Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования экологической культуры"
консультация по экологии

Решетникова Людмила Алексеевна

Воспитывая у дошкольников сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть душой за родной дом, семью, народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_ped_patriotich_vospit_posr_formirov_ek_kultury.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Веневский центр образования №1»

структурное подразделение «Детский сад №5»

Консультация для педагогов

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования экологической культуры как важной составной части общего процесса разносторонней деятельности в области духовно-нравственного, патриотического и экологического развития детей»

Подготовлена педагогом дополнительного образования

Решетниковой Л.А.

2019 – 2020 учебный год

   Введение. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей, и новый менталитет (то есть склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности). Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Успешное экологическое воспитание молодежи может быть обеспечено лишь при условии воспитания патриотизма в подрастающем поколении и осуществлении целенаправленного и систематического процесса одновременного участия семьи, учебных заведений и общества в целом. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социально-экологическими условиями жизни народа.

Понятие экологической культуры

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязнёнными, это сказалось на здоровье и на качестве жизни населения. В результате антропогенной (воздействие человека на среду обитания) деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация (по отношении к человеку понятие употребляется в контексте ухудшения мыслительной активности, работоспособности, духовности и прочих составляющих человеческой личности)     и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Экология, как наука возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение. С конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, процесс истощения и опустынивания земель привёл к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида. Экологическая культура - это нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, характеризующая своеобразие его взаимодействия с природой и включающая в себя систему взаимосвязанных элементов:

•         экологическое сознание (то есть способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности);

•        экологическое отношение (экологические отношения - это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права);

•        экологическую деятельность (в практическом плане экологическая деятельность - это производственная деятельность человека с преобразовательными и природоохранными целями, т.е. природопользование).

   В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.  В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма (антропоцентризм— воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий, то есть «царь природы») может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке специалистов, к концу 70-х годов наступившего века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему.

Цели и задачи экологического воспитания

   Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.  Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.  Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды:

- интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций);  

- эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности);

- нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «человеческой сущностью человека», а сохранение природы - средством сохранения общества и человека как вида.

Патриотическое воспитание и экологическая культура молодежи

Патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем. Воспитание патриотизма начинается с познания ценностей отечества. Любовь и преданность к Родине формируется с признательности красоте родных мест, с любви к природе. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Все мы дети Великой России, но если смотреть шире, то все мы люди – дети природы, а земля – наша мать. Когда же говорят о природе, то очень уместно употребить мудрое изречение американских индейцев, которые ощущали свое единство с природой: «Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей». Сколько смысла в этих простых словах! Загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину и ведем свой народ к погибели. Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты.  Формирование экологической культуры и патриотизма подрастающего поколения осуществляется в различных социокультурных институтах (социокультурные институты ставят целью сохранение и приумножение культурных ценностей общества) - дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, вузах и других.  Деятельность социокультурных институтов по становлению и развитию экологического самосознания в рамках патриотического воспитания может осуществляться по следующим направлениям:

1. Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.

2. Экологическое просвещение – разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.

3. Экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и населения города систематическими знаниями об окружающей среде.

4. Эколого-художественная деятельность –  разработка и постановка сценариев  литературно-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды. Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям. Деятельность по патриотическому воспитанию имеет практическую сторону и выражается в познавательной функции:

  •  практическая сторона воспитания патриотического чувства дает возможность выработать законопослушание, гуманистическую направленность личности, высокую гражданственность, профессионализм и ответственность, умение применить специальные знания в повседневной практике;
  •  познавательная функция позволяет осмысливать взаимообусловленность различных сфер жизнедеятельности общества, развивать интерес к повышению культуры.

Экологическое воспитание, развитие экологического самосознания сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой, направлено на привитие любви к природе. Воспитание патриота – сложный процесс. В настоящее время экологизация системы образования в РФ осуществляется в основном за счет участия образовательных учреждений в различных конкурсах, конференциях, природоохранных акциях. Все больше образовательных учреждений участвуют в международном проекте «Зеленый флаг», с каждым годом растет число участников образовательных экологических лагерей.

Патриотизм в проявлении заботы об экологии у детей старшего дошкольного возраста

   В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную.  В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.  На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.  В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие отношение к экологическим проблемам в целом. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.  Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Задачи патриотического воспитания:

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
  • воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Содержание и критерии патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста:

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
  • знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе:  посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
  • организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма как неотделимой части заботы об экологии детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия:

  • эвристическая среда в детском саду и в семье;
  • тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи;
  • подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у  детей.

Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей максимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к само регуляции, само настрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Критерии и показатели патриотизма:

  • эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
  • когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
  • мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
  • практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

Заключение. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.  Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, мы  тем самым ненавязчиво учим любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников - средствами физической культуры.

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. И это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольника. Патриотиче...

Патриотическое воспитание дошкольников - средствами физической культуры.

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. И это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольника. Патриотиче...

Статья «Формирование экологической культуры воспитанников посредством работы с комнатными растениями»

В данной статье показано как работая с комнатными растениями  формировать экологическую культуру детей....

Формирование экологической культуры школьников посредством предметов естественнонаучного цикла

В статье раскрываются основные задачи экологического воспитания школьников, приводятся примеры методов формирования экологической культуры школьников, способы решения задач экологического образования ...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство формирования начал экологичесой культуры у дошкольников"

Экологический театр - это новое направление в работе детского сада, целью которого является помочь ребенку обрести статус экологически воспитанного человека....

Консультация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Консультация музыкального руководителя «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»...

Консультация для педагогов «Физическое воспитание дошкольников с нарушениями речевого развития»

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья детей, начиная с самого раннего возраста и, особенно к детям, имеющим различные отклонения в...