Программа дополнительного образования детей "Юный эколог"
рабочая программа по экологии (6 класс)

Каширина Любовь Ивановна

Программа "Юный эколог" относится к программам естественнно-научной направленности.Она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательских работ, развитию творческой дечятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Юный эколог180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Избердеевская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.В.Кораблина

Петровского района Тамбовской области

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Избердеевская средняя общеобразовательная школа в с. Кочетовка

Рассмотрена на

педагогическом совете

протокол   № ___ от _____2021 года

Утверждаю

Директор МБОУ Избердеевская сош

______________ Раева Э.А.

приказ № ____ от _________2021 года

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

 «Юный эколог»

уровень освоения: базовый

возраст учащихся: 11-13 лет

срок реализации:1 год

 

Автор-составитель:   

Каширина Любовь Ивановна

с. Кочетовка, 2021 год

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Избердеевская средняя общеобразовательная   школа   имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина в с.Кочетовка

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»

3. Сведения об авторе: 

3.1. Ф.И.О., должность

Каширина Любовь Ивановна

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями  на 30 апреля 2021 года)(редакция, действующая с 1 июня 2021 года);

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. N 196;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

4.2.Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

естественно-научная

4.4. Уровень освоения программы

             ознакомительный

4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

11– 13 лет

4.7. Продолжительность обучения

 1 год

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1.Пояснительная записка

   Программа «Юный эколог» относится к программам естественно-научной  направленности, так как содержание программы и методы обучения, используемые педагогом на занятии, содействуют приобретению и закреплению школьниками знаний и навыков, полученных на уроках биологии и экологии, и тем самым обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Программа курса составлена в соответствии с программой по биологии: Л.Н. Сухорукова «Программа по биологии к учебникам для 5-7 классов», М.: Биология. Живой организм, 2015 г.

Данная программа способствует более глубокому изучению курса экологии, позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, конструировать и моделировать  процессы; сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные результаты, понимая постоянный процесс эволюции научного знания, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся.

   Эта программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Другой особенностью курса является его краеведческая составляющая, а именно организация многочисленных экскурсий для учащихся.      

Актуальность. Данная программа актуальна, так как изучению экологии уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к охране природы, совершенствуя знания учащихся. Ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы.

     Новизна данной программы состоит в том, что в работе с детьми можно использовать проектную деятельность и элементы исследования, работу в парах и группах. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, экскурсиям, семинарам. Используя информационные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме.

       Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного развития природоохранной деятельности.  Ведущая деятельность  этого  возраста - личностное общение в процессе игровой  деятельности и обучения.  Развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к самостоятельности, что соответствует избранным формам и методам освоения материала данной программы.

Адресат программы

 Программа «Юный эколог» охватывает возрастной диапазон от 11 до 13 лет.

Условия набора в учебные группы.

  При комплектовании группы проводится работа по разному  возрастному признаку, так как специфика тем и форм предусматривает участие разновозрастных групп детей. Наполняемость  группы: 7-10 человек.

Объём и срок освоения программы

    Программа рассчитана   на 36 часов, по 1 часу в неделю.

Режим занятий

    Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность учебного часа – 45 минут.

Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36 .

Начало занятий групп первого года обучения – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая.

Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.

Особенности возрастной группы учащихся 5-7 классов:

Возраст детей и их психологические особенности.

Дети 11-13 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:

- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;

- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности детей среднего школьного возраста:

- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;

- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей среднего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

                 1.2. Цель и задачи программы                                        

         Цель:                                                                  

Формирование экологической культуры школьников, ответственного  отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                               - научить  понимать пользу и значение природы для хорошего самочувствия  и настроения;                         - научить основам экологических знаний;                                                                                                 - совершенствовать речь, умение обмениваться экологической информацией, находить объяснение - обоснования.

  Воспитательные:                                                                                                                    - формировать понимание необходимости соблюдения   человеком правил поведения в природе;                                                                                                                                                                  - воспитывать умение сопереживать всему живому;                                                                                                   - воспитывать экологическое мышление детей;                                                                                                         - формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

   Развивающие:                                                                                                                                                    - формировать метапредметные навыки работы с учебной литературой, сетью Интернет; формировать ИКТ-компетентости;                                                                                                    - формировать потребности в самопознании, саморазвитии;                                                                                                                                                                 - развивать познавательные и творческие способности детей,  коммуникативное общение.

