Экологическая тропа — средство мотивации обучающихся к познавательной деятельности
статья по экологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Что будет, если объединить экскурсию в природу с форматом игры по станциям? Правильно, эффективная технология по формированию экологической культуры и познавательного унтереса школьников. Прекрасный побочный эффект применения данного формата - это сближение и живое взаимодействие наших учащихся с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа — средство мотивации обучающихся к познавательной деятельности
О необходимости экологического образования на сегодняшний день сказано так много, что не возникает ни малейшего сомнения в необходимости ведения просветительской деятельности среди школьников на тему экологии и природопользования. Однако возникает другой вопрос: как это делать эффективно? В последнее время все сильнее бросается в глаза определенная оторванность детей от природы, причем, это касается всех возрастов: от дошкольников и до выпускников школ и даже студентов. С одной стороны это, конечно, не может не огорчать педагогов, потому что скудный опыт соприкосновения школьников с природными объектами накладывает ограничения на процесс познания и понимания ими экологических явлений и законов. И в то же время, в этом есть свои преимущества, такие, например, как эффект новизны, который испытывают учащиеся при каждом посещении природных объектов и взаимодействия с ними. Тут и пробуждается познавательный интерес, который, впрочем, очень легко может быть сведен на нет заунывным повествованием экскурсовода. В попытках избежать этого печального исхода была разработана игровая технология «Экологическая тропа».
В классическом понимании экологическая тропа — это экскурсионный маршрут в природе, оборудованный информационными стендами, из которых экскурсанты получают информацию об окружающих природных объектах, также на такой тропе может работать экскурсовод. Хорошо, если Ваш гид имеет высокие ораторские способности и умеет варьировать уровень сложности информации, в зависимости от подготовленности аудитории, хотя даже в таком случае велика вероятность, что часть слушателей (а то и все) заскучают и будут отвлекаться. Эффективность усвоения информации на слух даже при высоком мастерстве спикера весьма низка.
Мы увидели возможное решение в совмещении двух форматов: экологической тропы и игры по станциям, что позволило вовлечь участников в процесс изучения природного объекта в активной игровой форме. Технология организации этого мероприятия такова: выбирается маршрут, на нем определяют несколько (в нашем случае, пять) точек-станций, на каждой из которых находится тьютор. В задачи тьютора входит предоставить справочный материал, помочь команде найти или определить нужные данные, отвечая на вопросы, объяснить, как пользоваться приборами, а также, что немаловажно для холодного времени года, провести физминутку. Никаких продолжительных монологов в речи тьютора не предусматривается. Участники, перемещаясь по точкам, производят наблюдения и замеры различных показателей, таких как, температура почвы, воды, радиационный фон, освещённость и т. п. и заносят все данные в таблицу, описывают доминирующие виды растительности, облик среды и находят среди этого следы деятельности человека, и в завершении, оценивают интенсивность антропогенной нагрузки на природные сообщества. Кроме полевой части, также предусмотрена камеральная обработка полученных данных с последующим анализом и обсуждением результатов на семинаре, где каждая команда отчитывается о своих выводах по одной из точек.
Таким образом, данный формат позволяет поддерживать высокий уровень вовлеченности учащихся в процесс на протяжении всего мероприятия, в результате чего, материал усваивается более эффективно, по сравнению с экскурсионной формой. Кроме того, участники учатся работать с приборами и самостоятельно искать нужную информацию. Подведение итогов в форме семинара и процесс подготовки к нему позволяет учащимся освоить методы обработки и анализа полевых данных.
В нашем случае апробация данного формата экологической тропы состоялась в рамках каникулярной школы «ШКВиП», прошедшей 27-29 октября 2018 года на агробиостанции РГПУ им. А. И. Герцена в поселке Вырица. Изначально программа каникулярной школы предполагала в основном аудиторные занятия, однако мы решили использовать все преимущества нашего местоположение и разработали маршрут и необходимые методические материалы для проведения экологической тропы неподалеку от агробиостанции. Участниками этой игры стали ученики 7-10 классов, а тьюторами наравне с учителями были также и одиннадцатиклассники. В результате, каждый вовлеченный в игру, не зависимо от своей роли, вынес для себя что-то полезное. Например, участники приобрели новые знания и, что еще важнее, умения в области экологического мониторинга, а также просто интересно провели время на природе, учащиеся 11 класса попробовали себя в качестве организаторов и тьюторов и научились справляться с тем объемом ответственности, который подразумевает эта роль. Что касается учителей, то ими были освоены новые методические подходы и получен опыт, который они смогут применить в своей профессиональной деятельности, в частности при проведении экологической практики в 8 и 10 классах, предусмотренной в курсе «Технологии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-52760-1414919265.jpg)
Создание благоприятных условий для работы с учащимися, которые имеют низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/08/picture-45912.jpg)
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-355963-1385703321.jpg)
Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.
В данном материале представлено эссе и подробно разобран план урока на тему "Формирование позитивной мотивации через стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках математики". В рез...
Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-894490-1487094067.jpg)
Постановка проблемы на уроках химии как средство развития способности обучающихся к познавательной деятельности.
Творческие способности школьников могут быть развиты в том случае, когда они активно участвуют в процессе усвоения новых знаний, в процессе поиска истины. Наибольшее значение ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/17/picture-1176009-1571291934.jpg)
Игровая технология как средство мотивации обучающихся на учебную деятельность на уроках физической культуры.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-1108432-1548596244.jpg)
Презентация "Использование средств ИКТ при организации познавательной деятельности обучающихся"
ull;Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. В современных условиях школа должна готовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обще...