятельности.

- Изучение методов биологических наук, освоение некоторых из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.

-оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ по биологии и последующей их защите на научно-практических конференциях различного уровня.

ЗАДАЧИ курса:

актуализация биологических и экологических  знаний о живых объектах и методах познания;

освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых исследований

развитие исследовательских навыков, формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ

                Одной из основных  задач современного образования сводится к развитию  интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития и совершенствования его исследовательских способностей.

        Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

        Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс рассматривается как вспомогательная дисциплина к проектно-исследовательским работам учащихся, к их сотрудничеству с учителем.

        Основная идея программы- знакомство, изучение и практическое использование доступных для учащихся методов естественных наук. После прохождения курса "Экология и безопасность" увлечённым биологией учащимся предоставляется возможность стать в дальнейшем участниками полевого (экологического) практикума, и тем самым продолжить своё экологическое образование. Обучающиеся не только развивают навыки работы с микроскопом и лабораторным оборудованием, но и обучаются простейшим методам исследовательской деятельности.

Программа состоит из нескольких блоков, посвящённых:

-изучению некоторых методов полевых исследований, постановки экспериментов

-простейшему мониторингу окружающей среды

-методам ведения опытнической работы

-методам микроскопирования

- методам гербаризации, монтировки насекомых и оформления коллекций.

        Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в результате изучения курса обучающийся научится использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- поиска, первичного анализа, интерпретации и использования информации;

- выбора форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях;

- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях в мире и стране;

- осуществления учебных исследований и проектов.

Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе реализации программы:

1. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

2. Применение полученных знаний для определения порядка действий в конкретных ситуациях.

3. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках разного типа.

5. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

6. Участие в проектной деятельности.

7. Овладение приёмами исследовательской деятельности.

8. Формулирование полученных результатов.

9. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями в работе.

10. Владение основными видами публичных выступлений.

        В рамках освоения содержания программы обучающиеся принимают участие в различных интеллектуально-творческих мероприятиях: в олимпиадах; проводят учебные исследования и представляют их на научно-практических конференциях; в социально значимых проектах, гражданских инициативах; выполнять творческие задания конкурсов, фестивалей и викторин (в том числе и телекоммуникационных).

 В основе элективного курса:

- реализация деятельностного подхода (обучение через моделирование ситуаций, практическое решение задач, проектную деятельность на занятии и за его пределами, социальную практику);

- продуктивное обучение (обучающиеся не получают знания в готовом виде, а самостоятельно продуцируют их, выполняют различные творческие задания как индивидуально, так и в парах или в группах);

- изменение системы взаимоотношений между учителем и обучающимися (переход от субъект-объектных к субъект-субъектным взаимоотношениям);

- обязательность мотивационного и рефлексивного периодов в процессе обучения. В основе проведения занятий методы и  формы эвристической технологии обучения. При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается  целям творческой самореализации, а затем - формам и методам обучения, потом- содержанию учебного материала. Такой подход усиливает личностную направленность обучения.

      Методика работы предполагает изучение фактического материала, текстов источников, а далее творческую работу обучающихся.
В процессе обучения используются активные методы: имитационные и неимитационные.

        Неимитационные: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов, конференции - помогают формировать умения анализировать, оценивать, прогнозировать и принимать решения.  

        Имитационные: игровые (деловые и ситуационно-ролевые игры) и неигровые (решение производственных задач, анализ конкретных и случайных ситуаций) - способствуют накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать и делать мысленный выбор, моделировать поведение. С помощью деловых и ролевых игр создаются стимулы для изучения предмета, появляется мотивация для подготовки к занятиям. Игровой аспект и связанная с ним эмоциональная вовлеченность в занятия помогают школьникам долго помнить весь пройденный материал; ролевая методика вдохновляет учеников на активное участие в жизни общества в дальнейшем.

Используемые педагогические технологии:

Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).

Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).

Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с источниками информации).

Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается непризнанным гением).

Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий, при которой познание нового происходит за несколько этапов).

Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей).

Технология саморазвивающего обучения (такая организация занятий, при которой акценты целей расставляются на формирование человека самосовершенствующегося, на воспитание доминанты саморазвития личности).

Технология широкого использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска).

