Проект школьной экологической тропинки
проект по географии (6 класс) на тему

Друзина Галина Владимировна

Проект школьной экологической тропинки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_ekologicheskaya_tropinka.docx429.12 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект.

Школьная экологическая тропинка.

Автор Друзина Галина Владимировна, учитель географии.

                                           1 ВВЕДЕНИЕ.

Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье.

Эффективная работа школы по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов школы. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание. Каждый выход на улицу для ребенка должен оборачиваться увлекательной прогулкой, дающей возможность наблюдать, познавать, запоминать!

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в школе – экологическая тропа, которая позволяет школьнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу.

Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей.  Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д.

Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Таким образом,  с помощью экологической тропы можно грамотно использовать земельный участок леса не далеко от школы в экологическом образовании детей. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:

  •  оздоровительную;
  •  рекреационную;
  •  учебно-просветительскую.

                                   Любовь к  малой Родине, к ее природе и ее народу  у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Дети школьного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тому, о чем имеют достаточно глубокие и разносторонние знания и положительный настрой. В иных случаях их поведение нейтрально-безразличное, а часто и просто отрицательное.

Особенность процесса обучения и воспитания на  экологических тропах состоит в том, что он строится на основе не дидактически назидательного, а непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении и обществе. Тропа  позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды, что в свою очередь даст возможность применить знания детей, почерпнутые из школьного курса. А самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал в школьниках. В итоге рождается важнейшее свойство личности – убежденность беречь природу, опираясь не только на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.

 Именно на экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания личности..

Ребята овладевают трудовыми навыками, связанными с улучшением природной среды и уходом за ней. Навыки самостоятельных исследований в окружающей среде, обработки и оформления их результатов.

Цель  работы-

разработать экологическую тропу для обучающихся 5-7 классов на территории школьного двора;

 пропагандировать  тропу  в школьной среде, способствовать заинтересованной работе на экологической тропе педагогов и обучающихся нашей школы;

создать  условия  для формирования у обучающихся элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

Задачи   :  

- Формировать  у обучающихся основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления  и опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

-изучить  виды экологических троп;

 -разработать маршрут экологической тропы для  обучающихся 5-7 классов на территории школы;

-рассмотреть познавательные объекты;

-разработать план- схему тропы;

-создать паспорт тропы.

 Актуальность проекта

Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объём знаний по предметам, но и в том, что бы способствовать приобретению навыков научного анализа, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости практической помощи окружающей среде. Формированию таких качеств у ребят особенно эффективно проходит в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы  обучающийся сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её возникновения, делать выводы..

Проблемная ситуация:     Дети небрежно обращаются с  природой

Проблема:  отсутствие у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе,

Тип учебной тропы: учебно-экологический.

3 Теоретическая часть. ( Изучение литературы)


3.1  Что такое экологическая тропа? Виды троп.   Их назначение.

Учебная Экологическая тропа - одно из средств приобщения детей к природе имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа - это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения.

Под моим руководством ученики нашей школы обустроили экологическую тропу на территории школьного участка. Во время экскурсии, которые проводят сами ребята, объектами их рассказов и наблюдений служат самые обычные деревья, кустарники, цветочно-декоративные растения. На тропе установлены птичьи домики. Иногда объектами рассказа становятся интересное или сломанное дерево, ели со спиленными верхушками, рядом расположенная автотрасса и т.п.

Экологическая тропа" - это маршрут , созданный для знакомства школьников с природой. Во время движения по экологической тропе посетители получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях.  Она сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается эмоционально. Экологические тропы занимают значительное место в учебно-воспитательном процессе. Это особенно важно в настоящее время в связи с мощными антропогенными нагрузками на природу и нарушением правовых норм природопользования. Решаемая проблема: потребительское отношение к природе родного края.   Учебная экологическая тропа представляет собой одну из наиболее передовых педагогических форм, благодаря комплексному подходу, использованию интерактивных методов, активному творческому участию учащихся в создании и работе тропы. Создание и  дальнейшая работа учебной тропы строится на основе сочетания  массовой,  групповой и индивидуальной форм организации деятельности учащихся. При этом используются игровые методики, диспуты, конкурсы, соревнования, экологические акции и праздники, проблемный, поисковый, исследовательский методы обучения. экологические беседы; экологические экскурсии; экологические конкурсы; экологические акции; обсуждение и проигрывание ситуаций; трудовой десант; коллекционирование; экологические выставки и экспозиции; день (неделя) экологического творчества; экологические праздники и фестивали; экологические игры (дидактические, имитационные; соревновательные, игры-путешествия .

             Организация учебной деятельности на тропе включает:

  1. Практическую деятельность учащихся по образованию и благоустройству тропы: составление картосхемы тропы, установка рекламных щитов и знаков, уборка мусора, посадка деревьев.
  2. Работу по охране природных объектов на тропе
  3. Экскурсионно-пропагандистскую работу в природе
  4. Опытническую и исследовательскую работу.

Практическая деятельность учащихся в пределах экологической тропы выполняет ряд функций :

  1. Диагностическую - раскрытие собственных резервов внутренней активности, проверка возможностей для самовыражения и самопознания.
  2. Релаксационную - снятие или уменьшение школьной тревожности, восстановление равновесия сил и резервов.
  3. Терапевтическую - коррекция взаимоотношений, преодоление трудностей у школьников в общении с одноклассниками, в поведении, в учении

По назначению экологические тропы делятся на

 прогулочно- познавательные, познавательно-туристические и учебно-познавательные. Наиболее специализированы для цели обучения - учебно-познавательные экологические тропы. Их протяженность редко превышает 2 км. Они рассчитаны в первую очередь на посещение их учащимися и педагогами школ и должны быть легкодоступны. Поэтому чаще всего такие маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций: в парках, лесопарках, зеленых зонах, вблизи населенных пунктов.

