Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по экологии
учебно-методический материал по экологии (5 класс) на тему

Гребенникова Ольга Сергеевна

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение

 дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района

Воронежской области

                                                         

         

           (помощь обучающимся при работе над составлением доклада)

Подготовила:

 педагог дополнительного образования:

Гребенникова О.С.

  1. КАК РАБОТАТЬ С ЛИТЕРАТУРОЙ.

Начав работу с литературой, сразу формируйте картотеку изученных литературных источников. То есть на каждый литературный источник заведите учетную карточку, аналогичную библиотечной, в которую впишите полное библиографическое указание источника, а на обратной стороне - краткую аннотацию, а также место, где находятся выписки их этого источника, если Вы таковые делали. Расположить такие карточки в собственном картотечном ящике можно по алфавиту, либо по крупным темам и по алфавиту.

Сразу же правильно (по ГОСТу) заполняйте эти карточки, чтобы в дальнейшем не пришлось повторно брать книгу для уточнения, например, количества страниц в ней. Сбор картотеки важен для последующего оформления списка литературы, а также для того, чтобы в короткий срок найти интересующий Вас источник, с которым Вы уже работали, например, чтобы сослаться на него при написании научной статьи.

При работе с литературой имеет смысл делать выписки с указанием страницы книги (журнала), на которой Вы нашли нужную Вам информацию.
Целесообразно также иметь картотеку изученных литературных источников на компьютере (если он у Вас есть) с указанием файла, в котором помещены краткие выписки из каждого источника (если таковые имеются). Тщательно продумайте, как систематизировать файлы с выписками из литературы, и как их назвать. Это очень важно для возможности быстро найти нужную Вам информацию. Обязательно делайте резервные копии важных данных!

Начать изучение литературы можно с просмотра журналов последних лет, касающихся Вашей специальности. Найдя статью, относящуюся к теме вашей работы, посмотрите список литературы в ее конце - так Вы узнаете, какие еще публикации имеются на эту тему и можете приступить к их изучению. 

Помните, что наиболее значимыми для Вашей работы являются литературные источники последних лет. Их можно найти, в основном, в научных журналах, соответствующих Вашему профилю.

  1. КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)

При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.
  • Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).
  • Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.
  • Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом), выделяя самое главное по ходу чтения.
  • Составьте план сообщения.
  • Напишите текст доклада.

Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.

  • Не делайте сообщение очень громоздким.
  • При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.
  • В конце сообщения составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.
  • Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.
  • Перед тем, как делать сообщение, выпишите необходимую информацию (термины, даты, основные понятия) на доску.
  • Никогда не читайте доклад! Чтобы не сбиться, пользуйтесь планом и выписанной на доске информацией.
  • Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.
  1. КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТ

Реферат (от лат. - «сообщать») - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Реферат традиционно считается незначительной учебной работой по сравнению с курсовыми и дипломными трудами. Тем не менее, написание реферата – неотъемлемая часть учебного процесса. Работая над ним, мы в первую очередь формируем навыки для создания более серьезных работ. Именно поэтому написать реферат качественно нужно уметь.  Написание реферата позволяет приобрести навыки научной работы: умение искать и систематизировать информацию, логично излагать материал.

Подготовка  реферата включает следующие стадии:

            * выбор темы;

            * подбор материала;

            * написание реферата;

            * оформление реферата.

В нашем случае тема предлагается учащемуся преподавателем.

Для успешного подбора материала по теме работы важно иметь представление о том, какие источники обеспечивают получение данных о требуемой литературе. Необходимо знать и пути оперативного поиска информации. Поиск информации следует вести при помощи справочной литературы, каталогов, картотек и электронных баз данных. Умение пользоваться этими источниками способствует качеству отбора материала, экономит время и энергию.

Справочная литература – это различные словари, энциклопедии, справочники. Они позволяют получить первоначальные сведения по теме, сформулировать определение, разобраться в терминах. Пользоваться ими легко, чаще всего материал расположен в алфавитном порядке. Как правило, статьи в энциклопедиях снабжены внутристатейной или пристатейной библиографией, которая отсылает к значительным трудам по данному предмету.

         Собранный материал перечитывают и составляют план. Разрабатывают его как можно подробнее и возле всех пунктов указывают, из какого источника следует взять информацию. После составления плана будет наглядно видно, по каким пунктам материала недостаточно и есть необходимость дополнить его, просмотрев новые книги, отыскав новые факты, иллюстрации и т.д.

