Экологический проект «Сохрани мир вокруг себя!», посвященный Году экологии в Российской Федерации (2017г.)
проект по литературе (10 класс) на тему

Анненкова Татьяна Борисовна

Проект направлен повысить уровень знаний учащихся о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у учащихся ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом и чувства сопричастности ко всему живому; научиться выражать эти чувства в творческих работах.

 

Задачи проекта:

 

Познавательное развитие:

·        Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека.

·        Развивать познавательные умения учащихся при овладении исследовательскими методами познания природы.

·        Формировать осознанно-правильное отношение к растительному и животному миру ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать нужные условия для их сохранения.

·        Развивать и стимулировать познавательную активность учащихся.

 

Речевое развитие:

·        Развитие у учащихся разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта.

  • Ознакомление с художественной и публицистической литературой, участие учеников в мероприятиях на экологическую тему.
  • Упражнение в словарной работе по теме.
  • Знакомство с пословицами, приметами и их значением, обучение чёткому и правильному произношению их.
  • Побуждение к творческой деятельности (написание сочинений на экологическую тему).

Нравственное воспитание:

·        Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.

·        Создавать экологически благоприятную среду на территории ГКОУ школы-интерната для реализации приоритетного направления.

·        Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

·        Реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologichproekt_nasayt.doc152.5 КБ
Microsoft Office document icon fotootchetekologiyana_sayt.doc1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: экологический проект «Сохрани мир вокруг себя!»,

посвященный Году экологии в Российской Федерации (2017г.)

Вид проекта: долгосрочный, информационно-познавательный, творческий.

Формы реализации проекта: классный час, трудовая деятельность учащихся, просмотр видеоматериалов и познавательное чтение, продуктивная деятельность, разработка компьютерной презентации, выпуск буклета, тематическое написание сочинений (в рамках подготовки к ГИА), защита проекта.

Продолжительность проекта: 9 месяцев.

Участники проекта: учащиеся 10 «В» класса, родители, сотрудник библиотеки ГКОУ школы-интерната Т.В. Лисная.

Краткая аннотация:

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Актуальность проекта:

        Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе, стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование и воспитание школьников  - актуальная и главная задача на современном этапе, особенно в Год экологии.  

Идея проекта:

        В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Мы не можем не затрагивать вопросы экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры – деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. Школа является одним из первых звеньев становления человека-гражданина, хозяина своей земли.

        Учащийся, общаясь с природой и изучая её, постепенно постигает мир, в котором живёт. Он открывает удивительное многообразие растений и животных. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Именно поэтому с десятиклассниками выбрали экологический проект «Сохрани мир вокруг себя». В качестве объекта исследований и сохранения чистоты и порядка учащимися выбран школьный участок.

Проблема:

        Любовь к малой Родине начинается с любви к природе. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям нужно именно в школьном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее, если они не правильно сформированы, необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание школьников, как основы формирования гуманной, нравственной  личности.

        Один из наиболее эффективных методов нравственного воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия взрослых и детей в естественных условиях. Реализация проекта «Сохрани мир вокруг себя» позволяет задействовать различные виды деятельности учащихся выпускного класса. Особенно это касается подготовки к написанию сочинений  на экологическую тему (в рамках подготовки к ГИА).

Цель проекта:

повысить уровень знаний учащихся о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у учащихся ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом и чувства сопричастности ко всему живому; научиться выражать эти чувства в творческих работах.

Задачи проекта:

Познавательное развитие:

  • Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека.
  • Развивать познавательные умения учащихся при овладении исследовательскими методами познания природы.
  • Формировать осознанно-правильное отношение к растительному и животному миру ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать нужные условия для их сохранения.
  • Развивать и стимулировать познавательную активность учащихся.

Речевое развитие:

  • Развитие у учащихся разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта.
  • Ознакомление с художественной и публицистической литературой, участие учеников в мероприятиях на экологическую тему.
  • Упражнение в словарной работе по теме.
  • Знакомство с пословицами, приметами и их значением, обучение чёткому и правильному произношению их.
  • Побуждение к творческой деятельности (написание сочинений на экологическую тему).

