Внеурочная деятельность курс "Занимательный мир экологии"
рабочая программа по экологии

Внеурочная деятельность курс "Занимательный мир экологии"    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_zanimatelnyy_mir_ekologii.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Является частью ООП ООО МАОУ СОШ №211 им. Л.И. Сидоренко

(Рассмотрена педагогическим советом протокол №1 от ___________,

Утверждена Приказ №_____-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Занимательный мир экологии»

(общеинтеллектуальное направление)

(возраст детей: 12- 13 лет)

уровень основного среднего образования

Количество учебных недель: 34.

Количество часов в неделю/год: 2/68.

Руководитель: Истомина Светлана Александровна учитель биологии, географии, первой квалификационной категории

Новосибирск

2020-2021

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.  

Программа кружка рассчитана на группу учащихся 5 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:       

  • развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
  • овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
  • воспитание понимания эстетической ценности природы;
  • развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
  • формирование положительного отношения к окружающему миру;
  • нравственное развитие личности, воспитание чувств;
  • научить учащихся пользоваться научной литературой;
  • научить любить природу, правильно её использовать;
  • раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
  • воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Ожидаемый результат. В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:

  • познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
  • бережное отношение к природе;
  • творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
  • самоопределение себя как личности, способной к само регуляции;
  • духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

К концу года учащиеся должны знать:

  • предмет изучения экологии, основные законы экологии;
  • связь между человеком и природой;
  • многообразие экологических групп комнатных растений;
  • основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
  • природу родного края;
  • связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

  • изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
  • различать изученные группы растений и животных;
  • осуществлять систематический уход за живыми организмами;
  • изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
  • вести наблюдения в природе под руководством учителя;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • прокладывать маршрут экологической тропы;
  • уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
  • изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
  • участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Основные направления работы по программе:

познавательно-исследовательское:

  • подготовка исследовательских проектов;

духовно-творческое:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • театрализованные представления;

просветительское:

  • проведение тематических экскурсий по изучению природы родного края;
  • изготовление листовок, плакатов на экологическую тему;
  • выступления агитбригады перед учащимися начальной школы;

природоохранное:

  • уход за комнатными растениями;
  • изготовление скворечников и кормушек;
  • охрана птиц;

туристско-оздоровительные:

  • День здоровья;
  • Практикумы экологически грамотного покупателя;

Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

а) традиционные;

б) активные;

в) инновационные.

Режим занятий: 68 часов -  1 раз в неделю. 

Формы подведения итогов:

  • выставки рисунков;
  • фотовыставки;
  • листовки, буклеты, газеты;
  • тематические альбомы;
  • театрализация.

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности включает следующие  критерии:

 участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;

 участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных

мероприятиях;

 итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение,

презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное

произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

 Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться

учителем в портфолио ученика.

Ориентировочный тематический план

№ темы

Название раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Итого

Вступление

2

2

4

1

Взаимосвязи в природе

5

4

1

10

2

Природа в жизни человека

3

9

2

14

3

Уникальный мир живой природы

6

4

10

4

Охрана природы

1

19

20

5

«Зелёными» тропами

2

4

4

10

Всего часов

19

42

7

68

Содержание рабочей программы

Вступление (4 часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

Практические занятия:

  1. Изучение календаря экологических дат
  2. Создание «Уголка природы»

Тема 1. Взаимосвязи в природе (10 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки

Практические занятия:

  1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
  2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

Экскурсии:

  1.  «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала

Тема 2. Природа в жизни человека (14 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах

Практические занятия:

  1. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»
  2. Путешествие на родину комнатных растений
  3. Изучение растений классного зелёного уголка
  4. Составление памяток за растениями в классной комнате
  5. Составление цветочного календаря

Экскурсии:

        1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»

Тема 3. Уникальный мир живой природы (10 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.

Практические занятия:

  1. В гостях у Флоры
  2. В гостях у Фауны

Тема 4. Охрана природы (20 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта

Практические занятия:

  1. Кинолекторий  «Альтернативные источники энергии»
  2. Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»
  3. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес»
  4. Подготовка и проведение музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы

Практические занятия:

  1. Составление экологической тропы нашей школы

Экскурсии:

  1. Экологическая тропа нашей школы
  2. День здоровья

  1. Тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательный мир экологии»

Занятия: вторник с 15.00 до 16.30

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

обучающегося

ВСТУПЛЕНИЕ (4 часа)

1

Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка

1

Самостоятельная работа

2

Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий

1

Самостоятельная работа

3

Практическое занятие. Изучение календаря экологических дат

1

Практическая работа

4

Практическое занятие. Оформление «Уголка природы»

