Примерная программа по общей экологии для специальности 280711
материал по экологии на тему

Общая экология

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaya_ekologiya.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая экология

2010.г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Организация-разработчик: ФГОУ «Московский колледж управления и новых технологий»

Разработчики:

Шляхова Марина Алексеевна, кандидат химических наук, доцент, преподаватель ФГОУ «Московский колледж управления и новых технологий»

Дерягин Александр Андреевич, кандидат геолого-минералогических наук, преподаватель ФГОУ «Московский колледж управления и новых технологий»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая экология

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников экологического мониторинга при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

анализировать экологическую ситуацию,

объяснять биосферные явления антропогенного и естественного происхождения на основе понимания физико-химических закономерностей;

оценивать уровни антропогенных воздействий на окружающую природную среду и человека;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные понятия экологии: закономерности функционирования биосферы и экосистем разного уровня, основные факторы, обеспечивающие их устойчивость;

закономерности биохимических круговоротов и превращений веществ в окружающей природной среде;

виды и масштабы антропогенного воздействия на природу на различных этапах существования человеческого общества;

возможные последствия профессиональной эколога деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     лабораторные занятия

20

     практические занятия

*

     контрольные работы

*

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

    реферат

    домашняя работа

6

8

Итоговая аттестация в форме зачет


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины  Общая экология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

1

Содержание и структура курса. Характеристика традиционной (биоэкологи) и современной экологии. Общественно-гуманитарная направленность современного экологического знания. Место экологии в системе естественных наук. Основные понятия естествознания, их использование в экологической науке. Экологические и социально-экологические исследования, их роль в формировании современной научной картины мира. Факториальная экология – учение о факторах среды и закономерностях их действия на организмы. Аутэкология – экология организмов. Демэкология – популяционная экология. Синэкология – учение об экосистемах (биоценозах). Глобальная экология – учение о биосфере.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося

1. Понятие об экологии и охране окружающей среды.

2. Методы экологических исследований. 

2

Раздел 1.

Организмы и среды их обитания

Тема 1.1. Живые системы

Содержание учебного материала

6

1

Многообразие живого мира. Уровни организации живых систем: молекулы, клетки, ткани, органы, организмы, популяции, сообщества, экосистемы, биосфера. Общие свойства организмов как живых систем: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляция и др.

2

2

2

Структурная организация, динамическое состояние (неравновесные открытые системы); жизнь в потоке вещества, энергии и информации; гомеостаз. Антиэнтропийный характер обмена веществ в живых системах. Проявление фундаментальных свойств живых систем на различных уровнях организации.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашнего задания

1. Исторический путь развития науки экологии. Структура современной экологии как науки.  

2. Причины  современного  экологического  кризиса.  Антропогенное воздействие  на  биосферу.  Основные  виды  вмешательства  человека  в экологические процессы.

3. Экология  и  устойчивое  развитие.  Государственная  концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие региона.

2

Тема 1.2. Среда и условия существования организмов

Содержание учебного материала

6

1

Экологические факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные. Разнообразие видов, соответствующее различиям условий существования. Правило оптимума. Понятие лимитирующих факторов. Среды жизни и адаптация к ним организмов. Водная среда, наземно-воздушная, почвенная среда. Организмы как среда обитания.

2

2

Практические занятия

Совместное действие экологических факторов на организмы

2

Самостоятельная работа обучающихся – написание рефератов по темам:

1. Экологические системы в природе.

2. Абиотические экологические факторы окружающей среды. 

3. Биотические и антропогенные факторы среды.

2

Тема 1.3. Виды, популяции и сообщества

Содержание учебного материала

8

1

Структура вида. Понятие ареала виды. Видообразование. Темпы видообразования и вымирания видов. Экологическая ниша. Закон обязательного заполнения экологических ниш и принцип конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе. Популяция, ее характеристики. Динамическое равновесие численности популяции. Взаимодействие популяций. Сообщества. Типы биологических отношений в сообществах. Трофические отношения между организмами. Продуценты, консументы, редуценты. Конкуренция и распространение видов в природе. Колебания численности в системе «хищник-жертва». Пищевые цепи и сети. Эффект дублирования. Примеры организации биоценозов.

2

2

Практическая работа

4

1

Изучение трофических отношений между организмами

2

Анализ биологических отношений в сообществах

Самостоятельная работа

1. Понятие  регион.  Критерии  выделения  региона  (границы,  основные показатели,  характеризующие  особенности  выделяемого региона.