Решающее условие для выбора тропы: доступность для посещения, привлекательность и эстетическая выразительность окружающего ландшафта, информационная ёмкость маршрута.


В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за занятие. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если это ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же преследуется другая цель (например, при помощи луп исследовать пень), то стоит ограничиться только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

     

     Важно соблюдать следующие принципы: не перегружать детей фактическим материалом; не проводить занятия в лекционной форме, когда педагог указывает на объект и рассказывает о нем, а дети молча слушают монолог учителя  Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах по защите и улучшению природы, а также в пропаганде знаний об их охране. Только такое сочетание познания и практической деятельности формирует ответственное отношение к природной среде и соответствующие умения.

 Именно на экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания личности. Назначение экологической тропы состоит, прежде всего, в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках.

Ребята овладевают трудовыми навыками, связанными с улучшением природной среды и уходом за ней. Навыки самостоятельных исследований в окружающей среде, обработки и оформления их результатов.

                         Маршруты экологических троп выбираются в зависимости от поставленной цели таким образом, чтобы в них были представлены как участки естественной природной среды, так и территории, находящиеся в зоне антропогенного воздействия.

      Характерными особенностями совместной деятельности являются:

- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.  

3.2 Задачи, которые решает экологическая тропа.

Обучающие- расширить элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природы; о закономерностях природных явлений;

- способствовать формированию умения у обучающихся анализировать различные проявления антропогенного фактора в зоне маршрута тропы  и комплексно оценивать среду; умения  исследовательской работы;

- знакомство с местной живой и неживой природой; изучение типичных представителей флоры и фауны, способов их адаптации к условиям обитания; изучение различных экосистем и выявление экологических связей; анализ влияния деятельности человека на экосистемы; показать причинно-следственные связи в природе, взаимодействие природы и общества; закрепление, углубление и расширение знаний   по экологии и смежным дисциплинам (биологии, географии, химии); знакомство с научными методами изучения природных объектов и приобретение навыков самообразования и исследовательской работы («учебный кабинет в природе»).

- формировать универсальные учебные действия: исследовательские, информационные, коммуникативные.

      Воспитательную – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы. воспитание у детей бережного отношения к растениям;
- воспитание любви к природе и интерес к отечественной истории;
- приобщении школьников к исследованию природы родного края, его культурно-историческому прошлому, к бережному обращению с объектами окружающего мира, как природного, так и созданного трудом человека;

-  развитие у участников экологической тропы чувства причастности к решению экологических проблем; поддержке  детского природоохранного движения как действенной формы экологического воспитания и образования;

Свою оздоровительную задачу тропа выполняет благодаря сочетанию  умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе.

Развивающую – помимо образовательной и воспитательной целей, экологическая тропа может и должна использоваться для организации активного отдыха детей на природе. Тропа способна расширить кругозор у ребят в представлении  многообразия растительного и животного мира,   научить наблюдать и сравнивать группы растений;
- развивать творческую и общественную активность обучающихся через возможность личного участия в конкурсах и природоохранных акциях.

3.3   Принципы, которые положены в основу работы:

 - принцип краеведения;

 -  принцип природосообразности;

 - принцип научности и доступности понятий;

  -принцип меж дисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному».

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

- природа – человеку

(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

- человек – природе

(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

       - правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных     мероприятиях.

.

3.4 Предполагаемые результаты:

  1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

  2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

  3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

  4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

5  Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :

      *  Все живые организмы имеют равное право на жизнь.

      *  В природе все взаимосвязано.

      *  В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

участники экологической тропы приобретают навыки исследовательской работы, умение формулировать и решать экологические проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды. Учащиеся приобретают опыт партнерских взаимодействий с педагогами, сверстниками, родителями и местной общественностью. Они становятся активными пропагандистами экологических знаний среди школьников.

  Экологическая тропа предоставляет широкий простор для творчества.  Поэтому сам процесс организации и оборудования учебной экологической тропы имеет большое педагогическое значение. Успешность во многом зависит от заинтересованности эмоционального настроя участников.

  Целевая группа:  Учащиеся - активные участники: приобретают уникальный опыт, невозможный при других формах обучения; формируются информационные, коммуникативные и социальные компетенции; овладевают различными способами деятельности, приобретают активную жизненную позицию. Учителя - организаторы, консультанты: совершенствуют умения дифференцированно подходить к обучению ребят, включаются в исследовательскую деятельность, открывают для себя новое как в содержании преподавания предмета, так и в методике его преподавания. Родители - помощники, партнеры: сопричастны происходящему, общая работа способствует поддержанию взаимопонимания со своим ребенком.

 3.5 Этапы  работы  по созданию  экологической  тропы.

1 этап - организационный:    создается инициативная группа по организации  учебной тропы  (учитель и небольшая  группа учащихся,  объединенных общим

интересом к познанию и охране родной природы). На этом этапе определяются задачи, объем работы, порядок действий и место каждого в предстоящем деле. Составляется общий план работы по созданию тропы.

2 этап--Детальное обследование территории пришкольного участка и выделение наиболее интересных объектов.

3  этап – Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

4 этап- Составление паспорта.

5 этап-  Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую «Стацию»

6 этап-  Составление рекомендаций по работе на каждой «Станции».

7 этап- этап – оформление и благоустройство тропы.

8  этап – начало работы тропы, которое подразумевает:

3.6   Требования к выбору маршрута тропы:

1. Привлекательность:

  • красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;
  • каждая тропа должна быть не похожа на другие;
  • тропа не должна быть монотонной;

2. Доступность:

  • необходимо, чтобы тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные дороги: посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к ому моменту, как он сделает первый шаг по тропе;
  • трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности прохождения, чтобы физическая усталость не уничтожила способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к воспитанию.

3. Информативность:

  • способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.

3.7  Правила поведения на экологической тропе

В целях сохранения природной среды и обеспечения комфортности отдыха других посетителей каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

  • запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
  • с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
  • в зоне тропы категорически запрещена любая охота;
  • топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в малообжитых районах;
  • на топливо идут только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухая береста (но не с живых деревьев);
  • курить и разводить костры можно только в специально отведенных местах;
  • движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных, поэтому нельзя брать с собой радиоприемники и магнитофоны;
  • по той же причине не стоит брать с собой собак;
  • после себя не оставлять никакого мусора.

3.8  Паспорт на учебно-экологическую тропу

   Важным требованием к созданию учебной экологической тропы является принятие официального документа - паспорта экологической тропы. Паспорт утверждается директором школы.

Паспорт тропы составляется по следующей схеме:

1. Название.

2. Цели и задачи тропы.

3. Местонахождение.

4. Краткое описание маршрута, его протяженность, расстояние между точками, время прохождения маршрута (с учетом рассказа экскурсовода).

5. Режим использования (в течение всего года, в теплое время года,..)

6. Допустимая нагрузка на  (максимальное количество посетителей).

7.Описание экскурсионных объектов.

8. Список оборудования тропы.

9. Правила поведения посетителей, правила техники безопасности и

противопожарные требования.

10. Необходимые мероприятия.

11. Ответственное лицо.

 12. Приложение. Карта-схема маршрута.

4 Практическая часть.

 Вокруг школы на пришкольном участке экотропа может иметь 7 остановок

1 –я  остановка  «Инструктажная.»

2-я остановка «Растения».

3-я остановка  « Почва»

 

4-я « Животные «

5-я "Птицы".

6-я « Метеостанция».

7- я « Охрана природы».  

Наша экологическая тропа  поможет ученикам   применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

    Ребята усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия- важнейшее условие  формирования мировоззрения. Тропа способствует не только получению качественных знаний, но и развитию у детей исследовательских навыков,

Литература .

Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке // Биология в школе. - 2000. -  №6. –  с. 12-14.

 Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно- методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128 с.: ил.

  Экологическое воспитании в школе: классные часы, игры,  мероприятия / авт.-сост. И.Г. Норенко. – Волгоград: Учитель,  2007. – 139 с.

http://www.ecosystema.ru/

http://cherny-school.narod.ru/ecotropa/index.html

http://www.wildnet.ru/directions/path_designing/

http://www.ref.by/refs/62/33780/1.html

http://www.ecosystema.ru/

7 Приложения


Приложение 1

  1 –я «Инструктажная.»

Схема расположения станций экологической тропы

 Здесь посетители будут знакомиться с паспортом учебно-экологической тропы. Проводится вводная беседа. Рассказывается о целях и задачах экскурсии, даются инструкции по технике безопасности и правилам поведения на тропе, В нескольких словах описывается предстоящий маршрут- показан маршрут, указана его протяженность, указаны остановки. Обозначены опасные места на маршруте- скользкие места после дождя, ямы, ступени. Так же на щите  правила поведения на эко тропе. Над щитом можно поместить лозунг типа

« Зоркий увидит. Внимательный заметит. Любознательный узнает. Сознательный сохранит.»

Приложение 2   2-я остановка «Растения». 20 мин.

Цель:

 Воспитать эмоционально-положительное бережное отношение к природе.

 Научить видеть красоту и неповторимость мира   растений .

 Уточнить знания детей о роли растений в жизни человека.

 Расширить кругозор

 Создать атмосферу заинтересованности

 Развивать инициативу и самостоятельность

Какие растения вы видите?  Как много их?

В каком они состоянии ( сломанные, чахлые, пожелтевшие., растрескавшаяся, поврежденная кора; засохшие ветки; сломанные, спиленные, срубленные; формирование и наличие дупел; вышедшие на поверхность корни; антропогенное воздействие: вырезки, проволока в коре дерева, гвозди, краска )

Посмотрим как отличаются растения , растущие в  разных частях двора, чем это объясняется?    Старый пень- считаем кольца.Сбор растений для гербария

Подвести детей к выводу, что созревание  плодов и семян – это признак осени, а  в результате наблюдений сделать вывод, что  у растений нет молодых побегов, свежей

зелени, так как осенью прекращается рост  растений.

Рассмотреть семена, обсудить, почему у  семян толстая кожура, что помогает

семенам перезимовать (снег). У  многолетних растений отмирают наземные

части, но живыми остаются клубни,  луковицы, корневище. Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы  с помощью чего семена  разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). Сравнить деревья и  кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны. Рассмотреть  травянистые растения, их приспособление к зиме: отмирают стебли и корни, но  сохраняются семена.  Рассмотреть лиственные деревья и сосну.

Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить

подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Понаблюдать на экологической тропе за  листопадом. «Как растения  готовятся к зиме» Учить  устанавливать связи между состоянием  растений и условиями среды, выявить причины происходящих изменений в природе.

Понаблюдать на экологической тропе, какое  из деревьев сбросило листву последним.

Сделать вывод о том, что после того как  температура воздуха стала ниже нуля

градусов, все деревья сбросили листву.  Обратить внимание детей на то, что

молодые ветки на деревьях не растут, почки на деревьях плотно закрыты.

Объяснить детям, что у деревьев весной  начинается сокодвижение. На коре

выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые

– любители «сладкого». Объяснить детям,  что стало тепло, и вода , с растворёнными

Веществами, из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся

листья. Выявить признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение берёзы – серёжки.  Цветение растений, сравнение цветков, распускание листьев деревьев и кустарников;

О загрязнении воздуха человеку могут подсказать лишайники. Лишайники представляют собой своеобразную группу организмов, тело которых состоит из двух компонентов – гриба и водоросли, образующих симбиотическое сожительство.  Свое название  лишайники получили за сходство с листьями растений.

А  сейчас мы подробнее остановимся на знакомстве с отдельными растениями школьного двора.

1-е растение. Узнаете его, отгадав загадку.

Стоит Алёна,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. 

Конечно, здесь речь пойдет о красивой русской березе.

Как много берез на пришкольном участке? ( счет)

Рассмотрим ствол дерева( дети подходят, проводят по стволу руками.). Какой он по ощущениям? Имеет ли запах? Приятно ли вам касаться березки?

Много ли веток у дерева? Как они расположены на стволе?

Рассмотрим форму, цвет, размер  листьев. Потрем  пальцами и ощутим запах.

Находим старые, засохшие ветки, деревья причудливой формы.

Как меняется дерево с  приходом определенного времени года?

Какие знаете стихи о березе?  

Хантыйская легенда о березе. "Береза - Сумт юх"-священное дерево

Рассказ «Легенды о небесной девушке».

Давно это было. Забыли люди о доброте. Забыли о чистоте. Завидуют друг другу. Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи покрывается. Земля стонет. Коркой зависти покрывается. Великий стон до Неба дошел. Посмотрела дочь Неба на землю. Черные мысли людей Землю душат. Умирает она.

Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила её сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки на земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так и появились на нашей земле березы. Говорят, это небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное дерево.

Т. Молданова

Когда ханты и манси отмечают свои самые священные праздники, они приходят в березовые рощи, повязывают ленточки  с желаниями на веточки березки, обнимают березки, водят хороводы.

Осина  

ОСИНКА И ВЕТЕРОК

М. Скребцова

Спрашивают как-то деревья осинку: 
— Чего ты, осинка, всегда дрожишь? Не пристало дереву таким быть.

Растерялась осинка, что ответить не знает. Тут как раз ее дружок-ветерок подул, осинка за ним всеми листочками потянулась и прямо на глазах у всех деревьев скинула свое темно-зеленое платьице и надела другое — серовато- серебристое.
Деревья снова недовольны:
— Сейчас не осень, что ты, осинка, наряды меняешь?
Задрожала осинка, а ветерок ей прошелестел:
— Не обижайся на них, подружка, если бы они присмотрелись к тебе, то 
увидели бы, что листочки твои — необычные:  с нижней стороны серебристо- сероватые, а с верхней — темно-зеленые.
Ветерок с осинкиными круглыми листочками давно дружил. Он им обо всем на свете рассказывал, а они вслед за ним в разные стороны поворачивались и шептали ласково:
— Говори, говори...
Ветерку осинкино внимание приятно.
Спрашивает осинка у ветерка:
— Почему, ветерок, листочки других деревьев вслед за тобою не поворачиваются в разные стороны?
Отвечает ветерок:
— Скучно им, осинка, рассказы мои слушать. К тому же твои листочки держатся на черешках, в верхней части сплюснутых, поэтому они и поворачиваются с такой легкостью в разные стороны. У других деревьев черешки — цилиндрические и неповоротливые.
Говорит тогда осинка деревьям:
— Я с ветерком дружу. Увижу его и затрепещу от радости. Вот и кажусь со стороны дрожащим деревцем.
Ничего деревья не ответили, но с тех пор к осинке приглядываться начали.

      К какому кустарнику мы сейчас подойдем, узнайте, отгадав загадку.

«Под ярусом, ярусом висит зипун с красным гарусом» (рябина).

Рябина разных видов имеет отличительные особенности. Рябина может быть деревом, а может и кустарником. Давайте определим, наша рябина дерево или кустарник. Чем отличается дерево от кустарника?  

 Это культурное растение или дикорастущее?

Каково значение в природе и для человека? ( Птицам ягоды. Да и звери мимо не проходят. Не только белки, бурундуки, куницы да соболи дарами его угощаются, а даже волки и лисы. Им ведь тоже витамины нужны. У деревца этого — не листья с ягодками, а витаминные клады. Лось с медведем, бывает, так и лакомятся: на первое — ягодки, на второе — листочки с веточками. Человек лечится ягодами.

А еще верили, что ягоды,  собранные на Петра и Павла (23 сентября – это осеннее равноденствие) служат оберегом. Кисти рябины вешали под крышу дома, чтобы привлечь в избу счастье и благополучие. Существовало поверье, что вся нечистая сила боится солнечных лучей, а, следовательно, и красных ягод рябины, как символа солнца

А сейчас мы поговорим о хвойных растениях.    

          -Какие хвойные деревья вы, дети, знаете? Какие  хвойные деревья растут на пришкольном участке? Как их много ( счет) ? Какое значение имеют хвойные растения в природе и для человека?

А знаете ли вы, что    воздух в хвойном лесу стерилен, т.к. эфирные масла, содержащие в хвое, уничтожают микробов. Потрите хвоинки  пальцами, понюхайте запах.

  Настой хвои - надёжное средство против цинги, ванны из хвои применяют как успокаивающее средство.
Мягкая, лёгкая и одновременно прочная, древесина высоко ценится как строительный и поделочный материал. Из неё делают музыкальные инструменты - она удивительно певуча. Из опилок получают скипидар. Смола – живица. В годы войны спасала раненых при ожогах и сегодня используется в медицине и для  изготовления  лаков

 Из кедровых орешков можно получить молочко. Надо хорошенько раздавить в миске свежие орехи и залить крутым кипятком. Получится молочко.

Сейчас мы подойдем к хвойному дереву, но прежде отгадайте о нем загадку.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?                                    
Ель называют "поющее дерево", т.к. Древесина служит хорошим материалом для изготовления роялей, пианино и струнных музыкальных инструментов.

 Как можно определить возраст ели? (Каждый год на дереве появляются новые ветки, поэтому по количеству нижних веточек можно определить возраст дерева.)
Почему это растение рекомендуют для озеленения?

И, конечно же, ничто не может заменить хвойной красавицы при встречи Нового года.
А кто знает стихи или песни о ели?
Перед новогодним праздником люди покупают и приносят в дом ёлочку - ёлки в доме - большая радость. Но всё-таки стоит ли ради нескольких праздничных дней губить ценное неповторимое по красоте дерево?
Как сберечь ели от рубки перед новогодними праздниками?
Предложите свой вариант украшения жилища в Новый год.
Подумайте, как сберечь еловые деревья от излишней рубки для изготовления бумаги?
Сосна - прекрасное витаминное дерево.

Древесина сосны ценится за её долговечность, так как она пропитана смолистыми веществами, которые предохраняют древесину от загнивания.
Дерево до 40 м высоты. Хвоя по 2 в пучке, тёмно-зелёная, 4-7 см длины. Вечнозелёное дерево. Шишки в основном сосредоточены в верхнем ярусе кроны, являются хорошим диагностическим признаком при определении вида. Шишки достигают 10-20 см длины. Древесина лёгкая, смолистая, ценная. Светолюбивы, не выдерживают загазованности и задымления воздуха. Морозостойкие и жароустойчивы.

-Сравните веточку сосны и ели, найдите отличия.

О лиственнице.

Хвоя в пучках светлая, мягкая, нежная, бархатистая. ( Трогаем руками осторожно)
Это деревце необычное. Оно так солнышко любит, что не может жить без него. Ночью, как только вы, лучики, прячетесь, деревце тоже засыпает и замирает, даже расти перестает, в отличие от елей и сосен. Зимой же оно спит крепким сном, поэтому и сбрасывает на зиму свои листья - хвою. Самое светлое дерево из всех хвойных.

Следующий кустарник называют в народе дикой розой.   Шиповник

Чем интересен кустарник? (колючий кустарник). Нет главного ствола. Высота достигает 0,5-2 м.
Как образовались колючки на шиповнике? (это выросты кожицы).
А почему шиповник называют дикой розой? (Внешне шиповник напоминает садовую розу.  Это не случайно, так как он является диким родичем культивируемой красавицы.
Почему кустарник привлекает к себе насекомых и птиц? Он хороший медонос и привлекает к себе много насекомых. Цветки крупные, одиночные, цветут в мае - июне, розового цвета. Лепестки источают нежный аромат. Они содержат розовое масло, которое считается хорошим сырьём для парфюмерной промышленности и ценным лекарственным средством.
А чем интересны плоды? (плоды шиповника орешки).
Хорош отвар из листьев, где содержится аскорбиновая кислота и другие полезные вещества. Больше всего ценятся плоды шиповника. Созревают они в сентябре и держатся на ветках после опадения листьев до самой зимы. Плоды шиповника называют кладовой  витаминов,  рекордсменом растительного мира по содержанию витамина С.
      Предлагаем собрать гербарий  из листьев растений. Воспользоваться им можно будет на уроках биологии

Практическая часть- Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.

Для выполнения работы нам потребовалась прозрачная клейкая пленка. Собираем  листья в разных участках пришкольной территории и на разной высоте. К поверхности листьев прикладываем прозрачную  пленку. Затем пленку снимаем  с листьев вместе со слоем пыли и приклеиваем  её на лист белой бумаги.  Отпечатки сравнили между собой.  Делаем вывод, объясняем, где какая загрязненность и почему. По результатам исследования можно сделать вывод о важной роли зеленых насаждений в очистке атмосферного воздуха от пыли.

Игра «Ботаник». Соберите образцы листьев, цветов, семян деревьев и кустов – всего 7-10 предметов. Разбейте группу на 2 равные команды. Выстройте их лицом друг к другу в 10-ти метрах друг от друга.        Разложите собранные образцы на земле в ряд между командами. Команды должны рассчитаться так, чтобы у каждого игрока в каждой команде был свой номер (1,2,3 и т. д.). Когда команды будут готовы, произнесите название дерева или кустарника, образцы которых лежат на земле, затем назовите номер (чтобы внести неожиданность называйте номера не по порядку). Как только игроки услышат свой номер, они должны подбежать к образцам на земле и, стараясь опередить соперника, найти предмет. Победивший игрок приносит команде 2 очка; в случае ошибки команда теряет 2 очка.

- Кто больше назовет лекарственных растений нашего округа. Какие растения округа взяты под охрану?

Z:\все планы на 2014 г\экология и краеведение\все по кружкам\загот. уроков с играми, югор. вернис\6\pinus-sylvestris-l.jpg  сосна  Z:\все планы на 2014 г\экология и краеведение\все по кружкам\загот. уроков с играми, югор. вернис\6\Illustration_Populus_tremula0.jpgосинаZ:\все планы на 2014 г\экология и краеведение\все по кружкам\загот. уроков с играми, югор. вернис\6\Illustration_Picea_abies0_clean.jpgельZ:\все планы на 2014 г\экология и краеведение\все по кружкам\загот. уроков с играми, югор. вернис\6\1247863323_Ryabina_obyknovennaya.jpgрябинаZ:\все планы на 2014 г\экология и краеведение\все по кружкам\загот. уроков с играми, югор. вернис\6\0900_002.jpgтопольZ:\все планы на 2014 г\экология и краеведение\все по кружкам\загот. уроков с играми, югор. вернис\6\000_068.jpgбереза

Z:\все планы на 2014 г\экология и краеведение\все по кружкам\загот. уроков с играми, югор. вернис\6\t_5666_0_1348043483_big_rsz.jpgшиповникC:\Users\Алексей\Desktop\000325.jpgпихта

какие у нас цветы и о них рассказать немного

Приложение 3

Остановка 3   «Почва»

Под деревом шурф. По нему мы изучаем почвенные горизонты. Объясняем малое количество гумуса. Изучаем насекомых. Травяной покров. Рассматриваем под микроскопом и в увеличительные лупы.

Если есть камни, то заглянем под них, изучим живность- черви, улитки, мокрицы.

На тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки.

. На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели и др.) -  это тоже объект для наблюдения детей. Один - два больших

камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую черную жужелицу или другого жука.

3. В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.

 Практическая работа «Рекреационная нагрузка на территорию» (для 6-7 классов)

 Мы предлагаем определить рекреационную нагрузку на почву. В  почву вбивают  3 полые пластиковые бутылки объёмом 0,5 л. В бутылки заливается вода. С помощью секундомера устанавливают продолжительность просачивания для каждой бутылки до стабилизации скорости фильтрации воды в почве. Критическим пределом скорости фильтрации воды считают 4 мм/мин.

Вывод: наименьшая скорость просачивания воды в нашем случае отмечается там,  где рядом проходит пешеходная тропа.  Значит, здесь сильнее всего рекреационные нагрузки, активнее всего происходит вытаптывание, из-за уплотнения почвы деградирует растительный покров, так как вода не достигает корнеобитаемого слоя, а зимой глубина промерзания на вытоптанных площадях увеличивается в 2-3 раза. На станции  другой  вода просачивается быстрее всего, так как ежегодно вокруг этой станции происходит перекапывание почвы.

Приложение 4

4-я « Животные  "

Каких диких  животных нашего округа знаете?

1. Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в жизни этот зверь. (Рысь.)

            2. Хозяин лесной просыпается весной,

            А зимой под снежный вой

            Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

3. Над шапками кустарника дерево плывёт.

На чьей же голове оно уютно так растёт?

Откроет нам поляна лесного великана. (Лось.)

            4.  Что за зверь зимой холодной

              Ходит в чаще золотой, голодный? (Волк)

5. Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,

От рогов густая тень, Вот красивый зверь… (Олень.)

            6.  Юркий маленький зверёк

             С ветки прыг, на ветку скок. (Белка.)

6. Если в реке работники – не столяры, не плотники,

А выстроят плотину – хоть пиши картину. (Бобры.)

             7. Трусоват лесной красавец.

             Догадались? Это … (Заяц.)

8. Длинный хвостище, а сама хитрища. (Лиса.)

              Словно ёлка, весь в иголках. (Ёж.)

Хантыйские загадки

Чёрная меховая малийца по лесу шатается-мотается. (Медведь)

На верхушке дерева сидит кукла с косами, кукла с красотой. (Белка)

В дремучем бору, в густом лесу воронка от стрелы древнего мужика не зарастает ни травой, ни кустарником. (Берлога)

С четырьмя руками-ногами мужичок в белом гусе в лесу скачет-прыгает. (Заяц)

Сердитый голодный нож с узким лезвием в поисках еды семь соров прошныряет. (Волк)

Мучного амбара, крупного клада воришка. (Мышь)

Написанные белым мужчиной следы красный мужчина читает. (Заяц и лиса)

 

 Показываем животных, их следы, рассказываем о повадках .

А знаете ли вы, какие животные занесены в  «Красную книгу» округа?

 1 Угадайте  животное по описанию.

Это лесной, таежный зверь, со своими привычками. В Сибирской тайге  встречается главный его корм - кедровые орехи. После зимней спячки собирает упавшие шишки, грабит норы бурундуков. Любит смородину, малину и другие ягоды. Но если удается завалить ему какого- то зверя, заваливает его ветками, чтобы съесть в голодное время.

Из всех животных это пользуется  наибольшим почитанием у коренных народов Сибири.  Это животное занимает значительное место в их мифологических представлениях, обрядах, изобразительном искусстве.  

 Некоторые угорские народы считают, что они произошли от  этого зверя.

В 2010 г.  был организован  проект "  7 чудес финно - угорского мира"

и в номинации " Праздники" первое место занял праздник народа ханты в честь этого животного                     -    это медведь  

Легенда ханты

Происхождение медведей различных пород

Не знаю, правда или нет, что раньше медведь был богом, у него были дети: послушные и непослушные. 
И вот одного непослушного медвежонка бог выгнал и сказал: «Иди куда хочешь!» Маленький медведь полетел на землю, но до земли не долетел и застрял в развилке дерева. Думает: «Правда, пропаду теперь: ни вверх нельзя продвинуться, ни на землю опуститься. Съедят меня, наверное, черви». 
И, правда, подох медведь, стали из него выпадать черви на землю. Из больших червей вырастали большие таежные медведи, а из маленьких северные медведи без хвостов ...

http://vijivanie.ru/wp-content/uploads/2012/03/peredlapa.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-NkqBHoR2dmE/UTsQTIsCw5I/AAAAAAAADsM/YxaU1FCRszc/s200/008.jpghttp://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/9c/15/de/DETAIL_PICTURE__75666327.jpg

                   2 Узнайте животное по описанию.

   Шерсть у него очень густая.  Каждый волос внутри полый и заполнен воздухом, благодаря чему животное спокойно переносит очень сильные морозы. Поэтому так необходим мех этого животного  для изготовления коренным народам одежды и обуви, для покрытия чума.

   На нем перевозят различные грузы и людей.  Ханты и манси всегда с большим уважением относятся к этому животному.

