Школьная экологическая тропа
проект по экологии

Скворцова Татьяна Александровна

Проект Школьная экологическая тропа был разработан с целью реализация связи обучения с жизнью, выявление наиболее актуальных экологических  проблем, способствующих сохранению экосистемы школьного двора и прилегающей территории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_ekologicheskaya_tropa.docx704.45 КБ
Файл prilozhenie_1.docx12.43 КБ
Файл prilozhenie_2.docx651.28 КБ
Файл prilozhenie_3.docx1.01 МБ
Файл prilozhenie_5.docx329.07 КБ
Файл prilozhenie_6.docx52.59 КБ
Файл prilozhenie_7.docx352.29 КБ
Файл prilozhenie_8.docx297.45 КБ
Файл prilozhenie_9.docx137.55 КБ
Файл prilozhenie_10.docx14.4 КБ
Файл prilozhenie_11.docx1.46 МБ
Файл prilozhenie_12.docx907.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Районный этап областного конкурса

проектных работ «Экологическая мозаика»

номинация: «Эко-гид»

тема «Экотропа»

2 возрастная группа

Проект «Школьная экологическая тропа»

(проект реализован)

Авторы:

Члены кружка «Экологическая мозаика»

Румянцева Виктория, 15 лет, 8 класс

Морозов Александр, 14 лет, 8 класс

Крутиков Владислав, 14 лет, 8 класс

Руководитель работы

Учитель биологии

Скворцова Татьяна Александровна

Краснобаковский район

д. Афанасиха

2020-2021 год

Содержание

                                                                                                                  Стр.

1. Введение……………………………………………………………... 3

2. Цель и задачи проекта………………………………………………. 3

3. Предполагаемые результаты………………………………………... 4

4. Формы и методы работы на экологической тропе………………… 4

5. Этапы реализации проекта………………………………………….. 5

6. Программа реализации проекта по этапам………………………… 5

7. Литература……………………………………………………………. 9

8. Приложения………………………………………………...…………10

  1. Введение

Живя в селе, мы видим, как потребительское, а порой и равнодушное отношение к природе усугубляется с каждым днём: мусор, сломанные деревья, разорённые гнезда, разрушенные муравейники. Вправе ли мы не взвешивать свое поведение в природе на весах совести? Живая красота вокруг нас, естественная среда воздействует на духовную сущность человека, требует, чтобы мы руководствовались этическими нормами, не нарушали нравственного равновесия между человеком и жизнью природы.

Мы считаем, что нельзя ограничиваться простым созерцанием экологических проблем. Наш экологический проект будет способствовать тому, чтобы дети увидели и почувствовали красоту природы, задумались о роли человека, о разумном использовании природных богатств и их охране.

Экологическая тропа, разработанная членами кружка «Экологическая мозаика», имеет большое значение для изучения экологии уголка природы, где расположена школа-интернат и прилежащей к ней территории.

Маршрут проходит через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.

Основные характеристики экологической тропы:

Вид тропы: экологическая.

Местонахождения: д. Афанасиха, ул. Школьная д. 1, территория, прилежащая к школе-интернату, пойма реки Баковка и Ветлуги.

Год закладки: 2020.

Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.

Охрана маршрута: не осуществляется.

Протяженность: 1 км.

Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение.

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.

Социальные партнёры: администрация школы-интерната, учителя профессионально-трудового обучения.

Материальные затраты: изготовление кормушек и скворечников для птиц, выращивание овощей на пришкольном участке, создание цветников (уроки профессионально-трудового обучения столярное дело и сельскохозяйственный труд).

2. Цель и задачи проекта

Основное назначение троп природы – воспитание культуры поведения обучающихся в природе. Таким образом, она выполняет природоохранную функцию. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность детей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.

Таким образом, целью создания экологической тропы является: реализация связи обучения с жизнью, выявление наиболее актуальных экологических  проблем, способствующих сохранению экосистемы школьного двора и прилегающей территории.

