Мини-проект "Наедине с природой. Экотеатр" «ТИШЕ, ПТИЦЫ НА ГНЕЗДАХ»
методическая разработка по экологии (5 класс)

Кузьмина Екатерина Эдуардовна

Каждый год летом телефоны ветеринаров и приютов для животных раскаляются от звонков с текстом "мы нашли птенчика, заберите!" Чаще всего в таком доброхотстве нет никакой необходимости - птенцу ничего не угрожает. И каждый год орнитологи говорят о том, что не надо бездумно выхватывать птах из их естественной среды обитания. Ведь результатом чаще всего оказывается загубленная птичья жизнь.

Цель проекта: привлечь внимание детей и родителей к правилам поведения в лесу и на дачном участке в период гнездования, которые могут сохранить множество птичьих жизней.

Целевая аудитория проекта: учащиеся 1-5 классов, воспитанники детских садов, родители обучающихся.

Жанр: литературно-музыкальная композиция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

IV ОТКРЫТЫЙ РАЙОННЫЙ КОНКУРС

«Эффект радуги»

Мини-проекты «Наедине с природой. Экотеатр»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ТИШЕ, ПТИЦЫ НА ГНЕЗДАХ»

Команда «ЧИЖИК»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 323

Невского района Санкт-Петербурга

пр. Солидарности, дом 1, корп.2, лит. А Санкт-Петербург

Автор проекта: Кузьмина Екатерина Эдуардорвна

Санкт-Петербург

2018

Цель проекта: привлечь внимание детей и родителей к правилам поведения в лесу и на дачном участке в период гнездования, которые могут сохранить множество птичьих жизней.

Задачи проекта:

  • стимулирование творческих способностей, познавательной и социальной активности учащихся;
  • развитие нестандартного мышления, креативности;
  • формирование экологического восприятия окружающей среды и бережного отношения к природе;
  • умение работать в команде, формирование культуры презентации проектной работы

Актуальность проекта:

Каждый год летом телефоны ветеринаров и приютов для животных раскаляются от звонков с текстом "мы нашли птенчика, заберите!" Чаще всего в таком доброхотстве нет никакой необходимости - птенцу ничего не угрожает. И каждый год орнитологи говорят о том, что не надо бездумно выхватывать птах из их естественной среды обитания. Ведь результатом чаще всего оказывается загубленная птичья жизнь.

Скоро у птиц начнется сезон гнездования. Однако не всем удается вывести потомство благополучно: гибнут и яйца, и подросшие птенцы. Если причины естественны, с этим еще можно как-то смириться. Но когда виновником оказывается человек - все намного печальней. Вдвойне - когда он «хотел как лучше»...

В период гнездования нужно вести себя тихо, чтобы не спугнуть сидящих на гнездах птиц. Побеспокоенная птица может надолго покинуть гнездо или вовсе его оставить, тогда яйца или птенцы погибнут. Поэтому, находясь на природе, особенно в мае-июне, следует соблюдать тишину - не кричать, не включать громкую музыку. Не сходить с пешеходных маршрутов и не заходить вглубь леса. В том случае, если вы случайно обнаружили гнездо или встревоженную птицу, то необходимо тихо уйти, чтобы птица не волновалась. А заметив птенца - не надо его фотографировать, трогать, подбирать и уносить с собой. Так как его родители, пусть вы их и не видите где-то рядом, непременно позаботятся о своем потомстве.

Соблюдая эти простые правила мы не мешаем пернатому населению растить новое поколение, которое в будущем подарит нам свои звонкие песни.

Целевая аудитория проекта: учащиеся 1-5 классов, воспитанники детских садов, родители обучающихся.

Жанр: литературно-музыкальная композиция

Сценарий

ЧИЖ - Мама, мама, что случилось в лесу? Будто праздник для всех начался. Песни, пляски, игры. А меня не берут…

МАМА - Чижик, это весна пришла. Весной птицам настаёт время петь. Как твой папа чиж весной поет…Кто не умеет петь — кричит. Некоторые птицы пляшут. И общие игры есть у птиц. И все это делают самцы. Так они себе пару ищут

ЧИЖ - А что делают самочки? Они ни в боях, ни в играх, ни в плясках не участвуют. И не поют.

МАМА - У них другие заботы.

ЧИЖ - Какие заботы?

МАМА - Первая забота — гнездо свить для детей. И самцы им помогают

ЧИЖ - Без рук, без топорёнка построили избёнку. И стали  жить-поживать и добра наживать?

МАМА - Нет, Чижик. Вторая птичья забота: яйца снести и высидеть птенцов. Маме приходится нелегко. Гнездо нельзя оставлять, чтобы яйца не остыли. Мне еду твой папа приносил. А некоторые птицы улетают ненадолго быстро перекусить.

ЧИЖ - А как же они не путают свои гнезда?

МАМА - Чижик, каждая мама заботится о своих детях и никогда их не потеряет. У разных птиц яйца отличаются по цвету, размеру и форме.

ЧИЖ – А когда птенчики появляются?

МАМА – У мелких пташек  через 10-12 дней, а у крупных птиц через 20-30 дней.

ЧИЖ – И все? Маме можно отдыхать?

МАМА – Тогда начинается третья забота родителей: выкормить деток и летать научить. Мы с папой целыми днями туда-сюда летали, чтобы тебя досыта накормить.

ЧИЖ - Я знал, я знал! Птицы – лучшие родители.

МАМА – Да, чижик. Но и они не всегда могут защитить своих деток от врагов. Птицы строят гнезда в укромных местах, прячут птенцов от чужих глаз.

ЧИЖ – От хищников? Которые едят птенцов?

МАМА – Да. И еще от людей. Они бывают очень любопытны.


ПЕСНЯ (сопровождается презентацией)

Вот обычное яйцо, посмотри.

Кто-то маленький находится внутри.

Очень скоро он появится на свет.

Кто же это? Мы узнаем ответ.

Этот милый дружок нам знаком,

Он покрыт ярко-жёлтым пушком.

Он играет и пищит там и тут.

Знают все, его цыплёнком зовут

Вот огромное яйцо, посмотри.

Интересно, кто находится внутри.

Очень скоро он появится на свет.

Кто же это? Мы узнаем ответ.

У него шея длинная. ОГО!

Ноги сильные, большие у него.

Ну же, кто это, скажите, наконец?

Это страуса птенец!

Вот яйцо голубое, смотри.

Непонятно, кто находится внутри.

Очень скоро он появится на свет.

Кто же это? Мы узнаем ответ.

Ха! Малюсенький птенчик какой!

Почему-то он совсем не голубой.

Кто же это? А ответ очень прост —

это маленький дрозд!

Совы, страусы, пингвины,

Дятлы, курицы, павлины

И другие виды птиц

Появились из яиц!

Если бегать в лесу и шуметь,

И кричать, и смеяться, и петь,

Если палкой по стволу стучать -

Можно птиц напугать

И тогда они покинут гнездо,

Улетят от него далеко.

Будет грустный у сказки конец -

Не появится птенец.

Если ты рукой полезешь в гнездо,

то сломать его сможешь легко.

Уронить на землю кладку яиц -

И не будет юных птиц.

Если в мае-июне в лес идешь

Птиц-родителей в гнезде не тревожь

И чужого птенца не бери -

Потихоньку уходи.

Совам, иволгам, пингвинам,

Дятлам, ласточкам, павлинам

Вырастить своих детей

Будет лучше без людей!

По завершении выступления участники спускаются в зал и раздают листовки с правилами поведения в лесу. (Приложение 1)

Источники:

1. Бианки В. В.  «Наши птицы» Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1: Рассказы и сказки/ Вступ. ст. Гроденского Г.; Коммент. Бианки Е.; Рис. Чарушина Е. - Л: Дет. лит., 1972. - 399с.: ил., портр. – Рассказы и сказки.

2. Материалы сайта «Особо охраняемые территории Российской федерации» http://www.zapoved.ru/news/6926/

3. Материалы сайта «Союз охраны птиц России» http://www.rbcu.ru/

4. Канал «Капитан Краб» фрагмент песни «Кто внутри» https://www.youtube.com/playlist?list=PLM3urOdo-KCVhwa38LjQAIaB3l92yvGa6

Приложение 1.

ТИШЕ, ПТИЦЫ НА ГНЕЗДАХ.

Картинки по запросу не шуметь знаки

  • на время гнездования (май-июнь) воздержитесь от прогулок с собаками без поводков на любых зеленых участках;
  • откажитесь от громкой музыки, выбираясь на природу или в парк, приглушите приемники и магнитофоны;
  • увидев птичьего подростка – слетка, ПРОЙДИТЕ МИМО;
  • перенесите подрезку кустарников и деревьев на даче на более позднее время;
  • воздержитесь от разборки старых поленниц и подобных удобных для гнездования птиц местечек. Это временно, пока птенцы не покинут гнезда;
  • если нашли гнездо – сдержите любопытство, уйдите тихонько. Иначе хозяева могут покинуть кладку и даже птенцов, а хищникам будет проще найти его.
  • если заметили птенца - не надо его фотографировать, трогать, подбирать и уносить с собой.

Расскажите об этих правилах своим друзьям, детям, соседям по даче. И поддержите нашу акцию личным примером!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц.

Цель: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следовательные связи, работать с натуральными объектами, определять роль  птиц в природныхсообществах...

Заочное путешествие в природу "Мир зимующих птиц"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов...

Проект урока «Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц».

Фестиваль открытых уроков.Педагогическая цель – формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения птиц. Организация их охраны и привлечение.Практическая  цель – изготовление корм...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Гнездо птицы»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Гнездо птицы"...

Конспект урока мир природы и человека в 3 классе "Птицы. Строение птиц"

Урок рассчитан на детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

презентация "Птицы символы" К уроку "Значение птиц в природе и жизни человека"

презентация к уроку "Значение птиц в природе и жизни человека"...