  Поразительна гибкость ног этого животного. Он свободно может почесать копытом за ухом.

       В 2010 г.  был организован проект "7  чудес финно- угорского мира"  в номинации " Природа"  в семерку вошел   и он, как  основа жизни всех северных народов. Без него просто невозможна жизнь на севере.                   Это северный олень.

http://daypic.ru/wp-content/uploads/2010/12/736.jpghttp://zovtv.ru/wp-content/uploads/2010/09/0los-track.jpgХантыйские...

3 Узнай животное по описанию.

       Это полуводное млекопитающее. Самый крупный грызун  ХМАО и в мире в целом. Его туловище имеет обтекаемую форму, задняя часть расширена. Голова с маленькими ушками,  округлая, с притупленной передней частью морды. У  этих животных есть перепончатые задние лапы и широкий плоский хвост, благодаря которым они прекрасно плавают

    Врагами являются медведи, росомахи, волки, рысь, выдра и даже бродячие собаки. Больше всего  эти животные страдают от охоты на них человека  из-за теплого и прочного меха. Численность их заметно уменьшилась. Занесен в " Красную книгу Югры".      Это животное, наряду с медведем и  оленем,  является священным животным у ханты и манси. Некоторые народы считают его своим прародителем. Отношение к нему очень уважительное и бережное.  Это бобр.

«медвежий праздник»

http://4.bp.blogspot.com/-1JSdgJ69wkw/USDDQPwhZuI/AAAAAAAADo8/HYCFRx0xxrY/s1600/016.jpg-http://images.vector-images.com/clipart/xlc/237/beaver_tracks_ag.jpg- https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQLbPQpu7Q5uZb7Q5aeDMfqXsbPq8COWtFnuN-VkFuK4KlU7Any       

БРОДЯЧИЕ ЖИВОТНЫЕ – НАШИ СОСЕДИ

Содержание домашних животных в городских условиях в последнее

время очень часто обсуждается на страницах газет, на радио и в телепередачах. С одной стороны говорят о том, что домашние животные очень благоприятно влияют на людей, спасают от одиночества, защищают от грабителей, способствуют воспитанию детей. С другой стороны, в каждом городе на улицах все больше и больше бродячих животных.

Собаки худые, недоверчивые, агрессивные. Они больше не верят людям, даже к подачкам относятся подозрительно.

Что же делать? Видимо, много – это не всегда хорошо.

Каждый владелец собаки должен быть учтен, тогда легче будет контролировать условия содержания собак. Бешеных собак отлавливать. Принято издавна говорить: собака – первый друг человека. И, действительно, ни одно животное не пользуется таким вниманием и любовью человека, как собака. На протяжении бесчисленных поколений собака является нашим неизменным спутником. Книга народной мудрости содержит пятьсот или более пословиц, посвященных собаке. Преданность и верность собаки вошла в поговорку. У некоторых народов – эскимосов, чукчей, инков – собака была единственным  домашним животным.

Знаете ли вы,  где в нашем городе установлена скульптура собаки и для чего?

Что делаете вы, что бы помочь бездомным животным?

Какие меры предосторожности необходимо соблюдать?

C:\Users\Алексей\Desktop\403b94983a.jpgC:\Users\Алексей\Desktop\52cbc078af73.jpgC:\Users\Алексей\Desktop\730961.jpgC:\Users\Алексей\Desktop\118351.jpgC:\Users\Алексей\Desktop\7978.jpg

Игра «Ноев ковчег»

   Детям раздаются карточки с названием животного. Каждое животное написано на двух карточках.

   Каждый ребенок, прочитав животное, должен «превратиться» в него, но никому не говорить, кто он.   По сигналу все должны изображать то животное, которое было на карточке (издавать звуки, изображать позы), стремясь к привлечению вторых половинок. Игра кончается тем, что все находят друг друга.

На остановке можно поместить измеритель роста  в  волках- до 1 метра высота, вес до 90 кг, медведях…. до 3 м. на задних лапах, вес до 600 кг.

 Можно сравнить длину прыжка с прыжком зайца. В спокойном состоянии до 170 см.,  спасаясь от погони     до 220 см.

Приложение 5

5-я "Птицы".

Цели и задачи:
-закрепление знаний о разнообразии и значении птиц;
- воспитание бережного и ответственного отношения к природе.
Приходят  ребята с готовой кормушкой для птиц. Вешают ее, насыпают корм.

Какие птицы живут в нашем  городе? А какие птицы обитают в наших лесах? (Глухарь, гагара, поползень, дятел, филин, клёст, кукушка, журавль.)

Рассказать детям, что с приходом  холодного времени года – осени , пищи для

птиц стало мало, поэтому они улетают туда, где  тепло и много еды.

Весной возможно наблюдение за птицами – прилёт грачей; оживляются зимующие птицы, постройка гнёзд. Учить различать голоса птиц.

вор111018.89_t2346993_ptica_sova_filin_les_listya_brevno_operenie_vzglya_1920x1200_(www.GdeFon.ru)43903460

big_snegirChester_zoo_red_breasted_goosegluhar-taezhnaya-ptica

gyrfalcon-scientificсоколkukushka_1куку

ryabchik_1куропzhivotnye-6168d357a820

загруженное

Стерх занесен в « Красную книгу».

Что дали птицы человечеству?  Какую пользу приносят птицы? (Пара воробьёв за один день ловит не менее 2 тысяч насекомых)

Чем интересны такие птицы как серые вороны? (Ворона - крупная серая птица с чёрной головой, крыльями и хвостом.)  Гнездо строит из веточек, которые собирает повсюду. Эти своеобразные птицы прекрасно приспособились к соседству  с человеком ).