Задачи:

Образовательные: 

углубить, обобщить и закрепить знания по природоведению, биологии, экологии, краеведению; расширить элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей среды; способствовать формированию навыков выбора рациональных и щадящих методов погружения в природу.

Развивающие:

развивать умения видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы,  уметь комплексно оценивать среду; способствовать формированию навыков сочетать активный отдых с изучением окружающей среды, трудом, направленным на защиту природы, навыкам исследовательской работы; формировать навыки конструктивного восприятия мира живой и неживой природы.

Воспитательные:

создать условия для самореализации подростков и повышения их экологического сознания, а также социальной активности.

3. Предполагаемые результаты.

  • У ребят проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
  • У ребят сформируется стремление к исследованию объекта природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Ребята научатся вести наблюдение за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.
  • Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
  • К экологическому проекту будут привлечены социальные партнеры

4. Формы и методы работы на экологической тропе

С образовательными целями экологическая тропа может использоваться для проведения занятий с учащимися разных возрастных групп: младшими школьниками (1-4 классы) – для уроков окружающего мира, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками среднего и старшего звена (5-9 классы) – для уроков природоведения и биологии, а также для занятий в кружках.

Дополнительно тропа может использоваться учителями – не только биологии, но и например: ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования на местности и оказания первой медицинской помощи в условиях похода, географии – для наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей и отдельных природных объектов.

При проведении занятий на экологической тропе используются: экологические беседы; экологические экскурсии, экологические акции; обсуждение и проигрывание ситуаций; лаборатория юного эколога; эмоциональные ситуации;  экологические игры; трудовой десант.

В воспитательных целях необходимо перед походом по тропе разъяснять детям правила поведения на природе, развивать в них экологическую сознательность. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.

5. Этапы реализации проекта

I

II

III

IV

Этапы

Подготовительный

Организационный

Практический

Аналитический

Сроки

1-15 сентября

2020 г.

16-30 сентября 2020 г.

Октябрь 2020 – май 2021

Май -июнь 2021года

Программа реализации проекта рассчитана на 1 учебный год.

6. Программа реализации проекта по этапам

I. Подготовительный этап

1. Выявление основных экологических проблем местности.

2. Формирование команды заинтересованных лиц в реализации проекта. Создание группы разработчиков проекта «Школьная экологическая тропа».

3. Исследование местности, выявление экскурсионных объектов, определение объема работ по проекту, составление плана-схемы маршрута.

4. Разработка комплекса мероприятий по охране и защите природы, правил поведения в природе.

5. Проведение опроса социальных партнеров по благоустройству школьной территории и созданию экологической тропы.

II. Организационный этап

1. Изучение научно-познавательной литературы экологической направленности.

2. Работа со справочной литературой по составлению паспорта «Школьной экологической тропы».

3. Создание творческих проектов, приложений, которые будут использоваться в рассказах при проведении экскурсий.

4. Распределение учащихся по подгруппам и подготовка заданий для каждой из них.

III. Практический этап

Составление паспорта «Школьной экологической тропы»

На протяжении маршрута «Школьной экологической тропы»  мы запланировали 12 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными природными объектами, представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное влияние на природу.

Не все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее.

Экскурсионные объекты (станции) «Школьной экологической тропы»

№ п\п

Название станции

Основное содержание

№1

Крыльцо школы-интерната

Начало маршрута

I:\Экологическая тропа\СХ фото\Проект Люба\фото к презентации Курсы селхоз\SAM_5499.JPG

Учащиеся знакомятся с паспортом «Школьной экологической тропы». Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах путешествия, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, объясняются правила экологической игры, уточняются задания.

(приложение 1)

№ 2

Природное сообщество «Школьный цветник»C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\20211018_124106.jpg

Цветник. 
ознакомление  обучающихся школы с разнообразием цветочно-декоративных культур, приёмами цветочного оформления.

Рокарий.

Обучающиеся знакомятся с различными способами и материалами для оформления ландшафтного дизайна.

