Технологическая карта занятия «Экосумка вместо пакета» (4-5 класс)
учебно-методический материал

Черных Алла Григорьевна

Технологическую карту занятия «Экосумка вместо пакета» можно использовать при проведении занятия внеурочной деятельности, библиотечного занятия для учащихся 4-5 классов. В ходе данного занятия предусмотен показ слайдов презентации "Сохрани планету - откажись от полиэтиленового пакета".

Такое занятие можно провести в марте в рамках участия в ежегодной одноимённой Всероссийской сетевой межбиблиотечной экологической акции, проводимой по инициативе Централизованной библиотечной системы города Ростова-на-Дону при информационной поддержке журнала «Современная библиотека».

Изучение экологии – науки, имеющей интегративный характер, – с применения творческих форм, приводит к повышению уровня экологической культуры. Поэтому данное занятие включает в себя теоретическую и практическую часть по декорированию сумки или изготовлению поделки.

Заранее оформленная библиотечная книжная выставка "Книги по экологии и прикладному творчеству", способствует продвижению чтения, повышает познавательный интерес к экологии, побуждает к творчеству. Кроме того, знания и умения, полученные при прочтении/просмотре выставочных книг, используются детьми в ходе проведения данного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernyh_a_g_zanyatie_ekosumka_vmesto_paketa.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

«Экосумка вместо пакета»

Педагог

Черных Алла Григорьевна, Калининский район Санкт-Петербурга

Тема

Экосумка вместо пакета

Класс

4-5 класс

Межпредметные  связи

Экология, окружающий мир, биология, литература, внеклассное чтение.

Цели

для педагога

-формировать основы информационной и экологической культуры среди учащихся

- побуждать к участию в природоохранных

мероприятиях, к пропаганде экологических идей;

-выяснить влияние полиэтиленовых пакетов на окружающую среду и уменьшить их использование для сохранения экологии;

- предложить эффективные способы вторичного использования полиэтиленовых пакетов

-с помощью организации книжной выставки вызывать интерес к чтению книг

для обучающихся

-осознать экологические проблемы, связанные с полиэтиленовыми пакетами;

-развивать умение самостоятельно находить нужную информацию из различных источников;

- развивать умение говорить, делать выводы;

- овладевать информационной грамотностью;

- приобретать опыт сотрудничества с одноклассниками.

Оборудование

- ноутбук, мультимедийный проектор, экран, фломастеры, клей, ножницы, пакеты, нитки

- презентация "Сохрани планету - откажись от полиэтиленового пакета

- книжная выставка "Книги по экологии и прикладному творчеству» - оформлена в библиотеке

- виртуальная экскурсия по книжной выставке (в формате презентации) – представлена на сайте

-анонс мероприятия, результаты конкурса и фото размещаются на персональной страничке педагога

Планируемые результаты

предметные

- знать экологические проблемы современности и пути их решения;

- понимать влияние полиэтиленовых пакетов на окружающую среду и их вторичное использование;

- применять полученные знания в быту;

 - анализировать и обосновать свои поступки по отношению   к природе;

- синтезировать: уметь разработать план своего поведения в природе;

 - оценивать своё отношение к природе, к нашим «меньшим братьям»: Что можем сделать мы?

метапредметные

Личностные УУД:

- формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;

- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель своей работы: Что можем сделать мы?

- осуществлять самоконтроль;

-формировать умения прогнозировать предстоящую работу;

- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Познавательные УУД:

- проводить анализ информационного материала;

- поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других;

- оформлять свои мысли в устной форме.

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Технология проведения

Этапы

Методы, приёмы, формы

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Развитие УУД

Организационный

Словесное приветствие.

Создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Приветствуют педагога

Личностные УУД:

внутренний настрой обучающихся.

Регулятивные УУД:

реакция на звонок; волевая саморегуляция; развитие способности самоконтроля готовности к занятию.

Личностные УУД:

формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;

Познавательные УУД: ориентироваться и находить ответы на вопросы из презентации, используя свой жизненный опыт; проводить анализ информации;

Этап активного целеполагания

Введение в тему

Мотивация.

Вступительное слово.

  • Показывая пакеты, задаёт вопросы:

? Вам, знакомы эти предметы?

? Где их можно встретить?

  • Сегодня полиэтиленовые пакетики повсюду.  В них упаковано большинство продукции в магазинах и супермаркетах, а также люди используют их вы быту. (Слайд 5,6,7)

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова педагога.

Отвечают на вопросы.