          Методы и формы работы по  программе

      Основными методами работы по программе  «Юный эколог» являются: наблюдение, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, практическая работа, самостоятельная работа со справочной литературой, интернет - ресурсами. Формы организации деятельности учащихся: тестирование, экскурсии и прогулки, практические занятия, конкурсы, проектная и исследовательская деятельность

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Разделы, темы

Кол-во занятий

Количество часов

Форма аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Что такое

природа? Понятие о живой

 и неживой природе.

1

1

1

Тестирование

Раздел 1

Человек и природа

8

8

4

4

1.1

Человек в окружающем мире,

нормы поведения в природе. 

Десять заповедей друзей природы.

1

1

1

Викторина

1.2

Красота явлений природы. 

Наш дом – природа

1

1

1

Экскурсия

1.3

Влияние природы  на эмоции

человека

1

1

1

Тест

1.4

 Разнообразие растительного мира

 родного края. Части растений.

Развитие растений. Понятие о дикорастущих и культурных растениях.

1

1

1

Тестирование

1.5

Животные в природе нашего края.

Рыбы. Земноводные. Пресмыка-

ющиеся. Насекомые. Птицы. Звери.

1

1

1

Викторина

1.6

Взаимоотношения организмов в

 природе

2

2

1

1

Самостоят. работа

1.7

Лес – природное сообщество. Лес и человек. Охрана леса.

1

1

1

Тестирование

Раздел 2

Экология нашей местности

9

9

4

5

2.1

Проблемы экологии. Чистый и загрязненный воздух.

1

1

1

Викторина

2.2

Особенности местного ландшафта.Что нас окружает?

2

2

1

1

Опрос

2.3

Экологическая безопасность. Экологические знаки. Как вести

себя в природе.

1

1

1

 Конкурс рисунков по экологическим знакам

2.4

Воздух и его охрана. Воздух вокруг

нас, свойства воздуха. Ветер-

движение воздуха. Прозрачный

невидимка.

1

1

1

Самрстоятельное исследование

2.5

Вода в природе и в жизни. Это

волшебная вода. Круговорот воды в природе.  «Ходит капелька по кругу»

2

2

1

1

Тестирование

2.6

Земля и ее охрана. Почва – верхний слой земли. Живая земля»

1

1

1

Самостоятельная работа

2.7

Фенологические сигналы. Роль

света в жизни растений,

животных, человека. Сезонные

изменения в природе.

1

1

1

Отчет по экскурсии

Раздел 3.

 Мы – друзья природы

10

10

3

7

3.1

Красная книга- сигнал тревоги.

 Охрана растений.

1

1

1

Занятие-исследование

3.2

Редкие и исчезающие виды растений и животных Тамбовской области

3

3

1

2

Отчет по экскурсии на водоем

3.3

Растения - хищники и паразиты.

1

1

1

Сообщение

3.4

Ядовитые грибы и растения. Лекарственные растения.

1

1

1

Тест

3.5

 Они нуждаются в охране. Красная

 книга Природы.

1

1

1

Конкурс рисунков 

3.6

Пернатые друзья. Птицы.

2

2

2

Тестирование

3.7

Берегите родную природу. Нужны

все на свете.

1

1

1

Подготовка  докладов, рефератов

Раздел 4

Увлекательная лаборатория

8

3

5

4.1

Комнатные растения и уход за ними.

3

3

1

2

Самостоятельная работа

4.2

Операция «Родничок»

1

1

1

Самостоятельная работа

4.3

Озеленение пришкольной территории (Практическое занятие)

3

3

1

2

4.4

Проект «Чудеса природы рядом» Итоговое занятие                                                                     

1

1

1

Защита проекта

Итого

36

36

14

22

Содержание  программы

Вводное занятие (1 час)                                                                                                                                                         Теория - задачи и план работы кружка «Юный эколог». Правила поведения учащихся. Что такое природа? Понятие о живой и неживой природе. Инструктаж по технике безопасности.