(Приложение № 2)

№ 3

Природное сообщество «Школьный огород»

I:\Экологическая тропа\СХ фото\Проект Люба\Фото тс флешки Воронина\IMG-6983.JPG

Ознакомление с основными направлениями деятельности учащихся на пришкольном участке, выращиваемыми сельскохозяйственными культурами. Правила выращивания  овощей, наблюдение за их ростом и развитием, проведение сельскохозяйственных опытов в соответствии с программой профессионально-трудового обучения (сельскохозяйственный труд). (приложение № 3)

№ 4

Природное сообщество «Фруктовый сад»

I:\Экологическая тропа\СХ фото\IMG-3cf93ec808910f0984fb64149f23494e-V.jpg

Яблони. Знакомство с фруктовыми деревьями. С их биологическими особенностями, правилами выращивания и ухода. (приложение № 4)

№ 5

Природное сообщество «Птичья столовая» D:\зимующие птицы\фото0237.jpg

Кормушки. Рассказ о зимующих птицах. Правила кормления зимующих птиц. Виды кормушек. Охрана зимующих птиц. (приложение № 5)

№ 6

Природное сообщество

«Старый пень»        

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\20211018_124144.jpg

Беседа об естественном старении деревьев.

Рассматривание пня, определение возраста дерева и сторон горизонта по спилу дерева.

Рассматривание мха на дереве и древесных грибов.

Беседы о причине спиливания деревьев и восстановлении природных лесных ресурсов. (приложение № 6)

№ 7

Природное сообщество «Лес»

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\20211018_124205.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\20211018_130255.jpg

Беседа про зелёные растения живые фильтры и шумозащитники. Экскурсанты знакомятся с деревьями, произрастающими на территории школы-интерната. Природные сообщества: лиственный лес, сосновый бор, еловый лес.

 Вспоминают, какие птицы живут на ветках, какие насекомые прячутся в стволе и корнях деревьев. Дупло белки. (приложение № 7)

№ 8

Природное сообщество «Луг»

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\20211018_130325.jpg

Рассказ о природном сообществе «луг». Изучение травяного разнообразия луга.

Лекарственные растения луга. Правила сбора и применения лекарственных растений.

(приложение № 8)

№ 9

Природное сообщество «Овраг».

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\20211018_124858.jpg

Ручей.  Экология ручья, его обитатели - антропогенное влияние на природу. Этапы возникновения оврага. Строение оврага. Антропогенное влияние на образование оврага. Способы защиты от разрастания оврага.

(приложение № 9)

№ 10

Природное сообщество «Пойма рек Баковки и Ветлуги»

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\20211018_125754.jpg

Река Баковка. Антропогенное влияние на природу малых рек России.

Ветлуга – левый приток Реки Волги. Экологические проблемы реки Ветлуги. Флора и фауна. Легенда о реке Ветлуге. Участие в природоохранных мероприятиях, направленных на решение экологических проблем реки Баковки.

(приложение № 10)

№ 11

Природное сообщество «Гнездо птицы»

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\20211018_125627.jpg

Гнездо.
Рассказ о птицах, обитающих и гнездящихся на поймах рек. Охрана птичьих гнезд.

(приложение № 11)

№ 12

Природное сообщество «Родник»

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\20211018_125314.jpg

Роль родников для питания рек, использования их для бытовых и иных нужд. Образование родника в природе. Проведение элементарной оценки качества воды на основе таких показателей, как цвет и запах воды, ее прозрачность и наличие примесей. Участие в природоохранных мероприятиях, направленных на решение экологических проблем родника под д. Афанасиха. Источники загрязнения водоёмов. (приложение № 12)

IV. Заключительный этап

1. Анализ работы по реализации проекта.

2. Использование полученных знаний для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего села, школьной территории.

