Программа внеурочной деятельности
календарно-тематическое планирование по экологии

Дмитриева Ирина Валерьевна

Программа школьного разновозрастного экологического отряда  разработана для обучающихся 5-11 класса и преусматривает разный уровень сложности проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dmitrievoy_i.v.docx53.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

кафедры естественно-научного

цикла

___________/З.А. Заруднева./

                        ФИО

протокол № 1

от «29» августа 2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР

МОУ «Гимназия»

_________/И.В.Дмитриева/

                        ФИО

« 30» августа 2017г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Гимназия»

____________/ А.В Кочетков./

                                   ФИО

Приказ №    от

«01» сентября 2017г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

142500,  г.о. Павловский  Посад,  ул.Южная, 14

         телефон: 8-49643-2-34-23;  E-mail:ppgimnaziapp@mail.ru

Программа

формирования экологической культуры школьников

через разновозрастное  объединение «Сделаем вместе»

Программу разработала

учитель биологии

высшей квалификационной категории

Дмитриева Ирина Валерьевна

2017г

«Ребенок по своей природе –пытливый исследователь,

открыватель мира. Так пусть перед ним откроется

чудесный мир в живых красках,  ярких и трепетных звуках».

 (В.В.Сухолинский)

Направление – естественно-научное.

Срок реализации – 3 года

Возраст – обучающиеся 5-11 классов

Обоснование Программы: 

Воспитание экологической культуры – актуальная задача современных школьников XXI века. Важной составляющей экологической культуры является формирование осознанного экологического поведения, экологического мышления, формирование ответственности за состояние природы. Чтобы избежать неблагприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Привитие обучающимся культуры взаимоотношений с природой осуществляется как в процессе усвоениязнаний, умений, навыков не только в урочное, но и во внеурочное время.

        Острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействий человека на природу и формировании у людей экологического сознания возникла на этапе дошкольного и школьного образования.

Экологическое образование является непрерывным и целенаправленным процессом, продиктованным самой жизнью: для того, чтобы человеку выжить и обеспечить свое существование в будущем. Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить взаимоотношения с оружающей природой, что реализуется в образовательной и во внеурочной деятельности.

В ФГОС основного и среднего общего образования заложены основы формирования экологического мышления и проектирования в соответствиии с новой методологией стандарта – системно – деятельностным подходом, когда знания об экологических проблемах переходят к формированию экологического мышления и обучения экологически ориентированной деятельности.  Сегодня ФГОС открывает новые возможности для творческого подхода по воспитанию человека – гражданина, способного сохранять свое здоровье и жизнь на нашей планете.

Чтобы реально и грамотно реализовать эту программу, необходимы определенные экологические знания и навыки современных технологий.

Одной из форм реализации экологического воспитания является работа школьного экологического объединения. Сегодня создание детского объединения – одно из наиболее эффективных средств социального воспитания детей, реализация их потребностей и прав, становится неотъемлемой частью системы экологического образования, выполняет важную миссии вовлечения детей в социально значимую деятельность, содействует становлению их активной позиции, социализации личности, воспитанию гражданина.

Таким образом  в гимназии появился сначала небольшой по составу (разновозрасный) экологический отряд «Сделаем вместе», в котором  началась целенаправленная работа по формированию экологического сознания учащихся, в соответствии с разработанной программой. Программа направлена на воспитание экологически грамотного отношения подрастающего поколения к окружающей среде, вовлечение обучающихся в природоохранную деятельность,  развитие у них способности к рефлексии и оценке своей экологической культуры и экологической культуры окружающих людей.

Занятия со школьниками нацелены на развитие у них личного опыта системного применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях, здорового и безопасного образа жизни.

Большое внимание в Программе уделяется проектно – исследовательской деятельности, что помогает обучающимся реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал в области биологии и экологии, используя современные, нестандартные методы.

Программа школьного разновозрастного экологического отряда  разработана для обучающихся 5-11 класса и преусматривает разный уровень сложности проектов.

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

- ФЗ  РФ от 29.12.2012г № 273 «Об образовании в РФ»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

- письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных  общеразвивающих программ;

- распоряжения Правительства РФ от 24.04.2015н № 729-р «Концепция развития  дополнительного образования детей»;

- распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015н №996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;

-Постановления Главного государственного врача РФ от 04.07.2014г №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно –эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Устава МОУ «Гимназия».

Программа внеурочной деятельности является средством реализации требований Стандарта к личностным и предметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, повышает мотивацию и эфективность учебной деятельности обучающихся. Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности.

Проектная технология развивает самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения.

Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных обастей и применять их на практике, интегрируя при этом новые идеи. Проектная деятельность  - одна из технологий воспитания мотивированных детей.

      Проектная деятельность по экологии основана, прежде всего, на разитии самостоятельности обучающихся, гибкой организации обучения с учетом индивидуальных способностей и интересов. При подготовке проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально – ценностная (личностная), деятельностная и творческая сторона.

В работе над проектом используются знания, полученные на уроках биологии, помиммо этого учащиеся овладевают комплексом экологических умений, основами взаимодействия друг с другом, учатся самостоятельно приобретать новые знания,  и интегрировать их.

Существенными особенностями проектно – исследовательской деятельности являются субьективность, диалогичность, креативность, технологичность и самостоятельность обучающихся. Также работа над проектом воспитывает обязательность, самостоятельность, технологичность и взаимопомощь.

Программа рассчитана на 3 года  - 105 часов и предполагает равномерное распределение этих часов в год по неделям (1 час в неделю, 35 учебных недель).

Цель: стимулирование познавательной деятельности обучающихся, формирование экологической культуры обучащихся через проекную и исследовательскую деятельность во внеурочное время. 

Задачи:

- формировать у школьников экологический взгляд на мир и целостное представление о взаимодействии живой и неживой природы с человеком;

-формировать у обучающихся культуру умственного труда, как основу метапредметной деятельности;

-создавать обучающимся мотивирующий фактор самообразования;

-поддерживать имеющиеся традиционные и осваивать новые формы реализации исследовательских и познавательных интересов обучающихся;

-развивать у обучающихся личный опыт навыков проектной и исследовательской деятельности;

-создавать обучающимся условия для формирования умений и навыков проектирования;

-развивать у обучающихся коммуникативные умения и навыки;

-развивать в обучающихся индивидуальную ответственность за свои поступки, принятые решения и действия;

Ожидаемые результаты реализации программы:

- повышение общей экологической культуры обучающихся и их родителей;

- повышение у обучающихся интереса к проблемам экологии;

-улучшение психологической и социальной комфортности в едином вопитательном пространстве школы.

- повышение показателей успешности обучающихся (участие в конкурсах, конференциях, семинарах, фестивалях с проектами различных уровней, и повышение качества знаний);

-совершенствование в школе уже существующей системы организации проектной деятельности;

- выполнение оьучающимися экологических исследований;

В основу работы нашего экологического отряда «Сделаем вместе» легли следующие принципы:

- научности (любая деятельность – теоретическая и практическая осуществляется на научной основе);

- креативности (инновационно – творческий подход);

- системно – деятельностный подход (включение обучающихся в разнообразную экологическую деятельность);

- личностно – ориентированный подход (включение в деятельность, которая соответствует доминирующим мотивам личности);

- интеграция (комплексное изучение явлений и процессов).

Методы обучения:

- коллективно – деятельностный способ работы ( работа в парах, группах), также используются игровые и компьютерные техноогии (видеоролики, фото, презентации)

- проблемный подход в исследовательской деятельности.

Средства:

- научно –популярная литература, справочники, словари, энциклопедии;

- средства массовой информации (статьи из газет и журналов);

- технические (измерительные приборы);

- ресурсы Интернет;

- материалы историко - краеведческого музея.

Формы организации занятий:

- индивидуальная;

- групповая;

- коллективная.

Новизна программы:                                                                                                                              – неразрывность теоретического материала и практической деятельности;                                     - выезды и экскурсии в полевых условиях, в процессе которых обучающиеся      знакомятся с реальными живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе;                                                                     -приобретение обучающими навыков исследовательской работы;                                                       - сформированность умений проведения мониторинга;                                                                      

Программа предусматривает сотрудничество с воспитанниками д/с «Рябинка».

Содержание программы

1-ый год обучения:

Вводное занятие (3ч.) Предмет и задачи экологии. Краткая история экологии. Роль науки в рациональном использовании природных богатств. Изучение законов экологического равновесия в природе. Экология – синтез биологических наук.

Основные формы организации жизни(1ч.) Отличие живого от неживого. Биологические системы.

Среды жизни на Земле и экологические факторы (4ч.) Среды жизни. Эврибионты и стенобионты. Воздействие среды на организм. Прямое и косвенное воздействие экологических факторов. Совокупность действия экологических факторов. Пр.р. №1.Методика геоботанических описаний. Растительные сообщества и их описание. Составление геоботанических описаний различных биоценозов.

Свет как абиотический фактор (4ч.). Свет – основной источник энергии в живой природе. Влияние освещенности на рост черенков традесканции. 