 Раздел I: Человек и природа  (8 часов)                                                                                                                                    1.1.Тема: Человек в окружающем мире, нормы поведения в природе.                Теория. Человек – часть природы.  Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе – единый нормативный акт, защищающий природу.  Десять заповедей друзей природы.                                                                  1.2.Тема: Красота явлений природы                                                                            Практика.  Экскурсия в  природу (наблюдение за изменениями в природе, сбор осенних листьев, природного материала).  Наш дом – природа (Экскурсия по экологической тропе)                                                                                                                                                                                                                                                                                               1.3. Тема: Влияние природы  на эмоции человека                                                                   Теория. Природа  и эмоции человека. Взаимовлияние окружающей среды на настроение, самочувствие, здоровье человека.  Творчество великого художника Герасимова, музыканта Рахманинова.                                                                                                            1.4.Тема: Разнообразие растительного мира родного края                                    Теория.  Основные растения  степей, лесов, болот, их отличительная особенность. Значение растений.  Взаимосвязь растений в сообществах. Части растений. Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. Понятие о дикорастущих и культурных растениях.                                                                                                                             1.5.Тема: Животные в природе нашего края                                                                    Теория. Разнообразие животных нашего края. Сухопутные, водные животные. Особенности их строения, значение животных для человека и окружающей среды. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Насекомые. Птицы. Звери.                                                    

1.6. Тема: Взаимоотношения организмов в природе                                               Теория. Взаимоотношения, складывающиеся между животными и растениями. Роль бактерий, лишайников, мхов для повышения плодородия почв. Регулирование численности животных.                                                                                                        Практика. Проведение фенологических наблюдений осенью за растениями и животными луга.  Подготовка к зиме.                                                                                                                                                                                                                                                                                          1.7.Тема: Лес – природное сообщество                                                                       Практика. Подготовка мини – сообщения о популяциях леса. (Птицы, звери, насекомые) .  Значение леса для человека. Лес и человек. Охрана леса

Раздел II. Экология нашей местности

 2.1Тема: Проблемы экологии Чистый и загрязненный воздух.                                                                                       Теория. Наука экология и экологи. Из истории возникновения науки. Природоохранная деятельность общественных организаций, их цель и задачи. Основные направления деятельности. Международный союз охраны природы и природных  ресурсов.  Всероссийское общество охраны природы. Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.                                                                            

  2.2.Тема: Особенности местного ландшафта                                                         Теория. Местный ландшафт. Что нас окружает? Типы почв. Растительное сообщество или фитоценоз. Растительное сообщество характеризуется определенным видовым составом, сформировавшимся в процессе эволюции. Своим появлением и развитием фитоценоз обязан абиотическим факторам: почве, климату, особенностям гидрологии. Широколиственный лес, хвойный лес, луг, луговая степь, солонец, болото.                       

Практика. Обследование местности  с целью выявления эрозионных участков.          

 2.3.Тема 2.3: Экологическая безопасность. Экологические знаки                         Практика. Конкурс рисунков по экологическим знакам. Правила поведения в природе. Как вести себя в природе.                                                                                                              2.4. Тема:  «Воздух и его охрана»                                                                                             Теория. Атмосфера, ее состав. Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер-движение воздуха. Прозрачный невидимка. Биологическое значение азота, кислорода, углекислого газа, путь круговорота этих газов. Прозрачность воздуха и интенсивность фотосинтеза. Роль углекислого газа и кислорода  в жизни растений (фотосинтез, дыхание). Антропогенное влияние на загрязнение воздуха. Основные химические загрязнители атмосферы. Кислотные дожди. Предельно допустимая концентрация воздуха. Очистные сооружения. Закон об охране атмосферы.                                                                               2.5. Тема:  Вода в природе и в жизни человека                                                                                  Теория. Вода, ее физические свойства, агрегатное состояние. Вода – абиотический фактор. Это волшебная вода. Круговорот воды в природе.  «Ходит капелька по кругу» Биологическое значение воды для растений, животных, человека. Вода как растворитель, как охладитель, как транспортер. Осушение заболоченных почв. Орошение земель. Охрана водоемов от загрязнений.                                                                                     Практика – проведение практической работы на тему: «Какую воду мы пьем?»                              

2.6. Тема: Земля и ее охрана                                                                                               Практика - проведение практической работы на тему: «Изучение состава почвы». Почва - верхний слой земли  - «Живая земля»                                                                                            2.7.Тема: Фенологические сигналы                                                                       

Практика. Экскурсия  в природу для знакомства с зимними изменениями в жизни растений, зверей, птиц, насекомых. Роль света в жизни растений, животных, человека. Сезонные изменения в природе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Раздел III: Мы – друзья природы

3.1Тема: Красная книга- сигнал тревоги                                                                           Теория. Планета Земля – живой организм. Охрана растений. Беречь всё живое. Из истории об охране природы. Памятники природы. Красная книга и Чёрная книга. Красная книга   Тамбовской области: Растения, лишайники, грибы»                                                                                    

3.2.Тема: Редкие и исчезающие виды растений и животных Тамбовской области

 Теория. Малочисленные виды растений и животных – реликты (бабочка поликсена, насекомоядное животное – выхухоль). Эндемики - выхухоль.   Истребление животных. Антропогенное воздействие. Закон об охране редких растений и животных. Заповедники, заказники.                                                                                                                            Практика. Экскурсия на водоем с целью изучения редких животных (Ондатра).         