                Создание «Школьной экологической тропы» способствовало повышению научного уровня школьного  образования. Знания, которые учащиеся получали на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогали расширять и углублять знания, полученные на уроках естественнонаучного цикла. Дети овладевали умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

В целом проведение экскурсий по экологической тропе – это результат интеграции большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результат личного участия школьников в охране природных богатств своего края.

В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения, приложениями с методическими разработками.

Планирование работы на экологической тропе осуществляется с учетом сезонных изменений в природе растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.

При организации работы на экологической тропе используются разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

7. Литература

  1. А.Н. Захлебный “Учебная экологическая тропа”, № 3 1983,
  2. Г.А. Комова “Экологические тропы как форма экологического образования”, № 4, 2000,
  3. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская .-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.
  4. Организация работы по созданию экологической тропы. -Благовещенск. 2005.
  5. Афонин А.В. Экологические тропы России. – М.: ПК Литфонда России, 1993. – 36 с.
  6. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.
  7. Просто замечательная выставка! – М.: ЭкоЦентр “Заповедники”, 1999.
  8. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с.
  9. Чижова В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных территориях. – М.: Эколого-просветительский центр “Заповедники” – WWF, 1997. – 128 с.
  10. Интернет-ресурсы.

8. Приложения



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Правила поведения на «Школьной экологической тропе»

1. Ни в коем случае не сходить с тропы!

2. Не мешайте жить лесным обитателям — проходите без лишнего шума.

3. Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.

4. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.

5. На тропе разрешена охота только на комаров и мух.

6. Разводить костры категорически запрещено.

7. Не сорите на тропе — вы не последние ее посетители.

8. Не надо портить оборудование тропы — оно вам пригодится еще не раз.



Предварительный просмотр:

Приложение № 2                                                              

Природное сообщество «Школьный цветник»                 

Декоративные растения и кустарникиC:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1.jpg

Бархатцы весьма неприхотливые и нетребовательные к почвам растения, хорошо растут на открытых солнечных местах и на несколько затененных участках. Все виды бархатцев широко применяются в озеленении благодаря обильному, длительному цветению и неприхотливости. Соцветия и листья бархатцев имеют специфический запах, вследствие чего они  не всегда используются для озеленения балконов. Считается, что запах бархатцев отпугивает вредителей-насекомых от растений. Поэтому бархатцы даже рекомендуют садить в огородах. 

Агератум – цветущее травянистое растение. Оно относится к семейству Астровых. В дикой природе цветок можно увидеть в Индии, Центральной Америке. Необычные пушистые цветы, напоминающие помпоны, украшают садовые участки многих дачников. Период цветения у агератума длительный (этим и объясняется его другое название). «Долгоцветка» радует своей яркой красотой с мая до глубокой осени. Если срезать растения на букет, они и в вазе будут долго оставаться свежими и душистыми.C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1.jpg

Туя. Каждый опытный садовод знает про такое декоративное растение, как туя. Эти вечнозеленые деревья обладают отличной морозоустойчивостью, не требуют к себе особенного ухода и неприхотливы в размножении. Туи считаются одними из самых популярных растений семейства кипарисовых, которые активно в России в лекарственных и декоративных целях. Особенно популярными считаются сорта туй, которые выглядят как колонны, шары или пирамиды. У туи феноменально долгая продолжительность жизни – в условиях дикой природы туя живет вплоть до 200 лет. вечнозеленая листва летом и зимой позволяет освежить любой ландшафт, отлично показывает себя в качестве живого забора.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Природное сообщество «Птичья столовая»                

Зимующие птицы (таблицы)

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\06VvJrD6PSo.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\h_XKO5TuYM0.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\skTcIrMiIHc.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\4cR8gRl6boc.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\VoDwx9x8hk0.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\J50-uxHRoR4.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\wfOvts5FfEs.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\lWd6m9t_kUk.jpgC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\eDx9oEnAMbg.jpg

Инструкция «Требования к кормушкам и кормлению птиц»

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\t2ovP53PAEE.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение № 6

Природное сообщество «Старый пень»                            

Определение возраста дерева по спилу (таблица)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение № 7

Природное сообщество «Лес»                                              

Деревья:

http://astrovedic.ucoz.ru/_fr/16/9918427.jpeg

Липа

Крона густая.

