Проектная деятельность на внеурочных занятиях курса «Мой край родной – Кузбасс» духовно-нравственного направления в начальной школе
статья по технологии на тему

Мешкова Екатерина Сергеевна

Мы живем в столице шахтерского края. В Кузбассе, пожалуй, не найдется ни одной семьи, где не было бы родственников, занятых в угольной отрасли. Эти люди буквально несут в нашу жизнь свет. Благодаря героической работе  горняков в наших домах есть тепло, а также безостановочно работают фабрики и предприятия. О важности шахтерского труда должен знать каждый человек, родившийся в Кузбассе. В работе над проектом «Кузбасс - шахтерская столица» считаю своей целью создать такие условия, при которых обучающиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;-  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-  приобретают коммуникативные умения, работают в различных группах;

-  развивают у себя исследовательские умения;

-  развивают системное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzbass-_shahterskiy_kray.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мешкова Екатерина Сергеевна,

учитель технологии,

МБОУ «Гимназия №71» («Радуга») г. Кемерово

Проектная деятельность на внеурочных занятиях курса

«Мой край родной – Кузбасс» духовно-нравственного направления в начальной школе

Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены  в государственных  стандартах второго поколения.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт направлен на формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных  универсальных учебных действий, т.е. такой системы действий, которая обеспечивает способность ребенка к самостоятельной учебной деятельности.  Можно сказать, что согласно требованиям стандарта, результатом обучения является не конкретные знания, а само «умение   учиться».

Мы живем в столице шахтерского края. В Кузбассе, пожалуй, не найдется ни одной семьи, где не было бы родственников, занятых в угольной отрасли. Эти люди буквально несут в нашу жизнь свет. Благодаря героической работе  горняков в наших домах есть тепло, а также безостановочно работают фабрики и предприятия. О важности шахтерского труда должен знать каждый человек, родившийся в Кузбассе.  Гордость за свою малую родину можно воспитывать не только на уроках регионоведения, но и в рамках  предмета «Технология».

В тематике школьной программы по технологии не отражена тема, связанная с шахтерской профессией, поэтому мною был разработан проект «Кузбасс - шахтерская столица»  в рамках курса  «Мой край родной - Кузбасс» для начальной школы, который реализуется во внеурочной деятельности.

В работе над проектом «Кузбасс - шахтерская столица» считаю своей целью создать такие условия, при которых обучающиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-  приобретают коммуникативные умения, работают в различных группах;

-  развивают у себя исследовательские умения;

-  развивают системное мышление.

Исходя их поставленной цели  работы  над  проектом, решаются следующие задачи:

-  в интересных и разнообразных формах познакомить детей с профессией шахтера;

-  расширить детский кругозор;

-  вдохновить детей на творческую деятельность;

-  дать знания об истории малой Родины;

-  воспитать чувство гордости и любви  к своей малой Родине;

-  воспитать элементы экологического сознания.

Для достижения целей и задач важны детали, взятые из реальной жизни, знакомые и значимые для ребенка. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, чтобы ученик воспринимал полученную информацию как действительно нужную.  Или смоделировать такие ситуации, когда знания об истории родного края ему действительно пригодятся, например, при общении с людьми из других регионов или даже стран. Ведь мы живем в такое время, когда пространственные и даже языковые границы стираются, благодаря развитию современных технологий. Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.

Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которой возникает что-то новое.

Этапы выполнения проекта:

Этап 1. Предложение тем проекта. Тема проекта определяется методом «мозгового штурма». Это, пожалуй, самый демократичный этап проекта, так как каждый его участник может предложить свою тему.

Этап 2.  Выбор одной темы проекта.        Он довольно сложен для учителя, так как нужно подтолкнуть учащихся к выбору темы, приемлемой с точки зрения технических возможностей школы и того учебного материала, который должен быть внесен в проект по замыслу учителя. При этом учителю нельзя «давить» на учащихся, настоятельно рекомендуя или запрещая ту или иную тему. В противном случае теряется смысл первого этапа.