В общем виде структура любого реферата должная быть примерно следующей:

    * Введение;

    * Основная часть;

    * Заключение.

Введение. Оно может состоять из одного абзаца, а может занимать страницу-полторы. Главная его цель – ввести читателя в суть проблемы. Во введении обосновывается выбор темы (чем она важна), ее актуальность. Очерчиваем цели и задачи работы. Если это необходимо, делаем краткий обзор использованных источников. Если изначально написать введение не получилось, это можно сделать после написания заключения, когда все мысли систематизированы и получили окончательное оформление.

 Основная часть. Перед тем, как приступить к написанию основной части, необходимо определиться с названиями глав и параграфов. Далее следует выстроить цепочку изложения, чтобы не нарушить последовательности мыслей и не отступить от заданной темы. Максимально освещайте главные аспекты, в основной части реферата нужно изложить основные концепции, изложенные в источниках. Помимо почерпнутого из разных источников содержания основная часть должна включать в себя собственное мнение автора реферата и самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Заключение. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Здесь формулируются выводы по параграфам, делаются общие выводы, обращается внимание на выполнение выдвинутых во введении задач и достижение цели работы. В заключении можно указать перспективные смежные темы для исследования: например, проблемы, которых вы коснулись в вашей работе, но не были вами раскрыты.

Реферат должен быть правильно оформлен. Для этого нужно соблюдать некоторые требования. Титульный лист оформляется согласно стандартам данного учебного заведения и, как правило, содержит следующую информацию:

    * название учебного заведения;

    * название специальности (профессии);

    * тема реферата;

    * данные об исполнителе и руководителе;

    * год написания работы.

Титульный лист считается первой страницей работы, но на ней номер страницы не проставляется.

За титульным листом следует содержание (план) реферата, где перечисляют все его разделы в порядке их следования. Содержание считается второй страницей работы; на ней номер также не ставится.

Текст работы (введение, основная часть, заключение). Все главы и параграфы должны быть выделены в тексте заголовками и подзаголовками. Текст пишется на одной стороне стандартных листов белой бумаги (формат А4). Обычно размеры полей следующие: левое – 3 см, правое – 1,5 см, вверху – 2 см, внизу – 2 см.

Иллюстративный материал лучше поместить на отдельных листах. Сокращения и условные обозначения, имеющиеся в чертежах, схемах, таблицах целесообразно расшифровать на том же листе.

Библиографические ссылки употребляют: при цитировании; при заимствовании формул, таблиц, иллюстраций; при  отсылке к другому изданию, где более полно изложен вопрос и др. Обязательно ссылайтесь на автора, если используете цитаты: это показатель вашей научной «подкованности».

Существует несколько вариантов оформления ссылок: внутритекстовые, либо подстрочные. И в том и другом случае указывают фамилию и инициалы автора, название,  место и год издания, страницы цитируемого текста. Внутритекстовая ссылка оформляется непосредственно в строке текста, когда источники указывается в круглых скобках, после процитированного высказывания. Можно применить другой вариант внутритекстовой ссылки. В списке литературы цитируемые работы располагаются под своим порядковым номером. В тексте в квадратных скобках указывается номер, под которым цитируемая работа значится в списке литературы, и страницы.

Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесенное из текста документа вниз страницы. Проставляется порядковый номер цитаты (по отношению  к другим цитатам на данной странице).

Список литературы (библиография) - список реферируемых источников с указанием их полных библиографических данных. Это самый последний, но очень важный раздел реферата. Все книги, учебники, журнальные и газетные статьи, архивные материалы, электронные ресурсы, просмотренные в процессе работы над рефератом, должны быть не просто перечислены, а представлены библиографическим описанием. Существуют правила описания документов, которые закреплены ГОСТом и используются на территории всей страны. Теперь, когда реферат написан, внимательно перечитайте его и убедитесь, что логика изложения не нарушена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине электротехника

Методическое пособие по выполнению  лабораторно-практических работ...

Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по теме "Анатомия и физиология имунной системы"

Эта работа предназначена для студентов медучилища. Даются рекомендации к выполнению самостоятельной работы по данной теме....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.Вопросы и задания на самостоятельную работу определяют...

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 01-08

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и масте­ров п/о , СПО по профессии 19.01.17  «Повар, кондитер» .Состоят из восьми  разделов: методические рекомендации по организац...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по МДК 03.02. Технологии социальной работы с лицами из групп риска для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

Методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа по профессиональному модулю 03 Социальная работа с лицами групп риск...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...