Главные вкладки

    Земля - общий дом.
    методическая разработка по экологии (8 класс) по теме

    Порфирьева Вера Николаевна

    Материал на экологическую тему

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zemlya.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

     ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ

    Цель:

    Воспитание бережного и ответственного отношения к природе, способности понимать и ценить красоту родной природы.

    Задачи:

    1. Развитие познавательных способностей , интереса; коррекция внимания, мышления и памяти.
    2. Расширение и углубление знаний учащихся об экологии, формирование экологической культуры, повторение правил поведения на природе.
    3. Сплочение классного коллектива, развитие речи.

    Оборудование:

    Экологические знаки, плакаты на экологическую тематику, картины и книги о природе, демонстрационные открытки, компьютерная презентация, проектор.

    Ход занятия:

        Добрый день, дорогие гости. Добрый день, дорогие ребята. Все мы – жители планеты Земля. Земля – наш общий дом . Его нужно хорошо знать и беречь  (слайд 1)

       Бескрайние равнины и высокие горы, жаркие пустыни и ледяные просторы, их обитатели – растения , животные , люди – все это наша планета.

       Наша страна – Россия – самое большое государство в мире. Она расположена в северном полушарии на самом большом континенте – Евразии. Общая территория нашей страны составляет около 17 миллионов квадратных километров.  Россия – это наша с вами страна.( слайд 2). Страна, в которой мы с вами живем . Россия – это наша Родина.

        Величава, богата, могущественна природа нашей Родины (слайд 3).

    Обширны леса, полноводны реки, широки и привольны степи, знойны пустыни, высоки и величественны горы России.

        Богаты и недра нашей страны. Все виды природных  богатств, которые используют люди, есть у нас: плодородные почвы, реки, обладающие запасами гидроэнергии, леса со зверями, моря и озера с рыбой. Каждый из нас должен относиться бережно к окружающей природе.

     Ученик 1:

    На нашем шаре на земном,

    Где мы родились и живем,

    Где в травах летняя роса

    И голубые небеса,

    Где море, горы, степи, лес –

    Полно таинственных чудес.

     

    Ученик 2:

    Ты тоже часть ее чудес.

    И для тебя темнеет лес,

    И речка светлая течет,

    И все весною зацветет.

    И надо постараться

    Нам с этим не расстаться!

         Но и зеленый лес – великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.

    1. год объявлен в России годом охраны окружающей среды.

    В результате бездумной и бесхозяйственной деятельности человека многие растения и животные исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Для охраны редких и исчезающих видов растений и животных создана Красная книга. Есть международная Красная книга. Красная книга России и Красная книга Чувашской Республики. Красный цвет книги – знак опасности, который приказывает нам « Остановись! Не стреляй, не срывай – сбереги во имя будущего!»

    Ученик:

    Красная книга – Красная!

    Значит природа в опасности!

    Значит , нельзя терять даже мига.

    Если что-то попало в Красную книгу!

    - Охраняется Красною книгой

    Столько редких животных и птиц,

    Чтобы выжил простор многоликий

    Ради света грядущих зарниц.

    - Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

    Чтобы души не стали пусты,

    Охраняются звери,

    Охраняются змеи,

    Охраняются даже цветы!

     

    Загадки:

    1. Пробивается росток,

       Удивительный цветок

       Из под снега вырастает,

       Солнце глянет – расцветает . (подснежник)

    2.Цветочек забавно

       Цветет под осиной

       Был красным недавно

       Теперь уже синий. (медуница)

    3. Есть на речках лесорубы

        В серебристо – бурых шубах.

       Из деревьев, веток, глины.

       Строят прочные плотины. (бобры)

    4. Трав копытами касаясь,

        Ходит по лесу красавец,

        Ходит смело и легко,

        Рога раскинув широко. (лось)  

     

         Для охраны животного и растительного мира, для того, чтобы сохранить природу, в самых разных уголках нашей страны созданы государственные заповедники(слайд 5). В заповедниках ученые охраняют и разводят редких растений, животных и птиц. На землях заповедника запрещена хозяйственная деятельность человека, вырубка леса, охота, рыбная ловля, туризм, сбор грибов и ягод. Главная задача каждого заповедника – сохранить в естественном состоянии его богатства.

        Как и во всем мире заповедники в нашей стране организовывались там, где  еще сохранились редкие виды животных и растений. К моменту создания Баргузинского заповедника на озере Байкал там обитало не более 20 соболей( слайд 6). Мех этих зверьков ценился очень высоко, именно поэтому их осталось так мало. Через несколько лет соболи заселили всю заповедную тайгу, а потом расселились и за ее пределы.

          На территории Астраханского заповедника на Волге(слайд 7) к моменту его создания почти полностью были истреблены серые гуси, пеликаны, белые цапли. Восстановление участков гнездования этих птиц позволило спасти их от неминуемой гибели.