Пр.р. № 2. «Воздействие света на прорастание семян». 

Влияние солнечного спектра на организмы. Светолюбивые, теневыносливые виды.Понятия о биоритмах. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. 

Конкурс «Изготовление кормушек.». 

Пр.р.№ 3. Наблюдение за активностью зимующих птиц. 

Акция «Покорми птиц зимой».

Вода как абиотический фактор (4ч.). Вода в составе живых организмов. Организмы – эфемеры. Разделение организмов на гигрофильные, мезофильные, ксерофильные. Основные свойства водной среды. Специфические приспособления гидробионтов. 

Пр.р. №4. «Измерение снежного покрова в разных биоценозах».

Пр.р. № 5. «Знакомство с водными,  влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями»

Температура как абиотический фактор (4ч.). Температура и физиологические процессы в организме. Теплолюбивые и холодолюбивые организмы. Влияние оптимальных температур на рост и развитие организмов. Морфологическая, физиологическая, поведенческая приспособленность организмов к температурному фактору. Жизненные формы растений. Пр.р №6. Проведение фенонаблюдений за деревьями и кустарниками. Пр.р. №7.  «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке».

Эдафогенные факторы (2ч.). Структура почвы. Растения и типы почв.Почва, её воздействие на организмы. Экологические группы растений. Приспособление растений к различным типам почв. Пр.р. «Отработка навыков посадки деревьев на территории МОУ «Гимназия» и д/с «Рябинка». (Участие в Акции «Лес Победы»). Изучение растений пришкольного участка. Выявление влияния уплотнения почвы на состав обитателей почв.

Биотические факторы (2ч.). Влияние живой природы на организм и на абиотические условия среды. Типы биотических отношений. Воздействие растений на друг друга. Пр.р. №8.  Описание видового состава различных сообществ. Составление таблицы ярусности растений.

Антропогенные факторы(2ч.). Влияние деятельности человека на абиотические и биотические факторы. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Положительное и отрицательное воздействие антропогенных факторов. 

Экскурсия в Парк Победы.

Пр.р. №9«Учет, наблюдение за искусственными и естественными гнездованиями».

Пр.р. №10. «Составление памятки о поведении в природе».

Организм и среда (8ч.). Взаимодействие организма и среды. Экологическая ниша. Природные зоны. Формирование ареалов. Эндемы и реликты. Взаимосвязи организмов живой и неживой природы. 

Пр.р. №11.«Определение с помощью комнатных  растений степени запыленности воздуха в кабинетах школы»(с помощью ленты-скотч).

Пр.р. №12.«Выяснение зависимости лесных муравьев от типа и возраста леса».

Пр.р. №13. «Определение антропогенных нарушений почвы».

Пр.р.№14. «Составление схемы экологической тропы». 

Итоговое занятие (1ч.). Планы на будущее.

2-ой год обучения:

Введение (.) Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность. Экологическое образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности

научного познания.

Реферат как научная работа (13ч.) Реферирование. Реферат, его виды: библиографичекие рефераты(обзорные,

информативные, монографические, общие, специализированные), реферативный журнал (библиорафическое описание, ключевые слова, реферативная часть); научно –популярные рефераты, учебные рефераты.

Структура  учебного реферата, тапы работы над ним. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект исследования.

Практическая работа №1. Выбор и формулирование темы реферата. Определение актуальности темы, проблемы.

Способы получения и переработки информации (.) Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография. Аннотация, ее виды: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические.

Составление плана информационного текста. Формултрование пунктов плана. Тезисы, их виды, последовательность написания тезисов.

Конспект, правила конспектирования.

Цитирование: общие требования к цитируемому материалу. Правила оформления цитат. Рецензия и отзыв.

Практическая работа №2 Использование каталогов и поисковых программ. Проект (16ч.) Знакомство с проектной деятельностью. История метода проектов. Основные требования к проектам. Особенности и структура проекта, критерии оценки. Виды проектов: практико–ориентированный, ролевой, исследовательский, творческий, информационный.  Краткосрочный проект, его особенности. Знакомство с готовыми проектами (примеры).

Терминология проектной деятельности.

Этапы проекта. Планирование проекта.

Практическая работа № 4. Анализ экологического состояния классной комнаты (групповой проект).

Практическая работа № 5. Экологическое состояние улицы около школы «Подсчет автотранспортной нагрузки»(групповой проект):

- планирование работы;

-распределение работы в группы;

- постановка цели и задач;

- поиск информации в научной литературе, работа с ней;

- сбор и уточнение информации;

- поиск информации с Интернет;

- работа на местности(выбор объекта, обследование изучаемых объектов)

- работа над проектом;

- составление презентации;

- анализ выполнения проекта;

- доработка проекта с учетом замечаний и предложений;

- подготовка группового проекта к защите

Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

3-ий год обучения:

Исследовательская работа (26ч.) Индивидуальный проект.

