Туристко-экскурсионный маршрут "Моя малая родина - Мяунджа"
проект по экологии (10 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богата наша Земля. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома, от того края, где все привычно и неудивительно. В детстве нам снятся невиданные страны. Потом мы вырастаем, и далекие земли все сильнее притягивают наше воображение. А между тем нам просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. И тогда красота родного края станет полной удивительнейших загадок. А когда мы, попытаемся узнать о нем хоть чуточку больше, чем знали раньше, он станет нам еще родней. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Мяунджа»  Сусуманского муниципального округа

 Туристско-экскурсионный маршрут по территории поселка

«Моя малая родина - Мяунджа»

Ресурсы о регионе и районе маршрута

https://visitkolyma.ru/ - Туристический портал Магаданской области

https://www.kolymastory.ru – Моя родина – Магадан – Краеведческий портал Магаданской области

https://yadi.sk/d/bw64ilKVawacXA - Туристко- экскурсионный маршрут  по маршруту «Моя малая родина - Мяунджа».

https://yadi.sk/d/x729GCY2MPpZGQ - Топографическая карта маршрута «Моя малая родина-Мяунджа».

Актуальность выбранного маршрута

Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богата наша Земля. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома, от того края, где все привычно и неудивительно. В детстве нам снятся невиданные страны. Потом мы вырастаем, и далекие земли все сильнее притягивают наше воображение. А между тем нам просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. И тогда красота родного края станет полной удивительнейших загадок. А когда мы, попытаемся узнать о нем хоть чуточку больше, чем знали раньше, он станет нам еще родней. Учитывая, как привлекательна природа в Сусуманском городском округе, какие здесь имеются исторические, природно-культурные значимые места, совместно с обучающимися МБОУ «СОШ п. Мяунджа» разработан туристско-экскурсионный маршрут «Моя малая родина» по наиболее интересным и значимым местам п. Мяунджа.

Актуальность данной проблемы очевидна, так как проблема экологического и патриотического воспитания среди молодежи стоит очень остро.

Туристско-экскурсионный маршрут – это проложенный на местности экскурсионный маршрут, рассчитанный на учащихся ценителей природы и истории. Предназначен для того, чтобы проводить учебную, просветительскую и пропагандистскую работу по охране природно-культурных объектов, повышать экологическую, историческую и литературную грамотность экскурсантов.

Предполагаемая целевая аудитория

Обучающиеся школьного возраста от 12 лет.

Маршрут может быть пройден организованными группами детских туристско-краеведческих объединений, классными коллективами, малыми группами.

Наличие экскурсоводов на маршруте –  педагог МБОУ «СОШ п. Мяунджа», 1 человек.

Сезон

Маршрут сезонный - весна, лето, осень.

Маршрут не представляет опасности и сложности для прохождения (не имеет крутых склонов, осыпей). Тем не менее, перед выходом на маршрут требуется подготовка к экскурсии.

 Весной  чаще всего сохраняется снежный покров, поэтому при подготовке экскурсии следует убедиться, что одежда всех участников подготовлена к преодолению снега глубиной до 30 см.

Руководитель должен проконтролировать наличие у участников группы соответствующей сезону и погоде одежды, обуви. Телефоны участников должны быть заряжены на 100%.

Ключевые направления

#История #Краеведение #ЗОЖ #Природа #Активный туризм #Родной край

Интеграция маршрута в образовательные программы и возможные образовательные эффекты

Прохождение маршрута способствует актуализации знаний, полученных в рамках освоения дополнительных образовательных программ туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного и естественнонаучного направлений, и образовательных программ основного общего образования по предметным областям «История», «Естественно-научные предметы», «Физическая культура», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», связано с программным материалом для краеведческого кружка в рамках внеурочной деятельности.

Прохождение маршрута позволяет дополнить и разнообразить программы воспитания /воспитательной работы классов и ОУ в целом, создает условия для дополнительной физической активности обучающихся, содействуя укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья, овладевают умениями применять на практике знания из разных школьных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и деятельностью человека.

Образовательные и воспитательные эффекты маршрута:

Способствует формированию исторического и гражданского сознания, социокультурной идентичности как жителя п.Мяунджа и Магаданской области, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, укреплению здоровья и морально-волевых качеств личности, формируя привычку к соблюдению здорового образа жизни и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Развивает коммуникативные, этические, социальные и гражданские компетентности.

Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

■S        Досуговый

■S        Ознакомительный

■S        Просветительский

■S        Исследовательский

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Маршрут доступен для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Продолжительность маршрута

Непосредственно прохождение маршрута – 3,5 - 4,0 часа.

При организации практических занятий на местности (отдых, питание, фотографирование, изучение флоры и фауны, проведение научно-исследовательской работы) время пребывания на маршруте увеличивается.

