Занятие исследование "Южный урал - мой край родной"
план-конспект занятия по экологии (5, 6 класс)

Внеклассное занятие по экологическому воспитанию подойдёт для учащихся 5-6 классов коррекционной школы. Предлагается разделить учащихся на 2 группы. каждая группа получает свой лист исследователя, куда собирается вся информация. На протяжении всего мероприятия ребята выполняют различные задания и делятся своими находками и заключениями.. А также вместе создают общую Красную книгу с редкими растениями и животными Южного Урала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yuzhnyy_ural_-_moy_kray_rodnoy.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Южный Урал-мой край родной.

Занятие-исследование по типу проектной деятельности.

 Цели:

1.  Образовательные:

  • Систематизировать и обобщать знания детей о Южном Урале, как о родном крае
  • способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся;

2.  Развивающие задачи:

  • Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации;
  • Развивать связную речь, внимание, словесно-логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук;

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать патриотические чувства, желание гордиться историей, достижениями жителей родного края.
  • воспитание географической культуры и любви к своей стране.

Оборудование и материалы:

Карта России, карта Челябинской области,карта Южного Урала,  презентация,  наглядный раздаточный материал - иллюстрации природы, макеты полезных ископаемых, картинки деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц.

Сообщения  детей о лекарственных  растениях, редких животных и птицах.

Компоненты для  создания фильтра.

Карточки с названиями и условными обозначениями полезных ископаемых.

Словарная работа:

Сокровищница страны, фильтр, фильтрация, полезные ископаемые, водоёмы.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Мы с вами сегодня поговорим о Южном Урале и проведем небольшое исследование по плану:

  1. Горы
  2. Полезные ископаемые
  3. Водоёмы
  4. Растительный мир
  5. Животный мир

В конце занятия мы скажем, чем богат Южный Урал и почему его называют сокровищницей нашей  страны.  

- Для работы мы разделились на 2 команды: «Знатоки», «Эрудиты». У каждой команды есть лист  исследователя, куда вы будете собирать всю информацию. А также мы создадим свою Красную Книгу с редкими растениями и животными Южного Урала.

Начнем наше исследование.

1этап исследования: Горы.(слайд)

Воспитатель:

Река Урал –уникальна, она  разделяет Европу и Азию.  В центре региона – Уральские горы. Протяженность Уральских гор около 2500 км – от Северного Ледовитого океана до пустынь Казахстана. Так как Уральские горы очень древние, их возраст 250 -500 млн. лет, они невысоки.

Пожалуй, никакие другие горы России не имели столько названий.  Уральские горы называли по-разному: Рифейские, «Каменный пояс русской земли», «Камень», «Земной пояс» - так называли Урал до 13 в. Название Урал появилось только с XYIII века в работах знаменитого русского историка и географа В.Н. Татищева. 

- Сейчас мы познакомимся с Уральскими горами.Команды, получите задания.

(Слайд)

- Перед вами карта Южного Урала. На ней обозначены горные вершины и их  высота. Ваша задача - найти название горы и записать в свой исследовательский лист, начиная от самой высокой.

2этап: Полезные ископаемые.

(Слайд)

Воспитатель:

- Уральские горы широко известны богатством минерального мира. Именно на Урале открыли первое российское золото, здесь есть серебро, платина и разнообразные самоцветы – изумруды, бериллы, аметисты, рубины. В Ильменском минералогическом заповеднике обнаружено более 270 минералов, из которых 17 — впервые в мире были обнаружены именно в Уральских горах.

(Слайд)

- Перед вами образцы полезных ископаемых Южного Урала.                    Ваша задача: Найти  полезное ископаемое по его условному обозначению, опираясь на карту Челябинской области и выбрать его из предложенных минералов.  Записать  в свой лист.

3 этап: Водоёмы

(Слайд)

Воспитатель:

- На Урале огромное количество озер (3300), рек и ручьев. Реки на Урале великолепны: 8 из них имеют протяженность более 1000 км. Давайте изучим водоёмы Южного Урала подробнее. Получите задания для исследования.

Ваша задача:   Найти озёра (5 «В» кл.) и реки(4 «Ж» кл.) Южного Урала.                                                                                                          

Воспитатель:

- На Урале водный туризм очень популярен,  главное хобби жителей Урала - рыбалка!Вы бывали на рыбалке?

Давайте посмотрим, какие рыбы встречаются на Южном Урале.

Ваша задача: Найти названия речных (4 «ж») и озёрных (5 «В») рыб в шифровке и записать их.

Воспитатель:

- Среди рыб Южного Урала встречаются редкие виды. Среди них белый амур (озёрная)и белорыбица(речная).                                                                                      По одному участнику из каждой команды зачитывают небольшие сообщения  об этих рыбах (домашнее задание).

Материал об этих рыбах мы поместим в Красную Книгу Южного Урала, с которой вы сможет познакомиться позже.