Среди наиболее значимых стратегий обучения детей на современном этапе выделяется “исследовательское обучение”. Главная особенность данного подхода – опора на своеобразие каждого ребёнка. Опираясь на такие качества учащихся как высокое концентрирование внимания, способность к длительной работе в выбранном направлении и целеустремлённость к максимально высокому уровню результатов деятельности, учитель, заинтересованный в развитии личности каждого учащегося, может предоставить ему возможность самореализации через исследовательскую деятельность по предмету. Исследовательское обучение придаёт познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из вариантов индивидуализации обучения.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

-  объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для написания экологических исследовательских работ

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных творческих исследовательских проектов и работ , идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Практическая значимость программы элективного курса  состоит в том, что  разработана методическая система обучения для развития навыков исследовательской работы учащихся на начальном этапе среднего звена.

        Программа способствует  формированию умения оперировать усвоенным материалом в соответствии с различными задачами, которые могут встать при использовании приобретенных знаний в теоретических и практических целях. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий

         Данный элективный  курс  углубляет содержание раздела курса «Биология», использует межпредметные связи с основными курсами биологии, географии и математики. Лучшему усвоению курса способствует сочетание теоретического материала и практических работ. В завершении курса учащимся предлагается выполнить исследовательскую или творческую работу.

        Элективный курс включает материал, в процессе изучения которого открывается возможность реализовать систему обобщений, что позволяет учащимся понять роль экологии среди других наук о природе, её значение для человечества.

        Рабочая программа элективного курса "Экологическая безопасность" учитывает региональные особенности Краснодарского края. С этой целью необходимо привлекать к учебным занятиям публикации из районных и городских газет,  статистические данные и материалы местного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. МЕСТО КУРСА «ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Место элективного курса "Экология и безопасность" в системе проектно-исследовательской экологической работы в школе: курс рассматривается как вспомогательная дисциплина к проектно-исследовательским работам учащихся, к их сотрудничеству с учителем.    

        Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 170, по 34 (1 ч в неделю) в 5, 6, 7, 8, 9 классах.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТЕПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к результатам освоения курса "Экология и безопасность" в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение "Экология и безопасности" в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, энтокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни  во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

        Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

        Предметными результатами  освоения курса «Экология и безопасность» в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний об экологии и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной  картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений об экологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
  • приобретение опыта использования методов экологии и проведения несложных экологических экспериментов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
  • объяснение в практической деятельности людей, места и роли человека в природе.
  • овладение методами экологии; наблюдение и описание объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • формирование представлений о значении экологии как  науки в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Программа поддерживает разные виды деятельности учащихся, которые последовательно и многократно сменяют друг друга при освоении учениками содержания курса:

  • понятийное продвижение (совместная пробно-поисковая деятельность класса или групп учеников, направленная на открытие основных принципов функционирования, организации и развития живых систем;
  • экспериментирование: планирование, постановка, проведение и анализ экологических опытов;
  • применение открытых принципов к существующему многообразию жизненных форм (проверка учениками своих гипотез с помощью информационного поиска, конкретизация общих принципов на многообразии частных случаев);
  • отработка необходимых умений, как практически-прикладного характера, например, умения работать со световым микроскопом, так и мыслительных навыков, например, умения менять способ рассмотрения биологического объекта  в зависимости от характера задачи, строить осмысленные гипотезы о живых объектах, исходя из понимания общих принципов и закономерностей их функционирования и развития; на выездных практиках проводятся работы на природе (экологические рейды, натуралистические практики, практикумы по систематике и пр.),  в ходе которых учениками опробуются и применяются знания, умения, способы действий, освоенные во время школьных занятий;
  • представление полученного коллективного или индивидуального результата исследования в качестве продукта, предъявляемого другим участникам сообщества: представление проекта на сайте, доклада на конференции и т.п.

Это позволяет развернуть активное освоение учениками содержания биологии в формах учебной, исследовательской и проектной деятельности, и в результате обеспечивает единство их знаний и умений в области биологии, а также в тех смежных областях, где реализуются факультативные образовательные модули.  

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ"

5-6 класс

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.

        Развиваем экологическую зоркость. Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем, необходимых каждому человеку. Потребность человека в благоприятной среде жизни. Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер. Источники экологической опасности, связанные с деятельностью человека. Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умение обнаруживать экологическую опасность. Экологический риск как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни. Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличие вредных привычек и пр.) Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней  и ее устранение.

Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль  средств массовой информации, телевидения, Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны. Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, ее правильного использования в целях экологической безопасности.  Кружок «Экологический следопыт» и редакция классной газеты «ЭКООКО» как формы получения опыта поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления достоверной экологической информации. Правила работы в малых группах сотрудничества.

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого

Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Способы фиксации информации, выделение главного, пересказ своими словами.

Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отраженные в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологическая культура коренных народов Краснодарского края. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.

Достоверная и ложная  экологическая информация. Важность достоверности информации (предупрежден- значит вооружен). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации. Признаки ложной информации. Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов, мебели, стройматериалов и др., способы ее проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения ее смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

Предосторожность в принятии решений о направлении действий. Принцип предосторожности как готовность отказаться от действия при неполноте или ненадежности информации о возможных его последствиях («не навреди»). Надежные и проверенные способы снижения экологического риска при экологически опасном качестве воды, воздуха, питания, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных мнений о них.

Раздел 4.Экономное потребление: учусь быть взрослым.

Чувство меры как признак взрослости. Ценность экономности, нерасточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов Хартии Земли. Причины формирования сходных ценностей у разных народов. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.

Ресурсосбережение, его виды. Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др. Готовность к самоограничению в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни. Хартия Земли.

Раздел 5.Экологическая безопасность в природной среде.

Безопасность общения с природой для человека. Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (клещи, змеи, состояние источников питьевой воды и др.)

Природа в жизни человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общением с живым, его познании. Духовное общение с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды. Отсутствие следов пребывания человека как показатель его экологической культуры.

Раздел 6. Мой взгляд в экологическое просвещение

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека. Формы просвещения (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.) Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской, природной среде.

7 класс

Раздел1.

Академия как форма организации фундаментальных и прикладных исследований. Представления об истории развития академической науки. Роль российской науки в развитии цивилизации. Интеллектуальное достояние России. Основы авторского права на созданный интеллектуальный продукт.

Методы познания в экологии. Экосистемная познавательная модель как способ системного анализа объектов любого происхождения во взаимосвязи с окружающей средой. Научное экологическое исследование, его особенности, планирование, организация. Экологический проект.

Глобальные экологические проблемы цивилизации 21 века. Идеи устойчивого развития. «Повестка дня на 21 в, ее основные направления.

Экологическая культура как средство достижения устойчивого развития. Хартия Земли. "Личная повестка дня на 21 век", шаги по ее составлению.

Моральный кодекс малой экологической академии. Моральный кодекс ученого - истина, добро, труд. Гражданская ответственность  ученых за экологические последствия своих изобретений.

Раздел 2. Семья как модель устойчивого развития общества. Экологическая культура семьи и ее бюджет.

Связь экологии и экономики. Модели потребления. Ресурсосбережение как генеральное направление действий для устойчивого развития.

Семья как модель устойчивого развития общества: экономический, демографический образовательный, трудовой, духовно-нравственный аспекты. Бюджет семьи, его структура. Зависимость бюджета семьи от ее экологической культуры. Взаимосвязь здоровья и благополучия семьи со структурой потребления ею материальных и духовных благ.

Возможности ресурсосбережения в моей семье. Направления ресурсосбережения в семье. Ресурсосбережение и бюджет семьи. Способы снижения "энергоемкости" потребительской корзины. Продукты "зеленой" экономики. "Зеленый" семейный бюджет.

Уклад семейной жизни. Народные семейные ценности и традиции для устойчивого развития. Хартия Земли. Экологически грамотная организация уклада домашней жизни, питания членов семьи.

Раздел 3. Экологическая культура в моей будущей профессии.

Вопросы экологии  и здоровья в профессии. Особенности труда в условиях постиндустриального общества. Влад профессиональной деятельности в возникновение и решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития местного сообщества. Экология труда. Ее связь с психологией, физиологией, гигиеной и эргономикой профессионального труда.

Требования профессиограммы к экологической культуре специалиста. Экологически ориентированная профессиограмма. Экологическая культура специалиста в постиндустриальном обществе. Экосистемная познавательная модель как средство экологического мышления специалиста. Экологическая этика в профессиональной деятельности.