Этап 3. Выбор методов и ресурсов для работы над проектом, выбор формы презентации результатов проекта. Спектр методов для выполнения проекта чрезвычайно широк - это может быть эксперимент, интервью, социологический опрос, экскурсия, изучение литературы, поиск информации в сети Интернет. Учителю важно познакомить учащихся с имеющимися возможностями, предоставив право выбора им самим.

Этап 4.  Закрепление полученных знаний на практике.

Наиболее подробно о третьем и четвертом  этапах проекта расскажу на примере каждого класса.  

Первый класс. Проект «Сердце шахтера».

В первом классе в процессе реализации  проекта мы изучаем историю угледобычи и архитектурных памятников, посвященных горняцкому делу, посещаем с детьми мемориал «Память шахтерам Кузбасса» - архитектурно-исторический  символ Кузбасса,  создаем образ шахтера с опорой на скульптуру легендарного архитектора Эрнста Неизвестного.  На детей производит большое впечатление девятиметровый монумент, установленный на гранитном постаменте. Памятник находится на высокой площадке, открывающий вид на город  Кемерово-столицу Кузбасса. Бронзовый гигант с вечно-горящим сердцем-угольком смотрит на шахтерскую столицу с высокого обрывистого берега Томи. Экскурсия и обсуждение увиденной скульптуры вдохновляют детей на создание своими руками открытки «С Днем шахтера!», которая и является практическим результатом деятельности.

Открытка изготавливается  в технике «бумагопластика» (размер А5; используемые материалы/инструменты - картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши, фломастеры; цветовая гамма - черный, красный, оранжевый, желтый, коричневый, серый цвета). Ключевой элемент открытки – изображение горняка, на месте сердца - горящий уголек, как метафоричный символ мужества, преданности своему делу.

Традиционно День Шахтера отмечается в России и в странах бывшего Советского Союза в последнее воскресенье августа. С 2001 года в Кузбассе принято ежегодно выбирать город, который становится центром торжеств. Детям предлагается сохранить поздравительную карточку до главного кузбасского профессионального праздника, чтобы в конце августа вручить ее отцу, деду или ветерану шахтерского труда.

Второй класс. Проект «Самый большой в мире грузовик».  

Во втором  классе на третьем  этапе проекта  мы изучаем разновидности и особенности техники, применяемой на шахтах и разрезах, организуем встречи представителями рабочей шахтёрской династии. Ребята очень любят такие встречи, т.к. гость приносит с собой фотографии с места его работы, делится интересными фактами. Увлекательны  встречи с водителями, работающими на шахте.  Они рассказывают о новейшей технике, которая занимает первое место в рейтинге самых больших автомобилей в мире и может поднимать одновременно почти полмиллиона тонн угля, потому что площадь кузова такой машины равна площади просторной трёхкомнатной квартиры и др.

Вдохновившись рассказами  гостей,  ребята изготавливают макет карьерного самосвала БелАЗ в технике «пластилинография» (размер - А4; цветовая гамма - чёрный, жёлтый, оранжевый цвета; основной материал - пластилин; использование комбинированных техник - декорирование поверхности бисером, природными материалами, прежде всего - углём).

Третий класс. Проект «Горящий уголек – символ тепла и семьи».

 На стадии реализации этапов этого проекта мы с детьми  выводим понятия так называемой «кузбасской мифологии» или кузбасского символизма: горящий уголек является символом тепла, дома, уюта, семьи, верности, самой жизни. Дети вспоминают истории, связанные с членами их семьи, работающими или работавшими на шахтах и разрезах. Каждый из учеников на уроке может рассказать о своем родственнике, о его труде, о семейных традициях, связанных с празднованием Дня Шахтера. На занятие ребята приносят семейные снимки, фотографии.

Результатом данной деятельности является  изготовление куклы - оберега с  применением техники шитья из капроновой ткани, в руках которой чаша с горящим угольком  (высота куклы - 20 см.; цветовая гамма - коричневый,  оранжевый, жёлтый, красный цвета; используемые  материалы/инструменты - тонкий капрон без лайкры, английские булавки, ножницы, синтепон, тонкая проволока, клей ПВА, нитки, пряжа). Созданным куклам школьники придумывают имена, часто при этом используя лексемы, связанные с шахтёрской тематикой, к примеру — кукла - Горнячка, кукла - Августина, кукла - Огонёк.

