Заочное путешествие в природу "Мир зимующих птиц"
методическая разработка по биологии на тему

Борисова Елена Алексеевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnoe_puteshestvie.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мир зимующих птиц

Форма проведения занятия: заочное путешествие в природу.

Цель: расширение и углубление знаний у обучающихся о видовом составе и жизнедеятельности зимующих птицах нашей местности, воспитание чуткого и бережного отношения к природе.

Задачи:

Способствовать формированию знаний детей о зимующих птицах нашей местности.

Развивать  познавательную  активность воспитанников  в ходе изучения зимующих птиц.

Воспитывать у обучающихся  осознанное чувство необходимости бережного отношения к природе; доброту, чуткость по отношению к животным.

Методы обучения:  словесные (рассказ, беседа, объяснение),  наглядные (демонстрация, компьютерная  презентация), практические ( изготовление альбома, подкормка птиц), игровой, поисковый.  

План проведения занятия:

I. Вступительная часть (организационный момент и подготовительный этап)

II. Основная часть (заочное путешествие)

              1. Приглашение в путешествие.

              2. Игра «Путешествие».

              3. В зимнем лесу (обзор зимующих птиц)

              4. Закрепление нового и повторение пройденного  материала (игры                    « Зимующие и перелётные птицы»; « Поможем старичку- боровичку», «Меню птичьей столовой», разгадывание кроссворда « Птичья столовая»);

              5.Подведение итогов заочного путешествия.

III. Практическая часть (подкормка птиц в птичьей столовой)

IY. Рефлексия.

         

               

                                                Ход занятия.

     

       I. Вступительная часть (оргмомент и подготовительный этап)

 

Здравствуйте ребята, тему нашего занятия сегодня мне подсказало содержание письма, адресованное нам, которое я нашла сегодня утром на пороге вашей школы. Давайте же вместе  прочтём  его сейчас:

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки,

Ворона, галка, воробей.

Скорей на помощь дети!

Ведь в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас.

 Кормите нас! Согрейте!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки-

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья,

И пропоют чирикая;

«Спасибо вам, великое».

                              И подпись: зимующие птицы.

 

    И так, тема занятия: «Зимующие птицы нашей местности». Мы сегодня познакомимся с основными представителями зимующих птиц нашей местности, рационом питания, узнаем об их жизнедеятельности.

Основная часть.

1. Приглашение в путешествие.

       Трудно представить себе мир без птиц: рощу без соловья, городскую улицу без милых вечно суетящихся воробьев. С наступлением осени многие из них покидают наши места, это перелетные птицы, но есть и такие, которые остаются с нами и в лютую зимнюю пору. Таких птиц называют зимующими. Не легко им приходится в зимнее время.  И я считаю, что мы не можем остаться равнодушными к их просьбе о помощи.

Ребята, как вы считаете, нужно помочь птицам?

Что для этого нужно сделать?

Я предлагаю вам отправиться в лес и отнести корм нашим пернатым друзьям, который находится  в этих  пакетах. Пойдем? Пойдем!

Пригласить вас на экскурсию в лес хочу, друзья,

Там снег на солнышке блестит,

Там зайка беленький бежит,

Там нетерпенья не тая,

Нас ждут пернатые друзья

И если вы готовы в путь,

То посмотрите на меня, и делайте скорей как я.

2. Игра «Путешествие». (Педагог  говорит слова и показывает движения, участники за ним повторяют).

Выходим из дома и идем по тротуару (топают ногами).

Сворачиваем на проселочную дорогу, скользко, осторожно. (скользящие движения ногами).

Здесь много снега намело,  снежок хрустит под ногами (трут ладонями о ладонь).

А сейчас по деревянному мосточку переходим через реку (хлопки ладонями по коленям)

Деревья вокруг большие, качаются (руки над головой, как кроны)

А впереди канавка, прыгаем (хлопок по коленям)

Педагог: Ну вот, мы и пришли на экскурсию в зимний лес.

                                               

                        ( демонстрация слайда зимнего леса)

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит

                     

3. В зимнем лесу.

Педагог: Ребята посмотрите, как снег искрится, лес, как будто замер, стоит в своей величавой красоте. Кажется, что все живое спит, но прислушайтесь, кругом кипит жизнь. (Голоса птиц)

             Презентация «Птицы зимующие в нашей местности».

Ребята, прислушайтесь,  словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслись над полянкой. Да ведь это клесты - природные северяне! Им не страшны наши морозы.

  Клесты облепили вершины елей. Птички хватаются за шишки цепкими коготками и вытаскивают из-под чешуек семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимой.

  Если тихонечко раздвинуть ветви, то можно увидеть едва заметное гнездышко, а в нем,  как весной, озабоченно распушившись, сидит   зеленоватая   птица - самочка клеста.  Под ней копошатся только   что вылупившиеся, совсем голые птенцы.

