Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
рабочая программа по экологии (11 класс)

Боровлева Галина Леонидовна

Рабочая программа дисциплины разработана на основе учебного плана по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом от 31.08.2017г. № 21-УР, акта согласования распределения вариативной части от 30.08.2017г.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл за счет часов вариативной части.

При изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» знания обучающихся базируются на ранее полученных знаниях при изучении биологии, химии, физики.

В результате освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен уметь:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

-соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

- методы экологического регулирования;

- понятие и принципы мониторинга окружающей среды

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- природоресурсный потенциал Российской Федерации; - охраняемые природные территории;

- принципы производственного экологического контроля; - условия устойчивого состояния экосистем.

Количество часов, отведенное на освоение рабочей программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа; самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.

Промежуточная аттестации в форме контрольной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_k-31_19-20_uch.god_ekologiya.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области

ГБПОУ  ВО «Острогожский многопрофильный техникум»

                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                        Заместитель директора

                                                                                        по учебной работе

 

                                                                                        ___________О.В. Редина

                                                                                       «_____» ____________ 2019 г.

                                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

для специальности 

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Острогожск 2019

Рабочая программа дисциплины разработана на основе учебного плана по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом от 31.08.2017г. № 21-УР, акта согласования распределения вариативной части от 30.08.2017г.

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».  

Разработчик:

Боровлева Г.Л., преподаватель экологических основ природопользования.

Рецензенты:

Редина О.В., заместитель директора по учебной работе, преподаватель химии и биологии.

Леньшина Л.М., методист БПОУ ВО «Острогожский медицинский колледж».                              

Рабочая программа рекомендована цикловой комиссией математики, программирования и информационных технологий.   

Протокол №______от «_____» _______ 2019 г.

Председатель цикловой комиссии________ Н.В. Меркулова

СОГЛАСОВАНО

Заведующий отделением       ________ О.Н. Гончарова                                     

СОГЛАСОВАНО

Методист                 ________ Н.В. Козлова

                                     

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»        4

1.1. Области применения программы        4

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы        4

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины        4

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины        5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ        6

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы        6

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Экологические основы природопользования»        7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        12

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.        12

3.2. Информационное обеспечение обучения        12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

1.1. Области применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл за счет часов вариативной части.

При изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» знания обучающихся базируются на ранее полученных знаниях при изучении биологии, химии, физики.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен

уметь:

         -анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

-соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  -  особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

  -  об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

  -  принципы и методы рационального природопользования;

  -  основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

  -  принципы размещения производств различного типа;

  -  основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

  - основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

  -  методы экологического регулирования;

  -  понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

  -  правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

  - принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

  -  природоресурсный потенциал Российской Федерации;

  -  охраняемые природные территории;

  -  принципы производственного экологического контроля;

  -  условия устойчивого состояния экосистем.

В результате освоения дисциплины у обучающего должны формироваться элементы следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов, отведенное  на освоение рабочей  программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной нагрузки

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

10

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Подготовка докладов

4

Подготовка сообщений

2

Повторение и закрепление материала с использованием конспектов урока и учебников

8

Работа с нормативными правовыми актами

2

Промежуточная аттестации в форме: 5 семестр - контрольная работа  

        

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1.

Особенности взаимодействия общества и природы

30

Содержание учебного материала

6

ОК 1, ОК 2,

ОК 4, ОК 6

Тема 1.1.

Условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса

1

Природа и общество:

- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

-особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- общие и специфические черты;

- развитие производительных сил общества;

увеличение массы вещества и материалов.

2

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности:

- влияние урбанизации на биосферу;

- принципы и методы рационального природопользования;

- методы экологического регулирования;

- условия устойчивого состояния экосистем;

3

Признаки экологического кризиса:

- условия устойчивого развития экосистем и возможные причины    

возникновения экологического кризиса;

- глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя,

истощение энергетических ресурсов, «парниковый» эффект; пути их решения.

Практическое занятие

2

ОК 6, ОК 7

Изучение естественных экологических систем и взаимосвязи организмов и среды обитания

Самостоятельная работа

4

ОК 4, ОК 5,

ОК 8

Повторение и закрепление материала с использованием конспектов урока и учебников по теме «Условия устойчивого развития экосистем и возможные причины возникновения экологического кризиса»

2

Подготовка доклада  «Экология и здоровье человека»

2

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

1

Работа студентов в микрогруппах на практическом занятии

2

Защита доклада

 

 Тема 1.2.

Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Принципы размещения производств различного типа

Содержание учебного материала

4

ОК 1, ОК 2,

ОК 3, ОК 4,

ОК 6

1

 Природные ресурсы и их классификация:

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов;

- взаимосвязь природных ресурсов с размещением производства;

- принципы размещения производств различного типа.

2

Пищевые ресурсы человечества:

- проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции;

- проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Практическое занятие

2

ОК 6, ОК 7

Оценка экономического ущерба от негативных воздействий на почву

Самостоятельная работа

3

ОК 4, ОК 8

Повторение и закрепление материала с использованием конспектов урока и учебников по теме «Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Принципы размещения производств различного типа»

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

1

Работа студентов в микрогруппах на практическом занятии

Тема 1.3.

Основные группы отходов, их источники и масштабы образования

Содержание учебного материала

4

ОК 1, ОК 4,

ОК 6

1

  Загрязнение биосферы:

- антропогенное и естественное загрязнение;

- прямое и косвенное воздействие на человека загрязненной биосферы;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов

2

  Пути миграции и накопление в биосфере токсичных и радиоактивных веществ:

- «зеленая» революция и ее последствия;

- значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов;

- способы ликвидаций последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

- понятие мониторинга окружающей среды и экологического риска.

Практическое занятие

2

ОК 6, ОК 7

Мониторинг окружающей среды, регламент экологической безопасности

Самостоятельная работа

3

ОК 4, ОК 5,

ОК 8

Подготовка сообщения «Экология человека и социальные проблемы»

2

Работа с нормативными правовыми актами: Федеральным законом «Об охране окружающей среды», статья 30; Конституцией РФ, статья 42 (Право на благоприятную окружающую среду)

1

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

1

Работа студентов в микрогруппах на практическом занятии

2

Защита сообщения

Раздел 2.

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

18                  

Тема 2.1.

Охраняемые природные территории.

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание учебного материала

4

ОК 1, ОК 2,

ОК 4, ОК 6

1

Новые эколого-экономические подходы природоохранительной деятельности:

-природоохранительные постановления и нормативные акты по рациональному использованию окружающей среды;

-правовые и социальные вопросы природопользования  и экологической безопасности.

2

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранительное просвещение. Охраняемые природные территории.

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Практическое занятие

2

ОК 6, ОК 7

Определение качества воды

Самостоятельная работа

3

ОК 4, ОК 8

Повторение и закрепление материала с использованием конспектов урока и учебников по теме «Охраняемые природные территории.

Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.»

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

1

Работа студентов в микрогруппах на практическом занятии

Тема 2.2.

Принципы производственного экологического контроля

Содержание учебного материала

2

ОК 1, ОК 2,

ОК 3, ОК 4,

ОК 6, ОК 8,

ОК 9

1

Понятие об экологической оценке производства и предприятий.

Принципы производственного экологического контроля.

Практическое занятие

2

ОК 6, ОК 7

Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов деятельности

Контрольная работа

2

ОК 1, ОК 2,

ОК 3, ОК 8

Самостоятельная работа

3

ОК 4, ОК 5,

ОК 8, ОК 9

Подготовка доклада «Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды» или «Экология России и экология нашего города» или

«Заповедное дело в России»

2

Работа с нормативными правовыми актами: Федеральным законом «Об охране окружающей среды», статья 13 (Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду), статья 77 (Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде); Конституцией РФ, статья 9 (Земля и другие природные ресурсы).

1

Использование активных и / или интерактивных форм проведения занятий

1

Работа студентов в микрогруппах на практическом занятии

2

Защита доклада

Всего:

48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Экологические основы природопользования, читального зала библиотеки с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебная доска.

Технические средства обучения:

СD и DVD диски

Наглядные пособия: стенды, плакаты, раздаточный материал, инструкционно - технологические карты для проведения практических занятий.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - М.: Проспект, 2014. - 32с.