 Изготовленный оберег детям предлагается подарить своим близким, желательно тем из них, кто занят в угольной отрасли.

Четвертый класс. Проект «Горняцкий головной убор».

 В четвертом классе в процессе реализации проекта мы изучаем средства индивидуальной защиты горнорабочего, делая акцент на опасности шахтёрского труда.  На основе презентационного фильма, предоставленного кемеровским музеем-заповедником «Красная горка» дети узнают особенности спецодежды и инвентаря горнорабочего.  Активно используется и  наглядный материал -  специально подготовленные  плакаты, которые  демонстрируют, как с течением времени менялся облик шахтёра. Изучение внешнего облика горняка помогает освоить и историю угледобычи.

Результатом данной работы стало  изготовление шахтёрской каски в технике папье-маше (используемые материалы - низкая по плотности бумага или газета, клей, вода, кисть, акриловая краска, глубокая ёмкость, форма шляпы; цветовая гамма - оранжевый, жёлтый, чёрный цвета). 

Все работы, созданные на проектных занятиях, оформляются и объединяются на общей выставке, доступ на которую открыт не только для младшеклассников, но и для учеников среднего звена, старших классов, для родителей и учителей. Место выставки - школьное фойе.

В процессе работы над проектами  у учащихся формируются  личностные универсальные учебные действия. В результате знакомства с профессией шахтера  у детей появляется уважение к ней, прививается  любовь к своему краю, историческим ценностям. В результате работы над созданием изделий, отражающих шахтерский труд, у детей формируется   положительное отношение к художественно-прикладному искусству, развивается трудолюбие, художественно-эстетический вкус. Обсуждение целей, задач и результатов работы развивает  самооценку, уважительное отношение к своей и чужой деятельности, толерантность к мнению окружающих. У детей  появляется  учебная и социальная мотивация, т.к. они ощущают ситуацию успеха от  значимости созданных ими проектов. Ведь свои «творения» ребята имеют возможность вручить ветеранам шахтерского труда.

Эта разработка, включающая в себя комплекс проектов, позволяет сделать внеурочную деятельность по  технологии более информативной, насыщенной, разнообразной, познавательной.  Школьники расширяют свой кругозор, а родной край для них приобретает новые краски и  познаётся через творчество.

Список литературы:

  1. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Борисова, Е. Волшебный клубок: 700 схем и образцов//Е.Борисова, Пер. с нем. И. Логвиновой. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002.
  3. Голованова, В.П. Педагогика дополнительного образования детей: Учебное пособие// В.П. Голованова – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006.
  4. История Кузбасса". Отв. ред. Н. П. Шуранов. - Кемерово: ИПП "Кузбасс", "СКИФ", 2006.
  5. Кузбасс. История и настоящее: [фотоальбомы]. – Томск: ГалаПрес, 2008.
  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование – М.: Просвещение - 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе. Кружок "Здоровейка"

Программа направлена на формирование у личности ребенка стремления к занятиям физической культурой и спортом. Формирование четкой мотивации к совершенствованию себя, как полноценно-развитой личности....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

Рабочая программа внеурочного курса по ФГОС в системе духовно-нравственного воспитания "Проба пера".

Программа внеурочного курса по духовно-нравственному воспитанию «Проба пера» ориентирована на формирование духовно-нравственных ценностей личности посредством текстопорождения, разработана...

Мастер-класс по теме «Формирование духовно-нравственной культуры у учащихся общеобразовательной школы в процессе вокально-хоровой деятельности»

    Программа предназначена для педагогических работников, учителей музыки, которые в настоящий момент ведут вокально – хоровую работу во внеурочное время (как кружковую работу)...

Проектная деятельность на внеурочных занятиях по английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Сценарий мини-спектакля “Хранитель сказок” (“Lord Keeper of Fairy Tales”).

В данной работе представлен мой первый практический опыт организации проектной деятельности младших школьников в условиях внеурочной занятости обще-интеллектуального направления на примере реализации ...