Экологическая игра "Паутина"
методическая разработка по экологии (8 класс)

Экологическая игра  "Паутина". Расширение кругозора учащихся, их знаний о природе родного края. Развитие творческих способностей учеников, их эмоциональности, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_stsenariy.docx478.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мультинская СОШ имени П. В. Железнова»

           Экологическая игра «Паутина»DSCF3141

Родная природа

Автор: Железнова Зоя Леонтьевна

учитель географии и биологии

МБОУ «Мультинская СОШ»

Тел.: 89136986928

multaschool@rambler.ru

с. Мульта 2015 г.

Экологическая игра «Паутина»

Цели игры:

1.Расширение кругозора учащихся, их знаний о природе родного края.

2.Развитие творческих способностей учеников, их эмоциональности, воображения.

3.Воспитание бережного отношения к растительному, животному миру, к окружающей среде.

4.Формирование ответственности за сохранение природы.

5.Создание условий для развития умений работать в группе.

Правила игры

1.На  доске мелом нарисована паутина. На паутине в беспорядке распределены кружочки бумаги с номером вопроса, (кружочки к доске крепятся с помощью двустороннего скотча).

2.В игре участвуют одновременно три команды. Команды заранее придумывают себе название, девиз.

3.Право первого хода разыгрывается при помощи жребия. Выигравшая команда называет номер кружка, ассистент ведущего снимает с доски кружок с данным номером, а ведущий зачитывает вопрос соответствующий этому номеру.

4.В игре имеются 49 кружков, если попадается вопрос со знаком «паук», то команду ожидает переход хода следующей команде. Если с вопросом попадается знак «жемчужина», команда продолжает играть и получает дополнительный балл. Если попадется вопрос  со значком «капля воды», тогда у команды смываются все заработанные баллы, но можно сохранить баллы, если команда расскажет стихотворение или споет песню о растениях и животных.

5.За каждый правильный ответ в ходе игры команды получают 1 балл и продолжают игру. В случае неправильного ответа ход переходит соперникам.

«Мы ведь на планете не одни

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни».

Тема 1.  «Животные Республики Алтай»

1.Какая крупная птица массой 2-3 кг, обитает в пределах Теректинского хребта, верховий реки Катуни. Малоизученный вид, внесен в красную книгу Республики Алтай, красную книгу России. (Алтайский улар).

2.Крупная приземистая кошка с очень длинным хвостом, массой тела 20-39 кг. Вид, находящийся под угрозой исчезновения, обитает высоко в горах. (Снежный барс). Капля воды

3.Редкий вид, поселяется в старых норах сурков, барсуков, является пушным зверьком, но мех его особой ценности не имеет. Много зверьков уничтожают собаки. (Манул)

4.Это животное встречается во всех районах Республики Алтай. Постоянно обитает в бассейнах рек Бия и Лебедь. Жизнь животного связана с водоемами, где есть рыба. Редкий вид, занесен в красную книгу.  (Выдра)

5.Характеризуется крупными размерами, длина тела 230-350 сантиметров, масса тела 450-1000 килограммов. Редкий вид. В Республике Алтай разведение данного животного проводится в полувольном содержании. Питаются травой, ветками и корой лиственных пород. (Зубр)

6.Вес этого животного достигает 10-15 килограммов. На фоне коричневого туловища разбросаны светлые пятна. Живет в темно-хвойных лесах на крутых склонах с выходами скал, вид редкий. Корм этого животного мхи, лишайники, хвоя сосны и кедра. У самца есть длинные клыки до 10 сантиметров. Редкий вид, охраняется. (Кабарга). Жемчужина

7.Крупный красивый зверь плотного телосложения с относительно короткими ногами. Рога очень большие, серповидно изогнутые, иссеченные многочисленными валиками. Борода длинная клиновидная, хвост короткий. Волосяной покров грубый, блестящий, окраска светлая желтовато – белая. (Горный козел).  Паук

Тема 2. «Лесная поляна»

8. Почему растения в лесу друг другу не мешают расти?  (Они растут ярусами)

9.Почему дятла называют «лесным лекарем»? (За день уничтожают до 100 тысяч короедов).

10.Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекозы).

11.Это травянистое растение нашей местности весной расцветает первым. (Мать – и – мачеха). Паук

12.Древесина какого распространенного дерева на Алтае не гниет? (Лиственница).

13.Почему заяц зимой гложет осину ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира). Жемчужина

14.Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна светолюбивое растение).

Тема3.  «Растения Республики Алтай»

15.Дерево особенное. Люди называют его хлебным, молочным, кормильцем, целителем, богатырем. Назовите это дерево? (Сосна сибирская или кедр).

16.Наблюдая за жизнью маралов высоко в горах, люди видели, как они становились сильными и грациозными, поедая траву и корни этого растения. Так и стали его называть «Маралий корень». Назовите его научное название? (Левзея софлоровидная). Паук

17.Горы Алтая, освободившись от снега, покрываются розовой дымкой, стелющейся над землей. Как называется это раннецветущее изящное растение. Одиночные цветки по форме напоминают цикламен. Его луковица напоминает клык млекопитающего. Занесен в Красную книгу Республики Алтай. (Кандык сибирский). Капля воды

18.Это растение из семейства: Орхидные. Когда тепло прогреет чащи, и там поднимется над преющими прошлогодними листьями изумрудная зелень трав, и мы обязательно встретимся с этими удивительными растениями. В Республике Алтай произрастает несколько видов, им грозит исчезновение. Занесены в красную книгу Республики Алтай, России. Назовите эти растения? (Башмачок крупноцветковый, Башмачок пятнистый).

19.О каком распространенном растении Республики Алтай говорится в загадке?

«Стоит дерево, цветом зелено.

В этом дереве четыре угодья:

Первое – больным на здоровье

Второе – людям колодец

Третье – от тьмы свет

Четвертое – дряхлым пеленанье».

(Береза.Четыре угодья: веник, сок, лучина, береста)

20.Многолетнее травянистое растение с толстым буровато – красным корневищем. Цветки мелкие, белые, собраны в метельчатые соцветия. Прикорневые листья круглые. Из черешков этого растения варят варенье, компоты, кисели. Занесен в Красную книгу Республики Алтай. Как называется это растение? (Ревень алтайский). Жемчужина

21.Это растение символ здоровья и долголетия, из семейства Толстянковых. Цветки желтые, корневище гладкое, золотисто – зеленого цвета. Из корней получают препараты, стимулирующие центральную нервную систему, улучшают умственную работоспособность. Назовите это растение. (Золотой корень, родиола розовая, медвежья лапа). Капля воды

Тема 4. «Снежный барс»

22. К какому отряду и семейству относится Снежный барс?  (Отряд: Хищные, семейство: Кошачьи).

23. Почему для передвижения Снежный барс выбирает постоянные тропы? (Он не приспособлен к передвижению по глубокому снегу так как проваливается в снегу ). Жемчужина

24. В каком месяце и сколько появляется детенышей у самки Снежного барса?   (в мае – июне, 2 -3 детеныша).   Паук

25. Где обычно строит свое логово Снежный барс?  ( Высоко в горах в пещере или расщелине среди нагромождений скал).  Капля воды

26. Что означает  Снежный барс в переводе с тюркского языка?  ( «Снежная кошка»).

27.  За что Снежный барс получил второе название ирбис?  (За сходство с леопардом и за то что живет высоко в горах).  Паук

28. Чему равна длина тела и длина хвоста  барса?  (длина тела – 130 см, длина хвоста – около 90 см).   Жемчужина

Тема 5. «Зеленая аптека»

28. Эту траву называют богородской, ее зажигают в храмах, благоуханный

дым возносится к небу. Эта божественная трава способна возвратить здоровье человеку, применяется настой с медом при астме, бронхите, сильном кашле, как успокаивающее средство при бессоннице. Назовите научное название данного растения.  ( Чабрец, тимьян ползучий).