         Для охраны одного из поселений бобра был создан Воронежский заповедник(слайд 8). Потомство 20 оставшихся в живых зверьков со временем заселило все пригодные для их обитания места в заповеднике и других районах.

           Государственный природный заповедник « Присурский» состоит из трех участков, расположенных в Алатырском, Яльчикском и Батыревском районах республики(слайд 9). В северной части заповедника произрастают великовозрастные ельники, остальная территория занята сосной, березой, осиной. Здесь встречаются (произрастают) редкие и  исчезающие растения. В водоемах растет такой редкий вид, как плавающий водяной орех, занесенный в Красную книгу России(слайд 10). В фауне заповедника преобладают лось, кабан, заяц беляк, а еще есть поселения бобра. В Красную книгу занесен выхухоль(слайд 11). Это полуводное животное, делает нору на крутых берегах.

    Физминутка для глаз.

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 -5 раз.

    2. Повернувшись к окну спокойно закрыть глаза, посмотреть на подоконник, вдаль на горизонт. Повторить 4-5 раз.

     Упражнение для мелкой моторики рук.

    Замок.

    На двери висит замок.

    Кто его открыть бы смог?

    (Быстрое соединение пальцев в замок)

    Потянули…

    (Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки  в разные стороны).

    Покрутили…

    (Выполняются волнообразные движения кистями рук).

    Постучали…

    (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку).

    И открыли!

    (Пальцы расцепились).

    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветер тише, тише, тише.

    Деревцо все выше, выше.

     

    Загадки:

    1. У косого нет берлоги,

       Не нужна ему нора.

       От врагов спасают ноги,

       А от голода  – кора.  (заяц)

    2.Зверька узнали мы с тобой

       По двум таким приметам:

       Он в шубе серенькой зимой,

       А в рыжей шубке – летом.  (белка)

    3. Прилетает к нам с теплом,

        Путь проделав длинный.

        Лепит домик под окном

        Из травы и глины (ласточка).

    4. За деревьями, кустами

        Промелькнуло быстро пламя.

        Промелькнуло, пробежало,

        Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)

    5. В одежде богатой,

        Да сам слеповатый,

        Живет без оконца,

         Не видывал солнца (крот)    

     

     

          Кроме заповедников в России создаются национальные парки. Там, в отличии от заповедников, можно гулять и отдыхать людям. Посетители национальных парков должны соблюдать правила поведения: не тревожить животных, не собирать растения.

          Национальный парк «Чаваш вармане» расположен на территории Шемуршинского и Батыревского районов нашей республики(слайд 12). На территории парка имеются редкие и исчезающие растения, включенные в Красную книгу Чувашской Республики. В настоящее время  функционирует учебная экологическая тропа протяженностью 7 км, проложенная по наиболее живописному участку парка. Ежегодно парк посещают около 1000 человек.

           Другая форма охраны природы – заказники. Заказников в нашей стране много и они разнообразны. «Заказ» - очень старое русское слово и означает запрещение на что-либо. Чаще всего заказники устраивают для охраны отдельных видов диких животных. В заказниках запрещается охота на всех животных или на отдельные виды. Устраивают заказники и для охраны растений, полезных ископаемых. В последние годы появилось много заказников лекарственных растений, где сбор их возможен только в определенное время и по специальному разрешению.

           В нашем районе есть охотничий  заказник « Калининский»(слайд 13).  Он организован для охраны диких животных. Здесь произрастают 242 вида растений, 115 видов птиц выводят птенцов. В фауне преобладают лоси, кабаны, суслики (хантар), ондатра, куницы, белки. Здесь запрещается пугать, ранить животных и охотиться на них.

        Другая форма охраны природы – охрана отдельных памятников природы. Иногда требуется сохранить отдельные деревья, небольшие но ценные рощи, пещеры, водопады или другие памятники природы.

        (Отдельные природные объекты, заслуживающие особого внимания своей необычностью, красотой или исторической ценностью, объявляются памятники природы).

        Недалеко от села Калинино расположена деревня Кюльхири, где есть большое озеро, которое является памятником природы республиканского значения(слайд 14). Площадь этого озера 14 га, максимальная глубина 11,5м. Там водятся разные виды рыб. Каждый год прилетают лебеди, журавли и цапли.

       Природа Земли – прекрасна, она восхищает нас своей красотой, нам нравится смотреть на пушистые облака в небе, любоваться цветущим лугом, мы с радостью слушаем песни соловья, журчание ручейка.

       Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог наш лес?

    ( слайд 15)

     1-й уч.  Люди не могут обойтись без леса. Растения поглощают ядовитый для человека углекислый газ, обогащают воздух кислородом, который необходим для жизни.