В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев ели, будто уже наступила весна, заботливая мать выводила птенцов.

- Ой, ребята, посмотрите сюда, какая красивая ёлочка, она чем – то  украшена. Кто это постарался в лесу? Какие яркие шарики на веточках красуются. Стойте, да они же живые.

Красногрудые шары, птички-невелички,

 Как начнутся холода, прилетают к нам всегда. На ветвях качаются –

Снегирями они называются.

Ребята, вы знаете у снегирей поют и самки и самцы.

Этими птицами невозможно не залюбоваться.

Но что это застучало вдруг в лесу? Стук все громче и громче, словно дровосек стучит. Стайка красногрудых снегирей мигом вспорхнула и улетела с дерева. Видите  с дерева соскользнули хлопья пушистого снега, а на стволе сидит красавец лесной. Доктор леса - голову запрокинул, клюв настроил и барабанит им, словно дробь рассыпается по всему лесу, никого не замечает дятел, долбит себе в дереве щёлку, да короедов вытаскивает себе на закуску. И себе подкормка, и дереву подмога.

Ребята, посмотрите, шумной компанией пролетела стайка птиц и уселась на сосне. Серенькие, взъерошенные комочки повисли на зелёных лапах. Конечно же вы все их узнали:

Уличные мальчишки

 В сером армячишке.

Бегают, шныряют,

Крошки собирают...

Кто (воробьи)

     

                                                Кто это, ребята?    (Воробьи)

    Живя всю жизнь, бок о бок с человеком, эти птички сумели остаться гордыми и независимыми. Воробьи не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. А посаженный в клетку воробей, будет биться до тех пор, пока человек не поймёт, что приручить этих птиц невозможно, и не выпустит обратно на волю. Воробьи - смелые бойцы. Часто можно увидеть, как стая воробьев отгоняет ворону или голубя от лакомого кусочка. Вот и сейчас они зачирикали, зашумели и быстро вспорхнули с ветвей ели, да понеслись в другое место искать себе корм. Птицам трудно прокормиться, ведь аппетит у них отменный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому воробьи поступают так: найдя еду, они сразу же сообщают об этом остальным - криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны.

Ребята, посмотрите, какая большая птица вспорхнула с ветки. Это сойка, птица крикливая, шумная. На зиму она делает себе запасы. До семи желудей набирает она себе в подъязычный мешок, отправляясь с ними к подрастающим соснам, здесь осмотревшись, нет ли кого по близости рассовывает свою добычу по тайникам.  Желуди прячет под мох, кочки и листовую пластинку. Прячет сойка свои запасы в хвойных лесах, здесь меньше всего снега, и это умная птица давно приметила.

«Ребята, а вы заметили, сколько мы сегодня в лесу встретили пернатых друзей? И дятла видели, и с воробьями встречались, и снегирями любовались, даже клестов отыскали в сосняке а вот одну птичку-невеличку мы не встречали.

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

 (Синица)

- Мы синичку не встретили в лесу? Но если мы посмотрим во дворе школы, то увидим на ветках деревьев жёлтеньких цветочках среди зимы. Это синицы поближе к людям перебрались на зиму. Их несколько видов: большая синица, лазоревка, московка, гаичка, пухляк, ромзез и другие. Синички -многодетные матери: два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке лежит по 10-12 яиц. К концу лета в одной синичьей стайке-семейке будет 20 - 25 птичек. Такими стайками они и будут летать по лесу. Летом синицы питаются только насекомыми. Представляете, сколько вредителей уничтожит за лето только одна семейка синиц?! Но зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Поэтому они и прилетают к нашим домам за помощью: трудно, голодно в лесу в это время. В морозные ночи стайки синиц прячутся в дупла деревьев, щели домов, и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга. Вот видишь, собрались синички у наших кормушек, обязательно их нужно покормить. Они клюют всё: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала, семечки подсолнечника.

Вот так мы с вами познакомились с зимующими птицами нашей местности.

  (Слайд картины зимующих птиц нашей местности)

                   

Закрепление нового и повторение пройденного материала.

             

                      Игра « Перелётные и зимующие птицы».

     Прохладно в лесу, и вы, наверное, немного  замерзли. Чтобы согреться, я предлагаю вам поиграть в игру  «Перелетные и зимующие  птицы», в ходе которой вспомните ранее изученных перелётных птиц и закрепите полученные знания об изученных сегодня зимующих птицах, и так, правила игры: я называю птицу,  если это перелетная птица, то вы топаете ножками, если зимующая, то хлопаем в ладоши.  

     

                               Практическая работа   «Поможем старичку-лесовичку».

Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием теперь можно и дальше по лесу  идти. Ой,  посмотрите, на веточке листочек наколот.  А на нем, что – то написано. Давайте прочтем.