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введение научного исследования: выбор темы, обоснованиеее актуальности (практическое задание на дом: выбор темы, обоснование актуальности, выделение проблемы, формулирование гипотезы). Формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования).

Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Методы исследования:

-методы эмпирического исследования (интервью, наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

-методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, моделирование);

- методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).

Результаты опытно–экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации.

Работа с фотографией. Фотографирование и описание фотографий для проекта. Выводы. Заключение. Тезисы и компьютерная презентация.  Создание компьютерной презентации (для индивидуальных проектов). Отзыв. Рецензия.

Практическая работа № 25. Работа над введением научного исследования.

Практическая работа № 26. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.

Подготовка к защите проект(.) Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Публичное выступление (.) Публичное выступление и личность.

Практическая работа № 27. Публичное представление на гимназической научно – исследовательской конференции «Шаг в науку».

Подведение итогов работы над проектами (1ч.)

Календарно –тематическое планирование

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1-ый год обучения

1

Вводное занятие. Предмет и задачи экологии: 

Экология – синтез биологических наук.

1

2

Краткая история экологии. Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

1

3

Изучение законов экологического равновесия в природе

1

4

Основные формы организации жизни. Отличие живого от неживого. Биологические системы.

1

5

Среды жизни на Земле и экологические факторы:

Среды жизни. Эврибионты и стенобионты.

1

6

Воздействие среды на организм. Прямое и косвенное воздействие экологических факторов. Совокупность действия экологических факторов.

1

7

Пр.р. №1 Методика геоботанических описаний.

1

8

Растительные сообщества и их описание. Составление геоботанических описаний различных биоценозов.

1

9

Свет как абиотический фактор. Свет – основной источник энергии в живой природе. Влияние освещенности на рост черенков традесканции.

1

10

Пр.р. № 2. «Воздействие света на прорастание семян»

1

11

Влияние солнечного спектра на организмы. Светолюбивые, теневыносливые виды.Понятия о биоритмах. Миграция, отлеты, перелеты. Сезонные явления. 

Конкурс «Изготовление кормушек.»

1

12

Пр.р. № 3. Наблюдение за активностью зимующих птиц. 

Акция «Покорми птиц зимой».

 1

13

Вода как абиотический фактор. Вода в составе живых организмов. Организмы – эфемеры. Разделение организмов на гигрофильные, мезофильные, ксерофильные.

1

14

Основные свойства водной среды. Специфические приспособления гидробионтов.

1

15

Пр.р. №4. «Измерение снежного покрова в разных биоценозах».

1

16

Пр.р. № 5. «Знакомство с водными,  влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями»

1

17

Температура как абиотический фактор. Температура и физиологические процессы в организме. Теплолюбивые и холодолюбивые организмы.

1

18

Влияние оптимальных температур на рост и развитие организмов. Морфологическая, физиологическая, поведенческая приспособленность организмов к температурному фактору

1

19

Жизненные формы растений.

Пр.р №6. Проведение фенонаблюдений за деревьями и кустарниками.

1

20

Пр.р. №7.  «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»

1

21

Эдафогенные факторы. Структура почвы. Растения и типы почв.Почва, её воздействие на организмы. Экологические группы растений. Приспособление растений к различным типам почв. Роль ветра. Пр.р. «Отработка навыков посадки деревьев на территории МОУ «Гимназия» и д/с «Рябинка». (Участие в Акции «Лес Победы»)

1

22

Растения пришкольного участка. Выявление влияния уплотнения почвы на состав обитателей почв.

1

23

Биотические факторы. Влияние живой природы на организм и на абиотические условия среды. Типы биотических отношений. Воздействие растений на друг друга.

1

24

Пр.р. №8.  Описание видового состава различных сообществ. Составление таблицы ярусности растений.

1

25

Антропогенные факторы. Влияние деятельности человека на абиотические и биотические факторы. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор.

1

26

Положительное и отрицательное воздействие антропогенных факторов.

1

27

Экскурсия в Парк Победы.

Пр.р. №9«Учет, наблюдение за искусственными и естественными гнездованиями».

1

28

Пр.р. №10. «Составление памятки о поведении в природе».

1

29

Организм и среда. Взаимодействие организма и среды. Экологическая ниша. Природные зоны. Формирование ареалов. Эндемы и реликты.