Цветёт в начале лета.

Цветы мелкие. Но очень душистые.

Медоносное растение.

http://kak.znate.ru/pars_docs/refs/33/32239/32239-51_2.jpg

Осина

Ствол гладкий, покрыт зеленоватой корой.

Листья небольшие круглые.

Даже в самый тихий и безветренный день листья дрожат.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/61/621/61621364_1279313961_bereza11.jpg

Береза

Ажурная крона

Свисающие ветки

Белоснежный ствол

http://northernreflections.files.wordpress.com/2012/10/a-single-maple.jpg?w=500&h=666

Клён

Широкие рассеченные листья.

Ствол гладкий.

Семена крылатые. Их хорошо разносит ветер.

http://www.druidgor.narod.ru/travnik/img_trav/heremuha_1.jpg

Черемуха обыкновенная

Дерево или кустарник от 2 до 10 м высотой.

Ствол и ветви покрыты матовой, черно-серой корой.

Листья очередные, короткочерешковые.

Цветет в мае. Цветки мелкие, белые, собранные в кисти.

http://www.krasotaufa.ru/jpg/lisstv5.jpg

Лиственница

В отличие от сосны и ели лиственница на зиму сбрасывает хвоинки.

Обладает очень крепкой древесиной.

Постройки из древесины лиственницы прочные и долговечные.

http://www.verim.org/_media/newuser/sosna1-m.jpg

Сосна обыкновенная

Высокое светолюбивое дерево.

Хвоя у сосны длинная.

Сосна дерево здоровья. Она очищает воздух.

В сосновых борах строят санатории.

http://poremontu.ru/media/ck/articles/images/1354712938.jpg

Ель

Растёт во влажных местах

Еловый лес темный, мрачный и сырой.

Ветки ели покрыты короткой хвоёй.

В новогодние дни ели украшают игрушками.

Грибы:

Сыроежки

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=328398145-24-72&n=17

Подосиновик

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=302938307-25-72&n=17

Подберёзовик

Highslide JS

Животные:

1.Белка обыкновенная мелкий зверек с вытянутым стройным телом и пушистым хвостом с «расчёсом». Голова округлая, с большими чёрными глазами. Уши длинные, с кисточками, особенно выраженными в зимний период. Задние конечности заметно длиннее передних. Пальцы с цепкими острыми когтями. http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=454741447-28-72&n=17

Зимний мех у белки высокий, мягкий и пушистый, летний — более жёсткий, редкий и короткий. Её окраска меняется сезонно. Летом в ней преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона; зимой — серые и чёрные, иногда с коричневым оттенком. Брюшко светлое или белое.

2.Мышь лесная небольшой зверек, внешне похожий на домовую мышь, но крупнее ее. Длина тела 7-11,5 см; хвост примерно равен длине тела. Уши большие. Задние лапы длинные. Окраска верха рыжая, брюхо белое, на груди между передними лапами желтое пятно. 
Лесная мышь живет на участках старого леса с преобладанием широколиственных деревьев, с хорошо развитым подлеском и обилием валежника. Активна она ночью. Убежищем ей служат норы под корнями деревьев, дупла, иногда расположенные высоко над землей. Питается лесная мышь семенами липы, лесными орехами, буковыми орешками, ест ягоды и даже насекомых. Осенью собирает запасы, чаще всего орехи и желуди, складывая их в дупла, под пни и в камеры нор.Лесная мышь

3.Дятел большой и малый

Самка с добычей Дятел

Дятел преимущественно небольшого размера. Внешний вид и особенности окраса зависят от вида. Обитают дятлы практически везде, где присутствует древесная и кустарниковая растительность.