2. Байкальский регион  как  единый  социо-природно-экономический  комплекс.  Особенности

населения, экономики и природы. Ресурсный потенциал.

3. Проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

4. Биологическое разнообразие и устойчивость Байкальских экосистем.

5. Опасность обеднения и способы сохранения биологического разнообразия в Байкальском регионе.

6. Редкие  и  исчезающие  виды.  

7. Особо  охраняемые  природные  территории, перспективы развития системы ООПТ.

Рефераты на тему:

1. Жизненные формы организмов

2. Популяции

3. Биоценозы

4. Экосистемы

2

Тема 1.4. Экологические системы, процесс передачи вещества и энергии в них

Содержание учебного материала

8

1

Понятие об экосистемах, их состав. Разнообразие экосистем, их основные типы в связи с типологией почв и ландшафтов. Климатические зоны и биомы. Сбалансированность экосистемы. Основные факторы, обеспечивающие ее устойчивость. Круговорот веществ и поток энергии. Роль различных групп живых существ в преобразовании солнечной энергии. Биопродуктивность. Потери энергии при переходе с одного трофического уровня на другой. Пирамиды численности, пирамиды биомассы, пирамиды энергии. Общие принципы функционирования экосистем. Динамика экосистем: циклические и поступательные изменения. Климаксовые сообщества. Сукцессия. Неполнота биологического круговорота как причина сукцессии. Необратимые изменения  экосистем как последствия расхода ресурсов. Математическое моделирование процессов, происходящих в экосистемах.

2

2

Практическое занятие

2

1

Анализ естественных и насильственных сукцессий

2

Изучение возникновения цепных реакций в природе

Лабораторное занятие

2

1

Построение пирамид

Самостоятельная работа

Энергия в экологических системах

2

Тема 1.5. биосфера, закономерности развития

Содержание учебного материала

8

1

Строение Земли, ее оболочки, их взаимосвязь. Структура биосферы, ее функциональная целостность. Динамическое равновесие водо- и газообмена. Роль В.И.Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Живое и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговороте вещества и потоке энергии. Роль живых организмов в биогеохимических циклах. Эффект самоочищения. Эффект задержки ответной реакции. Биогеохимическая функция биосферы. Многообразие биологических видов как основа организации и устойчивости биосферы.

2

2

Практическое занятие

2

1

Анализ причин возникновения «парникового эффекта» и разрушения «озонового экрана»

2

Изучение биосферной роли живых организмов

Лабораторное занятие

2

1

Исследование живых организмов – накопителей различных элементов

2

Исследование гетеротрофных экосистем местности

Самостоятельная работа

1. Охрана  и  рациональное  использование  лесных  ресурсов конкретного региона.  

2. Пожары,  вредители  и  паразиты  леса,  вырубка  лесов  и другие антропогенные факторы.

3. Подходы к решению проблем байкальского региона.

4. Охрана  и  рациональное  использование  животного  мира конкретного региона.  

5. Охотничье-промысловые  и  рыбные  ресурсы.  

6. Состояние ресурсов, проблемы воспроизводства и сохранения ценных видов.

7. Охрана и рациональное использования недр в конкретном регионе.

8. Экологические оценки состояния окружающей среды.

9. Примеры экологических систем региона: леса, луга, степи, болота, водные экосистемы, экосистемы отдельных административно-территориальных образований.

2

Раздел 2.

Новый участник круговорота жизни – человечество.

Тема 2.1. Человечество в биосфере, отличие от других живых существ

Содержание учебного материала

6

1

Человек и окружающая природная среда. Теории возникновения жизни (креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии, биохимическая эволюция по А.И.Опарину. экологические ниши человека. Среда жизни современного человека. Проблемы экологического развития. Составляющие, отличающие человека от других живых существ: орудийная деятельность, ее суммарный эффект; энерговооруженность – энергия человека, затрачиваемая на обеспечение среднестатистических потребностей человека, ее рост; информация – накапливание, хранение, передача.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Рыночная  экономика  и  экологическая  политика  в  конкретном регионе.

2. Иностранные  инвестиции.  Финансирование  воспроизводства природных ресурсов.

3. Международное  сотрудничество  в  деле  защиты  окружающей человека среды.

4. Экологическое  воспитание  и  образование.  Принципиальные подходы к координации природоохранной деятельности в регионах.