2. Водный Кодекс РФ от 03.06.2006  N 74-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2014). - №459 ФЗ //Консультант Плюс. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru, свободный

3. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ  (с изменениями и дополнениями на 2014). - №487 ФЗ //Консультант Плюс. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru, свободный

4. Лесной Кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2014). - №250 ФЗ //Консультант Плюс. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru, свободный

5. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 «Об охране окружающей среды» - №458 ФЗ //Консультант Плюс. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru, свободный

6. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96 (с изменениями и дополнениями на 2014).-№458 ФЗ //Консультант Плюс.–Режим доступа:  http://www.consultant.ru, свободный

7. Федеральный закон  «О животном мире» от 24.04.1995 N 52-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2011).-№242 ФЗ //Консультант Плюс. – Режим доступа:  http://www.consultant.ru, свободный

Основные источники:

1. Денисов В.В. Экологические основы природопользования /В.В. Денисов, Е.С. Кулакова, И.В. Денисова.- Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 456 с.

Дополнительные источники:

1.Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп./Рук. авт. колл. Э.А. Арустамов. - М.: «Дашков и К°», 2007.-316с.

2. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: Учебник.- 2 изд., испр.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.- 256с.

3. Константинов В.М. Экологические основы природопользования: Учебное пособие.- 9-е изд. / В.М.Константинов, Ю.Б. Челидзе. - М.: Академия, 2009.-208с.

Информационные справочно-правовые системы:

 «Консультант Плюс». – Режим доступа:  http://www.consultant.ru, свободный

Интернет-ресурсы:

1.Всемирный фонд дикой природы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wwf.ru, свободный

2.Особо охраняемые природные территории России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oopt.info/, свободный  

 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, письменных и устных опросов, оценки защиты докладов и сообщений, работы с нормативными правовыми актами.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме контрольной работы.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные

знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

ОК 1, ОК 2, ОК 8

В рамках текущего контроля:

устный опрос

Соблюдать  регламенты по  экологической безопасности в профессиональной деятельности

ОК 1, ОК 2,ОК 8, ОК 9

тестирование

Усвоенные знания:

Особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

ОК 1, ОК 2, ОК, ОК 4, ОК 5, ОК 6

индивидуальный опрос, письменный опрос по карточкам,

оценка защиты докладов

Об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса

ОК 1, ОК 2, ОК, ОК 4, ОК 5, ОК 6

индивидуальный опрос, письменный опрос по карточкам, оценка защиты сообщений

Принципы и методы рационального природопользования

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 6

комбинированный опрос

Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

ОК 1, ОК 4, ОК 6

устный опрос

Принципы размещения производств различного типа

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7

проверка выполнения заданий на практических занятиях

Основные группы отходов, их источники  и масштабы образования

ОК 1, ОК 6, ОК 7

проверка выполнения заданий на практических занятиях

Основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов

ОК 1, ОК 8

комбинированный опрос

Методы экологического регулирования

ОК 1, ОК 2

комбинированный опрос

Понятия и принципы мониторинга окружающей среды

ОК 6, ОК 7

комбинированный опрос

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности

ОК 1, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7

индивидуальный опрос, письменный опрос по карточкам,

оценка защиты докладов

Принципы и правила международного сотрудничества в

области природопользования и охраны окружающей среды

ОК 1,ОК 4,ОК 5, ОК 9

оценка защиты докладов

Природоресурсный потенциал Российской Федерации

ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 6

комбинированный опрос

Охраняемые природные территории

ОК 1-ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 8, ОК 9

индивидуальный опрос, письменный опрос по карточкам,

оценка защиты докладов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Принципы производственного экологического контроля

ОК 1,ОК 9

комбинированный опрос

Условия устойчивого состояния экосистем

ОК 1, ОК 6, ОК 7

проверка выполнения заданий на практических занятиях

ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 8

В рамках промежуточного контроля:

контрольная работа

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в соответствии со шкалой.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

89 ÷ 100

5

отлично

75 ÷ 88

4

хорошо

61 ÷ 74

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности 140448

Аннотация к рабочей программедисциплины «Экологические основы природопользования» Общая трудоемкость дисциплины  1  зачетная единицаОбщий объем 48 часов   в том числе:− лекции...

Рабочая программа дисциплины "Экологические основы природопользования"

Данная рабочая программа предназначена для студентов СПО специальности "Компьютерные системы и комплексы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Экологические основы природопользования» Для специальности: 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовый образовательный уровень

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. Товароведение и качество потребительских товаров, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования» для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины Экологические основы природопользования» для специальностей 160108 «Производство летательных аппаратов», 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных сет

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальностям 160108 «Производство летательных аппаратов»,230113 «Компьютерные системы и комплексы», ...

Рабочая программа по Экологические основы природопользования

Рабочая программа по Экологические основы природопользования для заочной формы обучения...