Нравственное воспитание:

  • Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
  • Создавать экологически благоприятную среду на территории ГКОУ школы-интерната для реализации приоритетного направления.
  • Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  • Реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи».

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость учащихся и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет учащимся и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Сроки проведения:

сентябрь 2016г. – май 2017г.

Участники проекта

Руководитель проекта:

Анненкова Т.Б. учитель русского языка и литературы

Список участников:

1. Дзетль Азамат

2. Коваленко Ольга

3. Маршалкина Ксения

4. Объедков Владимир

5. Осташева Алина

6. Пустынникова Ангелина

7. Семакина Дарья

Принципы реализации проекта:

  •   Планомерность, систематичность, последовательность формирования знаний  у учащихся.
  •   Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями (деятельностный подход).
  •   Воспитательная ценность знаний и умений.
  •   Поиск согласия в решении главных вопросов, поддержка индивидуализации учащихся.
  •   Осознанная  деятельность всех участников педагогического проекта.  

Методическая работа в рамках проекта:

  • изучение научной и познавательной литературы по теме проекта;
  • повышение профессионального уровня в области методики приобщения детей к экологическим наблюдениям и закреплению рассказыванию и написанию сочинений;
  • самоанализ собственной педагогической деятельности;
  • внедрение инновационных  форм деятельности таких как, создание презентаций, создание буклета на экологическую тему;
  • оформление проектной работы для практического применения педагогами и распространения опыта.     

       

Условия реализации проекта:

  • заинтересованность педагогов ГКОУ, учащихся и их родителей;
  • регулярность, системность организации работы;
  • создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.

        

Критерии эффективности проекта:

  • рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта;
  • взаимодействие педагогов и родителей учащихся  на основе открытости, взаимообогащения, установления доверительных и творческих контактов;
  • реализация преемственных связей со школой-интернатом и социумом.

 

Предполагаемый результат:

  • Воспитание любви к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия мира).
  • Формирование нравственных качеств личности, сопереживание, сострадание к бедам родной природы (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
  • Формирование  грамотного экологического сознания, умения защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность).
  • Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
  • Формирование стремления к исследованию объектов природы, умения  делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, вести наблюдения за объектами живой природы.
  • Наведение чистоты и порядка; благоустройство и озеленение помещений и территории школы.
  • Успешное написание сочинения во время ГИА.

Ресурсное обеспечение проекта:

 Материально-техническое

  • виртуальная выставка "Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок" /Р.Эмерсон/ 2017 - Год экологии;
  • авторские мультимедийные презентации;
  • информация в СМИ;
  • уголок природы в классе;
  • видеотека;
  • методические и дидактические пособия, картотека;
  • участок школы-интерната;
  • экологическая тропа.

Учебно-методическое

  • пособия и оборудование в методическом кабинете школы-интерната;
  • методическая литература по экологическому развитию школьников.

Система работы по проекту включает:

  • создание предметной среды - художественная литература, иллюстрации, создание буклетов, создание презентаций, написание сочинений;
  • совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, опыты, участие в мероприятиях на экологическую тему, субботники, создание экологической тропы, посадка цветов и деревьев на прилегающей территории.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (сентябрь 2016 г.)

  • Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Подбор художественной литературы для чтения.
  • Подбор презентации для просмотра.
  • Выборы председателя санитарной комиссии среди учащихся по школе II вида (председатель комиссии Анненкова Т. Б.).
  • Беседа с родителями о создании рассказа-презентации «Экологическая

тропа моей семьи».

II этап – основной (практический) (октябрь 2016 – май 2017г.)