Протяженность маршрута

Пеший способ передвижения  по маршруту – 6,7 км.

Пункты, через которые проходит маршрут

п. Мяунджа, МБОУ «СОШ п. Мяунджа» – Аркагалинская ГРЭС –– Спортивно- оздоровительный комплекс КФХ (глава И.В. Козаков) – стела Мяунджа – Пожарная часть –  Стела памяти павших в годы Великой Отечественной войны – МБОУ «СОШ п. Мяунджа». Маршрут проходит  по поселку Мяунджа и по проселочной дороге в сторону животноводческого завхоза и обратно в п.Мяунджа.

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цель маршрута: изучение истории малой родины, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям, воспитание интереса и любви к малой родине.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

Воспитательные задачи

  1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм, интерес  к изучению родного края.
  2. Воспитать чувство личной ответственности, дисциплине и самодисциплине,  бережного отношения к природе родного края.
  3. Воспитать   нравственные   качества   по   отношению   к   окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).
  4. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни, физической подготовке как необходимому ресурсу.

 Развивающие задачи

  1. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать.
  2. Развитие общей физической выносливости.

 Обучающие задачи

  1. Сформировать систему знаний,  умений,  навыков по основам начальной туристкой подготовки, туристским потенциалом п. Мяунджа.
  2. Сформировать    и    расширить    систему    знаний    обучающихся    по краеведению своего поселка и Магаданской области.

Прохождение маршрута позволяет:

-  познакомиться   с   природными   особенностями   п.Мяунджа;

-   усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях природы;

  • развить коммуникативные способности;
  • способствовать формированию ценностного отношения к природной среде родного края;
  • способствовать формированию стремления к здоровому образу жизни средствами активного туризма.

Прохождение маршрута позволяет отработать практические навыки:

  • техники передвижения в пеших походах по гористой местности;
  • техник спуска и подъема по некрутым склонам;
  • преодоления    естественных    препятствий    при    движении    по пересеченной местности.

Прохождение маршрута в образовательной деятельности используется как практическое занятие на местности в виде однодневного похода.

Формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов:

  • рассказы, беседы о районе путешествия, его природных особенностях, истории, значимых событиях;
  • специально организованное наблюдение, фотографирование;
  • использование   интерактивных   навигационных   материалов   (карты, путевые точки);
  • практическое освоение полученных ранее теоретических знаний.

Дополнительные условия

Одежда: легкая (желательно не на синтепоне) непромокаемая куртка с капюшоном, вязаная шапочка (в межсезонье), теплые перчатки (в межсезонье), свитер на молнии с высоким горлом, плотные штаны из снегоотталкивающей ткани с термобельем (в межсезонье, летом – штаны из плотной ткани), весной также возможно резиновые сапоги или кроссовки с водоотталкивающим материалом, так как местами болотистая почва.

Групповое снаряжение: групповая аптечка.

Личное снаряжение: рюкзак, кружка, сидушки, запасные носки и перчатки, резиновые сапоги или личная аптечка. Не забываем полностью зарядить телефоны!

Питание: термос с чаем или вода для питья, сухой паек.

Характеристика поселка Мяунджа

Мяунджа - небольшой поселок городского типа в Сусуманском муниципальном округе, расположенный на реке Мяунджа, в 730 километрах к северо-западу от города Магадана.

Площадь населенного пункта составляет 5,2 квадратных километров.

 Общие данные и исторические факты

В 1950 году при строительстве Аркагалинской ГРЭС был основан небольшой поселок Мяунджа.

В 1954 году ввели в эксплуатацию первый турбогенератор ГРЭС.

В 1957 году по указу Президиума Верховного Совета РСФСР Мяунджа получила статус посёлка городского типа.

Рядом с Аркагалинской ГРЭС располагались теплицы овощеводческого совхоза "Энергетик", которые обогревались тёплой водой от электростанции.

В 2005 году населенный пункт получил статус административного центра городского поселения "поселок Мяунджа".                                     