 Практика. Подготовка сообщений, презентации о редких и исчезающих видах растений и животных из «Красной книги».                                                                                                                                                                    3.3.Тема: Растения - хищники и паразиты                                                                        Теория.  Особенности строения, питания, жизнедеятельности  растений - паразитов и хищников. Росянка круглолистная. Главная угроза уменьшения растений – осушение болот, пожары.                                                                                                                                 3.4.Тема: Ядовитые грибы и растения.  Лекарственные растения.                                                                                          Практика. Учимся различать и определять по внешним признакам съедобные и ядовитые грибы (по гербариям, макетам).                                                                                                     3.5.Тема: Они нуждаются в охране                                                                          Практика. Конкурс рисунков на тему: «Их нужно спасти». Красная книга Природы                                                     

Тема 3.6. «Пернатые друзья» Птицы.                                                                                           Теория. В природе все дружат. Оседлые и перелетные птицы. Птицы зимой. Подкормка птиц. Гнездование птиц.                                                                                                                                          Практика. Изготовление кормушек для птиц из бросового материала (коробок из-под молока), зимняя подкормка птиц.

3.7.Тема: Берегите родную природу

 Практика.  Подготовка  докладов, рефератов, буклетов на тему: «Охрана окружающей среды в области». Нужны все на свете.                                                                                                                                                  

Раздел IV. Увлекательная лаборатория

4.1Тема: Комнатные растения и уход за ними                                                                              Теория.   Комнатные растения, их многообразие и  значение. Основные потребности комнатных растений. Выбор растений, места  посадки. Теневыносливые, светолюбивые растения.  Подготовка почвы. Правила посадки. Уход. Сроки и длительность цветения.                                                                                                                                                  Практика «Посев и уход за цветочной рассадой»                                                                                                   Выгонка комнатных растений, посадка, рыхление.  Полив.  Подкормка. Борьба с вредными насекомыми.                        

4.2.Тема: Операция «Родничок                                                                                                       Практика.  Поездка на родник, уборка территории родника.                                                                 4.3.Тема: Озеленение пришкольной территории                                                                  Практика.  Участие в мероприятиях по предотвращению роста оврагов (высадка деревьев и кустарников вдоль оврага). Озеленение пришкольной территории. Посадка, полив, рыхление.  

4.4.Тема: Чудеса природы рядом.    Итоговое занятие                                                                     

Практика: Итоговое занятие – презентаций

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы»

2.1 Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36.

Начало занятий – с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.

Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.

2.2 Условия реализации программы

Перечень материально-технического обеспечения

Наименование

I ступень

II ступень

III ступень

п/п

1.

Ноутбук

1

1

1

2.

Стол

8

8

8

3.

Стул

15

15

15

4.

Видеофильмы

по тематике

по тематике

по тематике

5.

Диски, аудиокассеты

по тематике

по тематике

по тематике

Информационное обеспечение

Подключение к сети Интернет.

Кадровое обеспечение

Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.  

2.3 Формы аттестации

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данного образовательного модуля:

  •  педагогические наблюдения;
  •  тестирование;
  • беседы с детьми и их родителями;
  • экскурсии;
  • презентации;
  • конкурсы внутри коллектива;
  • мероприятия с участием родителей

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной   программы:

- итоговый контроль через выполнение тестов,  конкурсов рисунков, составление учащимися мини-сообщений, буклетов, эссе и пр.;

- выполнение учащимися исследовательских и поисковых работ;

- участие в научно-практических конференциях и творческих конкурсах по экологии и биологии;

- изготовление кормушек, выращивание рассады цветковых растений;

- участие в озеленении родного края.

2.4 Оценочные материалы

В конце 2 четверти учебного года проводится промежуточная аттестация учащихся, а по завершении курса обучения по модулю, проходит итоговая аттестация с использованием диагностических методик.

2.5 Методические материалы.

Алгоритм построения учебного занятия

Каждое занятие по программе содержит вводную часть, основную и заключительную части.

Вводная часть: приветствие, сообщение темы занятия.

Основная часть: Основная часть включает в себя теорию и практику.