Хантыйская легенда серой вороне- Калтащ

На Руси ворону не очень любили – считалось, что эти птицы нечистые и зловещие, питаются падалью, громко и пронзительно каркают. Предвестником смерти у многих народов слыла эта черная птица. Однако у коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.

Как известно привычный для нас Новый год ханты и манси не отмечают. Для них начало года – это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы – вороны. Ворона – первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев.

Легенды о

Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 – мет хатл».

Какие птицы зимуют в нашем городе. ( Показываем  их изображения, их следы и  описание). Рассказываем  о том, как правильно их кормить.

 Я, ребята, птиц люблю,

                            Никогда их не ловлю –

                            Ни ловушками, ни в сети.

                            Не держу их дома в клети.

                            Никогда гнёзда не трону.

                            Ни сороки, ни вороны,

                            Ни скворца, ни воробья

                            Не обидела бы я.

Приложение 6

6-я « Метеостанция». Можно установить флюгер для определения направления ветра, термометр, для измерения температуры. Можно повесить веревку и написать: если веревка висит спокойно, то погода хорошая. Если  веревка качается, то ветер. Если  веревка мокрая, то будут  осадки. Если  веревка обледенела, то будет  мороз. Если  веревку не видно, то стоит мгла. Если веревка упала, то произошло землетрясение.

Осенью   наблюдать можно :

- осенние явления природы (туман, затяжной дождь, заморозки, ветры ит.д.);  

определять долготу  дня, высоту  стояния солнца; силу ветра (использование флюгера), осадки.

Зимой возможно провести опыт на прогулке, выявляющий  защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для  жизни растений. Так как в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и  кустарников. Можно ребят учить определять высоту снега в разных местах. Уточнить зависимость между температурой   снега и состоянием снега (липкий, рыхлый).  Наблюдение за явлением снеговала: на   деревьях образуются снежные навесы –шатры.  При  этом молодые тонкие деревца   могут сломаться.

Весной возможно наблюдения за  таянием снега и  льда. Задание детям: определить, где снег и лёд тают быстрее (на солнце или в тени).  Почему утром на лужах лёд, а днём он  превращается в воду? Почему сосульки с  солнечной стороны тают, а в тени – нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание  на образование луж, ручейков (игра с  лодочками).

Приложение 7

7- я « Охрана природы».  Стенд рассказывает о заповедниках округа. Об охраняемых животных и растениях. Можно поместить правила поведения в природе.

Одно дерево за сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо для дыхания трёх человек.
Раны на стволе дерева - двери для проникновения и размножения множества вредителей и болезнетворных микроорганизмов.
Не разоряйте птичьего гнезда, -
Так счастливы в своём жилище птицы!

"Пожалуйста, ведите себя аккуратно в гостях у природы!
Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет; консервная банка - более 30, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, стекло - более 1000 лет.
Смотрю на глобус – шар земной,

      И вдруг вздохнул он, как живой;

      И шепчут мне Материки: ТЫ БЕРЕГИ НАС, БЕРЕГИ!

   В тревоге рощи и леса,

      Роса на травах, как слеза!

      И тихо просят Родники: ТЫ БЕРЕГИ НАС, БЕРЕГИ!

Грустит глубокая Река,

      Свои теряя берега,

      И слышу голос я Реки: ТЫ БЕРЕГИ НАС, БЕРЕГИ!

Земля изрыта вкривь и вкось.

      Её, сквозь выстрелы и пенье,

      Я спрашиваю: «Как терпенье?

      Хватает? Не оборвалось?..»

      Она мне шепчет горячо:

      «Я вас жалею, дурачьё…»

C:\Users\Алексей\Desktop\images.jpgC:\Users\Алексей\Desktop\slide_7.jpg

и совместно выработать «Кодекс юного эколога».

на стенде призыв» Будем помнить!»

- Мы все являемся частью природы (принцип единства)

- Мы представляем собой ценный вид, однако, не более важный, чем другие (принцип смирения)

- Наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в завоевании

( принцип сотрудничества)

- Все люди несут ответственность за свои действия, приводящие к ухудшению природы

( принцип ответственности перед будущими поколениями)

А сейчас мы  соберем мусор на пришкольной территории

 Наше путешествие по тропе подошло к концу, и я надеюсь, вы здесь открыли что-то новое для себя и необычное. А теперь попробуйте ответить на несколько вопросов. Что вы запомнили?
Какая остановка вам больше всего понравилась? И почему?
Что ещё вы хотели бы увидеть на нашей тропе?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школьная экологическая тропа

В материал нужно добавить фотографии и исследовательские проекты по станциям...

Элективный курс "Школьная экологическая тропа"

Важнейшая задача сегодняшнего дня - формирование экологической культуры людей, которое невозможно без экологического образования школьников. Традиционная классно – урочная система преподавания в...

Школьная экологическая тропа

Важнейшим средством экологического образования является организация различных видов деятельности обучающихся в природе. Сегодня задача школы не в том, чтобы сформировать определённый объём  знани...

Проект Школьная экологическая тропа "Удивительный мир природы Детского парка г.Новомосковска".

Школьная экологическая тропа является современной перспективной формой экологического просвещения и образования. Такие учебные тропы имеют ряд преимуществ: они позволяют развивать у детей навыки иссле...

Сценарий агитбригады на станции "Воздух" школьной экологической тропы «Поистине птицы свободны, если есть им куда вернуться»

Сценарий агитбригады  «Хочу дарить природе доброту» «Поистине птицы свободны, если есть им куда вернуться»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...

Школьная экологическая тропа

Проект Школьная экологическая тропа был разработан с целью реализация связи обучения с жизнью, выявление наиболее актуальных экологических  проблем, способствующих сохранению экосистемы школьного...