Проект по экологии "Мир вокруг нас"
проект по экологии

Галина Юрьевна Строкова

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. 
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы. 
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_proekt_mir_vokrug_nas.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир вокруг нас»

  1. Актуальность проекта.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка - дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность детей, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Важное значение при работе с детьми придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, в быту.

Доктор биологических наук Т.В. Потапова, считает: «Предназначение экологического образования состоит не только в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного обращения с ними и активного желания поступить именно так: щадящим и сберегающим образом».

«Экология – наука будущего. Само существование человека зависит от прогресса этой науки и ее понимания человечеством. Назначение ее законов и нарушение их приведет к гибели человечества» считает профессор, академик Стифеев А.И.

Цель проекта:

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

  • Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к природе.
  • Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой.
  • Выработка ответственности за собственное благополучие и экологическое благополучие окружающей среды.
  • Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Условия реализации проекта:

Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы и их разумного сочетания:

  • Экологическое воспитание детей проводится в системе с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, с учетом постепенного усвоения и углубления отдельных элементов.
  • Активное вовлечение детей в посильные для них посильные дела по охране местных природных ресурсов.

Форма и режим занятий:

     Занятия проводятся 1 раз в неделю.

     Беседы экологического содержания, просмотр презентаций и видеороликов, подвижные и дидактические игры, изготовление плакатов и брошюр, различные акции по экологии, экскурсии, наблюдения.

  1. Формы работы с детьми по проекту

№ п/п

Название мероприятия

Дата проведения

По плану

По факту

СЕНТЯБРЬ

1

Экскурсия по территории.

Цель: Показать детям многоцветность окружающего мира; Закреплять умение подбирать слова - признаки: дерево (большое, красивое, яркое, разноцветное, осеннее);

7 сентября

2

Беседа «Природа осенью»

Цель: Конкретизировать представление об осенних изменениях в природе

14 сентября

3

Беседа «Насекомые осенью»

Цель: развивать наблюдательность, уточнить, что насекомых становиться меньше с приходом осени, они прячутся

  1. сентября

4

Рисование «Осень пришла»

Цель: развивать творчество, фантазию, умение отображать в рисунке разные деревья.

28 сентября

ОКТЯБРЬ

1

Экскурсия «Где растут растения?»    

Цель: учить узнавать и различать деревья и кусты по характерным признакам (количество и характер стеблей, наличие листьев, плодов у кустарника). Формировать представление об осени как времени года, когда созревают семена. Развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.  

5 октября

2

Беседа «Многообразие и разнообразие осенних листьев»

Цель:         показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть понятие «листопад»

12 октября

3

Просмотр презентации «Краски осени». Разучивание стихотворения А.К.Толстого «Осень»

19 октября

4

Аппликация из пластилина «Яркие листочки»

Цель: развивать творчество, фантазию, умение отображать в рисунке разные деревья.

26 октября

НОЯБРЬ

1

Экскурсия на улицу «Природа готовится к зиме».

Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). 

2 ноября

2

Беседа «Природа и человек»

Цель: формировать представление в взаимосвязи природы и человека.

9 ноября

3

Викторина экологических загадок на тему «Природа»

Цель: систематизировать знания о природе и животных

16 ноября

4

Конструирование из природного материала

Цель: развивать творчество, воображение фантазию, умение соединять природный материал с помощью пластилина

23 ноября

ДЕКАБРЬ

1

Целевая прогулка «Зимний пейзаж»                                                                                                

Цель: Учить любоваться природой. Расширять знания детей о времени года – зиме, закреплять признаки зимы (снег белый и холодный, падает на землю, деревья, дома). 

7 декабря

2

Беседа «Птицы зимой»

Цель: Уточнять и расширять представлении детей о разнообразии птиц, формировать знание об общих признаках птиц (клюв, крылья, перьевой покров). Формировать представление о жизни птиц в зимний период.

14 декабря

3

Наблюдение за птицами на участке Цель: Развивать наблюдательность, умение назвать птицу. Воспитывать умение пытливо всматриваться в знакомые объекты.

21 декабря

4

Аппликация: «Снегири»

Цель: развивать творчества, фантазию, умение вырезать из прямоугольника овал, из квадрата круг, проявлять аккуратность в работе

28 декабря

ЯНВАРЬ

1

Экскурсия по участку «В гостях у зимушки-зимы».

