Открытое групповое логопедическое занятие в третьем классе на тему: «Зима. Зимующие птицы»
план-конспект

Раянова Эльвира Миргабитзяновна

Логопедам, воспитателям, учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_gruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie_.docx48.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Самарской области  

для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А. З. с. Камышла

Открытое групповое логопедическое занятие

в третьем классе на тему:

«Зима. Зимующие птицы»

    Подготовила:

учитель-логопед Раянова Э.М.

2019-2020 уч. год

Конспект группового занятия в третьем классе.

«Зима. Зимующие птицы»

Конспект группового занятия.

Тема«ЗимаЗимующие птицы»

Цели:

Логопедические речевые:

- формирование навыков правильного звукопроизношения

- активизация названий зимующих птиц (снегирь, ворона, синица, воробей, дятел, сорока)

Логопедические неречевые:

- тренировка длительности речевого выдоха

- развитие внимания, памяти, мышления

Коррекционно-образовательные цели:

 Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Учить детей узнавать птиц на картинках отгадывать загадки, отвечать на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование:картинки с изображением зимующих птиц, сюжетная картинка «Птицы на кормушке».

Ход занятия:

I. Организационный момент:

- Здравствуйте, дети! Кто мне скажет – какое сейчас время года? Правильно – зима. С наступлением зимы стало холодно, дует сильный ветер, идёт снег, завывает вьюга. Сейчас мы поиграем в игру,   называется она «Вьюга». Вы будете петь звук “у” то тихо, то громко, в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше рука, тем громче вы должны петь, чем ниже - тише петь.

 Артикуляционная гимнастика на тему: «Зима».

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.

Сова  проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.

«Птенчики глотают пищу».Сглатывание слюны.

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Облизать губы

Дятел Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд-тдд-тдд.

Упражнения: «Лопаточка», «Горка», «Снежный ком», «Сосулька», «Ветерок»

 Упражнение на развитие дыхания «Сдуй снежок».

Игра «Снежок»

Цель: развивать умение подбирать относительные прилагательные.

Дети стоят в кругу и проговаривают стихотворение за педагогом. Одновременно передают «снежок» из рук в руки по кругу. На ком остановился стишок, тот называет слово – признак о зиме.

• Скок – скок – скок,

Ты, катись, катись снежок.

Не по пням, не по дорожкам,

А по детским, по ладошкам.

Как в ладошки попадешь,

Слово о зиме возьмешь.

-Хорошо! Молодцы!

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Какая?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, веселая, нарядная и т.д.

«Придумай слово». Образование родственных слов: снег-снежок-снежочек-снежинка-снегопад-снеговик-снеговичок-снежки-снегоход-снегокат-снежный-заснежило-снежище-снегурочка-снегирь-белоснежный-Белоснежка-подснежник.

«Что делает?». Подбор однородных сказуемых к слову СНЕГ: идет, тает кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется

«Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Зимой бывает снегопад, а осенью…

Зимой бывает снег, а летом…

Зимой снег падает, а весной…

Зимой катаются на санках, а летом…

Зимой лес спит, а весной…

Зимой катаются на коньках, а летом…

Зимой бывает холодно, а летом…

Зимой деревья белые, а осенью…

Зимой растут сугробы, а летом растут…

Зимой насекомые прячутся, а весной…

II. Основная часть.

- А теперь посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Что на них изображено? (Птицы). Какие это птицы(зимующие). А что значит «зимующие птицы»? Теперь давайте каждый расскажет нам про свою птичку (описание птички на картинке, называние птички).

А сейчас поговорим, а о ком вы сами догадаетесь, так как я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать:

Платье серое надела и к кормушке подлетела

Стала каркать «Кар-кар-кар!» Что за птичий тут базар? Кто это? (ворона)

Посмотрите, какая она? Что можно сказать? (большая, умная, важная, серьезная.Сама серая, а крылья, хвост, голова черные)А почему ее зовут ворона? Потому что она любит что-нибудь воровать (брать), в деревнях цыплят, утят, яйца. Может поживиться из запасов продуктов на балконах в городах. Хоть ворона и вороватая птица, но от нее польза есть: она уничтожает вредных насекомых и сохраняет деревья в городах.

Костюмчик пестрый, носик острый

Сам небольшой доктор лесной. (дятел)

Что можно сказать про дятла? Это небольшая, но очень красивая птичка, сидит на стволе дерева «солдатиком» цепляясь острыми коготками и опираясь на твердый и упругий хвост. Своим длинным клювом извлекает вредителей жуков-короедов. Поэтому он лесной доктор. Дятла еще называют «барабанщиком». Почему? Долбит кору дерева, как будто играет на барабане.