Актуализация знаний

  • Горы мусора из полиэтиленовых пакетиков заполонили города: они торчат из урн и валяются на дорогах, плавают в водоемах и даже зацепляются на деревьях. Весь мир тонет в этих изделиях из полиэтилена. Может, людям и удобно пользоваться пластиковыми пакетами, но мало кто задумывается, что использовать эту продукцию – значит губить нашу природу.
  • Наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов природы человек уже расплачивается своим здоровьем. Единственное спасение – в экологической культуре.
  • Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом. Мы с вами должны научиться выполнять правила отношений между человеком и природой. Иначе нам грозит экологическая катастрофа.

? Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия?

  • Этой важной теме и посвящается наше занятие «Многоразовая сумка против пластикового пакета».

Слушают и осмысливают

Формулируют тему

Целевая установка

Вопрос-задание Создание проблемной ситуации.

Фронтальная беседа

Обобщение ответов и переход к следующему этапу

? Почему именно о пластиковых пакетах пойдёт наш разговор? Ответ узнаете из строк этого стиха. (Слайд № 3)

  • Как вы объясните эти строчки:

«Не гниют, не пропадают,

А повсюду лишь летают,

Ну а спалишь, воздух травят!»

  • ? Так какой же вред приносит одноразовый пакет?

? Какие экологические проблемы, связаны с полиэтиленовыми пакетами?

? Почему полиэтиленовый пакет объявлен врагом человечества?

  • Вот, сегодня мы и будем говорить об этом.

? Какую цель мы можем поставить перед собой на сегодняшнем занятии? Какие задачи будем решать?

? Вспомните, какое ценное знание вы получили на нашей книжной выставке "

? Почему это знание ценное?

? Поделитесь впечатлениями о прочитанном.

Обсуждают проблему, выдвигают гипотезы

Слушают, смотрят и осмысливают

Отвечают на вопросы

Принимают цели, высказывают своё мнение, что известно по теме, что хотелось узнать

сновной  этап

Демонстрация презентации

Фронтальная беседа

Работа в группах

Демонстрация слайдов презентации

Давайте подробнее обсудим эти вопросы.

  • Полиэтиленовые пакеты - это мусор на земле и в море. Самое грустное, что многие птицы и морские животные принимают полиэтилен за еду: каждый год от этого погибают около миллиона птиц, сотни тысяч морских животных и рыб (Слайды 14-23).
  • Мы убедились, что ни сжигать, ни выбрасывать полиэтиленовые пакеты нельзя! (Слайд25)

? Куда же их девать? Как же спастись от «полиэтиленовой опасности»? 

? Что, вы делаете с пластиковыми пакетами после использования? (Результаты анкетирования)
– Выбрасываем – 29
– Сжигаем – 4
– Используем в хозяйстве – 34
– Закапываем – 2
– Другое – 2

? Что можно предложить вместо полиэтиленовых пакетов?

? Какие меры по уменьшению количества пластиковых пакетов можно принять?

  • Сейчас мы с вами разделимся на 3 группы и поиграем. Каждой группе предстоит ответить на вопрос:

? Какие меры по уменьшению количества пластиковых пакетов можно принять со стороны обычного жителя, магазина и государства?

! Предложите то решение, которое, как вам, кажется, действительно сработает, даже если сейчас это не вполне реально.

1 группа. Представьте, что вы рядовой житель Санкт-Петербурга. Что вы сделаете, чтобы меньше или вообще не использовать пластиковые пакеты?

2группа.

Представьте, что вы владелец магазина.

Что вы сделаете, чтобы люди покупали меньше одноразовых пластиковых пакетов?

3группа. Представьте, что вы мэр города. Что вы сделаете, чтобы люди покупали меньше одноразовых пластиковых пакетов?

Анализ высказываний по группам.

-использовал бы многоразовую сумку, авоську,

-повысить цену на пакеты, перестать продавать пакеты, начать продавать многоразовые,

дарить подарки или скидки тем, кто пришёл со своим пакетом;

-налог на пакеты, запретить продажу пакетов.

  • А теперь посмотрим возможные пути решения этой проблемы (Слайд 26 -34). Чем можно заменить пластиковый пакет

Отвечают на вопросы.

Свободно высказывают свои мысли

Построение логической цепи рассуждений;

Обсуждают, предлагают возможные варианты.

Работают в группах

Один озвучивает для всего класса свой вариант, остальные проверяют и дополняют

Личностные УУД: определять потребности в освоении и понимании содержания.

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, управление поведением партнера;

Регулятивные УУД: -развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;

Практический этап

Работа в группах:

? А как можно ещё использовать пластиковый пакет?

Какие мнения есть у вас? (Слайды 31-39)

  • Итак, видите, сколько интересных поделок можно сделать из пакетов. А что можете сделать вы? (Слайды 40-46)
  •  Сегодня хочу предложить вам декорировать сумку.
  • Каждое мероприятие начинается с идеи, замысла.