Практика закрепляет изученный теоретический материал. Основное место на занятиях отводится практической работе.

Заключительная часть: обобщение пройденного, подведение итогов.

Технологии, формы и методы обучения

В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, технология портфолио.

Формы подведения итогов.

Система подведения итогов позволяет обеспечить дифференцированный подход к реализации программы для обучающихся:

  • Тестирование «Мое отношение к природе»;
  • Конкурс рисунков;
  • Экскурсии
  • Защита проектов.

2.6.Список литературы

для педагога:

  1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А.. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2003.- 154с.
  2. Бастракова Ю.А., Воложанина Л.Е., Солопова Н.К. и др. Элективные курсы предпрофильной подготовки (Экология) - Тамбов: ТОИПКРО, 2005. -78с.
  3. Бахарев А.Н. Мичурин в жизни.- М: Знание,1980.- 224с.
  4. Бобылева Л.Д. Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе, Тамбов, 2010г.-124с.
  5. Бравая Н.А.Классная биология в вашей школе: 5-8 классы: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 317с.
  6. Биология  в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. СПб, ООО Виктория плюс, 2008.-128 с.
  7. Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России – М: АВF, 1998
  8. Маркин В. А.Я познаю мир Дет. энцик. – Москва: изд. АСТ, 2000 . – 512с.

Научно-популярное издание. Лекарственные растения.- Харьков,1991.- 65с.

  1. Никитский Н.Б., Свиридов А. В. Насекомые Красной книги.- М: Педагогика, 1987.- 176с.
  2. Никишов А.И, В.Н. Кузнецов. Экология – Москва: Устойчивый мир,2005.- 272с.
  3. Никишов А.И, Мокеева З.А. Внеклассная работа по биологии: Пособие для учителей - М: Просвещение, 1980.- 230с.
  4. Новиков Ю.В.. Природа и человек – Москва: Просвещение, 1991.- 222с.
  5. Памятники природы Тамбовской области. Коллектив авторов. Воронеж, Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1983г.- 167с.
  6. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. -М: Просвещение, 2015.- 264с.
  7. Сорокина Л.В. Край родной. Сценарий о живой природе, Москва: ТЦ  Сфера, 2001. -96 с.
  8. Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. –Волгоград: Учитель, 2004. – 57с.

для обучающихся:

  1. Брем  Альфред. Жизнь животных. - Москва: ЭКСМО, 2010. - 960с.
  2. Воронцов В.В. Комнатные растения. Новое руководство по уходу- М: ЗАО Фитон, 2005. - 288с.
  3. Головкин Б.Н.- Самые- самые…Рассказы о рекордах растительного мира. - М: колос, 1982.-127с.
  4.  Дмитриев Ю. Соседи по планете М.2012г.- 121с.
  5.  Захлебный А.Н.. Книга для чтения по охране природы – Москва: Просвещение, 2016.- 175с.
  6. Маркин В. А. Я познаю мир Дет. энцикл. – Москва: изд. АСТ, 2000 . – 512с.
  7. Научно- популярное издание. Лекарственные растения.- Харьков, 1991.- 65с.
  8. Никитский Н.Б., Свиридов А.В. Насекомые Красной книги.- М: Педагогика, 1987.- 176с.
  9.  Никишов А.И, В.Н. Кузнецов. Экология – Москва: Устойчивый мир, 2005.- 272с.
  10.  Новиков Ю.В.. Природа и человек – Москва: Просвещение, 1991.- 222с.
  11. Памятники природы Тамбовской области. Коллектив авторов. Воронеж, Центр.- Чернозем. кн. изд-во, 1983г.- 167с.
  12. Поцелье. Ландшафты Центрального Черноземья - Воронеж: Изд-во ВГУ,1981.-172с.

                               Интернет-ресурсы

Сайты:  http://allforchildren.ru

 http:www.km- school.ru,;  http:www.uchportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.Задачи:1.     Сформировать экологические понятия.2....

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог»

Цель  программы – формирование основ экологической грамотности через социальную значимую деятельность в микрорайоне.Задачи:1.     Сформировать экологические понятия.2....

Программа дополнительного образования по экологии "Школа-цветущий сад"

Программа дополнительного образования по экологии...

Программа дополнительного образования по экологии "Кислород"

Программа дополнительного образования по экологии "Кислород"...

Рабочая программа дополнительного образования по экологии "Бережея"

Дополнительная рабочая программа "Бережея"  рекомендована для детей 12-14 лет, имеет эколого-биологическую направленность. Срок реализации 1 год...