Эти птицы, хотя умеют отлично летать, все же отдают предпочтение лазанью. В течение дня дятел постоянно ищет пищу. Располагаясь в нижней части ствола, дятел по спирали поднимается вверх. Внимательно проверив ствол и крупные ветви на высоте до 12-16 м, птица отправляется на другое дерево. Отыскав под корой насекомых, дятел приступает к работе. Мощными ударами клюва он ломает кору или делает небольшое отверстие. Липким языком он достает личинок и насекомых (муравьев, короедов, усачей, долгоносиков, листоедов). Язык дятла обычно несколько больше длины его туловища. Осенью птицы питаются семенами, которые извлекают из шишек        



Предварительный просмотр:

Приложение № 8

Лекарственные растения                                              

Мать-и-мачеха. Листья у растения крупные, необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как будто теплые. За эти особенности цветок получил свое имя: нежная сторона - добрая «мать», а верхняя сторона листьев - неласковая «мачеха». Латинское название означает «Выводящее кашель».hello_html_14992a84.jpg

Календула

Самый популярный цветок на дачных участках, клумбах и цветниках. Однолетнее растение, цветущее с июня по октябрь ярко-оранжевыми душистыми цветками. Его народное название ноготки знакомо всем с детства. Из цветов календулы делают настойки и мази, отвары используют для примочек. Настои календулы принимают при гастритах и колитах, болезнях печени и желчного пузыря, ишемической болезни сердца и хронических бронхитах. И все же это растение более широко используются для наружного применения, поскольку обладает сильным ранозаживляющим действием. Календула. Лекарственные растения картинки и фото с описаниями

Мята перечная

Абсолютно все знают о том, что мята очень полезное растение. Но, к сожалению, далеко не каждый человек осведомлен о всех ее полезных свойствах. Мята поможет при изжоге, всевозможных воспалениях, болях в сердце, при пищевых и алкогольных отравлениях.Мята перечная. Лекарственные растения картинки и фото с описаниями

Подорожник

Неприглядная на вид травка знакома всем с детства. Кто из нас не прикладывал его листик к разбитой коленке? Это натуральное лекарство, благосклонно подаренное жителям земли природой. Рекомендуется применять при язве желудка, болях в кишечнике.Подорожник. Лекарственные растения картинки и фото с описаниями

Лопух

Мы привыкли относиться к лопуху, как к обычному растению, которое можно встретить на обочине дорог. Но немногие знают, что он обладает многочисленными полезными свойствами, которые незаменимы не только для лечения различных заболеваний, но и поддержания красоты. Лопух полезные свойства

Ромашка лекарственная

Широко распространенное растение на лугах, полянах, в посевах, вдоль дорог. Лекарственную ромашку выращивают также на специальных плантациях. В медицине ромашка используется для лечения гастрита, колита, язвы желудка, дизентерии, заболеваниях печени, почек, мочевого пузыря, нервной системы. Ромашку применяют при малярии, бессоннице, простуде, золотухе. Ромашка снимает спазмы желудка и кишечника, благотворно влияет на состояние слизистых оболочек, помогает при язвах, фурункулах, подагре, экземе, зубной боли, мигрени, ушибах.Matricaria-chamomilla-5



Предварительный просмотр:

Приложение № 9

Природное сообщество «Овраг»                                            

Схема строения оврага и борьба с оврагами (таблицы)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1.jpg C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1.jpg



Предварительный просмотр:

Приложение № 10

Легенда о Ветлуге-реке                                                          

Давным-давно, в стародавние времена, на берегу тихой лесной реки, стояло большое селение. В ту далекую пору проживали в нем вместе и русские, и татары, а правил селением татарский князь. В одном из домов, что стоял на самом краю улицы, жил отец с дочерью. Дочь звали милым именем – Луга.  