1

Практическая работа

ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (10 часов)

5

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени

1

Самостоятельная работа

6

Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала

1

Практическая работа

7

Народный календарь

1

Самостоятельная работа

8

Народные приметы, связанные с поведением живых организмов

1

Самостоятельная работа

9

11 ноября – День энергосбережения

1

Самостоятельная работа

10

15 ноября – День вторичной переработки

1

Самостоятельная работа

11

Практическое занятие. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

2

Практическая работа

 12                                                                                                                                                                                              

Практическое занятие. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

2

Практическая работа

ТЕМА 2. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (14 часов)

13

30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними

2

Самостоятельная работа

14

Практическое занятие. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»

2

Практическая работа

15

Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений

2

Практическая работа

16

Практическое занятие. Изучение растений классного зелёного уголка

2

Практическая работа

17

Практическое занятие. Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате

2

Практическая работа

18

Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Составление цветочного календаря

2

Практическая работа

19

Экскурсия. Зимующие птицы.

Акция «Накормим птиц!»

2

Практическая работа

ТЕМА 3. УНИКАЛЬНЫЙ МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (10 часов)

20

Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники, подушки, обереги

2

Самостоятельная работа

21

Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия

2

Самостоятельная работа

22

Ягоды и грибы. Основные правила сбора. Профилактика отравлений

2

Самостоятельная работа

23

Практическое занятие. В гостях у Флоры

2

Практическая работа

24

Практическое занятие. В гостях у Фауны

2

Практическая работа

ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ (20 часов)

25

Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»

2

Практическая работа

26

Практическое занятие. Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!»

2

Практическая работа

27

Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

Практическая работа

28

Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

Практическая работа

29

Практическое занятие. Подготовка экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

Практическая работа

30

Практическое занятие. Театрализация экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес?»

2

Практическая работа

31

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

Практическая работа

32

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

Практическая работа

33

Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

Практическая работа

34

Практическое занятие. Музыкально-литературная композиция «Мы в ответе за Землю, на которой живём!»

2

Практическая работа

ТЕМА 6. «ЗЕЛЁНЫМИ ТРОПАМИ» (10 часов)

35

Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления.

2

Самостоятельная работа

36

Практическое занятие. Оформление паспорта экологической тропы

2

Практическая работа

37

Практическое занятие. Составление экологической тропы нашей школы

2

Практическая работа

38

Экскурсия. Экологическая тропа нашей школы

2

Практическая работа

39

Итоговое занятие.

Экскурсия. День здоровья

2

Практическая работа

Литература

  1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2010.
  2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: «Академия развития», 2008.
  3. Анашкина, Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных.  Ярославль: «Академия развития», 2000.
  4. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 2005.
  5. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
  6. Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010. 
  7. Завьялова О.Г.  Азбука экологии.  М., 2007.
  8. Ильин М.П. Школьный гербарий (Пособие для учителей). М. : «Просвещение», 2013 г.
  9. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
  10. Панарков М.А. Школьные походы в природу.  М.: «Просвещение», 2005.
  11. Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
  12. Тайны живой природы. М.: Росмэн, 2005 г. 
  13. Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф»,  2007.
  14. Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
  15. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.

Интернет-ресурсы

  1. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.

          http://ecoportal.su/

  1. Полная энциклопедия грибов. http://bookz.ru/authors/tat_ana-lagutina/polnaa-e_678/1-polnaa-e_678.html
  2. Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
  3. Энциклопедия комнатных цветов и растений. http://iplants.ru/encikl.php?h=7
  4. Энциклопедия лекарственных растений. http://tisyachelistnik.ru/starinnye-knigi.html
  5. Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
  6. Технические средства обучения:

 Мультимедийный компьютер

 Мультимедийный проектор

 Электронная доска

 Доска магнитная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности кружка по экологии "Юный натуралист" для 5 класса по ФГОС НОО.

Программа «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для уча­щихся 5-х классов. На 1...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс

Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке,  во...

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя первая экология" составлена на два года обучения. Возраст обучающихся 8-10 лет. Содержит календарно-тематическое планирование....

Дополнительная общеразвивающая программа для организации внеурочной деятельности школьников «Азбука эколога»

Актуальность программы.Экологическое воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Формирование ответственного отношения к природе рассматрив...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Химические основы экологии"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химические основы экологии" для учащихся 8 класса.Программа расчитана на 34 часа....

Программа внеурочной деятельности "Моя первая экология"

Данная программа предназначена для проведения внеурочных занятий по экологии с учащимися 2 класса...