    2-й уч. Лес дает ценную древесину, из которой получают строительный материал, бумагу.

    3-й уч. Лес – это наполненные чистой водой речки. Лес защищает от холодных ветров зимой и от суховеев летом.

    4-й уч. Лес –наш друг, он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.

    5-й уч. Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

    6-й уч. Лес – дом для зверей и птиц.

    7-й уч. Лес – зеленый наряд нашей планеты.

     Стих:

     Мы любим лес в любое время года,

     Мы слышим речек медленную речь.

     Все это называется природа,

    Давайте же всегда ее беречь.

    Ведущий. Ни в одной стране мира нет таких лесов, как в России. Лес это чудесное творение природы, он прекрасен в любое время года. Лес – это национальное достояние государства.

     Многое сделано по охране природы : посажены новые леса, издана Красная книга, созданы заповедники, национальные парки, заказники, приняты законы по охране природы.

      Школьники могут сделать многое, чтобы сберечь природу. Как мы можем помочь природе.

     1-й уч. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников. Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения останутся в природе. Сорвешь бутон, а через несколько лет не встретишь знакомого цветка. Нужно помочь планете сохранить зеленый наряд.

    2-й уч. Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз идругих насекомых. Не будем ловить диких животных и уносить их домой.

    3-й уч. Не будем разорять муравейники. Муравьи защитники леса. Они уничтожают гусениц, которые поедают листья,траву, цветы.

    4-й уч. Не будем жечь костры. Неумело разведенный    костер очень часто приводит к страшному лесному пожару, в результате которого гибнут не только деревья, но и все живущие в лесу животные.

    5-й уч. Не будем шуметь в природе. Шум пугает мелких птиц : они слетают с гнезд, и их яйца и птенцы могут стать добычей хищников. В лесу, в поле есть своя естественная музыка: пение птиц, стрекотание насекомых . Эту музыку и надо слушать – она тоже прекрасна и по-своему неповторима.

    6-й уч. Не будем засорять родники  и речки. Нельзя разбрасывать бумажки, консервные банки, полиэтиленовые пакеты и прочий мусор. Особенно опасно стеклянная посуда, осколки которой останутся навечно и всегда будут представлять угрозу порезаться и для людей и для животных.

    7-й уч. Не будем убивать зверей и птиц. Не будем трогать птичьи яйца! Птицы – первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок.

    Вед. Очень важно , чтобы вы научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

     « Рыбе – вода, птиц - воздух , зверю -  лес, степи горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу природы, писателю М.М.

    Пришвину.

     Ученик

    Дерево, цветок, трава и птица

    Не всегда умеют защититься

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

    Нор звериных, птичьего гнезда

    Разорять не будем никогда!

    Пусть птенцам и маленьким зверятам

    Хорошо живется с нами рядом.

    Есть одна планета.

    Только здесь леса шумят,

    Птиц скликая перелетных

    Лишь на ней одной увидишь

    Ландыши в траве зеленой.

    И стрекозы только тут

    В реку смотрят удивленно.

    Берегите свою планету

    Ведь другой на свете нету!

     Ученик  

    Берегите землю. Берегите

    Жаворонка в голубом  зените.

    Бабочку на листьях повилики,

    На тропинках солнечные блики,

    На камнях играющего краба,

    Над пустыней тень от баобаба,

    Ястреба, парящего над полем,

    Ясный месяц над росным покосом.

    Ласточку, мелькающую в жите.

    Берегите землю! Берегите.

    Вед.

      Земля – наш единственный дом, другого у нас нет и не будет. Давайте учиться беречь и охранять ее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа Детского экологического театра "Земля - наш общий дом"

    Дополнительная образовательная программа детского экологического театра «Земля – наш общий дом» соответствует художественно-экологическому направлению. Данная программа направлена на организацию деяте...

    Интегрированный урок - "Наш общий дом - Земля"

    Интегрированный урок - "Наш дом - Земля" Внеклассное мероприятие на ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ...

    Внеклассное мероприятие ГеоКВН "Земля - наш общий дом"

    Внеклассное мероприятие по географии ГеоКВН  "Земля - наш общий дом" для 6-9 классов....

    Беседа"Земля-наш общий дом"

    Беседа: "Земля-наш общий дом".Внеклассное мероприятие, для коррекционной школы VIII вида.Занятие проводилось в 8 классе.Цель:Закрепить и уточнить коррекционные знания обучающихся о флоре и фауне...

    Экологический турнир "Земля-наша общая забота".

    В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...

    Экологический турнир "Земля-наша общая забота".

    В последнее время много говорят и пишут о неблагоприятной экологической ситуации, которая сложилась на Земле. Для того чтобы данные проблем...