29. Об этом растении говорит народная мудрость: «Оно заменит семерых врачей», хотя переводится с латинского языка «желчь». Из листьев этого растения готовят супы, салаты. В народной медицине ее используют при воспалениях, нарывах. Настой из листьев используют для полоскания горла при ангине. Особые свойства ее останавливать любые кровотечения. Как называется это растение?   (Крапива двудомная). Капля воды

30. Во время цветения  этот кустарник сравнивают с невестой, из – за красивых многочисленных белых или розовых цветков, с приятным ароматом, несмотря на его острые, отпугивающие шипы. Это природный источник витаминов: С, В2, содержит железо, калий. Цветет в конце мая, июня.   (Шиповник). Жемчужина

31. В старину про это растение сложили загадку: «С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка». Применяют как слабительное и отхаркивающее средство и даже для сведения веснушек. Из цветков этого растения можно варить варенье.  (Одуванчик).

32. Греческие ученые называли это растение «земляным яблоком» так как его запах напоминает запах свежих яблок. В народной медицине используют как успокоительное и противопростудное средство. Применяют для полоскания при заболеваниях полости рта и горла, для ополаскивания волос.   (ромашка).

33. Водное однолетнее травянистое растение семейства водно – ореховых. Плоды костянки, в виде рогов. Растения живут свободноплавающими, прикрепленными ко дну в озерах. Редок. Занесен в красную книгу. В Республике Алтай произрастает в Манжерокском озере. Как оно называется?  (Водяной орех, чилим, рогульник).

34. Как называется кедр по – научному?  (Сосна сибирская)  Паук

Тема 6. «Птицы Алтая»

35. Крупная длинноногая птица до 3 кг, окраска чёрная с темно – зелёным и медно – красным металлическим отливом. Клюв, кожа, вокруг глаз и ноги красные. Гнездится на открытых пространствах с заболоченными участками или мелководными  реками. Встречается по р. Катунь,  у Нижнего Уймона. (Черный аист)

36. Лесные птицы ночуют, зарываясь в снег. (Рябчики). Жемчужина

37. Самая крупная,  лесная,  куриная птица? (Глухарь)

38. Какие виды птиц Катунского заповедника занесены в Международную Красную книгу МСОП? (Скопа и Чёрный гриф)

40. Какие виды птиц обитающих на территории Катунского заповедника находятся под угрозой исчезновения? (Беркут, Чёрный гриф, скопа)

41. Сколько видов птиц насчитывается в Катунском заповеднике (113 видов). Паук

42. Какую птицу браконьеры отлавливают и вывозят  за пределы Республики, используя её для охоты. (Сокол Балобан).

43. Птица величиной с ворону, вес  до 500 г. Окраска темно- красная, на горле светлое пятно, окаймленное черной полоской идущей к глазу. Клюв и лапы красные. Обитает по Катуни. Редкая птица, подлежит охране. (Кеклик). Капля воды

 Тема 7. «Катунский заповедник»

44. В каком году появился Катунский заповедник и какова его площадь?  (В 1991 году, 1500 79 га).

45. Сколько озёр насчитывается на территории заповедника и его охранной зоны. (Более 200 озёр). Паук

46. Назовите,  самое крупное озеро на территории заповедника? (Озеро  Тайменье).

47. Сколько,  примерно обитает млекопитающих и птиц на территории  заповедника? (47 видов млекопитающих,  99 видов птиц). Капля воды

48. В каком году,  Катунский заповедник вошел в состав Объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая»?  (В  1998 году). Жемчужина

49. Какие виды млекопитающих, обитающих на территории Катунского заповедника, занесены в Красную книгу Республики Алтай? (Снежный барс, кабарга, речная выдра).

Список литературы

1.Кокпоева А. Г., Природа родного края, /А. Г. Кокпоева, Г – Алтайск, 2005 г.

2. Кучин А. П., Флора и фауна Алтая,/ А. П. Кучин, Г – Алтайск,  2001 г.

3. Селедцов Н. Г., География Республики Алтай,/ Н. Г. Селедцов, Г – Алтайск,  2002 г.

4. Яскин Л., Катунь заповедная,/Л. Яскин, г. Барнаул, 2011 г.

5. Энциклопедия живой природы, Т.1 – 4, г. Москва, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...