школьная экологическая тропа
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме

Григенча Таисия Николаевна

В материал нужно добавить фотографии и исследовательские проекты по станциям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                    Ставропольский край Изобильненский район п. Передовой

                          Муниципальное общеобразовательное учреждение

                           «Средняя общеобразовательная школа № 6»

            УЧЕБНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА

Цель:

Обучение и воспитание учащихся. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают».

Задачи:

  1. Расширение у эк скурсантов элементарных сведений об объектах, процес сах и явлениях окружающей природы.
  2. Для экскурсоводов и проводников— научить сво их слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду.
  3.  Способствовать воспитанию экологической куль туры поведения человека, как части общей культуры  взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к  природе.

Паспорт на учебную экологическую тропу

Местонахождение: поселок Передовой Изобильненского района Ставропольского края

Землепользователь: Передовой Сельский совет

Значение тропы: экологическое образование и воспитание учащихся, привитие любви к природе, желание ее беречь и воспитание чувства ответственности за ее судьбу. 

Наша школа находится в небольшом поселке, у нас нет крупных промышленных предприятий. Но экологические проблемы есть, как и в каждом населенном пункте. Увеличивающееся количество автомобильного транспорта, нерациональное использование ядохимикатов на полях, железная дорога, проходящая через поселок, загрязненные жителями искусственные водоемы, мусорные свалки -   все эти факторы не очень благоприятно влияют на экологическую обстановку нашей малой Родины.

Вот почему одним из основных направлений внеклассной работы является экологическое воспитание школьников. Экологическая тропа, создана силами учащихся и преподавателей. Идея создания экологической тропы была продиктована желанием учащихся не допустить полного захламления прудов, которые находятся по соседству с нашей школой. Много лет ученики 5-11 классов занимаются исследованиями по биологии,  экологии. Темы исследований помогли разработать различные станции экологической тропы, такие как: «Пришкольный участок», «Свалка», «Пруд № 3»,пруд № 4»», «Луг», «Автомагистраль», «Дендрарий».

Путешествие по экологической тропе начинается с песни «Прости Земля»

Экскурсоводы – это учащиеся 7-8 классов рассказывают о каждой станции:

1 станция «Пришкольный участок».

Пришкольный участок закладывался одновременно со строительством школьного здания в 1956 году. Но вместе с появлением нового школьного корпуса в 2010г произошла полная перепланировка пришкольного участка. Большую его часть заняли спортивные площадки, а вокруг здания школы появилось большое количество замечательных цветочных клумб. Пришкольный участок – это зеленая лаборатория под открытым небом, где учащиеся знакомятся с особенностями различных древесно-кустарниковых и цветочных растений, используют их как наглядный материал для занятий на уроках ботаники. Зеленый наряд школы достаточно разнообразен, он представлен 20 видами деревьев и кустарников, множеством травянистых растений. Роскошные туи, пушистые каштаны, кудрявые березы, ароматная черемуха были посажены ребятами вместе с учителями. Живая изгородь из кустарников весной вспыхивает желтыми кострами цветущей форзиции и, как снегом заметается белыми цветениями спиреи и душистого жасмина. Очень украшают участок хвойные деревья и кустарники, посаженные по краям клумб. Они еще очень молодые, но уже украшают своей зеленью пришкольный участок. Цветочное оформление, в основном, состоит из многолетних растений, которые цветут в разное время, что обеспечивает длительный декоративный эффект и возможность вести научные наблюдения. Создание устойчивых зеленых насаждений – один из самых доступных и эффективных способов улучшения окружающей среды. При закладке зеленых насаждений на пришкольном участке принимались во внимание газопоглотительные и очистительные свойства различных видов деревьев и кустарников. Территория школы по внешнему периметру защищена полосой из  кустарников, которые очищают воздух от пыли.

2 станция «Свалка».

Кругом налево и направо, как бы остатки пирамид
Лежит здесь мусор, как отрава, пугает видом и смердит.
Но мы мириться не желаем, а объявляем бой ему.
И жителей всех призываем начать масштабную войну.

Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь их скапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Твердые бытовые отходы, скапливающиеся на таких несанкционированных свалках состоят из:

  1. бумаги – 41%;
  2. стекла – 12%;
  3. пластмассы – 5%;
  4. резины и кожи – 3%;
  5. пищевых отходов – 21%;
  6. железа – 10%;
  7. древесины – 5%;
  8. текстиля – 2%.