  • Классный час «Природа и мы».
  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний учащихся по проблемам экологии в соответствии с запланированными мероприятиями перспективного комплексно-тематического плана.
  • Поисково-исследовательская работа учащихся вместе с родителями и библиотекарем.
  • Постоянный контроль санитарным патрулем за соблюдением чистоты и порядка в течение всего года на территории школы-интерната.
  • Проведение с учащимися викторин, школьных мероприятий на экологическую тему.
  • Чтение художественной и публицистической литературы на экологическую тему. Поэты: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, С.А. Есенин, Н.А. Заболоцкий, Б.Л. Пастернак; писатели: К.Г. Паустовский, С.С. Гейченко, В.П. Астафьев, К.Д. Янковский; кубанские поэты: В.П. Неподоба, А.Новиков, В.Подкопаев, С.Хохлов, А.Молчанов, В.Дацко, А.Ляпин и другие.
  • Заучивание и выразительное чтение стихотворений на экологическую тему.
  • Знакомство с пословицами, приметами и их значением, обучение чёткому и правильному произношению их.
  • Рассматривание картин, их описание; просмотр видеофильмов и презентаций.
  • Изготовление буклетов «Сохрани мир вокруг себя».
  • Рассказ-презентация учащихся совместно с родителями «Экологическая тропа моей семьи».
  • Проведение субботников, создание экологической тропы, посадка цветов и деревьев на прилегающей территории в течение всего учебного года.
  • Написание творческих работ (изложений и сочинений) на экологическую тему в рамках проведения ГИА.

III этап – заключительный (май – июнь 2017г.)

  • Подведение итогов работы над проектом.
  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Распространение буклетов во время школьного мероприятия на экологическую тему.
  • Сдача ГИА (изложение, сочинение) 30 мая 2017 г.

Ожидаемые результаты.

Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся 10 «В» класса позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
  • расширить и систематизировать знания на экологическую тему;
  • усвоить алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов;
  • закрепить навыки продуктивной деятельности при изготовлении творческих работ;
  • достичь положительного результата при участии учащихся в различных мероприятиях экологической направленности;
  • закрепить навыки по наведению чистоты и порядка; благоустройству и озеленению помещений и территории школы;
  • сформировать ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом и чувства сопричастности ко всему живому;
  • закрепить навык составления рассказа и написания творческих работ на экологическую тему.

Содержание  проекта.

Подготовительный этап

1. Подбор различной информации (иллюстраций, художественной литературы, сайтов) по экологическому направлению.

2. Беседа с родителями на родительском собрании о создании рассказа-презентации совместно с детьми «Экологическая тропа моей семьи».

3. Проведение классного часа «Природа и мы».

4. Консультации с администрацией школы-интерната по организации  наведения порядка, благоустройства и озеленения помещений и территории школы.

5. Подготовка с сайта www.fipi.ru демо-версий изложений и вопросов к сочинениям по ГИА-2017г. (Сборник тренировочных материалов по русскому языку. Часть II).

Основной этап

Цель: воспитание у учащихся ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом и чувства сопричастности ко всему живому; научиться выражать эти чувства в творческих работах.

1. Классный час «Природа и мы».

Цель: Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека.

2. Чтение художественной и публицистической литературы на экологическую тему.

Цель: детальное знакомство с произведениями писателей и публицистами на экологическую тему.

3. Заучивание и выразительное чтение стихотворений, пословиц, примет и их значений  на экологическую тему.

Цель: развитие памяти; развитие и коррекция разговорной речи учащихся.

4. Рассматривание картин, их описание; просмотр видеофильмов и презентаций.

Цель: знакомство с художественными и документальными свидетельствами экологических проблем в мире.

5. Участие учащихся 10 «В» класса в викторинах, школьных мероприятиях на экологическую тему.

Цель: развитие познавательной активности учащихся, развитие и коррекция разговорной речи.

6. Изготовление буклетов «Сохрани мир вокруг себя».

Цель: стимулирование речевой деятельности через развитие мелкой моторики и побуждение к описанию и оценке своего отношения продукта своей деятельности, эмоциональное выражение своих чувств.

7. Рассказ-презентация учащихся совместно с родителями «Экологическая тропа моей семьи».

Цель: объединить детей и родителей общей целью, способствовать их наилучшему взаимопониманию, знакомству с интересными моментами семьи.