Сохранение здоровья в профессии. Связь профессионального долголетия с умением проектировать здоровый образ жизни с учетом особенностей профессиональной деятельности.  Здоровый образ жизни в будущей профессии.

Раздел 4. Учусь управлять собой. Работаю в команде.

Экологический кризис как кризис ценностных установок человека. Экологические, нравственные и правовые ограничения природопользования. Психологические проблемы самоограничения. Столкновение социальных, экономических и экологических интересов. Конфликт ценностей потребления, здоровья и качества окружающей среды. Проблема нравственного выбора: экоцентризм - эгоцентризм. Готовность личности к самоограничению как проявление ее социальной зрелости. Лозунг, выдвинутый Н.Н. Моисеевым: "Чтобы научиться управлять природой, надо научиться управлять собой".

Экологическая культура как показатель гражданской зрелости личности. Оценка своих возможностей и осознания своего места в решении гражданским обществом задач устойчивого развития. Экологическое законодательство и законопослушность. Уровни развития экологически ориентированной личности: "Знаю, как надо действовать" ( экологическая грамотность), " Знаю, как научиться действовать лучше" ( экологическая образованность), "Могу научить других" (экологическая компетентность), " Я так чувствую, мыслю, живу - и не могу иначе" (экологическое сознание). Задачи саморазвития.

Понятие социального партнерства. Принципы социального партнерства. Социальное партнерство в решении экологических проблем. Позиционирование в роли потребителя, эксперта, консультанта, специалиста, гражданина. Работа в команде. Распределение обязанностей. Поиск сбалансированного коллективного решения в условиях конфликта экологических, экономических и социальных интересов. Толерантность и ее формы.

Раздел 5.

Учусь действовать. Экологическая просвещение для устойчивого развития.

Экологические проблемы России, их причины. Связь с национальной безопасностью страны, здоровьем населения.  Прогноз вариантов экологических событий в разных регионах. Роль научно-технического прогресса, морали, права, образования и просвещения в решении экологических проблем.

Роль интеллектуального потенциала страны в решении ее экологических проблем. Интеллектуальный потенциал страны как условие ее устойчивого развития. Государственная поддержка одаренных детей. Изобретения и патенты. Алгоритм патентного поиска новейших изобретений в области экологической безопасности и устойчивого развития в ресурсах Интернета.

Просвещение в интересах устойчивого развития. Принципы, способы и формы просветительной работы. Доказательство и убеждение. Личный пример.

Хартия Земли. Цели Хартии Земли. Возможность каждого человека участвовать в ее выполнении. Хартия Земли и личный вклад в коллективную экологическую безопасность. Популяризация Хартии Земли.

8 класс.

Введение.

Клуб по интересам, как форма общения и совместной деятельности. Клуб "Экология и здоровье", его задачи. Программа работы клуба. Технический, естественно-научный, гуманитарный, технологический аспекты проблемы. Формы работы клуба: тематические заседания; форумы, дискуссии, диспуты, полемика, прения, дебаты; просмотры кинофильмов и их обсуждение; практические и лаботаторные работы; переговорные площадки; работа в Интернете, библиотеке; вечера встреч; тематический месячник. Критерии оценки деятельности членов клуба. Портфолио членов клуба.

Ключевые понятия. Здоровье. Ресурсы здоровья. Единство телесного и духовного здоровья человека. Здоровье как медицинская и социокультурная проблема. Виды ресурсов здоровья. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.


Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий.

 Особенности традиций здоровья у разных народов и их причины. Культурные традиции ЗОЖ разных времен и народов. Их обусловленность особенностями территории проживания. Культура здоровья местного населения как результат адаптации многих поколений к условиям проживания.  Историко-культурный метод реконструкции событий и определение их смысла. Дискуссия как способ обсуждения какого-либо вопроса с намерением достичь взаимоприемлемого решения.

Культура здоровья местных коренных народов. Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования (растениеводство, животноводство, охота, рыболовство); воспитание здорового потомства и отношение к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях, фольклоре и верованиях местных коренных народов. Форум как форма общения людей, объединенных общими интересами, правила форума, функции модератора.

Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью?

Исследовательские умения. Риски для здоровья. Экологические риски. Источники информации о рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Экологические риски в урбанизированной и сельской среде. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта) Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резестентность организм, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья)

Коммуникативные умения. Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма. Примеры и их комментарии. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, общественным лицам.  Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам  экологии и здоровья.

Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни.

Действия в опасных экологических ситуациях. Понятие "Загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические и информационные). Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Чрезвычайные экологические ситуации. Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в ЧС. Диспут, как коллективное обсуждение нравственных, политических, научных и др. проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения, с высказыванием различных суждений, точек зрения, оценок. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.

Действия в повседневных экологических ситуациях. Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Стратегии экологически безопасного поведения. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.

Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды.

Оздоровление окружающей среды. проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение. Прогноз последствий их реализации. Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов. Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость (длительность) его результатов.  Исполнение проектов. Правила работы в команде (распределение функциональных особенностей в соответствии с возможностями и интересами ее членов, понимание каждым смысла общей работы и его роли в ней, право на ошибку, свободное обсуждение общей работы, не насильственное общение и др.).

Критерии социального партнерства (добровольность, равноправие, общность цели, взаимосодействие в ее достижении, взаимная ответственность).

Повестка дня на 21 век. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Их связь с решением аналогичных проблем на глобальном уровне. Решения конференции ООН по устойчивому развитию. Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения. Полемика как способ отстаивания своей точки зрения, приема полемики (навязывание своего сценария обсуждения, ораторские приемы, выбор удачного времени для изложения решающих аргументов).

Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья.

Приоритет образования и просвещения в решении проблем экологии и здоровья. Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально-психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков. Приоритетность  образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья. Премия как форма выражения различных мнений по итогам предварительного исследования вопроса.

Способы и формы просветительской работы. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства  просвещения и пропаганды. Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения с целью убедить третью сторону (зрителей). Возможности дебатов (развитие лидерских качеств, умения выступать на публике, рассматривать проблему с разных точек зрения). Художественные образы и метафоры. Язык публицистики. Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.

9 класс.

Раздел 1. Введение.

Экология человека. Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Химические, физические, биологические и информационные экологические факторы. Экологические проблемы изменения информационно среды жизни современного человека, форм и способов его общения. Экосистемная познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения. Клуб как форма общения по интересам. Цели и задачи клуба "Экология общения". Модель успешного общения современного человека. Задачи личностного роста.

Раздел 2. Информация как экологический фактор.

Природная информация как среда жизни человека. Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании. Экологические последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов. Формы сохранения ценной биологической информации. Генно-инженерная модификация растений и животных как проблема биологической этики. Задача сохранения генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение как факторы, снижающие генетическое здоровье человека. Общение с природой, его формы. Роль восприятия природных форм, звуков, цвета, запахов, поверхностей природных объектов для телесного и психического здоровья человека. Ценность природной среды в культуре народов России.

Социальная информация как среда жизни человека. Культура как источник информации о способах рационального природопользования. Роль этнокультурного многообразия для становления экологической культуры общества устойчивого развития. Формы сохранения ценной культурной информации. Нарастающий дефицит этнокультурной информации как глобальная экологическая проблема. Общение человека с людьми как необходимое условие его полноценного развития. Ценность человеческого общения в культуре народов России. Ценность коммуникативных умений для современного человека. Формы общения. Дискуссия как форма осуждения спорных вопросов для достижения общей точки зрения.

Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде.

Экологическая безопасность технических средств связи. Экологические риски технических средств связи. Способы безопасного пользования техническими средствами связи. Тезисная форма представления информации.

Безопасность видеосреды и аудиосреды человека. Опасность гомогенных и агрессивных пространств. Их примеры. Видео-экология. Опасности звуковой среды. Шумы и вибрации. Способы организации безопасной видео-и аудиосреды человека.

Защита от психологических манипуляций. Примеры манипулятивного воздействия. Уловки - манипуляции. Способы их нейтрализации. Нейтрализация логических ошибок. Способы распознавания недостоверной информации в рекламе. Примеры информационного терроризма. Способы его распознавания и защиты от него.

Способы противостояния опасным предложениям при  общении. Досуговое  общение подростков о проблемах курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. Формы предложения курения, алкоголя, наркотиков, ранних интимных отношений. Формы и способы отказа. Язык - основа культурной среды человека. Противостояние сквернословию. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья человека. Личная позиция в дискуссии.

Раздел 4.Работаем в команде.

Социальное партнерство как условие устойчивого развития общества. Идеи гармоничного, сбалансированного развития общества и природы. Роль социального парстнерства в их реализации. Не насильственное общение. Диалог. Компромисс и уступка. Конструктивная критика. Искусство спора. Аргументация. Избегание конфликтов. Выход из конфликта.

Способы организации работы в команде. Мягкое управление. Принцип обратной связи как сущность мягкого управления. Роль мягкого управления в предупреждении и решении экологический проблем. Принципы работы команды. Сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели.

Раздел 5. Учусь экологическому просвещению

Экологическое просвещение. Цели, принципы, формы (буклет, брошюра, информационный листок, газета, агитационное выступление). Учет возрастных особенностей аудитории, ее интересов.

Эколого-просветительский проект. Требования к проекту. Доказательность (установление, истинности или ложности тезиса), структура доказательства. Убедительность (обоснование, целесообразности принятия истинного тезиса с использованием психологических средств). Экспертиза проекта.

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5-6  классы (1 ч в неделю, всего 68 ч, из них 12 часов отводится на вариативный компонент)

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.

10

Назвать предмет изучения науки экологии. Давать определенным понятиям "экологический риск", "экологическая безопасность". Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры.. Называть источники экологических опасностей для человека своей местности. В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности,  применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Приводить доказательства относительной величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности.

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого

8

Называть источники получения информации об экологической культуре разных времен и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль. Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность.

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома: учусь предосторожности.

12

Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Объяснять смысл принципа предосторожности. Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков. Различать достоверные факты.

Раздел 4.Экономное потребление: учусь быть взрослым.

10

Приводить примеры из фольклора, литературы и пр. нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Выполнить проект в области ресурсосбережения. Представлять результаты проектов в классной газете.

Раздел 5.Экологическая безопасность в природной среде.

10

Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски.

Раздел 6. Мой взгляд в экологическое просвещение

6

Называть цели просветительской работы и ее формы. Формулировать правила экологического грамотного поведения в школе, доме, городской и сельской местности. Выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок.

7 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Печатные пособия

  1. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс/Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. – М.: Просещение, 2012
  2. Программы внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс. 9 класс/ Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный,, Л.И. Колесникова и др..- М. :Просвещение, 2012
  3. А.Н. Гусейнов, В.П. Александрова, Е.А. Нифантьева "Изучение водных экосистем в урбанизированной среде" Практикум с основами экологического проектирования, Москва, "Вако2, 2015

Лабораторное оборудование

Учебная лаборатория для уроков экологии, физики, химии, биологии

 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. 1. Центр образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
  2. 2. Педсовет: http://pedsovet.org/
  3. 3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена: http://www1.ege.edu.ru/
  4. 4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: http://obrnadzor.gov.ru/
  5. 5.Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/
  6. 6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
  7. 7. Сеть творческих учителей: http://www.it-n.ru/
  8. 8. Учеба.RU: http://www.ucheba.ru/ege/
  9. 9. Кирилл и Мефодий – КМ образование: http://km-school.ru/company/companies.asp
  10. 10. Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/
  11. 11. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/default.asp
  12. 12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
  13. 13. *www. boges. ru/eco/
  14. 14http://rudocs.exdat.com/docs/index-24027.html
  15. 15. http://pochemu4ka.ru/
  16. 16.http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/04_07_00_04.htm
  17. 17.http://www.researcher.ru/editors/
  18. 18. www.subscribe.dnttm.ru 
  19. 19 http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/
  20. Вебмикс “Познавательная деятельность”
  21. Вебмикс "Тепловые двигатели" (http://eorhelp.ru/node/36130 ) - ЭОРы и ЦОРы
  22. Новый шаг для объединения - "Исследователь.ru" информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества.
  23. ЛОТ «Образование для Новой Эры»  
  24. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства
  25. Экологический цент "Экосистема"
  26. Фонд социальных проектов "Вертикаль"
  27. Я - исследователь  
  28. Иллюстративно-хронологические материалы по общеобразовательным предметам 
  29. Экологическое образование и просвещение.
  30.  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol
  31. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21176/?interface=catalog
  32. http://sc.uriit.ru/dlrstore/0aa16c08-ad07-4cf2-b53b-047d0bf26d18/site2/tests/tests_soc_eco.htm
  33. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44765/?interface=themcol
  34.  Коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/24c23892-00cf-2fce-fe72-a5ccfc02b52c/44771/?interface=themcol
  35. Технологии защиты атмосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/61d0f1f5-4991-11dc-8314-0800200c9a66/?
  36. Демонстрация значения озонового слоя для защиты живых организмов от космического воздействия. ЦОР.  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/78e7405a-0a01-022a-0054-616901603dec/?from=8584a783-5224-47ca-9b28-477942881364&interface=teacher&class=47&subject=26
  37. Сохранение ресурсов литосферы. ЦОР. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/21877a49-1394-48b1-ad31-e94ddc1dc03a/?interface=teacher&class=47&subject=26
  38. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Режим доступа: [http://mon.gov.ru]
  39. Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО Режим доступа: [http://volsk-gymnazya.edusite.ru]

Раздел 8.   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

"ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса "Экология и безопасность"

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются:                                                                                                                  

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;                                    

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:                                                                                                      

  — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                                                                                      

— осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;                                                                                                                              — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;                                                                                                                           — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:                                                                            

 - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

 - Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 - Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

 - Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

 - Умение находить несколько вариантов решения проблемы

 - Умение устанавливать причинно-следственные связи

 - Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 - Умения и навыки работы в сотрудничестве:

 - Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

 - Умение выдвигать гипотезы

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:                                              

 - Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;

 - Создавать рисунки в графическом редакторе;

Диагностический инструментарий:
- создание «портфеля достижений ребенка» по курсу: результаты исследовательской деятельности и другие дополнительные материалы, созданные самими детьми (тесты, схемы, таблицы, списки Интернет-сайтов, других источников информации, которые использовались для самостоятельной работы). Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и качество их выполнения;
- оценивание проекта, выполненного группой обучающихся и индивидуально;
- самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий. 

Ожидаемые результаты

получение представлений об использовании экологических знаний в различных областях человеческих знаний;

развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и классификации информации по выбранной теме;

составление реферата и устного доклада по составленному реферату;

приобретение опыта составления компьютерной презентации, публичного выступления;

участие учеников в научно-практических конференциях различного уровня;

сознательное определение учеником профиля обучения и

        знание экологических, климатических и экономических особенностей своего края, умение проводить описания природных  территориальных комплексов родного края, умение устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение туристскими навыками.

Программа занятий придерживается основных научных и методологических направлений современной науки. В основу работы элективного положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и проведение самостоятельных исследований и экскурсий.

          СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей  

естесвеннонаучного цикла ООШ № 99                                                      

от  «____»___________2015 г.  № 1

Руководитель МО___________Куба И.А.                        

             СОГЛАСОВАНО

                Заместитель директора по УВР

                       

___________ Балашова О. В.                                      

«____»________________2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа по технологии для 5 классах общеобразовательных учреждений

Рабочая программа по технологии в 5 общеобразовательных классах. Составлена в соответствии с программой Симоненко В.Д., Хохлова М.В.  и др.             ...

Рабочая программа по технологии для 6 классов общеобразовательных учреждений

Рабочая программа по технологии для 6 классов общеобразовательных учреждений. Составлена в соответствии с программой Симоненко В.Д., Хохлова М.В. и др. Технология: Программы начального и основног...

Рабочая программа по химии для 8 класса общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана учителя для 8 класса по УМК О.С.Габриеляна....

Рабочая программа по химии для 9 класса общеобразовательных учреждений

Рабочая программа разработана по УМК О.С.Габриеляна...

Рабочая программа. Математика Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Рабочая программа по математике для 6 класса.. Математика. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И ....

Рабочая программа по французскому языку. 2 класс общеобразовательных школ с углублённым изученикм французского языка. Предметная линия учебников: Н.М.Касаткина, Т.В. Белосельская Французский язык. 2 класс

Настоящая рабочая программа предназначена для орга­низации процесса обучения младших школьников во 2 классе в образо­вательных учреждениях с углублённым изучением французского языка  на баз...