В результате этого нарушается один из основных экологических законов – круговорот веществ в природе, т.к. человечество на протяжении многих лет беззастенчиво изымало из природы и внедряло в природу чуждые ей вещества. К примеру – всем нам знакомые пластинки. Выброшенные на свалку, они многие годы будут засорять почву, т.к. в природе нет ферментов, грибов или бактерий, способных их переработать. В настоящее время количество выбрасываемого населением мусора является показателем его культурного развития. Что можно сказать об уровне экологической культуры жителей прилегающих к пруду №3 улиц? Учащиеся нашей школы неоднократно проводили акции по ликвидации этой свалки. Удалось частично сжечь ее, но со стороны пруда №3 ее по-прежнему можно наблюдать во всей красе, потому что несознательная часть жителей продолжает сбрасывать мусор. Учащиеся нашей школы совместно с администрацией Сельского совета проводили акцию «Экологические проблемы поселка Передового», после чего число свалок значительно сократилось. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

3 станция «Пруды»

Река Кубань – главная водная артерия нашей местности, рождается высоко в горах Кавказа у западного склона Эльбруса и образуется путем слияния рек Уллукам и Учкулан. Общая ее протяженность 970 км. Кубани приходится «работать»больше других рек Ставропольского края. Она, собирая громадное количество воды, без устали размывает твердые горные породы и выносит за год в Азовское море около 13 кубических километров воды и миллионы тонн наносов. Кроме этого она имеет наибольшую из всех рек края скорость течения. За сутки в районе Невинномысска вместе с водой незаметно «проплывает» в виде мути не менее 1000 вагонов глины по 50 тонн каждый, т.е. около 40 вагонов каждый час.

Уровень воды повышается в весенне-летнее время, т.к. в этот период происходит активное таяние ледников. Река сносит мосты, размывает берега, несет много коряг. В августе-сентябре уровень ее спадает, с октября по май Кубань течет сравнительно спокойно.

Люди традиционно селились по берегам рек. Это было удобно: рядом вода для питья и хозяйсвенных нужд, можно ловить рыбу, легко передвигаться в любом направлении. Людей со временем становилось все больше и больше. Огороды и дома вытесняли с берегов деревья, а реки стали мелеть и мутнеть. В городах судьба рек еще труднее. Городские власти, обычно ревностно следящие за чистотой скверов и тротуаров, не замечают, что берега рек превращаются в свалки. Ливни и талые воды выносят продукты разложения в реку. Из Кубани берет начало река Егорлык, а из нее мы получаем водопроводную воду. Но наши пруды питаются природными родниками. Когда  выкопали следующие друг за другом через весь поселок 7 прудов, они соединились друг с другом трубами и вода из  природных родников единственный их источник. Люди очень бережно относились к ним .Вода была кристально чистой, берега оборудованы под пляжи. Но со временем население живущее вокруг прудов стали сбрасывать в воду бытовой мусор,а берега заросли свалками. После проведенной акции учащихся совместно с Администрацией Сельского совета по уборке стихийных свалок ситуация улучшилась, но работы еще хватает. Мало заботясь об охране рек, мы почему-то хотим иметь в быту чистую, безопасную для здоровья воду. А для природы чистая вода просто бесценна. Воду надо беречь!

Посмотрите, как расходуется вода в домашнем хозяйстве:

  1. мытье машины из шланга – 680 л;
  2. полив огорода в течение 10 мин – 280 л;
  3. стирка в стиральной машине – 230 л;
  4. прием душа в течение 10 мин. – 110 л;
  5. подтекающий кран – 100 л;

4 станция «Луг»

Луга не очень широко распространены на территории Изобильненского района. Как правило эти сообщества вторичные, т.е. формируются на месте сведенных остатков от нераспаханных степей. Значительная часть луговых сообществ испытывает сильное влияние человека, в первую очередь выпас скота. Найти участок ненарушенного выпасом луга с высоким и богатым видами травостоем – задача довольно сложная. Чаще распространены пастбищные варианты лугов, однако и они могут быть обьектом флористических исследований. Наибольшее значение в формировании травостоя луга, безусловно имеют многолетние травы. Многолетие их связано со способностью ежегодно образовывать новые побеги из почек расположенных на приземных и подземных стеблевых органах, а иногда и на корнях (корнеотпрысковые). Основу травостоя формируют обычно многолетние злаки. У многолетних травянистых растений наиболее долговечны подземные или приземные стеблевые органы. Они разнообразны по форме, величине и расположению в почве. Из расположенных на них почек возникают надземные побеги и специализированные побеги вегетативного рвзмножения. С их формой тесно связаны особенности побегообразования и тип корневой системы, отсюда вытекает большое разнообразие биоморфологических групп травянистых растений. Хозяйственная деятельность человека в течение последних десятилетий 20-го века продолжала усиливаться, и природная растительность продолжает уничтожаться и терять многие из своих флористических элементов. Уменьшается площадь лугов, ухудшается их состояние, они все больше приобретают значение как угодья для рекреации. Эти факты говорят о том, что идет деградация лугов, а следовательно, они не могут давать высококачественный корм. Вот почему любые работы по изучению того или иного луга, определение его состояния, выработка рекомендаций по его дальнейшему использованию так важны.