«Дорогие мои ребята, сказали мне зайчата, что вы пожаловали к нам в гости, вот и решил я воспользоваться случаем. Стар я стал, все забываю, все путаю. Вот уже и своих друзей, зимующих в моем лесу птиц, и тех путать стал . Вот и решил я попросить вас сделать для меня фотоальбом в котором будут фотографии птиц и их краткая характеристика. Я посмотрю на фотографию, прочту текст и сразу вспомню какая птица передо мной.»

                                                                  Ваш старичок – лесовичок.

Ну что, ребята, поможем Старичку – лесовичку?

Для работы мы сейчас распределимся на группы по 3 человека. Каждая группа  подготовит   лист с фотографией зимующей птицы и кратким  описание ее образа жизни: где обитает, чем питается, особенности поведения.

Подсказки вы найдете вот на таких карточках, здесь дана информация, которой вы можете воспользоваться при оформлении нашего фотоальбома.

На столе лежат фотографии зимующих птиц, вам необходимо выбрать нужную вам фотографию, используя карточки составить текст и оформить свой лист для фотоальбома. Но помните ребята, времени у нас не много, скоро начнет темнеть, мы потратим на эту работу 10 минут.

                              Оформление фотоальбома, защита.

Молодцы ребята, у нас получился замечательный фотоальбом. Давайте его положим на полянке, зайчата отнесут его Старичку – лесовичку, и теперь он точно не перепутает птиц.

                             

                                    Игра « Меню птичьей столовой»

                  Ну а теперь пришло время покормить наших пернатых друзей.

Мы с собой принесли  им  много лакомств. Ой, ребята,  а в пакетах то все перемешалось, как же теперь разобраться, чем можно кормить птиц, а чем нельзя? Придется нам поработать, давайте разделимся на 3 команды, каждая получит по пакету и выберет, что можно использовать для подкормки птиц, а что нет. На это задание вам дается 5 минут, команда, которая первой правильно справится с заданием,  получит значок «Друг пернатых».

                   Выполнение задания, защита.

Молодцы, быстро справились с заданием и  теперь мы знаем какой корм можно рассыпать на снегу для воробышков, какой положить в кормушку  для синичек, а лакомства для лесных обитателей соек, дятлов, свиристелей мы оставим на лесной опушке. А теперь пора домой. Уже сумерки спускаются на лес, нужно торопиться - зимний день короткий.

                 Звучит фонограмма музыки, на экране слайд «Птичья столовая».

Ну, вот мы и вернулись  в  школу. Здесь уже в течение всей зимы работает столовая для наших пернатых друзей. А кто же здесь питается? Ответ на этот вопрос мы получим, разгадав кроссворд « Птичья столовая».

                      Разгадывание кроссворда « Птичья столовая»

                  5. Подведение итогов заочного путешествия.

   Ребята, понравилось вам наше заочное путешествие?  Мы познакомились с видовым составом птиц зимующих в нашей местности, изучили рацион их питания, вспомнили названия перелетных птиц. Но мало знать и помнить о птицах, нужно обязательно действовать.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Сайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

       

 III. Практическая часть (подкормка птиц в птичьей столовой)

       

А сейчас, ребята, мы с вами выйдем на школьный двор,  и разложим корм для наших пернатых друзей в птичьей столовой.

 

IY. Рефлексия

    Но прежде, чем мы это сделаем, мне бы хотелось узнать ваше мнение о занятии. У меня на столе лежат белые, голубые и серые снежинки. Сейчас тем, кому из вас понравилось и запомнилось занятие, возьмут былые снежинки и прикрепят их к этой ёлочке. Тем, кому занятие было не очень интересным, берут снежинки синего цвета, и кому совсем не понравилось занятие, прикрепляют к ёлочке снежинки серого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме: "Зима. Зимующие птицы".

Данный конспект способствует активизации словарного запаса по лексическим темам: "Зима", "Зимующие птицы". Формирует у детей умение составлять предложения с предлогами на, под. Будет полезен в работе ...

Тема: "Сезонные изменения в природе зимой. Птицы зимой."

Конспект урока по развитию речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Форма урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, что способствует активизации познав...

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Зима (характерные признаки зимы)", "Зимующие птицы" (февраль)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную актив...

Акция "Покормите птиц зимой" , Проект " Поведение зимующих птиц на кормушке".

МКОУ «Дарьинская основная общеобразовательная школа»Суджанского района, Курской области  Проект    «Поведение зимующих птиц нашего края на кормушках»  Проект ра...

Рекомендации родителям по лексической теме "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"

Рекомендации родителям по работе с детьми над лексической темой "Зима. зимующие птицы. Звуки Б-П"...

Игра-путешествие по теме: «Зимующие птицы»

Цель: расширить знания учащихся в области видового состава птиц Беларуси.Задачи:Обучающая: изучить зимующих птиц, а также особенности их жизнедеятельности в зимнее время года;Развивающая:развить навык...