Общая Экология
рабочая программа по экологии (10 класс)

Поломошнова Нина Ивановна

. Курс экологии должен способствовать систематизации и обобщению имеющихся у учащихся знаний, а также формированию у них обязательного минимума знаний и умений необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassicheskaya_ekologiya.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования Джидинского района»

МАОУ «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»

Элективный курс по экологии

Классическая экология

Класс – 10 (11)

Количество часов – 34

Автор: Поломошнова Нина Ивановна,

Учитель биологии, экологии

МАОУ « Петропавловская СОШ №1»

с.Петропавловка

2020

Пояснительная записка

Актуальность темы

В связи с острейшими экологическими проблемами школа должна обеспечить своим выпускникам необходимые знания и умения, на основе которых формируется экологические мышление и культура. Курс экологии должен способствовать систематизации и обобщению имеющихся у учащихся знаний, а также формированию у них обязательного минимума знаний и умений необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы. В данном курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на земле. Экология-универсальная, бурно развивающаяся комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей планеты.

Цель: ликвидация экологической неграмотности; формирование у учащихся экоцентрического мировозрения; обеспечение предпрофильной подготовки.

Задачи:

-теоретическая подготовка по курсу «классическая экология»; формирование экологического менеджмента;

-приобретения    первоначальных    навыков    по технике проведения

исследовательских работ;

-воспитание активной жизненной позиции по вопросам охраны природы и жизни на земле;

-решение задачи в области профессиональной ориентации.

Новизна программы определяется:

-программа является комплексной по своей структуре, это предусматривает участие специалистов различных областей (лесного хозяйства, культуры,

науки).

-использование методики экологического обучения, направленной на изживание потребительского отношения к природе;

- предназначается для не биологов;

Типология   - данный  элективный   курс  является  предметным,  что обеспечивает расширение и углубление знаний;

Методы  проведения  занятий:  сочетание  словесного, практического  и наглядного    и    их    форм - традиционных    уроков,    уроков-лекций,

эко.тренингов, семинарских занятий

Позиция педагога зависит от типа, этапа урока, а также определяется

ситуацией на уроке.

Ожидаемые результаты - изучение данного курса обеспечивает у учащихся

уровень элементарной экологической компетенции.

Ключевые компетенции

Учащиеся должны знать: понятия, описывающие основные признаки и свойства экосистем.

Знать      особенности      методов:      наблюдения,      эксперимента, количественного учёта, классификации.

Уметь:   наблюдать,   планировать   и   проводить   опыты,   измерять,

оформлять   результаты,   соблюдать   правила   безопасности,   устанавливать

причинно-следственные связи.

Содержание программы

Глава 1 Введение — 1 час, Изучается теоретический материал по истории

экологии и необходимости экологических знаний.

При изучении второй главы из 11 часов на теорию отводится 8 часов, практические занятия - 3 часа.

При изучении теоретического материала даётся определение организма и вида, понятие о популяции, биоценозе, экосистеме и биосфере. Изучаются экологические факторы и их классификация. Приспособление у организмов. Изучение теоретического материала осуществляется через организацию коллективной и индивидуальной деятельности, а так же групповой.

Практическая часть данной главы (3 часа) это решение экологических

упражнений и задач, семинарское занятие предусматривает сочетание всех

видов деятельности, что даёт наибольший эффект в достижении целей урока. Отчетная часть прослеживается на каждом уроке.

При изучении третьей главы на теорию отводится 4 часа, практические занятия - 2 часа. В теоретической части даётся характеристика популяции, её особенности.

В практическую часть вводится экологический тренинг, на котором возможно проведение 1) экологических игр, 2) дискуссий, 3) постановка целей и задач, 4) прогнозирование последствий принятых решений, 5) приобретение навыков проектной деятельности, 6) разрешение конфликтной ситуации. Сочетание  индивидуальной и групповой работы позволяет осуществить контроль знаний каждого ученика.

Глава 4 - изучается в течение 14 часов, из них - теория - 7часов, практика 5 часов, экскурсии 2 часа.

При изучении теоретического материала выявляются особенности экосистемы, её структура, реакции на загрязнения.

Из 7 часов отведённых на практику, 2 - экскурсии. В целом занятия представляют собой познание через ситуационную работу, игровые моменты, где используются разные источники информации, в том числе свободный доступ к литературе. Это обучение во взаимодействии друг с другом и обучении с учителем. Понимание и запоминание происходит одновременно в ходе учебного занятия, в процессе размышлений. Это креативная работа и она развивает креативность ученика.

Глава 5 «Биосфера - глобальная экосистема» изучается 2 часа. Из них теорию - 1час, проектная деятельность - 1 час.

Исходя из темы проекта, учащиеся могут выбирать роли, основываясь

на которых они рассматривают предложенную им проблему. Приходят к вариантом решений, которые оформляют в виде групповых или индивидуальных докладов, обосновывают свои выводы, предлагают схему решения проблемы, то есть составляют отчет по проекту.

Содержание

Глава 1

Введение — 1 час.

Предыстория экологии. Экология и системное познание. Почему нужно изучать экологию?

Глава 2

Организм в экосистеме - 11 часов.