5 станция «Автомагистраль».

Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 900 млн. автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5-4 кг. угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу, свинец. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы – не менее 30%. Сегодня невозможно представить себе человечество без автомобиля, но возможно значительно снизить его вредное воздействие за счет совершенствования двигателей, применения новых видов топлива, озеленения автомагистралей. Исследования в США показали, что на озелененных дорогах гораздо меньше бывает аварий. Это связано с благоприятным влиянием зелени на психику людей, на внутриглазное давление, слух и кровообращение. Растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ, выделяемых автомобилями. В этой связи представляется совершенно ненормальным, когда почва распахивается вплоть до самого полотна автомобильной дороги с интенсивным движением. Токсические вещества, выделяемые автомобилями, накапливаются в высеваемых культурных растениях, а затем, вместе с пищей поступают в организм человека. Поэтому целесообразно высаживать вдоль дорог древесные и кустарниковые растения, обладающие ярко выраженной способностью поглощать вредные вещества. Примером таких растений являются тополь бальзамический, дерн белый и другие.

6 станция «Дендрарий».

Слово «дендрарий» (от греческого «дендрон»– дерево) означает – участок открытого грунта, где культивируются деревья, систематизируемые по экологическим, декоративным и другим научным целям. В этом уголке пришкольного участка произрастают черемуха, туя, конский каштан, ясень, береза; ярусом ниже – сирень, форзация, спирея, жасмин, розы, шиповник и др. Мы привыкли к нашим «зеленым друзьям», порой проходим мимо, не замечая их. А между тем, среди них есть очень интересные экземпляры. Среди деревьев из спилов старых деревьев выстроена зона отдыха. Это любимое место школьников в жаркое время.

Хорошо бы человеку помнить такие слова: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях» (Арманд). Гомогенные или агрессивные поля вызывают у человека неприятные ощущения. На фоне однообразных по форме и цвету плит, заборов, зданий и окон трудно что-либо выделить взглядом. На психику человека влияет и цвет. Природа является наиболее комфортной визуальной средой. Она богата красками, формами, размерами, в ней отсутствует однообразие, она успокаивает человека, привлекает его внимание. Разнообразный и привлекательный эстетический природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека, в этом его гигантская ценность. Зеленые насаждения снижают утомляемость, повышают работоспособность, улучшают самочувствие. Ионизированный воздух, комфортный микроклимат, аромат трав и эстетические привлекательные пейзажи оздоровляют человека. А на этом фоне формируется и познавательное отношение к животным.

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

Так сказал Евгений Евтушенко. Задумайтесь над этим! Ведь природа уникальна и неповторима. Долг человека – беречь ее.

После путешествия по экологической тропе у ребят появляется желание расширить уже имеющуюся информацию, открыть новые станции не изведанные. Многие задумываются об экологических проблемах, возникающих в поселке, стране, мире. Появляется желание внести свой посильный, пусть даже маленький вклад в решение экологических вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Школьная экологическая тропа"

Важнейшая задача сегодняшнего дня - формирование экологической культуры людей, которое невозможно без экологического образования школьников. Традиционная классно – урочная система преподавания в...

Школьная экологическая тропа

Важнейшим средством экологического образования является организация различных видов деятельности обучающихся в природе. Сегодня задача школы не в том, чтобы сформировать определённый объём  знани...

Проект школьной экологической тропинки

Проект школьной экологической тропинки...

Проект Школьная экологическая тропа "Удивительный мир природы Детского парка г.Новомосковска".

Школьная экологическая тропа является современной перспективной формой экологического просвещения и образования. Такие учебные тропы имеют ряд преимуществ: они позволяют развивать у детей навыки иссле...

Сценарий агитбригады на станции "Воздух" школьной экологической тропы «Поистине птицы свободны, если есть им куда вернуться»

Сценарий агитбригады  «Хочу дарить природе доброту» «Поистине птицы свободны, если есть им куда вернуться»...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...

Школьная экологическая тропа

Проект Школьная экологическая тропа был разработан с целью реализация связи обучения с жизнью, выявление наиболее актуальных экологических  проблем, способствующих сохранению экосистемы школьного...