Предлагаю вам сейчас обсудить свою идею. Но она должна развивать наши творческие способности и умение выполнять замысел совместно, для получения конечного результата для выполнения работы необходимо распределить задания между всеми участниками, каждый выбирает то, что он умеет выполнять лучше остального.

  • Перед тем как вы приступите к работе вспомните правила техники безопасности при работе с клеем, ножницами, иголками.
  • Проверка результатов.

Отвечают на вопрос:

Выстраивают логическую цепь рассуждений;

Выполняют декорирование сумки

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Рефлексивно-оценочный этап

  • Мы выполнили с вами нашу работу, подумайте и скажите:

? в чем вы испытывали затруднение при выполнении и почему?

? Как, вы считаете, что нужно сделать, что бы, затруднений не было.

? А что, по - вашему мнению, удалось вам хорошо?

? Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор?

? Какие факты вас удивили?

? Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами занятия? 

Формулируют промежуточный вывод

Регулятивные УУД: преодоление препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль.

Работа в парах

Фронтальная беседа

Рефлексия

  • Подведение итогов.

? Достигли ли намеченной цели занятия?

? На все вопросы получили ответ? (Слайд 2)

? Какой можно сделать вывод? (Наводящими вопросами подводит в формулировке вывода (Слайд44)

  • В ходе занятия мы выяснили, что полиэтиленовые пакеты – это вред для окружающей среды, мы можем заменить их многоразовыми сумками.  А если полиэтиленовые пакеты не выбрасывать, то им можно найти достойное и полезное применение, если дать волю своей фантазии. Они могут получить новое применение, в виде оригинальной поделки или увлекательной игрушки.
  • Надо делать это самим, рассказывать друзьям, родителям, дедушкам и бабушкам. Чем больше людей будет следовать этим правилам, тем меньше вреда мы с вами причиним окружающей среде, нашей планете (Слайд 45-46).
  • А сейчас бы хотела услышать от вас мнения по поводу занятия. Предлагаю в форме незаконченных предложений.

-сегодня я понял, что…

-для меня было открытием, что…

-для меня было неожиданностью, что…

-хотелось бы…

Обсуждают в парах

Оценивают успешность своей деятельности

Формулируют вывод

Отвечают на вопрос учителя

Регулятивные УУД: формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге

Итог занятия

Спасибо всем! До свидания! До новых встреч!  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бернацкий А.С. 100 великих тайн экологии. М.: «Вече», 2017. С. 416
2. Ванклив Д., Пескова И.М. День Земли. Большая книга научных
развлечений. М.: «Астр ель», 2009. С.77.
3. Дихтер И.Я. Новая жизнь отходов. Иллюстрированная энциклопедия для
любознательных. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. С.56.
4. Семенова Н. Практическая экология XXI века. М.: «Диля», 2007. С.128.

Интернет – источники

1. Как решить проблему.//http://chelyalya.ru/interesnoe/ehkologija/poliehtilenovyjpaket-vrednyj-besplatnyj-syr/
2. Мусорный остров в Тихом океане. //http://lifeglobe.net/blogs/details?id=445
3. Структура пластиковых отходов. 2017// http://www.killerkott.org/
4. Свойства полиэтилена.// http://www.plastmassa.net/polyethylene/behaviour/
5. Сроки разложения мусора. 2013 //(http://www. eco-lab. ru/srok. html )
6. Что такое эко-сумка .//https://propolyethylene.ru/pakety


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия дефектолога в подотовительном классе школы 7 вида

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по теме: "Дикие и домашние животные". Выполнен в виде технологической карты....

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Технологическая карта занятия "Исследование возможностей программы "Киностудия"", 5 класс

В рамках введения ФГОС в школе ведется модуль "Фотовидеостудия МИР В ОБЪЕКТИВЕ".  На представленном занятии учащиеся исследуют возможности программы  с помощью инструкционных карт, создают с...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Рукоделие" 4 класс

Технологическая карта занятия и презентация к занятию по внеурочной деятельности "Рукоделие" на тему "Вышивка изонить"...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности в 6 классе ( "Занимательная математика") " Магические квадраты".

Данное занятие преследует следующие цели: знакомство с историей возникновения "магических" , "волшебных" квадратов; научить составлять квадраты 3-го порядка; развитие наблюдательно...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Ориентирование и топографическая карта»

Технологическая карта внеурочного занятия будет полезна учителям каоторые  ведут  занятия по внеурочной деятельности "Туризм и краеведение" Я  пыталась систематичировать и обо...