Цель: закрепить знания признаков зимы; показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

4 января

2

Беседа «Как зимуют дикие звери»

Цель: Познакомить с образом жизни диких животных зимой, формировать представление о характере пищи животных, способах добывания зимой, об условиях жизни зимой – холод, голод, глубокий снег, о приспособлении животных к трудной зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между цветом шерсти животного и средой обитания, между зимними условиями и особенностями поведения животных

11 января

3

Ознакомление с художественной литературой: Чтение стихотворения И.З. Сурикова «Зима»

Цель: расширять представление детей о зиме, видеть изменения в природе отражающие в стихотворении, продолжать учить детей внимательно слушать

  1. января

4

Аппликация «Снеговик»

Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения.

25 января

ФЕВРАЛЬ

1

Презентация «Зима в стихотворениях русских поэтов»

Цель: дать представления детям о красоте зимы в стихотворениях поэтов.

2 февраля

2

Чтение «Госпожа Метелица» Братья Гримм

Цель: формировать любовь к чтению, умение слушать и запоминать тексты.

9 февраля

3

Разгадывание кроссвордов «Зимние явления природы»

Цель: активизировать знания о явлениях природы в зимний период, тренировать память, внимание и мышление.

16 февраля

4

Беседа «Скоро весна»

Цель: формировать представления о весне, как времени года, показать приметы и признаки весны.

23 февраля

МАРТ

1

Беседа: «Весна пришла»

Цель: уточнить представления детей, какие изменения в природе происходят с приходом весны, что снег начинает таять, все пробуждается – птицы весело щебечут

7 марта

2

Экскурсия «Весна красна» - разноцветная весна.                                                          

 Цель: показать нежность красок весны, красоту и хрупкость первоцветов.

14 марта

3

Изготовление лепбука «Весна»

Цель: развивать творческие способности, желание помогать взрослым, трудиться.

21 марта

4

Изучение карт растений «Развитие растений в картинках»

Цель: формировать знания о развитии растений от семечки до взрослого растения

28 марта

АПРЕЛЬ

1

Беседа о комнатных растениях «Клумба на окошке»

Цель: 

4 апреля

2

Обучение детей способам уборки пыли с комнатных растений

Цель: учить убирать пыль с комнатных растений влажной тряпочкой с холофитума и сухой тряпочкой с герани. Закрепить умение узнавать и различать растения. Учить устанавливать связи между листьями растений и способами удаления с них пыли. Формировать представление о том, что растения дышат – они живые. Поддерживать интерес к уходу за комнатными растениями.

11 апреля

3

Изучение карт комнатных растений.

Цель: формировать знания об особенностях комнатных растений, их предпочтениях.

18 апреля

4

Аппликация «Цветочки в горшочке»

Цель: развивать творческие способности, умении передавать форму и цвет.

25 апреля

МАЙ

1

Беседа «Вода – это жизнь»

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать экологическую культуру. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитывать аккуратность при работе.

7 мая

2

Просмотр фильма: «Круговорот воды в природе»

Цель: познакомить детей с природным явлением, помочь понять, что такое круговорот воды

14 мая

3

Экскурсия - развлечение по экологической тропе в парке

Цель: познакомить детей с обитателями экологической тропы, вызвать эмоциональный отклик, желание защищать природу, вспомнить правила поведения в природе, доставить детям радость.

21 мая

4

Изготовление стенгазеты «Мир вокруг»

28 мая

Ожидаемые результаты:

  • развитие неравнодушной личности, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей;
  • осознанное формирование и правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  • развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  • у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • приходит понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над проектом "Английский язык вокруг нас"

Проект создан на основе учебной темы «Английский вокруг нас», в рамках которой учащиеся знакомятся со словообразовательными элементами, учатся работать со словарями разных видов. Работа над проектом п...

Творческий проект. Викторина "Профессии вокруг нас"

Творческий проект урок-викторина "Профессии вокруг нас". По технологии 5 класс. Цель урока познакомить детей с разными видами темперамента человека, склонность к какой профессии. Рассказать о различны...

Проект "Физические приборы вокруг нас".

Физика наука экспериментальная и создание приборов своими руками способствует лучшему усвоению материала....

Экологический проект «Сохрани мир вокруг себя!», посвященный Году экологии в Российской Федерации (2017г.)

Проект направлен повысить уровень знаний учащихся о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у учащихся ответственное и б...

Социальный проект "Сохраним мир вокруг нас"

Цель проекта: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса, воспитать бережное отношение ...

Проект "Сохрани мир вокруг себя"

Цель проекта: формирование экологической грамотности  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время, через включение их в общественно-полезную деятельность.Проект предп...