8. Проведение субботников, создание экологической тропы, посадка цветов и деревьев на прилегающей территории в течение всего учебного года.

Цель: закрепить навыки по наведению порядка, благоустройству и озеленению помещений и территории школы.

9. Написание творческих работ (изложений и сочинений) на экологическую тему в рамках проведения ГИА.

Цель: закрепить сформированные навыки составления рассказа и написания творческих работ на экологическую тему.

Аналитический этап

        Через разные формы деятельности раскрыть ценностную значимость окружающей природы человека. Повысить экологическую грамотность учащихся и их родителей. Закрепить потребность подростка в бережном и заботливом отношении к природе. Демонстрируются все творческие работы, выполненные в ходе проекта, и навыки в наведении порядка, благоустройстве и озеленении помещений и территории школы. Каждый учащийся рассказывает, чему научился, что сделал сам, а где работа была проведена при помощи взрослых, друзей. Учитель благодарит всех участников проекта и желает учащимся хорошо сдать ГИА.

Отчет о реализации социально значимого проекта

«Сохрани мир вокруг себя!»

ФИО руководителя проекта – Анненкова Т. Б.

Место работы, должность – ГКОУ школа-интернат г.Краснодара, учитель русского языка и литературы.

Ф.И. учащихся: Дзетль Азамат, Коваленко Ольга, Маршалкина Ксения, Объедков Владимир, Осташева Алина, Пустынникова Ангелина, Семакина Дарья.

Место учебы, класс – учащиеся 10 «В» класса II вида ГКОУ школы-интерната.

Предметный раздел – русский язык, литература.

Межпредметные связи - биология, география, трудовое воспитание.

Уровень владения учениками проектной технологией – выше среднего (ученики выполняли подобную работу разного уровня по разным предметам).

Тема проекта: «Сохрани мир вокруг себя!»

Вид проекта - информационно-познавательный, творческий.

По комплексности – межпредметный.

По характеру контактов – внутришкольный, групповой, семейный.

По продолжительности – красткосрочный, выполненный в урочное и во внеурочное время.

Цели проекта: повысить уровень знаний учащихся о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у учащихся ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом и чувства сопричастности ко всему живому; научиться выражать эти чувства в творческих работах (в рамках проведения ГИА).

Задачи проекта:

Познавательное развитие:

  • Формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека.
  • Развивать познавательные умения учащихся при овладении исследовательскими методами познания природы.
  • Формировать осознанно-правильное отношение к растительному и животному миру ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать нужные условия для их сохранения.
  • Развивать и стимулировать познавательную активность учащихся.

Речевое развитие:

  • Развитие у учащихся разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта.
  • Ознакомление с художественной и публицистической литературой, участие учеников в мероприятиях на экологическую тему.
  • Упражнение в словарной работе по теме.
  • Знакомство с пословицами, приметами и их значением, обучение чёткому и правильному произношению их.
  • Побуждение к творческой деятельности (написание сочинений на экологическую тему).

Нравственное воспитание:

  • Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края.
  • Создавать экологически благоприятную среду на территории ГКОУ школы-интерната для реализации приоритетного направления.
  • Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
  • Реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи».

Направления проектной деятельности:

1. Информационный блок: переработка теоретических материалов.

2. Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.

3. Организационный блок: создание предметно-развивающей среды.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
  3. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  4. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
  5. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  6. Интернет – ресурсы:

Официально:
Указ Президента РФ от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии».

Организации: 
Официальный сайт экологической организации Официальный сайт экологической организации Гринпис в России Envirolink - сайт организации, объединяющей организации и волонтеров из более, чем 150 стран. United Nations Environment Programme (UNEP) - Программа ООН по окружающей среде. Международный союз охраны природы Международный Социально-экологический союз FEE (The Foundation for Environmental Education) - Международный фонд экологического образования Water Environment Federation (WEF) Всемирный фонд дикой природы (WWF).