4

Тема 2.2. Деятельность человека в соответствии с законами и принципами общей экологии

Содержание учебного материала

4

1

Деятельность человека, как фактор особой системы. Изменение границ оптимальных и лимитирующих факторов. Изменение факторов и механизмов регулирования численности популяции. Нарушение  природно-территориальных (экосистем) границ. Нарушение регулирования плотности человеческой популяции. Воздействие на функционирование экосистем. Цепи питания и экологические пирамиды. Изменение границ экологических ниш. Воздействие на динамику экосистем.

1

2

2

Влияние человека на функции живого вещества в биосфере. Константность живого вещества. Транспортная и рассеивающая функции живого вещества. Деструкционная и концентрационная функция. Проявление деятельности человека в изменении временного фактора развития биосферных процессов. Возникновение отчужденности человека и природы.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий

2

Тема 2.3. Биогеохимические циклы

Содержание учебного материала

6

1

Виды биогеохимических круговоротов: геологический (большой), биологический (малый). Причины нарушения круговоротов. Виды веществ, выключенных из круговоротов, их характеристики. Круговорот воды, кислорода, углерода, азота, серы, фосфора. Реальные пути уменьшения отрицательных воздействий на естественные природные циклы круговоротов.

2

2

Лабораторная работа

2

Изготовление опорных схем биогеохимических круговоротов веществ.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий

2

Раздел 3.

От биосферы к ноосфере.

Тема 3.1. Экологические проблемы современного мира. Особенности экологических проблем в России

Содержание учебного материала

8

1

Воздействие человека на природу на различных этапах существования человеческого общества. Рост народонаселения, научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Виды и масштабы антропогенного воздействия на природу: прямое уничтожение представителей биоты, изменение среды обитания, перераспределение веществ, производство новых небиодеградирующих веществ, воздействие на климат и биогеохимические циклы.

2

2

2

Экологическое значение процессов загрязнения природы, сокращения естественных экосистем, перенаселения, урбанизации. Модели глобального прогнозирования. Экологические проблемы и другие глобальные проблемы современности. Особенности экологических проблем в России: природно-территориальные; социально-экономические, демографические аспекты. Особенности неблагоприятные в экологическом отношении территории. Роль каждого человека в разрушении природы.

2

2

Практические занятия

2

1

Анализ нарушения информационного обмена между природой и обществом

2

Изучение демографических проблем в зависимости от экологической ситуации

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий

2

Тема 3.2. Стратегия устойчивого развития социоприродной экосистемы.

Содержание учебного материала

2

1

Мировые иерархии: физико-биологическая и социальная. Эволюция биосферы. Место человека в эволюции Земли. Темпы ‘эволюции природных систем и человеческого общества.  Экологический кризис: причины и последствия. Пути выхода из экологического кризиса: этическая, экономическая и технико-технологическая составляющие.

1

2

2

Представление различных ученых о ноосфере. Стратегия устойчивого развития и концепция ноосферы по В.И.Вернадскому, сходства и различия.

1

1

Тема 3.3. Экологическая культура личности. Ее сущность и содержание. Экологические ценности.

Содержание учебного материала

6

1

Культура (возделывание, воспитание, развитие, почитание). Культура – «вторая природа», новая форма воспроизводства жизни; деление на духовную и материальную. Интенсивный рост материальных потребностей на современном этапе человеческого общества. «Столкновение» материальной культуры с природой. Внешний и внутренний уровни культуры. Экологическая культура личности как новая форма духовной культуры, ее сущность и содержание. Общепланетные ценности. Экологические ценности. Формирование новой социальной и экологической нравственности.

2

2

Практические занятия

2

1

Анализ сущности и содержания экологической культуры специалиста по природопользованию и охране окружающей среды.

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение домашних заданий

2

Всего:

72


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологии и охраны окружающей среды

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, доска, интерактивная доска

Технические средства обучения: наглядные  пособия:

  1. Структура современной экологии 
  2. Основные уровни организации биологических систем 
  3. Иерархия уровней организации живой материи 
  4. Экосистем 
  5. Структура биогеоценоза (экосистемы) 
  6. Наземный биогеоценоз (экосистема) 
  7. Наземная пищевая цепь 
  8. Пирамида чисел (по Ч. Элтону, 1927) 
  9. Пирамиды чисел, биомасс и энергии (по Ю. Одуму, 1975) 
  10. Биогеоценоз пруда 
  11. Типы пирамиды биомасс в различных подразделениях биосферы 
  12. Блоковая модель экосистемы (по Ю. Одуму, 1986, с изменениями) 
  13. Зависимость жизнедеятельности от интенсивности экологического фактора 
  14. Типы динамики экосистемы 
  15. Сукцессия сибирского темнохвойного леса (пихтово-кедровой тайги) после опустошительного лесного пожара 
  16. Состояние экологической сукцессии в разных экосистемах 
  17. Экологические ниши 
  18. «Дерево» ресурсов продуцентов 
  19. «Дерево» ресурсов консументов 
  20. «Куст» ресурсов редуцентов 
  21. «Дерево» энергетических ресурсов
  22. Природные биогеохимические циклы 
  23. Структура биосферы и ее границы 
  24. Круговорот воды в биосфере 
  25. Круговорот углерода в биосфере 
  26. Круговорот фосфора в биосфере 
  27. Круговорот серы в биосфере 
  28. Пять основных путей возврата вещества в круговорот 
  29. Общий энергетический баланс земли
  30. Классификация понятия «среда» 
  31. Соотношение понятий среда социальная, среда искусственная, среда развития, среда биологическая, среда биотическая, среда абиотическая в приложении к человеку
  32. Соотношение объемов понятий: охрана природы, охрана среды жизни, энвайронментология, охрана окружающей человека среды, охрана природной среды, окружающей человека, энвайронменталистика 
  33. Схема взаимосвязи экологических компонентов 
  34. Экологические принципы охраны окружающей среды 
  35. Основные принципы рационального природопользования 
  36. Приоритетные типы охраняемых природных территорий (опт) 
  37. Источники образования, распределения и направления расходования экологических фондов 
  38. Система наземного мониторинга окружающей среды (по И. П. Герасимову) 
  39. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды 
  40. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды

проектор,  кодоскоп,  компьютер PENTIUM III (для  занятий  с  расчетными  заданиями)  и выполнения презентаций для представления рефератов.

Минимальный перечень необходимых приборов и материалов включает:

- химические реактивы (кислоты, щелочи, соли и т.д.);

-  калориметры;

- весы аналитические;

- рН-метры;

- установки для титрования;

- электроплитки

- набор сит для просеивания почвы

- беззольные фильтры «синяя и белая ленты»

- лабораторная посуда.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гальперин М.В., Общая экология. М, Форум, 2007,336 стр
  2. Розанов С.И. Общая экология, Спб, Лань, 2005, 288 Стр
  3. Бродский А.К. Общая экология., М, Академия, 2009 г, 256 стр
  4. Гурова Т.Ф. Назаренко Л.В. Основы экологии и рационального природопользования: Учебное пособие для среднего профессионального образования, Оникс, 2005
  5. Чернова Н.М. Общая экология, Дрофа, 2007, 411с.
  6. Гальперин М.А. Общая экология: Учебник, Издательский Дом "Форум", 2006, 335 с.
  7. Маврищев В.В., Общая экология. Курс лекций. Издание 2, Новое знание, 2007 г., 299 с.
  8. Петунин О. В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии, Феникс, 2008 г., 200 с.

Дополнительные источники:

  1. Мамедов Н.М. Суравегина И.Т. Глазачев С.Н. Основы общей экологии, М, Устойчивый мир, 2000
  2. Степановских А.С. Общая экология: Учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 510 с.
  3. Захваткин Ю.А. Методология, традиции, перспективы: Учебник Основы общей и сельскохозяйственной экологии, Мир, 2003, 360 с.
  4. Пономарева И.Н. Общая экология Мой учебник, 2005, 462 с.
  5. Воронков Н. А., Основы общей экологии, Рандеву-АМ, 1999 г., 96 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания

анализировать экологическую ситуацию,

объяснять биосферные явления антропогенного и естественного происхождения на основе понимания физико-химических закономерностей;

оценивать уровни антропогенных воздействий на окружающую природную среду и человека;

Умения  

основные понятия экологии: закономерности функционирования биосферы и экосистем разного уровня, основные факторы, обеспечивающие их устойчивость;

закономерности биохимических круговоротов и превращений веществ в окружающей природной среде;

виды и масштабы антропогенного воздействия на природу на различных этапах существования человеческого общества;

возможные последствия профессиональной эколога деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека

Текущий контроль качества усвоения знаний:

●  устный опрос;

●  доклады и дискуссии;

● тестирование по темам;

●Решение ситуационных задач

● рефераты и их обсуждение.

Рубежный контроль качества усвоения знаний:

● контрольная работа;

●тестирование по основным разделам курса.

          Итоговый контроль качества усвоения знаний:

зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...