И не было её краше и добрее среди русских девушек ни в этом селении, ни в соседних.   Вот раз шла Луга с ведрами на реку и повстречала татарского князя. Тот приметил девушку, остановился, посмотрел на неё взглядом коршуна, понравилась она ему очень, и захотел он взять её себе в жены и послал к ней сватов.   Но Луга давно любила русского парня, который работать и в поле, и в лесу, да весело умел играть на рожке. Не хотела Луга замуж за татарского князя, отказалась идти замуж за богатого, но не любимого …  

Рассердился князь, узнав об отказе, сузил он свои маленькие глазки в щёлочки, глянул свирепо на сватов и прошипел змеёй:

- Отказала, говорите… Но я не откажусь от задуманного. Быть Луге моей!

И то сказать, година в ту пору не та была, чтобы возражать наместнику грозного татарского хана. Как ни сопротивлялась девушка, князь от своей затеи не отставал. Насильно заставил Лугу быть его невестой.

Наметил наместник ханский день свадьбы своей.   В день свадьбы в княжеский дом были согнаны лучшие музыканты того селения, а среди них и суженый Луги.   Грустные думы одолевали его буйную голову. Никогда не видели парня таким печальным, каким он был тогда! Не легче было и его любимой: проплакав всю долгую ночь напролет, Луга сидела теперь рядом с князем, как подстреленная горлинка, и о чем–то упорно думала. Между тем свадебное пиршество шло своим чередом: музыканты играли что–то веселое, гости громко говорили, пели, плясали. Князь не сводил глаз с невесты. Он принимался угощать Лугу, показывал ей вещички дорогие, подарочки свадебные. Но девушку ничего не радовало, она всё молчала и молчала.

Князь нагнулся к уху девушки и тихо, заискивающе спросил:

- Что ты хочешь, дорогая?

- Покататься на лодке с музыкантами, - ответила девушка.

- Твоё желание будет исполнено! – Расплываясь в улыбке, заверил ханский наместник.

Не прошло и получаса, как молодые, вместе с гостями и музыкантами сели в лодку и отчалили от берега. Плавно покачиваясь, лодка медленно поплыла по реке, направляясь к высокому обрывистому берегу, на котором возвышались зеленые развесистые вётлы. Их длинные ветви низко свешивались к воде, которая на глубоких местах бурлила, как кипящий котел. Когда лодка дошла до самого глубокого места, Луга быстро поднялась и, как легкая лань, метнулась в сторону, где сидел её любимый парень. Отбросив рожок, тот ринулся к ней, и на мгновение застыли в крепком объятии, а потом как сговорились, разом бросились в бурлящий омут.

И тотчас же тёмные воды лесной реки укрыли их от взоров ненавистного князя и его притихших гостей. Тихо кругом и безмятежно, лазурной блестящей, как зеркало, гладью покрыты речные просторы. По берегам реки зазеленеют вековые вётлы, спуская свои молодые ветви к самой реке, будто желая поскорее увидеть красавицу Лугу, имя которой навеки сохранилось в названии реки. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение № 12

Природное сообщество «Родник»                                      

Схема образования родника, источники загрязнения водных объектов (таблицы)

1 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школьная экологическая тропа

В материал нужно добавить фотографии и исследовательские проекты по станциям...

Элективный курс "Школьная экологическая тропа"

Важнейшая задача сегодняшнего дня - формирование экологической культуры людей, которое невозможно без экологического образования школьников. Традиционная классно – урочная система преподавания в...

Школьная экологическая тропа

Важнейшим средством экологического образования является организация различных видов деятельности обучающихся в природе. Сегодня задача школы не в том, чтобы сформировать определённый объём  знани...

Проект школьной экологической тропинки

Проект школьной экологической тропинки...

Проект Школьная экологическая тропа "Удивительный мир природы Детского парка г.Новомосковска".

Школьная экологическая тропа является современной перспективной формой экологического просвещения и образования. Такие учебные тропы имеют ряд преимуществ: они позволяют развивать у детей навыки иссле...

Сценарий агитбригады на станции "Воздух" школьной экологической тропы «Поистине птицы свободны, если есть им куда вернуться»

Сценарий агитбригады  «Хочу дарить природе доброту» «Поистине птицы свободны, если есть им куда вернуться»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...