Интернет-порталы: 
Официальный сайт Года экологии в России Всероссийский экологический портал Национальный портал "Природа России" Электронная экологическая библиотека Портал «Предпринимательство и экология» Общероссийский природоохранный проект «Заповедный урок» Портал «Ecocom — все об экологии» Портал«Социальная экология» Портал«Экология производства» Портал «Экология. Космос. Знание» Экологический портал Ecoedu.ru - Экологическое образование и просвещение Экологическая карта Москвы Портал «Экология окружающей среды стран СНГ» Сайт «Катастрофы Земли» «Эко-Информ» - Агентство экологической информации «ИНЭКО»Экологический портал Андрея Пилиповича Ecology WWW page. Экологический словарь.

Экологические СМИ:

Международный научный журнал «Альтернативная энергетика и экология» Журнал «AQUA» Деловой экологический журнал «Демоскоп Weekly» Журнал «Экологический вестник России» «Экология и жизнь»: Научно-популярный и образовательный журнал.

Блоги:
Ecologico – блог об экологии дома и здоровье человека Блог Priroda.su - "Человек и окружающая среда" Блог "Мы с природой на Вы".

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. Интерактивная доска

2. Презентации на экологическую тему.

3. Фотоаппарат.

4. Автоматизированное рабочее место учителя.

Этапы проведения и реализации проекта:

1. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса учащихся для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

2. Организационно-практический:

  • Чтение статей в библиотеке, подготовленных библиотекарем на экологическую тему.
  • Рассматривание картин, их описание; просмотр видеофильмов и презентаций.
  • Чтение на уроках литературы пословиц, примет, рассказов и стихов на экологическую тематику; заучивание и выразительное чтение стихотворений.
  • Просмотр Интернет-порталов и блогов об экологии.
  • Совместное изготовление буклетов «Сохрани мир вокруг себя».
  • Составление индивидуальных рассказов-презентаций учащихся совместно с родителями «Экологическая тропа моей семьи».
  • Участие учащихся 10 «В» класса в викторинах, школьных мероприятиях на экологическую тему.
  • Проведение субботников, создание экологической тропы, посадка цветов и деревьев на прилегающей территории в течение всего учебного года.
  • Написание творческих работ (изложений и сочинений) на экологическую тему в рамках проведения ГИА.

3. Аналитический этап:

  • Проведение классного часа «Сохрани мир вокруг себя». Выступления учащихся.
  • Демонстрация презентации на экологическую тему «Сохрани мир вокруг себя».
  • Обсуждение эффективности создания экологически благоприятной среды на территории ГКОУ школы-интерната учащимися 10 «В» класса, проведенных ими субботников, создание экологической тропы, посадка цветов и деревьев на прилегающей территории в течение всего учебного года.
  • Отчёт членов санитарной комиссии за проделанную работу за год.
  • Обсуждение сочинений учащихся на экологическую тему в рамках проведения ГИА.
  • Заключительная беседа «Что мы хотели узнать и создать, что создали и для чего. Принесёт ли это кому-нибудь пользу?»

Необходимые условия реализации проекта:

1. Интерес учащихся и родителей.

2. Методические разработки.

3. Интеграция с родителями, библиотекарем.

Ожидаемые результаты:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
  • расширить и систематизировать знания на экологическую тему;
  • усвоить алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов;
  • закрепить навыки продуктивной деятельности при изготовлении творческих работ;
  • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
  • закрепить навыки по наведению чистоты и порядка; благоустройству и озеленению помещений и территории школы;
  • сформировать ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом и чувства сопричастности ко всему живому;
  • закрепить навык составления рассказа и написания творческих работ на экологическую тему (в рамках проведения ГИА-2017).

Гипотеза:

        Любовь к малой Родине начинается с любви к природе. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям нужно именно в школьном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее, если они не правильно сформированы, необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание школьников, как основы формирования гуманной, нравственной  личности.

        Один из наиболее эффективных методов нравственного воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия взрослых и детей в естественных условиях. Реализация проекта «Сохрани мир вокруг себя» позволяет задействовать различные виды деятельности учащихся выпускного класса. Особенно это касается подготовки к написанию сочинений  на экологическую тему (в рамках подготовки к ГИА). Таким образом, экологическое образование и воспитание школьников  - актуальная и главная задача на современном этапе, особенно в Год экологии.  