1

30

Взаимосвязи организмов живой и неживой природы.

1

31

Пр.р. № 11.«Определение с помощью комнатных  растений степени запыленности воздуха в кабинетах школы»(с помощью ленты-скотч)

1

32

Пр.р. № 12.«Выяснение зависимости лесных муравьев от типа и возраста леса»

1

33

Пр.р. № 13. «Определение антропогенных нарушений почвы»

1

34

Пр.р.№ 14. «Составление схемы экологической тропы»

1

35

Итоговое занятие. Планы на будущее.

1

2-ой год обучения

1-2

Введение. План работы. Научная деятельность. Экологическое образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

2

3

Реферат как научная работа. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы.

1

4

Проблема, предмет и объект исследования.

1

5-6

Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (обзорные, информативные, монографические, общие, специализированные).

2

7

Реферативный журнал (библиорафическое описание, ключевые слова, реферативная часть)

1

8

Научно –популярные рефераты, учебные рефераты

1

9-10

Структура  учебного реферата, тапы работы над ним.

2

11

Критерии оценки.

1

12

Практическая работа №1. Выбор и формулирование темы реферата. Определение актуальности темы, проблемы.

1

13

Способы получения и переработки информации(4ч) 

Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография. Аннотация, ее виды: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические.

1

14

Составление плана информационного текста. Формултрование пунктов плана.

1

15

Тезисы, их виды, последовательность написания тезисов.

Конспект, правила конспектирования.

Цитирование: общие требования к цитируемому материалу. Правила оформления цитат. Рецензия и отзыв.

1

16

Практическая работа №2 Использование каталогов и поисковых программ.

1

17

Проект. (16ч.) Знакомство с проектной деятельностью. История метода проектов.

1

18

Основные требования к проектам.

1

19

Особенности и структура проекта, критерии оценки.

1

20-21

Виды проектов: практико–ориентированный, ролевой, исследовательский, творческий, информационный.

2

22

Краткосрочный проект, его особенности.

1

23-24

Знакомство с готовыми проектами (примеры).

2

25-26

Терминология проектной деятельности. Этапы проекта.

Планирование проекта. Этапы проекта.

2

27

Практическая работа № 4. Анализ экологического состояния классной комнаты (групповой проект).

1

28-33

Практическая работа № 5. Экологическое состояние улицы около школы «Подсчет автотранспортной нагрузки»(групповой проект):

- планирование работы;

-распределение работы в группы;

- постановка цели и задач;

- поиск информации в научной литературе, работа с ней;

- сбор и уточнение информации;

- поиск информации с Интернет;

- работа на местности(выбор объекта, обследование изучаемых объектов)

- работа над проектом;

- составление презентации;

- анализ выполнения проекта;

- доработка проекта с учетом замечаний и предложений;

- подготовка индивидуальных проектов к защите

6

34-35

Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.Подведение итогов проектной деятельности.

2

Литература:

1. С.В. Алексеев «Практикум по экологии», Москва.1996.

2.Алексеев С. В. Задания и практические работы по экологической Оценке

состояния окружающей среды / Метод, рекомендации для учителей школ,

преподавателей ПТУ и ССУЗ. СПб., 1992.

3. Алексеев С.В., Беккер А.М. Изучаем экологию — экспериментально

(Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды) / Под ред.

И.Ю. Алексашиной. СПб, 1993.

4. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учителя и педагогов // Завуч. -2005. - №6.13. Енгелфрид Ю., Малхола Д., Плетенева Т.Е. Как защитить себя от опасных веществ в быту / Под ред. М. Браунгарта и Л.А. Алексеевой. М., 1994.

5. Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103–112. 
6. 
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003. 
7. 
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.-165 с.

8. Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование, 2001. № 1. С. 10–20. 
9. 
Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. 
10.
 Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. 
11. Тяглова Е.В. Учебно-исследовательская работа учащихся по биологии. Метод.пособие/ Е.В.Тяглова.-М.: Глобус, 2008.-255 с.

12. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы педагогической прессы, 2004 .№ 3.

13. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru

14. Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся.авт.-сост Е.А.Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.-186 с.

15. Биология.5-9 классы: проектная деятельность учащихся.авт.-сост Е.А.Якушкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009.-186 . Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Авт.-сост.Б.А.Татьяннкин.-М.:5 за знания, 2007.-272 с.

16. Биология и экология.10-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост.М.В.Высоцкая.-Волгоград:Учитель, 2008.-2003 с.

17. Интернет-ресурсы:

www. researcher.ru. Интернет-портал по исследовательской работе школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...