Презентация "Моделирование как средство развивающего обучения в ДОУ".
консультация по экологии

Решетникова Людмила Алексеевна

Формирование профессиональной компетентности педагогов в области методики использования моделирования в образовательной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Моделирование как средство р азвивающего обучения в ДОУ» Методическая разработка для педагогов ДОУ Подготовлена Решетниковой Л.А., педагогом дополнительного образования МОУ ВЦО №1 структурное подразделение «Детский сад №5»

Слайд 2

Основные понятия М Моделирование (моделирующая деятельность) – совместная деятельность п едагога и детей по построению (выбору или конструированию) моделей и Модели – материальные заместители реальных предметов, явлений природы, о тображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или м ежду отдельными компонентами

Слайд 3

Роль моделей и моделирования в развитии познавательных способностей дошкольников МОДЕЛИРОВАНИЕ Способствует формированию п ростейших способов у мственной деятельности: обследование, сравнение, анализ, синтез и т.д. Развивает активную позицию д ошкольников, стимулирует их п ознавательную деятельность Развивает творческое мышление, психические процессы, речевые навыки Развивает интерес к овладению способами познавательной д еятельности, необходимыми для приобретения н овых знаний

Слайд 4

Цель моделирования Обеспечить успешное усвоение детьми знаний об о собенностях объектов, их структуре, с вязях и отношениях, существующих между ними Особенности моделирования Оно делает наглядным скрытые от непосредственного в осприятия свойства, связи, отношения объектов, к оторые я вляются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности Принцип моделирования Замещение реальных объектов предметами, схемами, изображениями, знаками

Слайд 5

Виды моделей Предметные (сходные с натурой) Предметно – схематические Графические (в плоскости бумаги) Практические (экспериментирование) Виды моделей

Слайд 6

Предметные модели Воспроизводятся конструктивные о собенности, пропорции, взаимосвязи частей каких-либо объектов Примеры: аквариум, глобус, м еханические игрушки, домашние животные, модели построек Развивают наглядно-образное, н аглядно-символическое , абстрактное мышление

Слайд 7

Проект «Безопасная дорога» (подготовительная группа) Родительское собрание. Конкурс «Чья команда быстрее соберет светофор?» Модели: модули светофора Развиваются: эмоциональная сфера, интерес к познавательной деятельности, у мение работать в коллективе, уважительное отношение к соперникам, пространственная ориентация, двигательная активность

Слайд 8

Предметно – схематические модели Примеры: алгоритмы действий (последовательность умывания), геометрические фигуры – при замещении формы листьев, модель маскировочной окраски у животных Развивают аналитические способности, умения абстрагироваться, объяснять причинно-следственные связи В них существенные признаки, с вязи и отношения представлены в виде предметов-макетов, п редметов-заместителей

Слайд 9

Проект «Земля – наш общий дом» (подготовительная группа) НОД: «Волк и лиса – л есные хищники» Модели: «серые» и «рыжие» ноги Развиваются: представления о приспособлении хищников к добыванию пищи; с пособность устанавливать причинно-следственные отношения; логическое мышление; умение рассуждать

Слайд 10

Графические модели Передают обобщенно (условно) признаки, связи, отношения я влений. Отражают разнообразные, д лительно происходящие явления и события в природе Примеры: календари наблюдений за природой; планы комнаты ; географические карты; с хемы; графики; модели года; модели, отражающие п ризнаки данной системы Развивается наглядно-схематическое м ышление, умение рассуждать, а нализировать, сопоставлять с обытия, а затем обобщать и делать в ыводы, то есть активизируется речь

Слайд 11

Проект «Птицы вокруг нас» (подготовительная группа) Заполнение календаря наблюдений з а зимующими птицами Модели: цветные обозначения птиц в виде галочек Развиваются: интерес к наблюдениям, воображение, внимание, ответственность за порученное дело, способность к абстрагированию, умение работать сообща

Слайд 12

Практические модели Практические модели Познаются явления или свойства о бъектов при совершении д ействий с предметами – заместителями Развивается: интерес к поисковой д еятельности; способности видеть п роблему, ставить цель, отбирать с редства и материалы для д еятельности; умения объяснять п ричинно-следственные связи Пример: гвоздь – модель когтя белки; камни, кора дерева, коробочки с землей - для о пределения приспособления б елки к жизни на деревьях

Слайд 13

Проект «Земля – наш общий дом» (подготовительная группа) НОД: «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» Модели: гвозди – когти белки Развиваются: способность устанавливать причинно-следственные связи между строением (гвоздь) и образом жизни животного (кора деревьев, камни, почва) в природных условиях; умения слушать вопросы взрослого и выслушивать ответы сверстников

Слайд 14

Требования к моделям Должны о тражать о сновные свойства объекта и быть по структуре аналогичной р еальному объекту Быть доступными для восприятия р ебенком данного возраста О блегчать п роцесс овладения з наниями, умениями, навыками Развивать интерес к познавательной деятельности, нести в себе что-то новое

Слайд 15

Этапы обучения моделированию Знакомство с моделью. Разобрать, что в объекте замещает тот или иной знак, с имвол. Предложить описать объект с помощью модели Организация сравнения двух объектов между собой. Учить выделять признаки различия и сходства. Задание: отобрать модели, заменяющие эти признаки Постепенное увеличение количества сравниваемых объектов до 3-4х Обучение моделированию существенных или значимых для деятельности п ризнаков (например, определяющих способ удаления пыли с растений) Предложение детям самостоятельно составить модель элементарных п онятий («рыбы», «звери», «живое», «домашние животные»)

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы как средство развивающего обучения.

В статье я делюсь опытом проведения интегрированных уроков литературы....

статья "Интегрированный урок литературы как средство развивающего обучения".

В своей статье я поделилась опытом проведения интегрированных уроков литературы, которые играют большую роль в развитии творческого потенциала учеников, вызывают интерес к урокам литературы, повышают ...

Статья "Дифференцированный подход к учащимся как одно из средств развивающего обучения"

В статье рассматриваются основные методы и способы дифференцированного подхода к обучению....

Методический семинар "Интегрированный урок как средство развивающего обучения"

Что такое интеграционный урок? Как придумать интеграционный урок? Ответы на эти вопросы можно получить в данном материале....

статья "Интегрированный урок как средство развивающего обучения"

Сущность интегрированных уроков литературы состоит в целостном восприятии окружающей среды. Ученику интересно распознать суть художественного произведения не в разобщённом понятии, а в совокупности ми...

Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»

При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...