Методы проекта:

1. Наблюдения и экологические экскурсии, санитарно-экологические рейды.

2. Совместное создание презентаций и буклетов.

3. Познавательное чтение.

4. Участие в конкурсах и викторинах.

5. Продуктивная деятельность, защита проектов.

6. Итоговый классный час.

Рефлексия по итогам работы

        Проблема экологического образования и воспитания существует и будет существовать на протяжении развития общества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основу систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Хочется верить, что мои уроки добра и любви к родной природе не будут забыты подростками. Результаты моей работы скажутся не сразу. Однако я уверена, что мои ученики внесут свою лепту в улучшение условий среды обитания. Убеждена, что мои ученики ответственно и бережно будут относиться к окружающему миру и ко всему живому; они научились выражать эти чувства в творческих работах.

Достигнутые результаты:

  • Работа в рамках проекта позволила раздвинуть горизонт участия каждого ученика, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
  • Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение среди родителей и коллег.
  • В условиях реализации проектной деятельности подростки научились:

  - видеть проблемы;

  - задавать вопросы;

  - выдвигать гипотезы;

  - давать определения понятиям;

  - классифицировать;

  - наблюдать;

  - делать выводы и умозаключения;

  - доказывать и защищать свои идеи.

В процессе работы над творческим проектом ученики овладели следующим:

  • навыками коммуникативной деятельности;
  • умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым развивая свой кругозор;
  • научились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);
  • учились логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;
  • развивали творческие способности и трудовые навыки;
  • обогащали словарный запас;
  • повысился рост познавательной активности учащихся;
  • выявлена положительная динамика результатов написания изложений, сочинений с творческим заданием (в рамках проведения ГИА-2017).

 

Предложения по возможному распространению проекта:

Проект можно использовать в любом классе, в кружковой работе и в подготовке учащихся написанию изложений, сочинений с творческим заданием на экологическую тему.

Руководитель проекта     Анненкова Т. Б.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - экологический проект "Сохраним реку Омь"

В работе представлен социально - экологический проект "Сохраним реку Омь" (проблема, цели и задачи, этапы работы и результаты)...

Социальный экологический проект "Сохраним аллею первоклассников"

Актуальность и важность экологического проекта «Сохраним аллею первоклассников»«Аллея первоклассников» - это новая традиция нашей школы. Из за того, что у детей низкий уровень знаний  о правилах ...

Экологический проект "Сохраним птиц Подмосковья".

Проект "Сохраним птиц Подмосковья" разрабатывался учениками школы....

Социальный проект "Сохраним мир вокруг нас"

Цель проекта: формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса, воспитать бережное отношение ...

Проект "Сохрани мир вокруг себя"

Цель проекта: формирование экологической грамотности  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время, через включение их в общественно-полезную деятельность.Проект предп...

Проект «Солнечные Ёжики» для участия в конкурсе Гранте Президента Российской Федерации в 2022 году

Участие в разработке Проекта для участия в конкурсе Гранта Президента Российской Федерации на реализацию проектов в области культуры, искусства  и креативных (творческих) индустрий в 20...


 

Комментарии

Актуальный, содержательный проект. Понравилась доступность материала для учащихся II вида, видно, что ребята были увлечены, участвовали с удовольствием. Планирую использовать в своей работе элементы данной разработки. Спасибо.

Уважаемая Татьяна Борисовна, очень заинтересовала ваша разработка экологического проекта. Приняв в октябре этого года со своими учениками участие в Международном экологическом конкурсе, выявила интерес детей к данной теме и проблемам экологии. Поэтому обязательно воспользуюсь вашим опытом в разработке похожего проекта для учащихся начальной школы. Выражаю Вам свою признательность и благодарность.

Анненкова Татьяна Борисовна

Спасибо большое, уважаемая Елена Сергеевна! Удачи и Вам в Ваших начинаниях!!!