Птицу с грудкой красной знают все прекрасно

Любит птица кочевать и рябину объедать. (снегирь)

Что мы знаем про снегирей?  Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. Есть такая примета, если снегири прилетели, значит завтра после завтра пойдет снег. Снегирь – это не только гордость и краса наших лесов, он еще и галантный кавалер. Лучшие гроздья рябины снегирь, как бы он не был голоден, уступит своей подружке. Посмотрите на клюв. Он толстый, широкий, хорошо приспособлен для выуживания семян из ягод рябины, черемухи. Он расклевывает ягоды, выедает семечки, а мякоть выплевывает на землю.

Очень шустрый, суетливый разговорчивый, крикливый

По дорожке, прыгает чик-чирик! Чирикает. (воробей)

Какой он? Маленький, быстрый, шустрый, крикливый, часто вступает в споры с другими воробьями и даже дерется с ними. У маленьких воробышков желтые рты, которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют «желторотиками». Как они летают? Стайками, т.к. вместе им легче заметить опасность и быстрее найти корм.

Кто летает, кто стрекочет

Рассказать нам новость хочет. (сорока)

Какая она? Сороку можно узнать по белым пятнышкам на крыльях. Голова, шея, грудка – черные. У нее очень длинный хвост. Сороки отлично летают, а по земле -  прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой. Сорока – очень красивая птица, и в некоторых странах она считается птицей счастья.

Черненькая шапочка.

Тоненькие лапочки галстук есть у птицы. Кто она? (синица)

Какая она? Маленькая птичка, черная головка, белые щечки, грудка желтая и черный галстук. Синичкой называли ее за ее песенку си-си-си, синь-синь, пинь-пинь. Синички любят делать запасы. Например, поймают бабочку, гусеницу и спрячут с внутренней стороны веточки, чтобы выпавший снег не мешал  подобраться к кладовой. Лапки у нее цепкие это позволяет ей цепляться за ветку и висеть вниз головой.

А есть еще синичка хохлатая и синичка длиннохвостая. У синички хохлатой удлиненные перья на голове образуют хохолок. На горле и по бокам черные пятна. У синицы длиннохвостой белая грудка и очень длинный хвост.

Игра «Писатель»

Цель: научить детей составлению описательного рассказа по плану:

1.Цвет. (Какого цвета оперенье птицы?)

2. Части. (Назови части ее тела.)

3. Дупло. (Где она обитает?)

4. Ягоды, семена. (Чем птица питается?)

5. Птенец. (Назови ее птенца.)

6. Человек, кормушка. (Как люди помогают птицам зимой?)

HWScan00_0

Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих  словах.

Развитие связной речи

ВОРОБЫШЕК

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего Воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесели  в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

Вопросы:

  1. Какое было время года?
  2. Кого нашли дети в парке на снегу?
  3. Какой был воробышек?
  4. Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
  5. Когда дети выпустили воробышка на волю?
  6. Что повесили дети зимой в парке? Зачем?

-Молодцы! Сейчас и мы накормим птичек. А для этого подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Задания для самокоррекции.

  • «Накормим птиц» - сортировка гречневой и рисовой крупы.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Сжимают и разжимают кулачки.

Словарная работа.

В_р_бей,  с_ница,  с_рока,  в_ронаж_вут  у  нас всегда.

Проверочная работа.

Воробей,  синица,  сорока,  ворона   живут  у  нас всегда.

 Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пришли гулять».

• Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

И снежками мы кидались

имитируем движения по тексту

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки.

III. Итог

-Молодцы! Про каких птиц мы сегодня говорили? Вам понравились птички?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

Открытое групповое логопедическое занятие для детей коррекционной школы V вида

Цель  занятия:1)    Закреплять навык нахождения границ предложений.2)    Закреплять знаний, полученных на уроках литературы.3)  Развивать чувство рифмы в составлении...

Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 8 класс

Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 8 класс...

Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 7 класс.

Календарно-тематическое планирование по групповым логопедическим занятиям. 7 класс....

Рабочая программа для групповых логопедических занятий 5 класс

Рабочая программа для групповых логопедических занятий разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования  по русскому языку с учетом требований  федерального ...

Конспект открытого группового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

ГБОУ ШМК «Бибирево» ДО1, В марте 2018 г  в логопедической группе №4 прошло открытое занятие по обучению детей грамоте "ИГРАЕМ В ШКОЛУ"Представлен конспект открытого гр...