Что такое организм? Понятие о популяции, биотопе, биоценозе, оритоценозе, зооценозе, экосистеме, биосфере. Экологические факторы и их классификации - абиотонические и биотические. Закон Либиха Шелфорда лимитирующий фактор. Правило толерантности. Эврибионты и стенобионты. Диапауза, фотопериодизм, циркадные ритмы, иматнальная стадии. Температура и свет как экологические факторы. Вода - экологический фактор средообразующая роль живого организма. Понятие жизненная форма. Жизненные формы растений: эпифиты, фанерофиты, хамефиты, хемикритофиты, криптофиты, терофиты, гидрофиты. Адаптивные признаки организмов закон Бергмана. Правило Аллена. Воздействие человека на окружающую среду. Мезосапробы. Олисопробы. Полисопробы. Эвтрофирование водоемов.

Глава 3

Популяция в экосистеме - 6 часов.

Что такое вид? Таксон, ареал, гибрид, живое вещество биосферы, репродуктивная изоляция, феромоны. Свободное скрещивание, саморегуляция. Структура популяции - демографические явления в популяции. Динамика популяции - рождаемость и смертность, численность, плотность, группировки в популяции - семья, стая, стадо. Отношение внутри группы - иерарх, доминант, поведение, эффекты группы. Условия жизни популяции, рост популяции, аридные зоны, миграция.

Глава 4.

Экосистема основной элемент биосферы - 14 часов.

Особенности экосистемы, её виды. Редуценты, консументы, продуценты. Биоценоз, его структура: трофическая, пищевые цепи, трофический уровень, пирамида энергии, правило десяти процентов. Типы экологических взаимодействий - конкуренция, принцип Гаузе, экологическая ниша, логистическое уравнение. Хищничество, жертва, хищник. Паразитизм хозяин, паразит, микро - и макропаразиты, внутренние и внешние паразиты. Факультативные и облигатные паразиты. Симбиоз - мутуализм и протокооперация. Нейтрализм, Аменсализм, Комерсализм - и его формы: нахлебничество, квартиранство, сотрапезничество. Загрязнение и самоочищение экосистемы, Фильтраторы. Проблемы утилизации.

Сукцессия  в экосистеме - первичная,  вторичная.  Их  значения.

Первичная    продуктивность,    антропогенный    пресс    на    экосистему.

Биоаккумуляция, генофонд, эпидемия, экосистема и рекреакционные нагрузки -дернина, рекреация, рельеф, эрозия.

Глава 5

Биосфера - глобальная экосистема - 2 часа.

Границы жизни  Биологическое разнообразие  и живое  вещество. Ноосфера.

Тематическое планирование

п/п

Содержание

Всего часов

Теория

Практическая деятельность

Проектная деятельность

1/1

Ведение Глава 1

1

1

Что изучает экология?

1

Глава 2

Организации в экосистеме

1.1

1/2

Организм  и экологический фактор

1

2/3

Закон  Либиха- Шелфорда

1

3/4

Температура,    вода   и

свет как экологические факторы

1

4/5

Решение экологических задач

1

5/6

Влияние          живых существ                 на окружающую среду

1

6/7

Жизненные      формы организмов

1

7/8

Адаптации

1

8/9

Правило Аллена

1

9/10

Толерантность

1

10/11

 Решение задач и упражнений

11/12

Семинарное занятие 1

1

Глава 3

Популяция в экосистеме

6

1/13

Вид и его особенности

1

2/14

Структура популяции

1

3/15

Группировки    внутри популяции

1

4/16

Демографические характеристики популяции

1

5/17

Тренинг экологический

1

6/18

Семинарное занятие

1

Глава 4

Экосистема   основной элемент биосферы

14

1/19

Экосистема   основной элемент биосферы

1

2/20

Особенности экосистем

1

3/21

Трофическая структура

1

4/22

Пирамида продукции и поток энергии

1

5/23

Практическое  занятие «Построение пищевых цепей»

1

6/24

Решение       задач       и

упражнений

1

7/25

Типы    экологических взаимодействий

1

8/26

Типы    экологических взаимодействий

1

9/27

Семинарное занятие

1

10/28

Развитие экосистемы

11/29

Реакция экосистемы на загрязнение              и разрушение Экосистема и реакции-оные нагрузки

1

12/30

Экскурсия на водоем Экскурсия на поле

1

1

13/31

Заслушивание отчетов об экскурсиях

1

14/32

Тренинг

1

Глава 5

Биосфера – глобальная экосистема

2

1/33

Границы         жизни. Биосфера. Ноосфера.

1

2/34

Формирование принципов отношения к природе

1

34

21

13

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Дедю Н.Н. «Экологический энциклопедический словарь». Москва

«Просвещение» - 1990 г.

2. Криксунов Е.Н., Пасечник В.В. «Экология». Дрофа - 2019г.

Дополнительная

1. «Биология в школе» № 1 - 2018 «Школа-пресса»

2. Экологический вестник № 6 -2020 Улан-Удэ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (30 и 50 часов)

Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основамиэкологии и природоохранной деятельности(30 и 50 часов)...

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...

Элективный курс по выбору для 9 класса "Основы общей экологии" (17 часов)

Предпрофильному и профильному обучению в нашей системе образования уделяется достаточно много внимания. Представляю курс по выбору для обучающихся 9 класса, который возможно поможет им определиться с ...

Программа элективного курса "Основы общей экологии"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов и включает вопросы глобальной, популяционной экологии, экологии человека и социальной экологии....

Лекции. Введение. Общая экология

Лекции  относится к программе "Общая экология"...