Воспитатель:

- К сожалению, вода в водоёмах очень загрязнённая. Чтобы она была пригодна для применения, нужно её очистить. Как это сделать? (фильтр для очистки)

(Слайд)  виды фильтров

- У многих дома также стоят фильтры для очищения питьевой воды.  Давайте попробуем собрать фильтр и очистить в нем грязную воду(практическое выполнение задания). К нему мы вернёмся позже.

4 этап: Растительный мир

Воспитатель:

- На Урале растительный мир очень богат.  Огромные площади отведены под заповедники и заказники.

-Что такое заповедник?

(Слайд)

Заповедник – это территория охраняемая законом, на которой запрещено рвать цветы, ягоды, травы, охотиться на животных и птиц, ловить рыбу. В заповедник можно приходить только на экскурсию.

Давайте посмотрим на растительный мир Южного Урала. (Слайд)

Ваша задача: Запишите в свои листы названия растений, изображенные на картинках.

По одному участнику из каждой команды зачитывают небольшие сообщения  о лекарственных растениях.  (Зверобой, липа -5 «В» кл. Волчье лыко, крапива- 4 «Ж» кл.). (домашнее задание)

Известны и другие   лекарственные растения.  Информацию о них мы также поместим в Красную книгу. (Слайд)

5этап: Животный мир

(Слайд)                                                                                                                Воспитатель:

-Животный мир Урала также богат.Перед вами карта Южного Урала с животными и птицами.

Ваша  задача - вычеркнуть  на карте тех животных (4 «Ж» кл.) и птиц (5 «В» кл.), которые не водятся на Южном Урале. Приклеить  карту с ответом в свои листы.

Воспитатель:

- Среди  многообразия животных и птиц  есть редкие и интересные виды.По одному участнику из каждой команды зачитывают небольшие сообщения  (Лебедь-шипун-5 «В» кл. землеройка- 4 «Ж» кл.). (домашнее задание)

Воспитатель:

- Давайте вернёмся к нашим фильтрам. Сравните воду до и после фильтрации.

- Как вы думаете, зачем нужно очищать воду, где вы сможете применить подобные фильтры? (в саду, на отдыхе.)

- Наше занятие-исследование подошло к концу.  Ответьте на вопрос:              « Почему Урал называют сокровищницей нашей страны?  Чем богат Южный Урал?»

(Слайд)

Воспитатель:

Действительно,  на Урале множество разнообразных природных достопримечательностей. Здесь есть горы и скалы, пещеры, водопады,  реки и озера, которые привлекают в эти районы много туристов. На территории Урала добывают разные полезные ископаемые, поэтому у нас много заводов, которые важны для всей страны. Растительный и животный мир Южного Урала радует нас своим богатством и красотой. (Слайд)

Богатая природа Урала нашла отражение в литературе и искусстве. Урал изображали на картинах многие художники, его снимали с конца XIX века фотографы. (Слайд)

Однако на сегодняшний день ресурсы района ещё недостаточно освоены. Мы сегодня провели небольшое исследование этого богатого края. Когда вы вырастите, вы можете продолжить изучать свой край родной.                                    Мы желаем вам удачи и  благодарим за работу.

Рефлексия.

- Вам понравилось занятие?

- Что заинтересовало вас больше всего?                                                                           - Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое занятие по краеведению "Путешествие по родному краю"

Цель: воспитывать у учащихся экологическую культуру, бережное отношение к природе. Задачи:- расширить кругозор детей в познании окружающей среды;- воспитывать у подрастающего поколения бережное о...

"Мой марийский край родной" конспект логопедического занятия по теме «Наша Родина» для детей с ОНР III уровня 2 года обучения

Цель: расширение словаря по теме.Задачи: - учить детей употреблять в речи степени сравнения прилагательного «красивый» и его синонимов;- образовывать относительные прилагательные от существительных;- ...

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Конспект внеклассного занятия по математике "Путешествие по родному краю", 6 класс

Данное занятие предназначено для учащихся 6 класса. В игровой форме проверяются знания о действиях с дробями, решении уравнений, умении определять масштаб и работать  с картой....

Методическая разработка занятия и презентация: "Народный фольклор родного края. Уж вы горы, горы Жигулёвские"

Разработка занятия предназначена для учащихся музыкальной студии третьего года обучения.  Разработка включает сценарий занятия и презентацию по теме занятия....

Проектная деятельность на внеурочных занятиях курса «Мой край родной – Кузбасс» духовно-нравственного направления в начальной школе

Мы живем в столице шахтерского края. В Кузбассе, пожалуй, не найдется ни одной семьи, где не было бы родственников, занятых в угольной отрасли. Эти люди буквально несут в нашу жизнь свет. Благодаря ге...

Занятие по краеведению "Мой край, родной - Мордовия, моя"

На занятии дети совершают заочное путешествие по районам Мордовии....