Описание движения по маршруту

Маршрут начинается от территории МБОУ СОШ п.Мяунджа, в направлении на юго-восток в сторону Аркагалинской ГРЭС (АрГРЭС).  Идем по грунтовой дороге, слева простирается невысокая сопка с хвойным лесом местами зарослями кустарников. С поселка видны высокие трубы АрГРЭС. Пройдя 1600 метров мы, приближаемся к АрГРЭС. Территория ГРЭС ограждена, поэтому вход на территорию только по разрешению и договоренности с начальством. Очень много интересного можно узнать, побывав здесь, об истории создания электростанции и заслуженных людей труда, несравненно высока значение ГРЭС для района и поселка. Рядом с АрГРЭС располагается водохранилище, который занимает большую площадь территории, и благодаря бассейну работает ГРЭС. Дальше продолжаем идти по  маршруту и, поднимаемся чуть вверх по грунтовой автомобильной дороге и, пройдя примерно 230 метров, доходим до спортивно-оздоровительного комплекса АрГРЭС (глава И.В.Козаков), который работает круглый год, самое излюбленное место отдыха жителей поселка. Там дети занимаются плаванием, особенно много посещают бассейн дети в летний оздоровительный сезон.  После посещения спортивного комплекса, чуть спустившись обратно вниз по грунтовой дороге, метров 100, сворачиваем налево и продолжаем путь по хорошо заметной грунтовой дороге.   Дальше путь по маршруту продолжается по склону сопки, где простирается  хвойный лес, в основном из лиственниц, с приятным запахом хвои, особенно ощущается в летнее время, когда начинает все зеленеть и покрывается зеленым ковром, видны заросли можжевельника, иногда видны обрывистые места сопки, густо разрастающимися хвойными и лиственными деревьями. Взору открывается весь ландшафт нашего поселка, слева хвойная тайга, справа заросли кустарников с влажными почвами и кочками, утопающей в воде, особенно весной, покрывающей талыми водами.  Путь постепенно уходит вниз, и идти становится легко. Пройдя 3,5 км от начала маршрута, нашему обзору открывается  большая площадь территории, где раньше располагались теплицы овощеводческого совхоза "Энергетик", которые обогревались тёплой водой от электростанции. Площадь простирается на большую территорию. Теперь здесь  разводят крупный рогатый скот животноводческого  совхоза. Издалека видны стоящие ровно здания теплиц, поблескивая стеклянными крышами на солнце.  Здесь наш маршрут проходит мимо старых  заброшенных зданий  теплицы, тут и там видны  разрушенные здания. Дальше наш маршрут проходит вдоль карьера. Стоит особо контролировать местонахождение ребят – в 50 м. от пути  находится  отвесный обрыв карьера.  Спустя 500 метров сворачиваем на хорошо заметную протоптанную тропу среди зарослей кустарников, и спустя еще несколько метров выходим на грунтовую автомобильную дорогу к стеле Мяунджа. Дальше маршрут идет по широкой грунтовой автомобильной дороге обратно в поселок. По дороге встречается бурундук, перебежавшая дорогу, можно встретить кролика и лисицу. Пройдя 500 метров по грунтовой дороге,  выходим к территории Пожарной части. Территория части ограждена, въезд только для машин части, поэтому можно увидеть машины пожарной части издалека. Для знакомства с работой пожарной части надо заранее запланировать встречу с сотрудниками и тогда можно поблизости увидеть технику пожарной части, узнать много интересного. Дальше маршрут также продолжается по грунтовой автомобильной дороге главной улицы поселка,  до стелы Памятника павшим в боях Великой отечественной войны. Дальше пройдя несколько сот метров заканчиваем свой маршрут около школы. На всем протяжении экскурсионного маршрута  сотовая связь стабильна. Wi-Fi отсутствует.

Методические материалы для работы на маршруте

  1. Алгоритм организации и проведения туристского похода выходного дня с        обучающимися        образовательного        учреждения https://disk.yandex.ru/i/rPvSr2PFfKqwQA
  2. Особенности организации и проведения походов с детьми (таблица) https://disk.yandex.ru/i/Cdgirsx1xlU6ww
  3. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися https://disk.yandex.ru/i/Am5HhpRJfYCucQ

4. Рабочая тетрадь по основам туризма для учащихся младших классов «Собираем рюкзачок» Рязанцева Людмила Александровна, методист, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и патриотического воспитания» г. Тулы -https://307226.selcdn.ru/turcenter-prod/unauth/3c8ba0/5556ff479cf71cd9ca91a9b655ddaf71d9f98d0e.pdf

5.        Седов Р. В. Хочу ходить по земле. – Магадан : Охотник, 2019. https://hunterpress.ru/upload/pdf/Sedov_95_Routes_book.pdf

6.        Природа, растения и животные Магаданской области// «Сезоны года» общеобразовательный        журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"

Классный час "Они защищали Родину. Герои моей малой Родины"...

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Сочинения и художественные работы конкурса "Моя малая родина"в номинации «Живой символ малой родины».

В работе представлены описания "живых символов" , характерных и уникальных  для родного  края.Также прилагаются художественные работы (рисунки)....

Стихи о Родине,о России. Малая Родина-Федоскино!

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле....

Республиканский научно-краеведческий конкурс учащихся «Моя родина-Минии нютаг», посвященный 90-летию краеведа и публициста, государственного и общественного деятеля Д.Д.Дагбаева Номинация №3 «Исследования о малой родине» «Обоо Баян-Мандал: вчера, сегод

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Презентация "История моей малой Родины. Краснореченке - 200 лет: много это или мало?

Краснореченка - небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз...